Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина icon

Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина



НазваниеПротокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина
Дата конвертации18.02.2013
Размер238.71 Kb.
ТипПротокол

Утверждено на заседании кафедры начального общего образования КРИПКиПРО

Протокол № 1 от 17 августа 2012 г.

Зав. кафедрой __________ В. Г. Черемисина


Методические рекомендации

«О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2012-2013 учебном году»


Начальная школа в течение двух лет осуществляет поэтапный переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Актуальность этого перехода связана с дальнейшим совершенствованием системы образовательного процесса в начальной школе. В настоящее время перед учителем начальных классов стоят задачи, связанные с активным включением в изучение и реализацию новых требований ФГОС НОО.

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога начального образования определяют следующие нормативные документы Федерального уровня:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43).

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 статьи 9, 13, 14, 15, 32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 года № 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2012-13 учебный год».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312.


^ Программно-методическое обеспечение

начального образования


Вариативность – один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов, в применяемых учителем образовательных технологиях, методах и организационных форм обучения. Вариативность – основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений в свете требований ФГОС НОО.

Вариативность начального образования в регионе представлена различными образовательными программами (учебно-методическими комплексами), обучение по которым осуществляется на протяжении многих лет:

  • Образовательная система «Школа 2100» (научный руководитель авторского коллектива – Д. И. Фельдштейн, издательство БАЛАСС);

  • «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Р. Г. Чуракова, издательство «Академкнига/Учебник»);

  • УМК «Школа России» (научный руководитель А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»);

  • «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова, издательство «Вентана-Граф»);

  • система развивающего обучения Л. В. Занкова (научный руководитель Н. В. Нечаева, издательский дом «Фёдоров»).

Выбор учебников и пособий осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Все учебники успешно прошли федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получили положительные отзывы РАН, РАО и вошли в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N 729 [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m729.html],зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный № 15987, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 13 января 2011г. № 2 [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2.html], зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2011г., регистрационный № 19739. Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: http://mon.gov.ru/.

Современный учебно-методический комплекс (в центре которого, безусловно, учебник) – это набор составляющих его рабочих компонентов: программ, учебно-методических пособий, электронных приложений, интернет-ресурсов.

Изменения в содержании учебно-методического комплекса отражают переход от классической методики преподавания предмета в виде передачи набора знаний от учителя учащимся к использованию педагогом современных образовательных технологий деятельностного типа.

Образовательные учреждения вправе выбирать учебно-методический комплекс, утвердив его локальным актом и обосновав свой выбор. При выборе учебников по ИЗО, музыке, физической культуре в случаях, если эти предметы ведут учителя-предметники, возможно руководствоваться не принадлежностью к УМК, а обеспечением непрерывности и преемственности изучения курса в начальной и основной школе. Однако необходимо учитывать, что все компоненты УМК должны быть интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования. По-прежнему основной проблемой, связанной с использованием действующих УМК, остается проблема практической реализации заложенных в них концептуальных идей и новых подходов к организации учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


^ Начальная школа в условиях реализации требований ФГОС НОО


В ФГОС НОО определены цели начального образования:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельных выборов;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться), то есть постоянно расширять границы своих возможностей.

В рамках общих целей начального школьного образования выделены следующие, более частные задачи начального образования, которые должны служить ориентиром в деятельности педагогов начального образования:

  • создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания;

  • обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной деятельности школьников, между совместной и индивидуальной формами работы;

  • обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, включать учебно-познавательную деятельность во внеучебные занятия, опираясь на достижения и опыт детей.

Главным направлением стандарта второго поколения является изменение уклада начальной ступени образования. Начальная школа должна стать не "школой навыка", а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, раскрытия личностного потенциала на основе системно-деятельностного подхода.


^ Деятельностный подход в обучении

как фактор развития личности младшего школьника


Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

– от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться;

– от «изолированного» изучения учащимися предметных знаний, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

– от стихийности становления учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации формирования;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

В условиях деятельностного подхода в обучении предстоит организовать учебный процесс, направленный на поиск способа решения поставленной перед учащимися задачи, т. е. поискового (творческого) типа. Иными словами, необходимым начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи, требующей от младшего школьника анализа ситуации действия, нового ее понимания. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие развивающего обучения.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, чтобы управлять и развивать их познавательную деятельность.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие умения ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. то, что называется «учебной деятельностью». Компонентами учебной деятельности являются: мотив – цель – учебная задача – способы действий – самооценка, самоконтроль. Сформировать учебную деятельность младших школьников становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД): личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Современному учителю необходимо учитывать, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.

Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников имеет определенные возможности для формирования УУД.


^ Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода


Цели урока должны задаваться с тенденцией передачи функций учителя к ученику.

В новых условиях учитель должен стремиться:

  • систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность к деятельности, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

  • использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

  • владеть разными видами диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы;

  • сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по алгоритму и творчески;

  • давать задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (специально направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся);

  • добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

  • стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;

  • специально планировать задачи урока, направленные на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных УУД;

  • принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения;

  • начинать все значимые части урока с целевых установок и завершать их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учениками.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, должен создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке должно осуществляться глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Педагог, строящий в классе учебное сообщество, в принципе не может занимать позицию учителя, ведущего фронтальное занятие: он не дает в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, но помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, учитель включается в работу группы лишь в случае необходимости. Учителю следует учитывать, что эмоциональный элемент урока преследует цель развития эмоционального отношения к деятельности, связанного с возрастными особенностями младших школьников. Правильно организованное эмоциональное взаимодействие в процесс обучения между учителем и учащимися приводит к возникновению таких эмоций, как творческий подъем, вдохновение, приподнятость.

Обычно принято считать, что в процессе обучения следует опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные тормозят, а порой делают вообще невозможным успешное протекание учебного процесса. В отношениях “учитель – ученик” не должно быть места страху перед наказаниями или неудачей, боязни учителя, его негативных оценок, грубости. Речь идет о тех “отрицательных” эмоциональных переживаниях, которые обусловлены конфликтом развития личности, может быть, даже и конфликтом отношений. Учитель не должен бояться дать возможность ребенку испытать чувство недовольства собой, огорчение по поводу постигших неудач, стыд за невыполненное задания, “страдание” по поводу недостаточных знаний, сопереживание неуспеху других, сочувствие неудачам одноклассников и самого учителя. Другое дело, что в общении учитель должен продемонстрировать умение прийти на помощь, вселить уверенность, не дать отрицательным эмоциям «забить» ребенка, не дать школьнику привыкнуть, примириться с ними, а значит и «погасить» само переживание неуспеха (привычка к неудачам может прочно связать учение с отрицательным отношением к нему и учителю). Однако, и при создании «ситуации успеха» тоже необходимо соблюдать чувство меры. Чрезмерное перевозбуждение ребенка, связанное с приятными переживаниями, как правило, ухудшают познавательный процесс, а то и совсем может приостановить его. Учителю необходимо заботиться о динамике переживаний, степени заинтересованности учащихся и разнообразии с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Создание на уроке оптимального поля эмоциональной напряженности связано с учетом особенностей детского коллектива в целом, условий протекания групповой учебной работы и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Что стимулирует и активизирует деятельность одного, может оказать противоположное действие на другого школьника. Знание особенностей эмоционального развития школьника, эмоциональных установок и особенностей протекания эмоциональных процессов – важное педагогическое условие эффективного руководства учебно-воспитательным процессом. Эмоциональные проявления учителя и его отношение к созданию «ситуации успеха» зависят от стиля педагогического руководства и стиля общения. Конечно, по отношению к учащимся начальных классов преждевременно говорить о сформированных установках на какой-то комплекс эмоций, однако, учитель может и должен учитывать проявляющиеся у ребенка тенденции к определенного рода эмоциональным переживаниям, помогать ему управлять эмоциональной сферой, перестраивать и выстраивать ее.

Отличным средством создания эмоционального фона является решение проблемных задач, внедрение диалоговых ситуаций, использование приема эмоционального подкрепления, способствующего осознанному усвоению знания.

Важнейшей структурной единицей учебной деятельности в условиях введения ФГОС становятся «учебные ситуации». Содержательной основой учебных ситуаций являются планируемые результаты. При проектировании учебных ситуаций в уроке учитель соблюдается их полный замкнутый цикл:

  • школьники (самостоятельно или с помощью учителя) обнаруживают и исследуют предмет деятельности,

  • преобразуют его,

  • частично запоминают.

При этом следует учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов.

Приведем примеры проектирования и отбора учебных ситуаций:

  • Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу», «Готовим праздник», «Делаем подарки»…

  • Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: «Эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)», « Подведение под понятие (маркировка, группировка, упорядочивание, сопоставление и сравнение)», «Проведение мини-исследований», «Описание и оценка» …

  • Учебные ситуации с элементами коллективно-распределительной деятельности: «Проблемное задание». Типы проблемных заданий: ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной проблемы; ребенок оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения, формы работы и т.п..

  • Ежедневно используемые ситуации: математика: счет, вычисления, решение задач; русский язык и чтение: «чисто-» скороговорки, чтение вслух и про себя, «Дневник читателя», обсуждение, рассуждение; окружающий мир: «Дневник наблюдений» и др.

Однако на каждом уроке надо помнить о «ситуации успеха» – каждый ребенок в чем-то обязательно должен достичь успеха (пусть даже в малом). Даже за ошибочный ответ можно похвалить ученика, т.к. он значим тем, что другой ученик на этой ошибке понял истину и сделал открытие.

При составлении плана (модели) будущего урока учителю рекомендуется поставить перед собой вопросы:

1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть "конечный" результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помогут учащимся данное понятие принять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить?)

2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач: предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных), личностных?

3. Как организовать урок? То есть:

  • как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность по ее принятию?

  • что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает?

  • как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им "нужным", чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть "барьер"?

  • как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом?

Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Целенаправленная работа учителя должна быть ориентирована на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Период составления портфеля достижений с 1 по 4 классы. Портфель достижений рекомендуется хранить в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

^ Система оценивания занимает особое место в образовательных технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы стимулировали учащихся к дальнейшему продвижению в познании.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

В соответствии с ними система оценок должна фиксировать:

  • цели оценочной деятельности;

  • критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;

  • условия и границы применения системы оценки.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов, поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

^ Библиографический указатель ФГОС НОО


  1. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-018495-3.

  2. Виноградова Н. Ф. Не только учить, но и развивать. – Образовательная политика, 2010, № 1–2, с. 102–107

  3. Низенко Е. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования. – Образовательная политика, 2010, № 1–2, с. 108–113.

  4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.– 224 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020549-8.

  5. Стойлова Л. П. Математическое образование учителя начальных классов в новых условиях. – Начальная школа, 2010, № 3, с. 53–60

  6. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – Официальные документы в образовании, 2010, № 6, с. 9–41

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). – Библиогр.: с. 155–158. – ISBN 978-5-09-020588-7.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-1.

  9. Логинова О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. – 80 с.: ил., 20 отд. л. ил. + прил. 32 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019568-3.

  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012.

  11. Котова С. А. Система портфолио для новой начальной школы. – Народное образование, 2010, № 5, с. 185–191.

  12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. . Ч. 1. - 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021952-5(1).

  13. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 231 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023597-6(2).

  14. Кузнецов А. А. Школьные стандарты нового поколения. – ОБЖ, 2010, № 5, с. 15–17

  15. Ковалева Г. С. Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе. – Школьные технологии, 2010, № 2, с. 155–163

  16. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021779-8.

  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – 204 с. - (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022564-9.

  18. Пахомова Н. Ю. Проекты в начальной школе. – Народное образование, 2010, № 9, с. 189–192.

  19. Демидова М. Ю. "Окружающий мир" в стандартах второго поколения. – Народное образование, 2010, № 9, с. 193–200.

  20. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022891-6.

  21. Русский язык. Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями / М. И. Кузнецова. – М., СПб.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Итоговый контроль в начальной школе). – ISBN 978-5-09-023779-6.

  22. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – Библиогр.: с. 219-221. – ISBN 978-5-09-019218-7.

  23. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-020813-0.

  24. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч. Ч. 2 / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024722-1 (2).

  25. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова; Российская академия наук, Российская академия образования. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-018580-6.

  26. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам ). – ISBN 978-5-09-019135-7.

  27. Сборник проектных задач. Начальная школа: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова и др.; под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-024046-8(1).


^ Список литературы и рекомендуемые сайты

«Системно-деятельностный подход в обучении»


  1. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».– 2011.-№ 9.– С.14–15.

  2. Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.– 2011.–№ 4.– С.13–27.

  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:

[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf.

  1. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  3. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  4. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/].

  5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/].

  6. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании. Педагогика, 2010.

Интернет-ресурсы


  1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru

  3. Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru

  4. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru

  5. Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» http://portal.ntf.ru

  6. Статистика российского образования http://stat.edu.ru

  7. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://www.apkppro.ru

  8. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования http://www.nica.ru

  9. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru

  10. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru

  11. Федеральный центр тестированияhttp://www.rustest.ru


Федеральные информационно-образовательные порталы


  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.

  2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.

  3. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru.

  4. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru.

  5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

  6. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru.

  7. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru



Составитель: методист кафедры начального общего образования

Е. П. Лебедева.




Похожие:

Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconПроекта
Зав кафедрой
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconЗав кафедрой (наименование кафедры)

Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconПроблемы построения сетей связи следующего поколения зав кафедрой аэс пгути

Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconЗав кафедрой эс гурниной Е. В
Прошу Вас разрешить прохождение преддипломной практики на предприятии, где я работаю ООО «Название предприятия»
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconПротокол №1 «28» августа 2012 года «28» августа 2012 года Заведующая д/с В. И. Нижник
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconОтчет о работе в рамках федеральной инновационной площадки
Игнатьева Г. А., доктор педагогических наук, зав кафедрой педагогики и андрагогики гбоу дпо ниро
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconФедеральное агентство образования и науки РФ воронежский государственный педагогический университет
Зав кафедрой теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности проф. А. И. Григорьев
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconПервая
В. Р. Скрипко; кафедра гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (зав кафедрой...
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина iconФедеральное агентство образования и науки РФ воронежский государственный педагогический университет
Зав. Кафедрой теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности проф. А. И. Григорьев
Протокол №1 от 17 августа 2012 г. Зав кафедрой В. Г. Черемисина icon«Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Руководители: Литяйкина О. Г., зав кафедрой педагогики, психологии и управления образованием мрио
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы