Российской Федерации icon

Российской Федерации



НазваниеРоссийской Федерации
Дата конвертации21.09.2012
Размер142.87 Kb.
ТипДокументы
1. /1. Финансы и их сущность..rtf
2. /10. Налоговая система РФ. Структура её формирования и принципы..rtf
3. /11. Роль и значение налогов в формировании доходов бюджета (1).rtf
4. /12. Расходы бюджета..rtf
5. /14. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы.rtf
6. /15. Сущность внебюджетных централизованных фондов..rtf
7. /16. Классификация страхования по формам проведения, отраслям и видам. Страховая услуга как товар, её цена..rtf
8. /17. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике..rtf
9. /18. Финансовые рынки..rtf
10. /19. Деньги..rtf
11. /2. Функции финансов..rtf
12. /20. Денежная система..rtf
13. /21. Закон денежного обращения..rtf
14. /22. Безналичные расчеты..rtf
15. /23. Формы безналичных расчетов..rtf
16. /24. Инфляция..rtf
17. /25. Кредит сущность, принципы, виды..rtf
18. /26. Экономическая сущность процента за кредит..rtf
19. /27. Банковский и коммерческий кредит..rtf
20. /28. Ипотечный кредит..rtf
21. /29. Ломбардный и потребительский кредит..rtf
22. /3. Финансовые ресурсы..rtf
23. /30. Кредитная система России..rtf
24. /31. Небанковские кредитные организации..rtf
25. /32. Центральный банк..rtf
26. /33. Коммерческие банки активные и пассивные операции..rtf
27. /34. Сущность и функции страхования..rtf
28. /35. Актуарные расчеты..rtf
29. /36. Личное и имущественное страхование..rtf
30. /37. Страхование рисков и страхование ответственности..rtf
31. /38. Страхование автогражданской ответственности..rtf
32. /39.
Взаимное страхование..rtf

33. /4. Финансовое планирование..rtf
34. /40. Форфетирование..rtf
35. /5. Финансовый контроль..rtf
36. /6. Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства, пути повышения их эффективности..rtf
37. /7 .Государственный кредит..rtf
38. /8 .Государственный бюджет, как экономическая категория..rtf
39. /9. Бюджетное устройство России. Понятие бюджетного финансирования, его принципы и формы..rtf
Финансы и их сущность
10. Налоговая система РФ. Структура её формирования и принципы. Действующая в настоящее время налоговая система РФ в своих кардинальных положениях определяется Законом РФ «Об основах налоговой системы в рф»
11. Роль и значение налогов в формировании налогов бюджета
12. Расходы бюджета
14 Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия. Бюджетный дефицит
15 Сущность внебюджетных централизованных фондов. Внебюджетные фонды государства
16. Классификация страхования по формам проведения, отраслям и видам. Страховая услуга как товар, её цена. Классификация страхования
17 Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
Отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника
Деньги специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг
2 Функции финансов
20 Денежная система
Законы денежного обращения
Безналичные расчеты
В российской Федерации Центральным банком установлены следующие виды безналичных расчетов
Лат. Inflatio вздутие повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде
Важнейшими источниками ссудного капитала служат
Процент за кредит
Банковский кредит
Объектами ипотечного кредитования являются
Ломбардный кредит
3 Финансовые ресурсы
Российской Федерации
Небанковские кредитные организации
Основные функции
Операции по формированию собственных ресурсов
Страхование характеризуется следующими признаками
7 Сущность актуарных расчетов в страховании и их классификация
Личное страхование это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности, здоровью
Страхование от перерыва в производстве
Основные сведения
Статья Порядок осуществления взаимного страхования
4. Финансовое планирование
Форфетирование
5 Финансовый контроль
6. Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства,пути повышения их эффективности
7. Государственный кредит
8 Государственный бюджет, как экономическая категория
9. Бюджетное устройство России. Понятие бюджетного финансирования, его принципы и формы

Кредитная система Российской Федерации


Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.


За почти 70-летнюю историю кредитная система прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. Кредитная система Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:


I. Государственный банк.


II. Банковский сектор, представленный в основном ком


мерческими и сберегательными банками.


Ш. Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).


В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.


В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:


I. Государственный банк.


II. Банковский сектор:


1) акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);


2) кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);


3) коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);


4) Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.


III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:


1) общества сельскохозяйственного кредита;


2) кредитная кооперация;


3) общества взаимного кредита;


4) сберегательные кассы.


Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х гг. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная — капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.


В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялись банками в рамках государственной собственности.


В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х гг., когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:


Государственный банк;


Стройбанк;


Банк для внешней торговли;


система сберегательных касс;


Госстрах и Ингосстрах.


В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.


Второй банк страны — Стройбанк — сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.


Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.


Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.


Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных грузов, транспортных средств).


Все аккумулируемые денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.


Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х гг. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты предприятиями не возвращались. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимули-


ровало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита — плату за кредит и его возвратность.


Поэтому в середине 80-х гг. в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков. Кредитная система СССР в середине 80-х гг. выглядела так:


Государственный банк (Госбанк СССР); Промьпцленно-строительный банк (Промстройбанк); Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);


Банк трудовых сбережений if кредитования населения (Сберегательный банк СССР);


Банк внешнеэкономической деятельности СССР. Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.


Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.


Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как и прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов.


Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовывал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, банки распределяли свои ресурсы по вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.


Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.


В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд руб. Однако позитивные меры банковской реформы существенно нивелировались ее отрицательными последствиями.


Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988—1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988—1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки — первый ярус, коммерческие и кооперативные банки — второй.


В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в ко-


торые должны быть преобразованы также созданные в 1987 г. специализированные банки.


Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа «500 дней» позволяла расширить количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако в ней понятие «кредитная система» неправильно подменялось понятием «банковская система». Первое понятие шире второго, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала».


Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства «Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку», принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.


В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят «Закон о Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Им также были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.


Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988—1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху и Ингосстраху — были образованы на коммерческой основе страховые компании «Центрорезерв», «Дальросс», «Аеко» и др. Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. В связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства к концу 1991 г. формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из трех ярусов. Кредитная система Российской Федерации на конец 1992 г. выглядела следующим образом:


I. Центральный банк РФ.


И. Банковская система:


♦ коммерческие банки;


♦ Сберегательный банк РФ.


Ш. Специализированные небанковские кредитные институты;


♦ страховые компании;


♦ инвестиционные фонды;


♦ прочие.


Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.


Новая банковская система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в Российской Федерации действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный уставный фонд составил 76,1 млрд руб. Однако основным недостатком новой банковской системы явилось большое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, с ус-


тавным фондом от 5 до 25 млн руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн руб. насчитывалось 24, или 2% от их общего количества. Мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов.


Характерными негативными сторонами всей банковской системы, кроме того, являются следующие: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. В 1993—1994 гг. продолжался дальнейший рост числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.


К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.


Структура кредитной системы России на конец 1994 г. значительно отличалась от структуры 1991—1992 IT. И была следующей:


I. Центральный банк.


II. Банковская система:


♦ коммерческие банки;


♦ сберегательные банки;


♦ ипотечные банки.


III. Специализированные небанковские кредитно-финан


совые институты:


♦ страховые компании;


♦ инвестиционные фонды;


♦ пенсионные фонды;


♦ финансово-строительные компании;


♦ прочие.


Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, все более приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.


В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки во всех ее звеньях: продолжали образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за


слабой финансовой базы не могли справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводили краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.


Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимались несвойственной им деятельностью: привлекали вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993—1995 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты вели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались в иностранную валюту, что обесценивало рубль и вело к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.


С середины 1995 г. напряженность в кредитной системе России еще более возросла, что объясняется рядом факторов. Прежде всего введением валютного коридора правительством. Эта мера была призвана обуздать спекулятивные операции коммерческих банков, связанные с переходом рублевой массы в иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такие действия способствовали снижению курса рубля и росту инфляции. Однако валютный коридор ослабил межбанковский кредит, в результате чего ликвидность ряда банков ухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работы коммерческих банков, можно назвать невозврат кредитов в результате ухудшения экономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент и маркетинг, плохая оценка банками кредитоспособности заемщиков, ожесточение кредитного регулирования Центрального банка.


В этих обстоятельстнах многие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как не могли выполнить требования по своим обязательствам. Последствиями такого положения стало лишение их лицензий Центральным банком, а по существу — их банкротство. В результате количество коммерческих банков в Российской Федерации существенно сократилось с 2800 в 1995 г. до 1700 в 1997 г.


Не лучшим положение было и в ряде других кредитных институтов. Так называемые инвестиционные фонды, базировавшиеся на приеме ваучеров, оказались несостоятельными, поскольку вложения ваучеров в частные ценные бумаги не принесли дохода вследствие продолжающегося падения производства. Некоторые инвестиционные фонды, чтобы выжить, стали вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги и различные финансовые инструменты. Значительная же их часть прекратила свое существование. Страховые компании также оказались в сложном положении, поскольку проведение в основном краткосрочных имущественных страховых операций снижает их инвестиционные возможности. В то же время операции по страхованию жизни развиваются чрезвычайно слабо, так как падение реальных доходов населения не обеспечивает достаточного спроса на личное страхование. Кроме того, допуск иностранных страховых компаний на российский рынок еще больше снижает потенциальные возможности национальных компаний.




Похожие:

Российской Федерации iconЗакон от 17 января 1992 г. N 2202-i "О прокуратуре Российской Федерации" Раздел I. Общие положения Статья Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Российской Федерации iconЗакон о прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Российской Федерации iconМинистр обороны российской федерации n 203 министерство образования российской федерации
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке...
Российской Федерации iconМинистра обороны российской федерации и министерства образования и науки российской федерации
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке...
Российской Федерации iconМинистра обороны российской федерации и министерства образования и науки российской федерации
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке...
Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление от 17 июля 1995 г. N 713 об утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации и перечня должностных лиц,
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...
Российской Федерации iconПоложение о нахождении ребёнка вне учреждения
Российской Федерации», «Конвенции о правах ребенка», «Конституции Российской Федерации», закона «Об основных гарантиях прав ребенка...
Российской Федерации iconКлассный час «Овеянные славою флаг наш и герб» в 6 классе
Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации, символов Краснодарского...
Российской Федерации iconРоссийская федерация бюджетный кодекс российской федерации
Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской...
Российской Федерации iconУтвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст....
Российской Федерации iconУтвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов