Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике icon

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике



НазваниеСписок вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике
страница1/4
Дата конвертации21.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике:

1. Понятие экономики. Предмет и метод экономики. Виды экономики.

2. Рынок. Виды рынков. Экономический кругооборот.

3. Рыночный спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

4. Рыночное предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.

5. Рыночные спрос и предложение. Образование равновесной цены. Дефицит и избыток товара. Четыре правила спроса и предложения.

6. Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса.

7. Рациональность потребителя и теория предельной полезности.

8. Концепция "бюджетный линий" и "кривых безразличия".

9. Понятие предприятия. Классификация предприятий.

10. Понятие производства. Факторы производства. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

11. Отдача от масштаба производства. Виды отдачи.

12. Организационно-экономические формы предприятий.

13. Хозяйственные товарищества и общества. Особенности и различия. Полное товарищество и товарищество на вере.

14. ООО, ОДО.

15. АО, производственный кооператив, унитарные предприятия.

16. Учреждение предприятия.

17. Ликвидация предприятия. Банкротство.

18. Понятие издержек. Внутренние и внешние издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

19. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные величины издержек.

20. Анализ безубыточности производства.

21. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

22. Поведение фирмы в условиях монополии.

23. Макроэкономические показатели: ВВП, ВНП. Методы расчета показателя ВВП.

24. Макроэкономические показатели: ВНД, ЧНД, ЧВП, ЛД, РД.

25. Экономический рост: понятие, типы, показатели измерения.

26. Цикличность развития экономики. Фазы цикла.

27. Совокупный спрос. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса.

28. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Факторы, влияющие на изменение совокупного предложения.

29. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Изменение равновесного состояния.

30. Инфляция: понятие, причины возникновения, виды. Уровень инфляции.

31. Безработица: понятие, виды, последствия. Уровень безработицы. Закон А. Оукена.

32. Потребление и сбережения. Мультипликаторы национального дохода.

33. Понятие государственного бюджета.

34. Монетарная (денежно-кредитная) политика государства. Инструменты монетарной политики, ее виды.


Вопрос 1

Понятие экономики. Предмет и метод экономики. Виды экономики.

Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

^ Виды экономики:

1)микро-наука, изучающая поведение отдельных экономических агентов(предприятий, домохозяйств),а также их взаимодействие на отд.отраслевых рынках.

2)мезо - экономика города, региона

3)макро - экономика государства в целом

4)мега - изучает мировые хоз. связи

^ Методы экономики:

1)формальной логики – методы ,изучающие явление или процесс со стороны его структуры и формы:

1.анализ-метод, состоящий в разложении целого явления на части и исследования каждой части,

Синтез - метод, сост.в соединении отд.частей в единое целое,

Индукция - от частных фактов к общему выводу,

Дедукция - от общего положения к частным выводам,

Аналогия - перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное,

Сравнение - метод, определяющий сходства и различия эк. явлений и процессов.

2)материалистической диалектики

1.исторический-предполагает изучение экономических явлений и процессов в той последовательности, в кот.они возникали, развивались и сменяли друг друга,

2.логический-проникновение в сущность изучаемого эк. явления или процесса

Оба метода используются в единстве

^ Предмет экономики – это хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.

Вопрос 2

Рынок. Виды рынков. Экономический кругооборот.

Рынок - система эк.отношений между производителями, потребителями и их посредниками.

Эта система включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг.

^ Виды рынков:

По территориальному признаку:

-местный,

-региональный,

-национальный,

-мировой.

По субъектам, вступающим в обмен:

-рынок потребителей,

-производителей,

-промежуточных продавцов,

-государственных учреждений.

По объектам обмена:

-рынки факторов производства,

-рынок товаров и услуг,

-финансовый.

По формам хозяйства:

-государственный,

-кооперативный,

-товаров и индивидуально-трудовой деятельности,

-арендный рынок,

-рынок совместных предприятий.

С учетом ассортимента:

-замкнутый,

-насыщенный,

-смешанный.

По степени соблюдения законности:

-легальный (официальный),

-нелегальный (теневой),

-чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»).

По степени насыщенности:

-равновесный (спрос = предложение),

-дефицитный(спрос > предложение),

-избыточный (спрос < предложение).

По степени развитости экономической свободы:

-свободный,

-регулируемый.

^ Эк. кругооборот - непрерывный поток движения реальных экономических благ, сопровождающийся встречным потоком доходов и расходов.

Вопрос 3

Рыночный спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

Спрос - желание, подкрепленное возможностью покупателей приобрести опред.объем продукции по опред.цене

закон спроса: при прочих равных условиях, с ростом цены падает спрос и наоборот.

^ Закон спроса. — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

^ Факторы изменения спроса:

-потребительские вкусы,

-цена,

-число покупателей,

-доходы потребителей(товары, спрос на кот.изменяется в прямой связи с изменением ден.дохода-нормальные товары),

-сопряженные(субституты)-товары-заменители,

-товары-комплименты (комплиментарные) -дополняющие друг друга,

-ожидание потребителей относительно будущих цен.

Вопрос 4

Рыночное предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

^ Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Вопрос 5

Рыночные спрос и предложение. Образование равновесной цены. Дефицит и избыток товара. Четыре правила спроса и предложения.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

^ Дефицит и избыток товаров:

Когда величина рыночного спроса, т. е. количество денежного товара, превышает величину предложения товара, который может быть куплен на эти деньги, создается ситуация, которая называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На практике первым признаком создающегося дефицита является заметное уменьшение товарных запасов, которые продавцы всегда имеют, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.

Когда запасы явно уменьшаются, продавцы поступают двояко. Они либо увеличивают производство своего товара, получая дополнительную прибыль от увеличения оборота, либо повышают цену на оставшийся товар, либо делают то и другое сразу. В последних двух случаях рыночная цена пойдет вверх, приближаясь к равновесной цене.

В результате таких действий продавцов покупатели с течением времени получат либо количество товара, достаточное для реализации их денежного спроса, либо такую рыночную цену, при которой образовавшийся было у них избыток денег исчезнет при прежнем количестве товара.

^ 4 правила спроса и предложения:

-Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

-Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.

-Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.

-Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Вопрос 6

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

^ Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.

^ На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

-Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.

-Удельный вес товара в бюджете потребителя.

-Размер дохода.

-Незаметное для покупателя изменение уровня цен.

-Консерватизм покупателей во вкусах.

^ Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Она зависит от следующих факторов:

-Значимость товара для бюджета семьи.

-Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

-Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0
^ Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B. Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими. Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

Вопрос 7

Рациональность потребителя и теория предельной полезности.

Рациональное поведение потребителя в теории потребления показывает поведение множества отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определённую цель:

-Исходя из своей покупательной способности, приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимально общее удовлетворение от их использования. Таким образом, полезность – цель потребления.

-Максимизация полезностей (потребительское равновесие) – это достигнутая точка в потреблении в рамках ограниченного бюджета, когда рациональный потребитель так осуществляет своё потребление, при которой общей полезности не может быть увеличена и потребитель перестаёт создавать новые комбинации в своём потреблении.

^ Рациональность потребителя — предпосылка теории спроса, согласно которой потребители стремятся расходовать деньги на покупку таким образом, чтобы она обладала наибольшей полезностью.

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов, достигаемых в результате использования продуктов, товаров, услуг.

^ Выделяют два вида полезностей:

1.Абстрактную, т.е. способность блага удовлетворять какую – либо потребность людей.

2.Конкретную, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра данного блага.

Субъективная оценка зависит от двух факторов:

- от имеющегося запаса данного блага

- от степени насыщения потребности в нём (степени интенсивности потребности).

При этом действуют закономерности самого процесса потребления: большая часть потребности человека рано или поздно насыщается, переход от неполного удовлетворения к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.

Вопрос 8

Концепция "бюджетный линий" и "кривых безразличия".

^ Бюджетная линия – это линия возможностей потребления, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при данных ценах и доходе. Она показывает, что может купить потребитель, т.е. общий расход не может быть больше дохода.

^ Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет какую комбинацию двух видов товаров X и Y, что потребителю безразлично какую выбрать, т.е. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечившие одинаковый уровень полезности.

Кривые безразличия показывают, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия, что может. Совмещение кривых безразличия и бюджетной линии показывает, как может потребитель обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.

Свойства кривых безразличия:

-Кривые безразличия не могут пересекаться.

-Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.

-Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Вопрос 9

Понятие предприятия. Классификация предприятий.

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

-используемые ресурсы,

-отраслевая принадлежность,

-местоположение,

-размер предприятия,

-форма собственности,

-организационно-правовая форма.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

-использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

-интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

-интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

В соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:

1.промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2.торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

3.банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

4.транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

5.страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

6.предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Вопрос 10

Понятие производства. Факторы производства. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

Производство-процесс создания материальных благ и услуг необходимых для существования и развития общества. В данном процессе происходит преобразование различных эк.ресурсов в эк.блага.

^ Факторы пр-ва:

1.Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.

2.Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.

3.Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).

Плата за капитал – процент.

4.Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.

5.информация-поток различных знаний, сведений, передаваемых и воспринимаемых людьми, механизмами, устройствами.

6.технология производства - способ преобразования энергии, вещества и информации в процессе изготовления продукции.

7.наука

8.экологич.фактор

9.инфраструктура-совокупность институтов, организаций, отраслей, которые носят вспомогательный характер и обеспечивают условия для норм. функционирования пр-ва и обращения товаров.

10.время

^ Производственная функция - техническое соотношение между набором факторов пр-ва и максим.возможным объемом продукции.

С этим понятием тесно связано действие закона убывающей предельной производительности факторов пр-ва.

Допустим, что в производственной функции все факторы постоянны, кроме одного; закон убывающей предельной полезности утверждает, что с ростом использования какого-либо фактора(при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в кот. дополнительно применение переменного фактора ведет к снижению эффективности пр-ва. Автор закона -Дж.Б.Кларк.

  1   2   3   4



Похожие:

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconПеречень вопросов к экзамену по Макроэкономике
Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. 18. Фазы делового цикла и их характеристика
Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconВопросы для подготовки и сдачи экзамена (беседа)
Студент, которому разрешено, самостоятельно выбирает блок вопросов и готовит к экзамену полный письменный ответ и предоставляет его...
Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconСписок вопросов для подготовки по курсам история языкознания\исторя лингвистических учений

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconСписок вопросов по дисциплине эпурэс
Двухтактная трехфазная схема (Ларионова) выпрямителя (временные диаграммы, соотношения
Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconДокументи
1. /Для тех, кто сдает экзамен/egz1.doc
2. /Для...

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconПисьмо от 5 августа 2010 г. N д23-3031
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее Департамент недвижимости) рассмотрел обращение, касающееся нумерации вопросов...
Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconДокументи
1. /статьи на экзамен по спецкурсу 5 курс/1. Книга.doc
2. /статьи...

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconДокументи
1. /статьи на экзамен по спецкурсу 5 курс/1. Книга.doc
2. /статьи...

Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconСписок вопросов к экзамену по истории русского литературного языка
Языковая ситуация в славянских землях в период возникновения и первой эпохи письменности
Список вопросов, выносимых на экзамен по микро- макроэкономике iconУчебное пособие по макроэкономике содержит сжатое, но систематизиро- ванное изложение макроэкономических проблем и методов их анализа
Охватывает восемь тем, характеризующих такие фундамен
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы