1. Понятие и сущность финансового менеджмента icon

1. Понятие и сущность финансового менеджмента



Название1. Понятие и сущность финансового менеджмента
страница1/7
Дата конвертации21.09.2012
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

1. Понятие и сущность финансового менеджмента.
2. Финансовые инструменты и механизмы.
3. Финансовые рынки и институты.
4. Базовые концепции финансового менеджмента.

5. Источники финансирования деятельности предприятия.
6. Управление собственным капиталом предприятия
7. Заемный капитал предприятия: классификация и общие подходы к управлению
8. Управление привлечением банковского кредита.
9. Управление финансовым лизингом.
10. Управление облигационным займом.
11. Управление привлечением коммерческого кредита.
12. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
13. Управление структурой капитала.
14. Классификация затрат предприятия.
15. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
16. Политика управления текущими активами предприятия.
17. Политика управления текущими пассивами предприятия.
18. Управление материально-производственными запасами на предприятии
19. Управление дебиторской задолженностью на предприятии
20. Управление денежными средствами предприятия
21. Управление основными фондами на предприятии


1.Понятие и сущность финансового менеджмента

Под финансовым менеджментом (financial management) понимается управление средствами предприятия (активами) и источниками их образования (пассивами). Под управлением понимается воздействие субъекта на объект с целью достижения определенного результата. В финансовом менеджменте под субъектами понимаются финансовые менед­жеры разных уровней, под объектами — средства предприятия и источники их образования. Финансовый менеджмент наряду с производственным, инве­стиционным, инновационным и организационным является со­ставной частью общего менеджмента предприятия. Поэтому це­ли финансового менеджмента подчинены общим целям управле­ния предприятием. Основной целью финансового менеджмента является повыше­ние благосостояния владельцев предприятия.

1) увеличения части прибыли предприятия, направляемой на выплату дивидендов;

2) прироста курсовой стоимости акций.


К основным задачам финансового менеджмента можно отне­сти:

1) обеспечение формирования денежных средств в объеме, достаточном для покрытия потребностей предприятия;

2) обеспечение эффективного использования вложенных средств;

3) оптимизацию денежного оборота и расчетной политики предприятия;

4) максимизацию прибыли при допустимом уровне риска с учетом действующей политики налогообложения;

5) обеспечение устойчивого финансового положения пред­приятия.


Выполнение всех вышеперечисленных задач сводится к обес­печению наиболее эффективного потока денежных средств меж­ду предприятием и финансовыми (денежными) рынками. Ответственным за достижение целей и выполнение задач фи­нансового менеджмента является финансовый менеджер, дейст­вия которого сводятся к следующей схеме:

1) получение денежных средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных и других ценных бумаг предприятия, привлечения кредитов, получения прибыли от спекулятивных валютных операций и пр.);

2) вложения денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью извлечения прибыли;

3) возвращение ранее заимствованных денежных средств и пла­ты за их использование субъектам финансовых рынков;

4) повторное инвестирование (реинвестирование) получен­ных на финансовых рынках денежных средств в деятельность предприятия;

5) своевременное выполнение предприятием обязательств пе­ред бюджетом (уплата налогов и других обязательных платежей).


основные аспекты финансового управления:

1) управление средствами предприятия (управление активами) и источниками образования этих средств (управление пассивами);

2) управление капиталом и инвестициями;

3) долгосрочное и краткосрочное финансовое управление.


При этом под активами в контексте финансового менедж­мента понимаются инвестиционные решения, а под пассива­ми — решения по выбору источников финансирования инвести­ционных решений.

Под инвестициями могут пониматься:

1) вложения в материальные и нематериальные долгосрочные активы;

2) вложения в финансовые активы (ценные бумаги и паи);

3) все статьи активов, включая краткосрочные.


Инвестиции можно определить как вложения денежных средств в различные активы, в результате которых привлеченный капи­тал превращается во вложенный. Таким образом, инвестирова­ние — процесс трансформации привлеченного капитала во вло­женный капитал. Существует несколько принципов классификации инвести­ций, в том числе:

1) по объектам вложения денежных средств различают инвестиции:

- в материальные активы;- в нематериальные активы;- в активы финансовых рынков;

2) по целям вложения денежных средств различают:

- прямые инвестиции;- портфельные инвестиции.


Краткосрочное и долгосрочное финансовое управление так­же являются частными случаями управления активами и пасси­вами. Под краткосрочным финансовым управлением понимается управление краткосрочными активами и пассивами, под долго­срочным — управление долгосрочными активами и пассивами.

аспекты фи­нансового управления:

1) управление привлеченным капиталом (управление источниками образования средств предприятия, управление пассивами);

2) управление инвестициями (прямыми и портфельными);

3) управление вложенным капиталом (управление средствами предприятия, управление активами);

4) краткосрочное и долгосрочное финансовое управление.


Это соответствует логике создания и функционирования предприятия:

1) привлекаются денежные средства;

2) определяются основные направления вложения денежных средств (инвестиций);

3) осуществляется управление активами предприятия, приоб­ретенными в результате реализации инвестиционных решений;

4) все вышеназванные аспекты управления осуществляются в рамках реализации краткосрочной и долгосрочной финансовой политики (тактический и стратегический финансовый менедж­мент), при этом любое тактическое решение признается целесо­образным, если способствует достижению стратегических целей финансового менеджмента.


^ 2. Финансовые инструменты и механизмы.

В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

        Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. 

    Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль;


    В более узком смысле финансовый механизм можно определить как  действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:

финансовые методы ;финансовые рычаги ;правовое обеспечение ;нормативное обеспечение ;информационное обеспечение.


  Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

    Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

    В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

    1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.

Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.

Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

Цену.Процент.Прибыль.Амортизационные отчисления.Чистый денежный поток.Дивиденды.Синергизм.Пени, штрафы, неустойки.Прочие экономические рычаги.

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

Прочие виды финансовых инструментов.


    ^ 3. Финансовые рынки и институты.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства, фирмы, государство.

Взаимодействие между продавцами и покупателями может происходить непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором -- финансированием через посредников (опосредованного финансирования).

При прямом финансировании покупатель в обмен на финансовое обязательство получает денежные средства непосредственно у продавца. Эти финансовые обязательства могут продаваться и покупаться на финансовых рынках. Обязательства, выпускаемые покупателями, называются прямыми обязательствами и реализуются, как правило, на рынках прямых заимствований. Прямое финансирование осуществляется через частное размещение, когда, например, фирма (продавец) продает весь выпуск ценных бумаг одному крупному институциональному инвестору или группе мелких инвесторов.

Опосредованное взаимодействие предполагает наличие финансовых посредников (финансовых институтов), которые аккумулируют свободные денежные средства разных экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники приобретают у экономических субъектов, нуждающихся в денежных средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в другие обязательства с иными характеристиками (сроки погашения, процентные платежи и т. д.), которые продают экономическим субъектам, имеющим свободные денежные средства.

С позиции кредиторов выгоды финансового посредничества таковы.

Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов, во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.

Во-вторых, посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения наличных денег. С одной стороны, сами финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и в кассе.

Заемщики также имеют определенные выгоды, основными из которых являются следующие.

Во-первых, финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.

Во-вторых, при наличии финансового посредника ставка за кредит для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Эти суммы ставок вместе с издержками посредника оказываются не настолько велики, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.

В-третьих, финансовые посредники осуществляют трансформацию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности кредитора. Это возможно благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени.

В-четвертых, финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

Классификация финансовых рынков

Валютный рынок -- это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность

В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации. Объект валютного рынка (на кого направлены действия субъекта) -- любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях.

Субъекты валютного рынка могут совершать следующие виды операций:

кассовые (спот) -- с немедленной поставкой валюты, чаще всего в течение двух рабочих дней после заключения сделки;

срочные (форвард) -- с поставкой валюты через четко определенный промежуток времени;

свопы -- одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения;

хеджирование (страхование открытых валютных позиций);

арбитраж процентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на. согласованные периоды по более высокой ставке).


Рынок золота --это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, организации бизнеса, промышленного потребления и др.

В основе наиболее общего деления финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых На денежном рынке основными инструментами являются казначейские векселя, банковские акцепты и депозитные сертификаты банков; на рынке капитала -- долгосрочные облигации, акции и долгосрочные ссуды.

Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг

Долевые ценные бумаги представляют собой сертификаты, подтверждающие право ее держателя на пропорциональную долю в чистых активах организации, на участие в распределении прибыли и, как правило, на участие в управлении этой организацией

На рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны и т. п.). Участников рынка ценных бумаг можно разделить на три группы: (1) эмитенты -- лица, выпускающие ценные бумаги с целью привлечения необходимых им денежных средств; (2) инвесторы -- лица, покупающие ценные бумаги с целью получения дохода, имущественных и неимущественных прав; (3) посредники -- лица, оказывающие услуги эмитентам и инвесторам по достижению ими поставленных целей.

В зависимости от сроков совершения операций с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на спотовый и срочный. На спотовом рынке обмен ценных бумаг на денежные средства осуществляется практически во время сделки. На срочном рынке осуществляется торговля срочными контрактами: форвардами, фьючерсами, опционами, свопами.

Форвардный рынок -- это рынок, на котором стороны договариваются о поставке имеющихся у них в действительности ценных бумаг с окончательным расчетом к определенной дате в будущем.

Фьючерсный рынок -- это рынок, на котором производится торговля контрактами на поставку в определенный срок в будущем ценных бумаг или других финансовых инструментов, реально продаваемых на финансовом рынке.

Опционный рынок -- это рынок, на котором производится купля-продажа контрактов с правом покупки или продажи определенных финансовых инструментов по заранее установленной цене до окончания его срока действия. Заранее установленная цена называется ценой исполнения опциона.

Рынок свопов -- это рынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами. Он гарантирует им взаимный обмен двумя финансовыми обязательствами в определенный; момент (или несколько моментов) в будущем. В отличие от форвардной сделки своп обычно подразумевает перевод только чистой разницы между суммами по каждому обязательству. Кроме того, в отличие от форвардного контракта конкретные параметры взаимных обязательств по свопам, как правило, не уточняются и могут изменяться в зависимости от уровня процентной ставки, обменного курса или других величин.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на биржевой и внебиржевой.

Биржевой рынок представляет собой сферу обращения ценных бумаг в специально созданных финансовых институтах для организованной и систематической продажи и перепродажи ценных бумаг. Эти институты называются фондовыми биржами. Торговлю на бирже осуществляют только члены биржи, причем торговля может осуществляться только теми ценными бумагами, которые включены в котировочный список, т. е. прошли процедуру допуска ценных бумаг к продаже на бирже. Самая крупная фондовая биржа находится в Нью-Йорке.

Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой систему крупных торговых площадок, осуществляющих торговлю многими видами ценных бумаг. Деятельность этих торговых площадок подчиняется строгим правилам, обязательным для исполнения всеми участниками сделок. Объемы операций, совершаемых во внебиржевой торговле, зачастую превышают объемы операций на фондовом рынке. Дилеров внебиржевого рынка иногда называют маркет-мейкерами (или «создателями рынка»).

Процесс вывода вновь выпускаемых ценных бумаг на рынок называется первичным размещением; соответственно, он происходит на первичных финансовых рынках. Обязательные участники этого рынка -- эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций в производство и для других целей.

Вторичные финансовые рынки напоминают рынки подержанных автомобилей: они позволяют получать деньги при продаже «бывших в употреблении» (т.е. эмитированных ранее) ценных бумаг с той разницей, что на вторичном рынке ценных бумаг цены на них, как правило, выше, чем цены на эти же ценные бумаги при первичном размещении. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены для перераспределения уже имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями и возможностями участников рынка. Благодаря существованию вторичных финансовых рынков увеличиваются объемы покупок инвесторами ценных бумаг на первичных рынках.

В развитие рассмотренной выше классификации финансовых рынков следует упомянуть о рынках страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечных рынках

Финансовые институты

С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Существуют следующие виды финансовых институтов: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

Что касается финансовых посредников, то их можно подразделить на четыре группы: финансовые учреждения депозитного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды и иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. В развитых странах их услугами пользуется значительная часть населения, так как выплату доходов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые компании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными институтами данной группы являются коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы.

Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков не только в функционировании денежно-кредитной системы государства, но и в развитии экономики в целом они являются объектом жесткого государственного контроля.
  1   2   3   4   5   6   7



Похожие:

1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconСущность, разновидности стратегического менеджмента. Факторы, влияющие на стратегию
Стратегия лидерства в низких издержках: сущность, условия, результаты применения, риски
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconЦель курса – дать слушателям знания по планированию и проведению внутреннего аудита систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
Понятие об аудите систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconI. Общие положения финансового контроля Понятие и значение финансового контроля
Iii. Результаты проверок Управления финансового контроля Министерства финансов Свердловской области
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconУчебное пособие по курсу «финансовый менеджмент» Сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики
Финансовый менеджмент – это система управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими...
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconI понятие, сущность и значение договора

1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconПонятие и сущность собирания доказательств

1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconОрганизация финансового менеджмента на предприятиях кнр и Республики Беларусь Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Тенденции развития экономических взаимосвязей между странами в условиях глобализации 5
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconЗаявка на проведение сертификации систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента, систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда)
Юридический адрес
1. Понятие и сущность финансового менеджмента iconТема 1: основы организации финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного...
1. Понятие и сущность финансового менеджмента icon1. Интернет-реклама: понятие, сущность, достоинства и недостатки Понятие «нового товара». Этапы разработки нового товара
Рынок некоторого товара в условной стране характеризуется следующей функцией спроса: Qd = 120 – P, и функцией внутреннего предложения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы