Технология встречных усилий – технология сотрудничества icon

Технология встречных усилий – технология сотрудничества




Скачать 96.08 Kb.
НазваниеТехнология встречных усилий – технология сотрудничества
Дата конвертации12.10.2012
Размер96.08 Kb.
ТипДокументы
1. /педагогические чтения 2012/А.Е.УЛЬЯНОВА. ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.docx
2. /педагогические чтения 2012/Гапоненко Н.В. Шабановская сокш.doc
3. /педагогические чтения 2012/Кашлева Н.Н._Современный урок математики (педчтения).doc
4. /педагогические чтения 2012/Кузьминых.docx
5. /педагогические чтения 2012/Немчанинова В.А._Единственный путь.doc
6. /педагогические чтения 2012/О.А.Лапина. ИКТ..doc
7. /педагогические чтения 2012/Романенко .doc
8. /педагогические чтения 2012/Чухрай пед чтения.doc
Использование элементов проблемно – диалогической технологии на уроках русского языка и литературы
Доминанты развития и особенности воспитания ученика как субъекта учебной деятельности и социальных отношений
Современный урок математики
Домашние наблюдения и опыты учащихся при изучении физики
«Школа 21 века: опыт и перспективы изменения образовательной практики»
Использование икт на уроках русского языка и литературы как способ реализации системно – деятельностного подхода к обучению
Роль личности учителя и проблемы самореализации педагога
Технология встречных усилий – технология сотрудничества

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Школа 21 века: опыт и перспективы изменения образовательной политики»


Технология встречных усилий – технология сотрудничества

Номинация: Системно- деятельностный подход в обучении.


Чухрай Людмила Юрьевна,

учитель русского языка

МБОУ «Драченинская основная

общеобразовательная школа»


Ленинск-Кузнецкий муниципальный район

2012

Цель педагогического процесса школы- развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.

Образование — это творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой

личностью? Независимо от рода деятельности творческая личность обладает

следующими качествами:

- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ёе

достижению;

- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

- высокая работоспособность;

- умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

- умение защищать свои интересы.

Основные идеи педагогики сотрудничества следующие:

- требовательные и уважительные отношения с учениками;

- исключение принуждения в обучении и воспитании за счет

дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора

учащимися уровня сложности задания; конкретная целенаправленность

обучения;

- развитие памяти уч-ся с помощью опорных конспектов и сигналов;

- изучение учебного материала крупными блоками;

- опережение в обучении за счет использования заданий на развитие

взаимосвязей;

- комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую

оценку;

- обучение детей самоанализу и самооценке своей деятельности;

- систематическое развитие интеллекта уч-ся с помощью современных

методов;

- приоритет активным формам обучения;

- коллективное творческое воспитание;

- творческое самоуправление;

- сотрудничество учителей и родителей;

- личностный подход;

- творческий производительный труд.

Педагогика сотрудничества — направленность педагогического процесса на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств личности учащихся. Основа учебной деятельности — обучение учащихся методам и формам самообразования и самовоспитания в процессе выполнения творческих заданий. В этой модели обучения главное внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода с учетом интересов, возможностей и способностей учащихся.


Методика организации сотрудничества на уроках.

1. Подготовка систем дифференцированных творческих заданий и заданий для воспитания нравственности по каждой теме:

- комплектовать творческие задания так, чтобы они составляли систему

для каждой темы: должны быть виды заданий на комбинирование информации, причинно-следственные связи, планирование и

выполнение практической деятельности. Задания для воспитания нравственности нужно вводить в вопросы и условия уже готовых заданий.

2. Подготовка исследовательных заданий для каждой темы:

- частично выбрать из методических пособий.

З. Усвоение учителем и применение на уроках методов творческой деятельности:

- методы активизации мышления («мозговой штурм», контрольные вопросы, морфологический анализ), системный анализ и анализ явлений и процессов. Чтобы преодолеть психологический барьер, учитель может это сделать простым способом: объявить, что недостаточно уметь использовать эти методы, поэтому будет учиться вместе с учениками

4. Составление тематических планов развития умений самообразования у уч-ся:

- необходимо с другими учителями-предметниками проанализировать уровень развития умений самообразования у уч-ся.

На основе анализа составляются планы развития этих умений по темам для каждого плана и в идеале для каждого ученика. Если в процессе обучения основное внимание обращается на развитие умений образования, то учебная самостоятельность детей не заставит себя ждать. С этого и начнется сотрудничество — учитель направляет, консультирует и контролирует, дети самостоятельно планируют, выполняют, анализируют и самооценивают.

5. Планирование видов уроков по теме:

- работа в режиме сотрудничества требует отказа от традиционных видов уроков, потому что эти виды не обеспечивают выполнение тех функций, которые требуются для развития творческой личности. Сотрудничество предполагает следующие виды уроков: изучение и повторение методов деятельности, совместное изучение материала, уроки-дискуссии, уроки выполнения творческих заданий, уроки-игры, уроки-исследования, уроки самоконтроля и самооценки, уроки- консультации.

6. Планирование объема самостоятельной работы уч-ся, соотношения фронтальных, групповых и индивидуальных форм на уроках:

- на каждом последующем уроке по теме объем самостоятельной работы уч-ся должен увеличиваться, и к концу темы должны быть уроки самостоятельной работы.

Групповые формы работы применяются в тех случаях, когда задания достаточно сложные. Индивидуальную форму работы необходимо применять в тех случаях, когда у уч-ся сформирован навык выполнения данной деятельности.

7. Подготовка карточек-планов для самостоятельного изучения курса уч-ся:

эти материалы нужны по мере достижения сотрудничества с детьми:

необходимо постепенно вводить карточки-планы уроков с

дифференцированными творческими и исследовательскими заданиями.

8. Самоанализ и коррекция уроков:

- нравственная и творческая целенаправленность педагогического

процесса;

- демократические взаимоотношения;

- развитие мотивации к познавательной деятельности;

- развитие у уч-ся умений самообразования и самовоспитания;

- согласование педагогического процесса с психологическими

особенностями уч-ся;

- рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм

образования.


Критерии оценки результатов учебной деятельности уч-ся:

- неудовлетворительный - задание не выполнено;

- критический - выполнено отдельными уч-ся;

- удовлетворительный - выполнила небольшая часть уч-ся;

- хороший - выполнила половина уч-ся;

- высокий - большинство;

- оптимальный - все.

Учебное сотрудничество теоретически — явление необходимое, но у практиков всегда возникает вопрос: «Как конкретно это выглядит на уроке?».

Для начала нужно обозначить проблемные поля уроков сотрудничества. Поскольку этот подход достаточно нов для нашей системы обучения, хорошо создать копилку приемов и методов технологии сотрудничества.

Вот некоторые проблемные поля (узловые точки) из этой копилки.


1. Учебное сотрудничество часто связывают с групповой работой уч-ся.

Какими должны быть группы: постоянные или изменяемые? И как их нужно создавать: по желанию уч-ся или с учетом пожеланий учителя?

Существуют два основных принципа формирования учебных групп — свободные ( «по желанию») и организованные (учителем).

Плюсы первого: формируется располагающая к общению обстановка, снимается напряжение, уверенность в поддержке.

Минусы: могут сформироваться группы, очень отличающиеся друг от друга по величине и своим возможностям.

Педагог должен владеть разными техниками создания учебных групп. Варианты полусвободного распределения в группы:

1. Учитель называет только количественный состав и предоставляет уч-ся возможность создать группы самим за 2-З минуты;

2. Уч-ся при входе в класс берут карточки и образуют группы;

З. На столе «рубашкой» вверх лежат карточки, которые содержательно объединены общей темой (герои одного произведения; автор; название произведения; эпоха).

Задание: быстро организовать тематические группы.

Варианты организованного распределения опираются на вышеназванные приемы, только все происходит под управлением учителя с учетом психологических особенностей уч-ся и дидактических целей урока.

К чему нужно быть готовым учителю, осваивающему технологию учебного сотрудничества? Прежде всего, это желание неуверенных в себе уч-ся оставаться в рамках одной и той же группы. Для начала стоит принять данную позицию учащегося, но в дальнейшем педагог должен предусмотреть организацию работы микрогрупп с обязательным сменным составом.

2. Влияет ли численность группы на продуктивность совместной деятельности? Технология сотрудничества ориентируется главным образом на общение внутри учебной группы?


Часто используется деление класса на группы по четыре человека. Например, повторительно-обобщающий урок по русскому языку в конце учебного года (для повторения выбраны четыре наиболее важные темы). На каждом столе лежат листы с различными заданиями: определения, разборы, тексты. Уч-ся в группах могут отвечать на теоретические вопросы сообща, но практические задания решаются индивидуально: выполнил правильно — добавляешь баллы в групповую копилку. Результаты отражаются на доске. Итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу.

Ценность данного урока — в активной позиции учащегося, а для учителя этот урок может стать формой диагностики.

Существует еще одна методика внутригрупповой работы — «аквариум»:

группа уч-ся (из 6-7 человек) работает под наблюдением остальных учеников класса вместе с учителем. В конце занятия все последовательно («наблюдатели», члены группы, учитель) подводят итоги.

Так ролевая методика дискуссия настроена на обсуждение вопроса в соответствии с определенной ролью ученика, которая обозначена в карточке:

«инициатор» захватывает инициативу с самого начала; «спорщик» встречает в штыки любые выдвинутые предложения; «соглашатель» выражает своё согласие с любыми точками зрения; «оригинал» время от времени выдвигает неожиданные предложения; «организатор» стремятся к тому, чтобы высказались все участники; «молчун» всячески избегает ответа на вопрос; «деструктор» все время нарушает течение дискуссия.

Обязательные условия успешной дискуссии: учащийся не должен знать о позициях остальных участников, но сам обязан вести себя в соответствии с полученной ролью.

Случайное распределение ролей часто приводит к тому, что ученику достаётся не характерная для него роль. Такая смена заставляет одного научиться слушать и видеть других, а другого - раскрыться по-новому.

Особенно интересны такие дискуссии при изучении лексики; фразеологизм, неологизм, архаизмы - так и напрашивается, чтобы поспорить; кто из них важнее?

Старшеклассники иногда сами хотят, чтобы занятия проводились по этой методике; есть возможность по-новому поработать над темой и показать ее. Вот такой подход в целом может быть охарактеризован как осознанная познавательная активность, возникающая в результате работы по технологии сотрудничества.

3. Создаётся впечатление, что технологии, ориентированные на совместную работу школьников, наиболее рационально использовать при повторительно-обобщающих уроках: пройденная тема даёт обширную информацию для анализа, выводов. Тогда остальные типы уроков оказываются «обделёнными»?

С этим можно согласиться только частично. Уроки изучение нового материала также располагают возможностями для использования интерактивной технология.

Обратимся к методу «классического взаимообучения». Большой объём учебного материала разбивается на самостоятельные части, каждую из которых осваивает учебная микрогруппа. Затем поочерёдно группы посылают своих делегатов для обучения остальных учеников. «Учитель- делегат» кратко и емко объясняет суть вопроса одноклассникам и предлагает записать тезисы. Затем приходит очередь другой группы взять на себя функции учителя; конспект продолжается и пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. В конце занятия учитель оценивает конспект, родившийся в результате совместных усилий.

Можно при первичном изучения темы использовать приём совместного поиска - «что мы об этом знаем?» Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по данному поводу. Иногда при заслушивании групповых ответов возникают несовпадающие точки зрения. Это замечательно! Учитель использует создавшуюся ситуацию для самостоятельного поиска верного ответа.


4. 0 позиции учителя на уроках в технологии сотрудничества Каковы должны быть его действия во время работы групп? Должен ли педагог держать под контролем обсуждение в группах?


Как показывает практика, трудно уследить за нюансами деятельности трёх-четырёх групп. Да и учащиеся настаивают на автономии от учителя «Мы хотим сами!», что является одним из важных условий современного образования.

Совершенно оставлять без внимания этап групповой работы не стоит, но внимание не должно быть излишне навязчивым. Наиболее активная часть занятия для учителя состоят в сведения воедино групповых наработок.

Учитель на таких уроках выполняет роль помощника организатора.

Проблемных полей таких занятий достаточно много: осмысление прошедшего занятия, оценивание уч-ся во время урока в технологии сотрудничества, методики проведения учебных дискуссий.

Но главное - копилка «работает». Этой информацией интересуются учителя; тiриё мы, собранные в ней, помогают подготовить открытые уроки; накопленные материалы становятся темой обсуждения на методобъединениях. Психология и педагогика - это неразрывное целое, в котором протекает учебно-познавательный процесс.


Литература:

1. Альтшуллер Г.С, Вербкин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия

творческой личности. Петрозаводск., 1991.

2. В.Ф. Шаталов., Н.П. Гузин, ША. Амонашвили, СЯ. Лысенкова.

«Педагогика сотрудничества». «Учителъская газета», 1986.

З. В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

Москва, 2000.

4. Е.В. Коротаева. Технология сотрудничества: копилка приёмов и методов. «РЯШ»

№26, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Технология встречных усилий – технология сотрудничества icon«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
Технология технология разноуровневого обучения, технология контекстуального обучения

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconОбразовательный стандарт основного общего образования по технологии
«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд»

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconТехнология «Открытое пространство»
Технология открытого пространства (от англ. Open Space Technology) предполагает метод проведения собраний любого масштаба. («Технология»...

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconОбразовательный стандарт основного общего образования по технологии изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей
«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд»

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconВоспитательные технологии
Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. Технология самоуправления

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconУрок литературы в 6 классе. Подготовила учитель I квалификационной категории мбоу «Сытьковская сош» Бурлакова Ольга Викторовна
Технология урока – личностно-ориентированная, технология программного обучения, саморазвития

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconГосударственный стандарт союза сср информационная технология
Разработан и внесен Техническим комитетом тк 22 "Информационная технология", Подкомитетом пк 052 "Автоматизированные системы"

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconТема урока: «Изучение стилей литературного языка. Создание текстов разных стилей»
Педагогическая технология: компетентностно-ориентированное обучение, проектная технология

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,...

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconПрограмма учебной дисциплины
Спо 260201 «Технология молока и молочных продуктов» входящей в состав укрупненной группы специальностей 26000 Технология продовольственных...

Технология встречных усилий – технология сотрудничества iconУрок комплексного применения знаний и умений. Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работ, работы в парах
Оборудование: телевизор, компьютер, презентация, раздаточный дополнительный материал для групповой работы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы