Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало icon

Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало



НазваниеЭпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало
Дата конвертации13.10.2012
Размер46.27 Kb.
ТипУрок

Тема: «Я пришёл не судить мир, но спасти...» (Образ Христа в русской литературе).

Урок-семинар в 11 классе по литературе

Учитель русского языка и литературы Журавлёва Наталья Николаевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение Межозёрная общеобразовательная средняя школа Верхнеуральского района

Челябинской области

Цель: Обобщение и систематизация содержания прочитанных произведений русских писателей, выявление роли библейских мифов, образа Христа в русской литературе;

Формирование умения у учащихся самостоятельно производить отбор нужного материала целенаправленно, готовить сообщения на нужную тему;

Внедрение групповой формы работы на уроке в целях дифференцированного подхода к обучению учащихся;

Воспитание у учащихся высших духовных ценностей (добра, любви, милосердия), любви к нашим праотцам, нашей истории.


Оборудование:

1. Оформить выставку книг;

2. Подготовить иллюстрации к произведениям, о которых пойдёт речь на уроке.

3. Использовать грамзапись колокольного звона, песню в исполнении Малинина на стихи С. Есенина «Забава».

4. Оформить доску: написать тему, эпиграф, прикрепить распятие Христа на белом листе бумаги, прикрепить икону.


Эпиграф к уроку:

Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь.


Пришвин М. Дневник писателя

Ход урока:

Мобилизующее начало

Звучит грамзапись ростовского колокольного звона. На экране слайд с распятием Христа

Организационный момент: Формулирование темы и цели урока

1.Вступление:

Слова учителя:

Изображение Иисуса Христа в русской литературе, вплоть до ХIХ века, практически отсутствовало. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось обязательным религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались создавать его образ. И мы не приучены с вами прислушиваться к колокольному звону на старинных церквях.

В начале ХХ века Иисус Христос в качестве литературного героя появляется в произведениях Л. Андреева, Мережковского, Булгакова и других писателей. Мы наблюдаем повышенное внимание писателей к полулегендарной личности Христа. Чем это вызвано? Конец ХIХ и начало XX века. Что у них общего? Да потому что в мире хаоса, переоценки духовных ценностей образ Иисуса вновь становится высшим нравственным идеалом для человека и человечества, указывающим путь к добру, любви, милосердию.

Духовное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности – такова философская концепция Достоевского.
Тема конца света, гибель мира и человека и последующее возрождение переплетаются и составляют план переделки Вселенной. Одним из источников этого плана были мифы и образы, заимствованные Достоевским из Библии.

^ Групповая работа

Слово предоставляется Ι группе: Как отразилась эта концепция в его романе «Преступление и наказание»?


Учитель:

В финале романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» становится также проблема искупления зла, прощение злодеев. Каждый может спасать, и никому в этом не отказано. Человек начинается с преодоления страха. Докажите это.

Слово предоставляется ΙΙ группе.


Учитель: Евангельский сюжет, спор Иисуса и Понтия Пилата, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» обращён также к событиям нашей отечественной истории. В чём его суть?

Слово предоставляется ΙΙΙ группе.


Учитель: Возвращение к Христу как к нравственному идеалу – это не дань моде, не стремление угодить возрождающемуся религиозному сознанию многих наших современников. Оно обусловлено идеей спасения мира, лишённого «имени святого», трагедию этого предощущал в начале революции А. Блок в поэме «12». Казалось бы, такие хрестоматийные произведения, как «мать», «12» и другие изучены до последней детальки. Но вот незадача: процессы в обществе пробуждают от спячки наши умы и заставляют взглянуть на многие явления с неожиданной стороны. Нечто подобное произошло с поэмой «12». Если верить учебнику, то это произведение – «гимн революции». А если отбросить слепую веру и попытаться взглянуть на поэму незаморенными глазами.

Слово предоставляется ΙV группе.


Учитель: За последние годы целая лавина обвинений обрушилась на великого русского писателя А. М. Горького. «Разоблачают» Горького как сталиниста – вместо того, чтобы разбить сталинские мифы о Горьком. Один из самых вредных мифов утверждает, будто Горький своим романом «Мать» положил начало «соцреализма». Попытайтесь этот миф разбить. Эта книга написана свободным художником.

Слово предоставляется ν группе.


Заключение учителя:


Знание основных библейских сюжетов необходимо культурному человеку: без него невозможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. А к великому нашему стыду, мы этого не знаем. Не знаем содержания. Книги книг не знаем.

Святых, не знаем иконы, молитвы. Не так давно широко праздновалось 1000- летия христианства на Руси. И люди 1000 лет уже молятся утром и вечером, перед обедом и после, молятся Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, молятся Иисусу Христу.

А есть оказывается молитва перед учением и после учения. Н этой ноте я и хочу закончить наш семинар. Прослушайте их:

Молитва перед учением.

«Преблагой Господи, ниспошли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимания преподаваемому нам учению, возросли сны Тебе нашему Создателю во славу, родителям же нашим на утешенение, церкви и отечеству на пользу».

Молитва после учения.

«Благодарим Тебя, Создатель, яко подобия нас благодати Твоей, во еже внимать учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подай нам силу и крепость к продолжению учению сего».

Звучит песня в исполнении Малинина на стихи С. Есенина «Забава».

Домашнее задание

Написать сочинение:

  • Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского. (По роману «Преступление и наказание»)

  • Образ Христа и загадка финала поэмы А.А.Блока «Двенадцать»

  • В чём суть спора Иешуа и Понтия Пилата в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • «Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу» (Л.Н.Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Подведение итогов

Продолжить предложение

1. На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4.За урок я ….
5.Мое настроение ….
6.Материал урока мне был …
7.Домашнее задание мне кажется …








Похожие:

Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало icon«Я пришёл не судить мир, но спасти…» Урок литературы в 11 классе
Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconЖизнь и чудеса Иисуса Христа Новый Завет в изобразительном искусстве
Священной истории, когда к Деве Марии был послан архангел Гавриил, чтобы сообщить ей благую весть «Евангелие» что у неё непорочным...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconПротокол № от утверждаю: Директор моу пойловская сош №21 Л. П. Ковешникова Приказ № от
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconЮ. А. Гусев судьбачеловечества «Не станет он искать побед, он ждет, чтобы Высшее Начало Его все чаще побеждало, чтобы ему расти в ответ»
Земля. Конечно, когда-нибудь оно покинет свою колыбель, как предвидел К. Э. Циолковский, но пока до этого еще далеко. Мы еще не так...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало icon4 февраля 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения писателя Михаила Михайловича Пришвина
Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля н с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconПроект «Компьютерный ликбез» Актуальность проекта
В начале 90-х годов началось активное внедрение в нашу повседневную жизнь персональных компьютеров. Людям, возраст которых сегодня...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconПамятка Любить себя. Это наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным и реализовать себя
Чтобы не растеряться в разных жизненных ситуациях, надо научиться понимать и объяснять поведение людей
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconНужно почаще говорить другим о том, что вы сделали. Конечно, не надо навязывать это, быть самодовольным или фанатеть от себя – это лишь отпугнёт людей. И всё-таки не стоит стесняться в подходящий момент сообщить другим о том, что вы сделали
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconТема опыта
Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях,...
Эпиграф к уроку: Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на современную свою повседневную жизнь. Пришвин М. Дневник писателя Ход урока: Мобилизующее начало iconТолстого
У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов