Теории происхождения государства
Теории происхождения государства icon

Теории происхождения государства



НазваниеТеории происхождения государства
страница1/6
Дата конвертации21.09.2012
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Вопрос 1

Теории происхождения государства.

По вопросу о происхождении (возникновении) государства и права существуют самые различные представления. Это естественно: человеческое общество развивается, меняются исторические и социальные условия жизни людей, их представления и идеалы, материальные и духовные ценности.

Среди существующих теорий происхождения государства и права особенно распространенными являются следующие: теологическая теория, патриархальная теория, теория насилия, договорная (естественно-правовая) теория, органическая теория, материалистическая теория, психологическая теория права, социологическая теория, теории естественного права и др.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права.

^ Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.

^ Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Право и государство — результат исторического развития семьи. Отсюда делается вывод о том, что государство и форма его правления носит «отеческий» характер и в силу этого требуют почтительного к себе отношения.

^ Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.

^ Договорная (естественно-правовая) теория (Греции, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев и др.). Представители договорной теории рассматривали государство как продукт человеческой деятельно¬сти, стремления людей к выживанию.

Создав государство, люди передали ему часть своих естественных прав. В силу этого оно взяло на себя обязательство охранять их собственность и безопасность.

Право народа на восстание провозглашалось в качестве гаранта сохранения договорного характера государства.

^ Органическая теория (Спенсер, Вормс и др.) отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом.

Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). В результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливался у определенной группы людей.
Возникают классы имущих и неимущих. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.

Вопрос 2

Сущность государства, его признаки и функции.

Государство - орган политической власти, осуществляет власть, обеспечивает руководство и управление обществом, направляет совместную деятельность людей, регулирует отношения между гражданами, соц.группами, классами.

Государство -основной элемент полит. системы, с которым взаимодействуют все другие элементы т.к. государство выражает общие интересы, а партии интересы различных соц.групп.

Сущность.

Любое гос-во выполняет общие соц.функции:

1. регулирует отношения в интересах всего общества

2. согласовывает свои эгоистические интересы с интересами большинства, без этого правящая элита потеряет власть.

Различные формы гос-в различаются различными способами организации и согласования общих и частных интересов в современном демократическом гос-ве. Это согласование осуществляется через выборы, подчинение гос-ва конституции.

Гос-во является национальной и соц. ценностью, т.к.:

1. оно является источником правопорядка, общественной безопасности

2. гарантом прав и свобод, соц. защитой населения

3. обеспечивает совместную жизнедеятельность людей независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности

4. гос-во, отражая различные соц. интересы различных соц.групп, является проводником, арбитром соц.конфликтов.

Признаки.

• Территориальная организация гос-ва.

Территория – пространство, в рамках которого проживает население и подчиняется гос.власти.

Территория - не только географ. пространство, это народ, имеющий право на самоопределение в рамках данной территории.

Территория предполагает гос. границы, которые должны быть признаны международным сообществом.

Территория включает в себя землю, недра, воздушное пространство, территориальное море, которое оказывает влияние на национальный характер, на структуру хоз-ва, на методы экономической деятельности, на образ жизни, на отношение между властью и обществом.

Способы ограничения власти:

1. занятие части страны оккупационными войсками.

2. неподчинение центру субъекта федерации

3. партизанское движение-освобождение территории

• Население, которое проживает на территории гос-ва и подчиняется гос.власти (народ, имеющий право на самовыражение).

• Публичная власть (законодат., исполнит., судебная), через которую осуществляется руководство и управление обществом.

• Суверенитет гос-ва

1. верховенство гос.власти на всей территории страны

2. независимость ни от какой другой власти внутри страны и на международной арене

• Монополия гос-ва

1. издание законов

2. сбор налогов

3. легитимное использование населения

Функции.

• политическая-защита соц.строя, полит господства экономически доминирующего класса

1. обеспечение целостности об-ва и полит. Стабильности

2. разработка программ, стратегических целей , при этом учитывается прежде всего полит.и эконом. интересы соц.групп, занимающих лидирующие позиции

3. налаживание отношений с партиями, профсоюзами по поводу организации и функционирования общества

• организационная

• экономическая

• социальная

• культурная

• образовательная

• внешняя

1. обеспечение национальной безопасности

2. сохранение своей физ., полит., национальной идентичности

• участие в решении глобальных проблем человечества

• взаимное сотрудничество с другими странами

Вопрос 3

Механизм государства, его органы и их характеристика.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции Российской Федерации).

В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

• Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль). Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. При решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает согласие на проведение Правительством определенного политического курса

• Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

• Используемый Конституцией термин "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.

Вопрос 4

Форма государства

^ Понятие и элементы формы государства.

Форма государства — это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. Она складывается из трех компонентов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По формам правления государства подразделяются на монархии (пост главы государства занимает лицо в порядке престолонаследия) и республики (высшие органы государственной власти формируются выборным путем).

Как монархия, так и республика имеют ряд разновидностей. В частности, когда власть монарха не ограничена, форма правления называется абсолютной. Если монарх не обладает всей полнотой власти, которая ограничена каким-либо представительным органом, то форма правления называется и приобретает характер ограниченной монархии. В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на парламентарную (Англия) и дуалистическую (Германия 1871 — 1918 г.г.).

Республики, в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Форма государственного устройства — это способ взаимосвязи его территориальных образований закрепленный конституцией. Различают следующие формы:

1. Унитарную (простую) — характеризуется лишь административно-территориальным делением своей территории. Ей свойственно — существование одной системы органов государства: наличие

одной конституции, одной системы законодательства, одной финансовой, налоговой, кредитной системы; административно-территориальные образования не обладают суверенитетом.

Унитарное государство может быть как многонациональным (Китай), так и однонациональным (Польша).

2. Федеративную — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу.

К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация — временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, чтоб она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики.

Конфедерации существуют сравнительно недолго, и либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, политический режим подразделяется на следующие виды: демократический и террористический.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

а) свободно действуют различные партии, объединения, движения, за исключением тех, которые преследуют цель насильственного изменения основ конституционного строя, подрыв безопасности государства;

б) не допускается господство какой-либо одной идеологии в

качестве государственной или обязательной;

в) предполагается формирование органов власти выборным

путем и без всякой фальсификации;

г) права и свободы граждан реально гарантированны.

Что же касается признаков террористического (антидемократического) режима, то они сводятся к следующему:

а) не допускается деятельность оппозиционных партий и объединений;

б) устанавливается одна идеология в качестве государственной;

в) в стране господствует беззаконие и террор;

г) как правило, отсутствуют органы власти, формируемые выборным путем (там же, где они есть, — сформированы недемократическим путем);

д) в государстве нет демократических прав и свобод.

В свою очередь террористический (антидемократический) режим подразделяется на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Фашистский — характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления.

Тоталитарный — характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Авторитарный — характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов государства.

Вопрос 5

Сущность права, его признаки и функции.

Все представления о праве опираются на общую основу – право всегда выступало как определенный порядок в обществе и при этом понимается в двух смыслах:

1) субъективное право – это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. т.о., в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности.

2) объективное право – это общеобязательная система правил поведения, выраженная в законодательных актах, принимаемых и санкционированных государством.

Право – это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права – это ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований (правил этикета, нравственных установок, технических норм).

^ Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности органов гос. власти (президент, парламент, правительство). Негосударственные структуры или общественные объединения таких полномочий не имеют.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства.

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется гос-вом в лице его компетентных органов, в т.ч. официальных форм принуждения. Все иные нормы (моральные) могут лишь поддерживаться гос-вом.

4. Право является институтом гос. аппарата, позволяющего ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность, означающее, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных гос-вом органов печати («Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета»).

^ Функции права:

1. Регулятивная – упорядочение общественных отношений, которое подразделяется на:

? регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности;

? регуляция политических отношений в сфере гос-ой и общественной деятельности (юрид. регистрация партий, общест. объединений, законодательная регламентация и контроль избират. компаний, референдумов). Право является юридическим обоснованием существующей в гос-ве полит. власти;

? регуляция соц. отношений представляет государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе;

? регуляция мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.

2. Охранительная – пресечение и предотвращение противоправного поведения и защита позитивных отношений. Действие функции выражается:

? в определении запретов;

? в определении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

? применение юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.

3. Воспитательная (предупредительная) – осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Вопрос 6

Соотношение права и морали.

Общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами.

^ Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества и гос-ва.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей определяет общество и гос-во, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия (отдельные индивиды, соц. группы, коллективы).

Различия между правом и моралью:

1. Система наведения порядка в обществе …

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения. Право – только те сферы, где есть необходимость регуляции общественных отношений.

3. Они не совпадают по происхождению (моральные нормы складываются в обществе на основе представлений о справедливости, а правовые нормы принимаются уполномоченными гос. органами).

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах, а нормы морали такого закрепления не требуют.

5. Право и мораль не имеют общего содержания (поведение человека с т.з. морали может быть безнравственным, а с т.з. права вполне правомерным).

Вопрос 7

Принципы права.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности человеческой жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы гос-ва.

^ Основные принципы права:

1) Принцип демократизма – находит свое выражение в правовых нормах, представляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод.

2) Принцип гуманизма – отражает заботу гос-ва о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанности гос-ва принимать меры по защите своих граждан.

3) Принцип социальной свободы – призван обеспечивать социальную защищенность личности.

4) Принцип равенства всех перед законом.

5) Принцип законности – содержит требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

6) Принцип единства юридических прав и обязанностей – говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности.

7) Принцип социальной справедливости.

8) Принцип юридической ответственности только за виновные действия.

Вопрос 8

Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

Формой существования права являются официально оформленные письменные документы, исходящие от гос. органов и содержащие нормы права.

Норма права – это государственно властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура нормы права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «если…, то…, иначе…».

1) Гипотеза – это часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

2) Диспозиция – это часть правовой нормы, указывающая каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

3) Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Части правовой нормы могут быть:

? простыми – если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание как действовать в этих условиях и предполагают применение только одного вида наказания;

? сложные – если они указывают на два и более условия, при которых применяется норма, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают наступление двух видов наказания одновременно;

? альтернативные – если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, но только одно из них может быть применено.

^ Виды норм права:

1) Диспозитивные (управомочивающие) – представляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться (право на судебную защиту).

2) Императивные (обязывающие) – устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного положения (должен, обязан).

3) Запрещающие – устанавливающие обязанность лица воздерживаться от определенных деяний.

Вопрос 9

Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые им.

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт.

^ Формы права:

1) Нормативно-правовой акт – это содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности гос-ва.

2) Санкционированный обычай, которому гос-во придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует принудительной силой.

3) Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения.

4) Нормативный договор – это либо международный договор, либо договоры по разграничению предметов ведения между субъектами федерации.

^ Виды нормативно-правовых актов:

1) Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений:

^ Виды законов:

? Основные – конституция РФ;

? Федеральные конституционные законы (законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму гос-ва и всю его политическую систему);

? Федеральные (призванные регулировать основные сферы деятельности общества и гос-ва);

? Законы субъектов РФ.

2) Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положения принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей.

^ Виды подзаконных актов:

? Нормативные указы президента РФ;

? Постановления правительства;

? Ведомственные нормативные акты;

? Подзаконные акты органов местного самоуправления;

? Внутриорганизационные акты.

^ Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1) Законность

2) Компетентность

3) Четкость и непротиворечивость изложения

4) Своевременность принятия

5) Оперативность доведения содержания до исполнителей.

Вопрос 10

Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

Связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

^ Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1) С момента официального опубликования закона (не позднее, чем через 7 дней после подписания его президентом).

2) С момента подписания закона (это специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через СМИ.

3) Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или специальном акте о введении закона в действие.

4) Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях.

5) Нормативные акты президента и правительства РФ вступают в силу через 7 дней после опубликования.

6) Все ведомственные подзаконные акты вступают в силу через 14 дней после их опубликования.

^ Нормативный акт утрачивает силу:

1) По истечении срока его действия.

2) В результате его прямой отмены (для этого принимается нормативно-правовой акт, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу).

3) В результате его фактической отмены (это означает, что специального акта, отменявшего ранее действовавший, не издавалось).

^ Действие нормативно-правовых актов в пространстве:

Определяется территорией гос-ва, на которую распространяются их предписания.

В территориальное пространство входят:

1. Земная поверхность.

2. Недра.

3. Внутренние водные пространства.

4. Внешние водные пространства (12 морских миль).

5. Воздушное пространство в пределах государственных границ.

К экстерриториальному пространству относятся:

1. Посольства и представительства.

2. Военные корабли (в открытом море и портах, все другие корабли только в открытом море, салоны и кабины летательных аппаратов).

Вопрос 11

Сфера правового регулирования.

Принятые градации общественных отношений – материальные и идеологические, экономические, политические, социальные и др. – не могут быть положены в основу выделения сферы правового регулирования. Например, в сфере экономических отношений процессы производства, развития техники, создания новых машин, механизмов правом прямо не регулируется. С другой стороны, отношения распределения, обмена, собственности требуют правового регулирования. В области политических отношений внутрипартийная жизнь: принятие в члены партии, разработка целей и программ и др. – правом не регулируется. А такая область политических отношений, как выборы, деятельность парламента, правом регулируется. Внутрисемейные отношения супругов находятся за пределами правового регулирования. Но регистрация брака, развода, взыскание алиментов являются объектом правового регулирования. Следовательно, граница правовой сферы не совпадает с границами известных групп общественных отношений.

Итак, существуют три группы общественных отношений, которые составляют сферу правового регулирования:

• Имущественные

• Управленческие

• Обеспечение защиты общественного порядка

Сфера правового регулирования в целом определяется общими закономерностями права как системы общественного порядка. Три названные группы общественных отношений не совпадают с отраслями законодательства.

Вопрос 12

Понятие правоотношений и их структура.

Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями.

Правоотношения – это регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

^ Предпосылки правоотношений:

1) Правоспособность – способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять.

2) Дееспособность – это способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий.

3) Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений:

а) Действия – это юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека:

? правомерные (юридические поступки, юридические акты);

? неправомерные (причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях).

б) события – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (наводнение и т.п.).

^ Структура правоотношений:

1) Субъекты правоотношений (отдельные индивиды, обладающие правосубъективностью).

2) Объекты правоотношений (определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлены действия субъектов правоотношений).

3) Права и обязанности, составляющие содержание правоотношений.

Вопрос 13

Система права РФ. Система законодательства и формы ее систематизации.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

^ Признаки правовой нормы:

Норма права – правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).

Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.

Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

^ Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

• предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

• метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

^ В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.

Материальное (Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения):

• конституционное (государственное) право;

• административное право;

• гражданское право;

• трудовое право;

• финансовое право;

• уголовное право;

• экологическое право;

• земельное право;

• семейное право;

• право социального обеспечения и др.

Процессуальное (регулирует отношения, возникающие в процессе: расследования преступлений,рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.):

• гражданско-процессуальное право;

• уголовное процессуальное право

• арбитражный процесс (особенность России)

Система законодательства и формы ее систематизации.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина.

С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское, процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры).

Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.

Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ.

Существует три основные формы систематизации законодательства:

Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

Инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

Вопрос 14

Правонарушения, их признаки, виды и принципы классификации. Юридическая ответственность и ее виды.

Правонарушения – это противоправные деяния, которые представляют определенную опасность для общества.

Признаки правонарушений:

1)Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.

2)Противоправность: всегда представляет собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправность деяния и освобождающих лицо от юридической ответственности.

3)Общественная опасность — принесение вреда или создание угрозы вреда. При ее отсутствии правонарушение не считается таковым.

4)Виновность — волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.

5)Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений:

1) Проступок – характеризуется меньшей степенью общественной опасности (дисциплинарные, административные).

2) Преступление – отличается большей степенью общественной опасности, влекущее за собой применение мер уголовного наказания.

Совершение определенным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения, является основанием привлечения к юридической ответственности.

Юридическая ответственность — правоотношение, возникающее между государством в лице уполномоченного органа и правонарушителем. У государственного органа возникает право привлечь виновного к ответственности, а у правонарушителя возникает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Юридическим фактом с которым связано возникновение данного правоотношения - совершение правонарушения. Юридическим фактом с которым связано прекращение правоотношения - исполнение наказания (отбытие лишения свободы, уплата штрафа и т.д.).

^ Виды юридической ответственности:

1.Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основной нормативно-правовой акт - Трудовой кодекс Российской Федерации.

2.Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

3.Материальная ответственность — Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

4.Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности.

5.Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской федерации.

6.Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.

Вопрос 15

Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники.

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов гос. власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права.

^ Предметом конституционного права являются:

1) Отношения, характеризующие основы конституционного строя.

2) Взаимоотношения личности с обществом и гос-вом.

3) Установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений.

4) Вопросы организации гос. власти и органов местного самоуправления.

^ Методы конституционного права:

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

^ Субъекты конституционного права:

1) Граждане.

2) Предприятия, учреждения, организации (гос-ые и негос-ые).

3) Гос. органы.

4) Органы местного самоуправления.

5) Общественные объединения.

6) Территориальные образования.

Источники конституционного права:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные конституционные законы.

3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (законы о гражданстве, о беженцах).

4. Законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конс.).

5. Подзаконные нормативно-правовые акты (указы президента, постановления правительства).

Особенности норм конституционного права:

1) Большинство норм конституционного права носят обобщенный характер.

2) Как правило нормы конституционного права не обладают трехзвенной структурой.

3) Номы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права.

Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Вопрос 16

Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений.

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права. Н.к.п. закрепляют правовое положение субъектов конституционного права (основные права, свободы, обязанности граждан и их объединений), устанавливают конституционную компетенцию органов государственной власти, правовые процедуры ее осуществления, закрепляют конституционно-правовые формы и средства разрешения конституционных споров и др. Соответственно особенности Н.к.п. заключается в следующем:

1) в их назначении. Н.к.п. регулируют поведение субъектов государственно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

2) в их юридической природе. Н.к.п. относятся к так называемым первичным нормам. Они устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью (государственной и муниципальной) и населением. В этом смысле Н.к.п. по своей природе являются учредительными, что не свойственно нормам никакой иной отрасли права. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила, они отличаются специально-юридическими механизмами действия и государственно-правовыми средствами охраны, определенная часть этих норм имеет прямое действие;

3) в особенностях их юридической конструкции и строения, юридических свойствах, специфике закрепляемых ими конституционных средств регулирования. Имея публично-правовой характер, Н.к.п. используют нехарактерные для публичных отраслей права мягкие правовые средства. Этим объясняется наличие в конституционном праве большого количества договорных норм, содержащихся в международных и внутрифедеральных договорах, соглашениях;

4) в их своеобразной юридической структуре (отсутствие санкции, а иногда и гипотезы);

5) в многообразии юридических форм выражения. Н.к.п. содержатся в Конституции, конституционных и обычных за конах, в президентских и правительственных актах, в актах региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;

6) в наиболее высоком уровне нормативности Н.к.п., что находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-дефиниций, норм-деклараций, т.е. так называемых исходных, или отправных, норм права, нехарактерных для других отраслей права.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими

видами правоотношений выражаются в следующем:

. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права . Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;. Конституционно-правовые отношения характеризуются значительны разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д. . Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения. . Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Вопрос 17

Сущность конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы

конституционной реформы в РФ.

Политико-правовые свойства конституции:

1) Конституция – это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов.

2) Принятие конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую правовую основу.

3) Конституция обладает верховенством.

4) Конституция обладает легитимностью.

5) Конституция только тогда может быть актом прямого действия, когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6) Стабильность, устойчивость конституции.

7) Конституция является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и приниматься всенародно.

^ История развития конституции:

Первая конституция была принята 5 июля 1918г.

1924г. – первая конституция СССР.1925г. – вторая конституция РСФСР.1936г. – вторая конституция СССР.1937г. – третья конституция РСФСР.1977г. – третья конституция СССР.1978г. – четвертая конституция РСФСР.1993г. – конституция РФ.


Конституция - основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

^ По форме правления: монархическая и республиканская.

В зависимости от формы государственного устройства: федеративная, унитарная, конфедеративная.

По закрепленному режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

^ Основные этапы развития:

1. Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение стал Манифест 17 октября 1905г., который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Гос. Думы, которая ограничивала самодержавие власти монарха.

2. Победа Октябрьской революции привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило создание первой Советской конституции 10 июня 1918 г. Пятым Всероссийским съездом Советов.

Эта конституция носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридической закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она являлась образцом конституции других независимых советских республик.

3. После образования СССР в 1924г. была принята первая общесоюзная Конституция СССР, а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925г.

4. В декабре 1936г. Чрезвычайный 7 съезд Советов СССР принял новую общесоюзную конституцию, на основе которой в 1937г. была принята новая Конституция. Она отразила факт победы социализма в стране, установила принцип равенства граждан, отметила все ограничения избирательных прав.

5. В 1977г. в связи с провозглашением социализма в СССР была принята после всенародного обсуждения новая конституция. На ее основе в 1978г. была принята конституция РСФСР, действующая до декабря 1993г.

6. В декабре 1993г. была принята новая конституция. Причинами перехода стали преобразования перехода от авторитарной политической системы к многопартийности, от соц.системы хозяйства к рыночной экономике и т.п.

Основные принципы:

1. Демократизм и полновластие народа.

2. Законность.

3. Равноправие граждан. Гарантированность прав и свобод.

4. Гуманизм.

5. Государственное единство.

6. Равноправие и самоопределение народов.

7. Разделение властей.

8. Идеологическое многообразие, многопартийность.

Вопрос 18

Основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй — это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни государства и общества.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 ч. 1).

Главное место в основах конституционного строя занимают права и свободы человека. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).

Следующий элемент основ конституционного строя — полновластие народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3 Конституции РФ).

Один из основополагающих показателей демократизма государства — провозглашение его правовым и неукоснительное соблюдение принципов, составляющих основу правового государства.

Важнейшим элементом основ конституционного строя является федерализм, основополагающие основы которого сформулированы в ст. 4 Конституции РФ. Россия есть федеративное государство и состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных

субъектов Федерации. Россия обладает государственным суверенитетом, то есть власть распространяется на территорию всей страт и никем не может быть ограничена ни извне, ни внутри.

В Конституции наше государство впервые провозглашается социальным. Согласно ст. 7 его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т.е. государство берет на себя обязательство создать необходимые условия для удовлетворения основных потребностей личности во всех социально значимых сферах (охрана труда и здоровья, семьи, материнства, отцовства и детства, пенсионеров и пожилых граждан и т.д.).

Одним из важных элементов основ конституционного строя является экономическая система. В ст. 8 Конституции заложен экономико-правовой фундамент нашего общества: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых Средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а ст. 9 не исключает частной собственности на землю и другие природные ресурсы.

К элементам основ конституционного строя относится местное самоуправление. Местное самоуправление — это форма народовластия, обеспечивающая возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, то есть управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории.

В развитие Гл. 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ принят 12 августа 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». На его основе в отдельных субъектах РФ принимаются свои законы о местном самоуправлении. Нельзя обойти такой элемент основ конституционного строя, как идеологический плюрализм, который предполагает следующее:

— никакая идеология, включая религиозную, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

— в России признаются политическое многообразие и многопартийность;

— общественные объединения равны перед законом;

— Россия — светское государство, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вопрос 19

Основы правового статуса человека и гражданина.

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Это есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Конституционный статус личности складывается из ряда элементов:

— принципы конституционно-правового положения граждан РФ;

— правоспособность и дееспособность;

— гражданство;

— основные права, свободы и обязанности;

— гарантии и защита статуса личности.

Рассмотрим их подробнее.

Конституционно-правовое положение граждан в РФ. Под такими принципами понимаются исходные начала статуса личности, ее места в обществе и государстве.

^ Первый из них — принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость (ст. 17 Конституции РФ).

Второй принцип — равноправие. Конституция РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом (ст. 19 ч. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина

независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

^ Третий принцип — сочетание личных и общественных интересов. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества. Этот принцип отражен в ряде конституционных положений. Например, Конституция требует бережного отношения к правам и свободам; она гласит, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). При этом оговаривается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

^ Четвертый принцип — соответствие конституционным основам статуса личности, его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации. В Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл и содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

^ Пятый принцип — гарантированность конституционного статуса личности. Она выражается в необходимости материального обеспечения осуществления прав и свобод, исполнения обязанностей, создании процессуальных механизмов их реализации, защиты интересов личности.

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Теории происхождения государства iconОсновные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства
Эти интересы носят непримиримый характер. Функции государства специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать...
Теории происхождения государства iconТеории происхождения государства мифологические и религиозные концепции происхождения государства
Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время...
Теории происхождения государства iconТематика курсовых работ по теории государства и права происхождение государства. Сущность и типология государств. Функции Российского государства. Механизм государства
Развитие прав граждан и усиление их гарантий в условиях формирования правового государства
Теории происхождения государства icon"теория государства и права: учебник" (Н. И. Матузов, А. В. Малько) (Юристъ, 2004)
Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Теории происхождения государства iconТесты по теме: «Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести»
Какое из перечисленных древнерусских произведений описывает историю происхождения славянской письменности и образования Русского...
Теории происхождения государства iconПравила и принципы Приглашение к сотрудничеству Профилактические теории и гипотезы Изучение
Естественное исследование (исследование в формах естественного происхождения: в форме дерева, животного, среды обитания, так называемая...
Теории происхождения государства iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Правоведение» на 2011-2012 уч/год. Причины происхождения государства и права
Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе, их отличие от власти и социального регулирования в государственно-организованном...
Теории происхождения государства iconПравоведение учебно-методический комплекс Специальность: Специальность: 080105. 65 – «Финансы и кредит»
Автор-составитель: Березин Александр Григорьевич, ассистент кафедры теории и истории государства и права
Теории происхождения государства icon11 класс часть а а1 Основателем теории общественного договора является
А2 Одним из признаков государства является наличие налогов. Кто, согласно летописям, первым на Руси уста­новил фиксированный сбор...
Теории происхождения государства iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Признаки, функции, формы государства»
Признаков, форм и функций государства; формирование системы знаний о содержании функций государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов