Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И icon

Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И



НазваниеРеферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И
Новакова Е.И
Дата конвертации11.10.2012
Размер179.25 Kb.
ТипРеферат



Реферат


«Особенности работы

над многозначными словами»


Выполнила: учитель

школы-интерната

для неслышащих детей

Новакова Е.И.


г. Саратов

Расширение и уточнение словарного запаса тесно связаны со словарно-семантической работой над многозначными словами.

Проблема многозначности, или полисемии т.е. способности слова выступать в различных значениях, является в дидактическом плане очень сложной. Это протекает в первую очередь из характера соотношения значения многозначного слова, а также из особенностей его лексической и грамматической связи с другими словами (контекстом).

С явлением "переноса" значения учащиеся специальных школ встречаются уже в начальных классах на уроках развития речи, на уроках грамматики, когда они практически овладевают именными словосочетаниями, обозначающими часть целого. Достигнутый на этой ступени обучения речевой уровень позволяет учащимся усвоить значение таких слов, как ножка (ребёнка, куклы), ручка (ребёнка), крыло (птички) и т.п., а затем сделать перенос на основе общности или сходства в значении этих частей на другие предметы: ножка стола, ножка стула, ручка двери, крыло самолёта и т.п. Усвоение переносного значения в рассмотренных примерах и введение их в речь облегчаются тем, что здесь легко опереться на наглядность, показав предметы или их изображения.

Более трудным для понимания является употребление в переносном значении слов, называющих признаки предметов. В данном случае учащиеся должны абстрагировать основной признак у одного ряда предметов и сопоставить его с другим признаком, сходство с которым иногда является чисто условным (сравни: лёгкий груз - прямое значение и лёгкое ранение - переносное). Однако, как показывает практика обучения, осуществление такой мыслительной операции с годами становится доступной для учащихся в простейших случаях, например: лёгкий чемодан (прямое значение) и лёгкая задача, лёгкий пример, лёгкий мороз ( переносное значение). Основным методическим условием при этом является использование словосочетаний, в которых только и может быть реализовано переносное значение, в различных контекстах ( отдельных предложениях, небольших рассказах, отдельных смысловых кусках и т.п.).

Углубленная работа над словами с переносным значением продолжается при переходе учащихся в старшие классы. Здесь учитель может опереться на более высокий уровень развития речи и на более развитое абстрактное мышление. Естественно, ознакомление с многозначностью слов должно проходить не от случая к случаю, а в определённой последовательности, с постепенным формированием необходимых речевых навыков и умений, с образованием соответствующих лексико-семантических обобщений. Для этого используются специальные упражнения, наблюдения над текстом; учащиеся подводятся к определённым логическим и практическим выводам.


В школах для несльппащих детей работа над многозначностью слова делится на три этапа.

^ Первый этап - пропедевтический, направлен на знакомство со словами, имеющими переносное значение, различение прямого и переносного значения в чисто практическом плане. Работа эта начинается с младших классов и проходит как реализация программных требований, сформулированных примерно следующим образом: «употребление слов в различных контекстах» (среди них употребление слов в переносном значении). К примеру, сначала это может быть прилагательные железный, золотой, тёмный, глагол идти; затем прилагательные яркий, светлый, седой, весёлый, глаголы потерял, совершил или существительные день, дом, звезда, прилагательные острый, злой^ крепкий, чистый в различных значениях.

На этой стадии учитель фиксирует внимание на понимании многозначности слов и умении по аналогии употреблять их в новом значении. Методическая сторона работы хорошо раскрывается на одном из примеров сокращённого описания урока (цель урока: ознакомить учащихся с различными описаниями слова яркий).

Вначале учитель осуществляет проверку знания данного слова и очерчивает сферу его употребления. Ученики придумывают с этим словом (в его прямом значении) словосочетания: яркий огонёХ яркое солнце, яркая лента, яркий шар. Эти примеры показывают, что учащиеся владеют прямым знанием слова. Об этом свидетельствуют и составленные ими предложения: «На лугу девочки собирают яркие цветы», «На небе светит яркое солнце».

Затем идет процесс дифференциации со сходными признаками. Учитель показывает картинки, на которых изображены две комнаты с ярким и тусклым освещением. Вопросами: «Где здесь яркий свет? Где тусклый?» - уточняется значение слова яркий. Этой же цели служат и другие противопостановления в наглядной ситуации: Где яркая зелень? Где яркий свет? При этом используются антонимы бледный, тусклый, тёмный.

Учащиеся переходят к избирательному употреблению слова яркий на основе показа специально подобранных картин, например, «Грачи прилетели» Саврасова и любого весеннего пейзажа с ярким солнцем, в ярких тонах и т.п.

Учитель дает образцы употребления слова яркий и просит найти примеры, иллюстрации к ним: « Приведите яркие примеры героизма людей».

На следующем этапе детализируется употребление слова яркий (в переносном значении), уточняется, в каких случаях в зависимости от словесного контекста или наглядной ситуации уместно употреблять это слово.

- Яркие глаза. Лучше сказать «лучистые».

- Яркие волосы. Правильно сказать «рыжие».

  • Яркий класс. Правильно, так можно сказать о талантливом учёном, писателе. Усвоенный материал закрепляется в письменных упражнениях.

Таким образом, при работе над многозначностью можно выделить следующие этапы:

1) проверка уровня владения знаниями данного слова (или слов);

2) семантизация слова, уточнения правильности понимания прямого значения (на основе сопоставления сходных предметов, их признаков или действий);

3) включение слова в (прямом значении) в различные контексты;

4) ознакомление учащихся с переносным значением слова;

5) ознакомление с употреблением слова (в переносном значении) в различных контекстах; уточнение его лексической и грамматической сочетаемости с другими словами; предупреждение возможных ошибок в связи с употреблением слова в изучаемых значениях;

6) закрепление материала в письменных и устных упражнениях и внедрение его в связную речь учащихся.

На этой стадии работы над многозначностью слов учащиеся должны понять, что новые значения у слова появляются в зависимости от контекста, от тех слов, с которыми данное слово связано лексически и грамматически.

При сопоставлении как словосочетаний, так и предложений с включёнными в них словами, имеющими переносное значение, на этой и последующих стадиях широко используются синонимичные слова и выражения, знакомые учащимся, например: лёгкий мороз - слабый, несильный мороз; лёгкий чемодан - нетяжелый чемодан, лёгкая ткань - неплотная, тонкая ткань; лёгкая задача - нетрудная задача и т.п. Такие словосочетания обязательно .включаются в предложения, например:!.На дворе был легкий (несильный) мороз. Коля надел осеннее пальто и кепку. 2. Задача была лёгкой (нетрудной). Ученики быстро её решили.

Более трудным для понимания являются глаголы с переносным значением и различные неразложимые идиоматические выражения. Они могут быть поняты лишь в контексте, в котором доступно для учащихся раскрывается определённая ситуация. Здесь большую роль играет переосмысливание лексического материала, догадка, позволяющая вывести новое значение из сопоставления со сходным или на основе логики текста, развития сюжета рассказа. Например, прямое значение выражение «прикусил язык» легко раскрывается в следующем рассказе: «Коля спешил на каток. Он торопливо ел. Вдруг он прикусил язык и от боли закричал». Сопоставление этого рассказа с другим, где это выражение даётся в переносном значении, облегчает осмысление нового значения: «Коля рассказывал ребятам, как они спасли летом тонущего мальчика. Вдруг он увидел Витю и сразу же прикусил язык. Он вспомнил, что спас мальчика Витя, а он только бегал по берегу и кричал: «Помогите». Этот приём тогда, когда это возможно, позволяет использовать для семантизации синонимы, например, в приведённом рассказе: прикусил язык - замолчал.

Одним из средств, развивающих образное мышление, переосмысление значения слов и осознание их переносного значения, является использование загадок, пословиц. Они определённым образом настраивают учащихся, создают установку на восприятие и переосмысливание прямого значения, на понимание иносказаний, которые раскрываются в контексте загадки или пословицы.

Ниже предлагаются образцы заданий; они могут быть рекомендованы на первой стадии работы со словами, имеющими переносное значение. Эти упражнения направлены на формирование умения понять значение слова в данном контексте и умение употребить его в определённом значении по аналогии с тем же значением, которое было реализовано в других контекстах.


Задание 1. Определить, в каких словосочетаниях слово бежит употреблено в одном значении.

Мальчик бежит Время бежит

Дни бегут Конь бежит

Ручей бежит Минуты бегут


Задание 2. Определить, где слова крепкий, открыть, корень употреблены неправильно.

Крепкая верёвка Открыть окно Корень дерева

Крепкий сон Открыть звезду Корень зуба

Крепкое дерево Открыть луну Корень слова

Крепкая роща Открыть путь Корень дома

Крепкие нервы Открыть огонь Корень пальца


Задание 3. Придумать слова, с которыми могут быть употреблены данные прилагательные. Образец. Яркий - солнце, костюм, выступление, талант.

Мягкий Чёрный

Смуглый Чистый

Резкий Низкий

Седой Твёрдый


Задание 4. Составить возможные словосочетания из слов, данных в знаменателе, и слов, данных в числителе.

чистый волосы, платье, туман, ночь, совесть, небо

седой волосы, платье, туман, снег, скатерть, небо

человек солёный, седой, порывистый, острый, злой

ветер солёный, седой, порывистый, острый, злой


Задание 5. Найти в тексте (даётся текст) значения слова «свежий», наиболее близкие к данным в словосочетаниях:

Свежий ветер - свежая газета - свежий хлеб.


Задание 6. Подобрать к данному слову (слева) слова (справа), которые бы вскрыли два - три основных значения слова.

нож

пища ночь

ОСТРЫЙ слово ТЁМНЫЙ дела

бритва прошлое

приправа пальто

вопрос


Задание 7. Составить предложения со словосочетаниями: а) сложить дрова, сложить числа, сложить головы; б) тяжёлый груз, тяжёлое наказание, тяжёлая промышленность!


Задание 8. Определить, в каких случаях слово живой употреблено неправильно; заменить его другим прилагательным.

1. Живой рассказ учителя о юных туристах захватил весь класс. Все сидели тихо и внимательно слушали. 2. Наука ещё не раскрыла многих тайн живой и неживой природы . 3. Будущие лётчики уже изучили свои самолёты на земле. Они с нетерпением ждали, когда они на своих машинах полетят вверх, к живому небу. 4. Умный и живой мальчик всё время задавал родителям вопросы. 5. Хотя на дворе была ещё зима, в магазине на прилавках появились живые овощи.


Задание 9. Ответить, имеются ли в данных парах словосочетаний неправильные выражения. Если есть - зачеркнуть и написать, как будет правильно.

Лес задремал - ребёнок задремал.

Конь бежит - ручей бежит.

Мальчик свистит - ветер свистит.

Добрый человек - добрые вести.

Волчья шкура - волчий аппетит.

Жить в городе - жить в страхе.

Ходить в сапогах - ходить в героях.

Мягкая подушка - мягкий характер.


Задание 10. Подобрать пословицу по ( смыслу).

^ Мы с братом

Да, над этим самокатом

поработали мы с братом!

Брат строгал рубанком доску –

стружки я грузил в повозку.

Брат работал молотком –

я зевал под верстаком.

Брат крепить колёса стал –

тут уж вовсе я устал ...

Самокат готов! На нём

мы катаемся вдвоём.

Правда, славный самокат

смастерили я и брат?

(И.Кульская)

Пословицы. Трусливому зайцу везде страшно. Люди пахать, а он руками махать. Делали наспех, сделали на смех


^ Второй этап работы над многозначностью связан с изучением материала темы «Лексика». Учащиеся получают определённые теоретические знания; усваивают термины «многозначное слово», «прямое значение», «переносное значение». У них формируются умения находить в тексте слова с переносным значением, пользоваться (и понимать) соответствующими терминами, заменить слово в данном значении его эквивалентом (синонимом), пользоваться толковыми словарями.

Помимо упражнений, которые даются в учебнике, можно дать детям следующие виды заданий.

Задание 1. Указать (написать номер), в каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении.

1) В окно влетела бабочка. 2) Коля влетел в класс. Он горел желанием помочь другу. 3) На противоположном берегу реки горел одинокий огонёк. 4) Дни во время каникул бегут незаметно. 5) Лошади бежали дружно.


Задание 2. Распределить словосочетания и предложения в зависимости от выделенных слов.

Прямое значение Переносное значение

волк воет ветер воет

Ветер воет, волк воет; движение за мир, движение поезда; холодный день, холодная встреча, холодный чай; мягкий климат, мягкий характер, мягкие волосы; горячий кофе, горячее время, горячий спор, горячий песок; железный гвоздь, железная воля, железная дисциплина; перевязать лентой, лента дороги; окончить школу, школа жизни, школа верховой езды; туман от лесного пожара, туман в голове, над рекой клубится туман, его будущее было в тумане.

Толпа увлекла детей на площадь. Работа его увлекла. Падающая лавина увлекла за собой камни.


Задание З. Составить по два предложения со словами лес, стальной, сердитый так, чтобы в одном предложении слово было употреблено в прямом, а во втором - в переносном значении.


Задание 4. Определить, где слово корень употреблено в переносном значении (указать номера).

1. Корень дерева. 2. Корень зуба. 3.Корень слова. 4. Корень зла. 5. Кубический корень. 6. Этот человек пустил глубокие корни. 7.Хулиганство надо вырвать с корнем. 8.Покраснеть до корней волос.


Задание 5. Указать, сколько значений имеет слово лес в данных предложениях. На каждое значение слова лес придумать по одному предложению.

1) Медвежата скрылись в лесу. 2) В школу привезли лес для постройки сарая. 3) Дремучим лесом ехал всадник. 4) Для постройки моста не хватило леса. 5) Под крылом самолёта расстилались бескрайние сибирские леса. 6) Привезённый лес распилили на доски. 7) В глубине леса было темно и тихо. 8) Навстречу скачущим всадникам воины выставили лес копий.


Задание 6. Указать, в каких предложениях слово ударить употреблено в одинаковом значении.

1) Он ударил кулаком по столу. 2) Кавалеристы обошли неприятеля и ударили с тыла. 3)Мальчик нечаянно ударил молотком по пальцу. 4) Сверкнула молния и ударил гром. 5) Ребята ударили в ладоши. 6) На стене ударили часы. 7) Пар столбом ударил в потолок. 8) К вечеру ударил сильный мороз. 9) Резкий запах ударил ему в нос. 10) На высокой колокольне собора гулко ударил большой колокол.


Задание 7. Указать, в каких словосочетаниях слово вывести употреблено в одинаковом значении.

Вывести маленьких детей. Вывести из терпения

Вывести пятна. Вывести лошадь из конюшни.

Вывести цыплят. Вывести формулу.

Вывести войска на парад. Вывести из леса.


Задание 8. Объяснить значение выделенных слов:

крепкий лёд, крепкий сон, крепкое здоровье, крепкая дружба (крепкий, хороший, глубокий, долгий);

б) путём показа или описания: повысили уровень воды, повысили голос, повысили цены, повысили по службе;

в) путём примеров: поворот дороги, поворот в настроении, (благоприятный) поворот дела, один поворот ключа, неожиданный поворот судьбы.


Задание 9. Объяснить, почему так можно сказать.

1. Почему человека можно сравнить с деревом?

- Его обобрали как липку.

- Что стоишь как пень?

2. Почему человека можно сравнить с животным?

- Он всё прикидывался лисой.

- Пробрался зайцем в театр.

- Не человек - змея!

- Какой ты медведь, Коля! Осёл, вот ты кто!

3. Есть ли металл в людях?

- Золотые руки, медный лоб, стальная воля, оловянные глаза.


^ Третий этап работы над многозначностью предполагает дальнейшее совершенствование понимания слов с переносным значением. Учащиеся должны научиться находить связь между разными значениями. Различают в основномтри типа переноса: по сходству, по смежности, по функции. Наиболее доступным для неслъппащих учащихся является перенос по сходству (метафорический). В художественной литературе такой перенос нередко происходит на основе сходства между животными и людьми (преимущественно по отрицательным признакам - труслив, как заяц; набросился с собачьей жадностью; медвежья неуклюжесть; и т.п.), между людьми и бытовыми предметами (поставить под глазом фонарь, болтливый, как трещотка и т.п.).


Метафорические слова и выражения придают тексту определённое эмоциональное звучание, делают его более выразительным. Однако понимание такого текста учащимися, даже в старших классах, является трудным делом, так как может осуществляться лишь на базе развитого образного мышления. Последнее формируется на образцах литературного текста, который должен использоваться в этих целях не только на уроках литературы, но и на урока русского языка.

При изучении многозначности, в частности слов с переносным значением, наряду с постепенным усложнением текстов (языкового материала) необходимо использовать различные методические приёмы. Так, например, при усвоении переносных метафорических значений оправдывает себя приём, который основывается на возможности (в отличии, например, от переноса по смежности) быть преобразованным в сравнительный оборот, более доступный для понимания (ср.: золотые колосья - жёлтые, как золото).

Овладение переносным значением на указанном этапе должно проходить в следующей последовательности.

Учащиеся сначала должны знать и уметь правильно «истолковывать» прямое значение, например, растаял снег, острый нож, острые ножницы. Затем выделять общие признаки в словосочетаниях с прямым значением и переносным значением слова, например, снег растаял - растаял дым, туман; острый нож - острый запах. В возможных случаях (в старших классах) необходимо сформулировать то общее, что объединяет два значения (на какой основе сделан в перенос), например, вспыхнул огонь - вспыхнула ненависть, т.е. ненависть проявилась сильно и распространилась быстро, как огонь.

Далее следуют различные упражнения переносного значения изучаемых слов (с помощью словотолкования, синонима, примеров, описательного разъяснения и т.п.). К упражнениям следует подбирать прежде всего наиболее употребительные многозначные слова и наиболее часто встречающиеся значения; важно, чтобы они могли быть уточнены соответствующими синонимами и антонимами.

При выполнении упражнений должен быть учтён и второй важный аспект многозначности слов - их лексико-грамматическая сочетаемость в подбираемом азыковом материале, которая должна быть в возможных пределах раскрыта учапшмися, например, вывести новый сорт - вывести лошадь из конюшни -вывести на чистую воду.

После уяснения семантической структуры многозначного слова путём выполнения различных упражнений следует дать примеры употребления этих слов в художественных произведениях, в особенности в тех, которые изучались или изучаются учащимися на уроках литературы.

Использование различных контекстов - важный приём при усвоении многозначности слов; он широко используется ив общеобразовательной школе. Однако если нормально развивающийся учащийся может легко почувствовать разницу в значении слова в зависимости от предложенных контекстов, то в условиях специального обучения контекст может быть использован в этих целях лишь при уверенности учителя в том, что его содержание понятно учащимся и восприятие контекста не осложнит раскрытия нового значения данного слова.

Заключительный этап - это выполнение заданий, которые позволят увидеть, насколько учащиеся умеют самостоятельно пользоваться разными значениями слова в связной речи (придумывание предложений, использование слов с данным значением в самостоятельных письменных работах, при редактировании чужого текста и т.п.).

Работу над многозначностью целесообразно сначала проводить на специальных уроках при прохождении знаменательных частей речи (имён существительных и прилагательных, а также глаголов и наречий), а в последующем - в виде специальных заданий при анализе языка литературных произведений на уроках литературы.

При этом помимо анализа языка литературных текстов и связанных стороне с ним заданий (что является чрезвычайно важным на этой стадии работы) можно рекомендовать выполнение различного типа упражнений на уроках литературы и на уроках русского языка. Образцы их приводятся ниже.


Задание 1. Работа со словарём. Найти то или иное определение значения слова, найти в словаре примеры к тому или иному значению и т.п.


Задание 2. Указать, к каким выделенным словам относятся определения: 1) Влечение, склонность, симпатия. 2) Страна, местность. 3) Важный пункт, место. 4) Негодяй, презренный человек.

Москва - сердце нашей Родины.

В немилой стороне я мало жил и наслаждался мало. (Пушкин)

Ведь не бьёт, собака, наотмашь, а тычет кулачищем прямо в рожу. (Сухово-Кобылин)

У него слабость к старинным вещам.


Задание 3. Найти предложение, в котором слово играть обозначает исполнение на музыкальном инструменте.

1) Ребята играли в футбол. 2) Пианист играл пьесу. 3) Артист играл роль директора завода.


Задание 4. Распределить по типу переноса данные ниже словосочетания.

^ Прямое значение Переносное значение

сходство по форме сходство по функции сходство по смежности

Швейная фабрика Вся фабрика вышла на субботник

^ Ключ от шкафа - гаечный ключ; новая школа - вышла вся школа; серебряное блюдо - вкусное блюдо; воет волк - воет ветер.


Задание 5. Как изменится значение данного слова, если к нему присоединить слова, данные справа.

день

одежда

ТЁПЛЫЙ квартира

слова

письмо


Задание 6. Ответь, как ты понимаешь выделенное слово. Придумай с ним предложение. Придумай с ним другие словосочетания.

Буря отступила, завод шагает в завтра, грязные дела, тиски безработицы, гнездо агрессии, огненные годы.


Задание 7. Придумать три предложения со словом волнение в трёх значениях: 1) на море - движение водной поверхности; 2) у человека - нервное состояние, сильное беспокойство; 3) в истории - недовольство масс, протест против чего-либо.


Задание 8. Определить значение прилагательного глухой в следующих предложениях; в каждом случае подыскать синоним или равнозначное вьфажение. 1) На мой вопрос мальчик ответил, что он глухой. 2) В зал вошла женщина в глухом синем платье. 3) «Иди сюда», - сказал он глухим голосом. 4) С улицы были слышны крики и глухой топот. 5) Девочка всё время читала, прячась в глухих уголках парка. 6) «К сумеркам дым разошёлся, и туча, глухая, как ночь, затянула половину неба...» (К. Паустовский). 7) «В сумерки из-под крыши театра вылетали летучие мыши и шныфяли над глухими аллеями» (К. Паустовский).


Литература

Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.,-2000.

Зикеев А.Г. К вопросу об определении основных путей работы над лексике в старших классах школы глухих // Дефектология. - 1981.- № 5; Особенности работы над многозначностью слов в 4-12 классах школы слабослышащих // Словарная работа в школе слабослышащих. - М., 1979;

Гилевич М.М. Упражнения в системе изучения русского языка слабослышащими старшеклассниками //Дефектология. - 1990.- № 2.

Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старин классов школы слабослышащих, - М.,-1982.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. -М., 1988.

Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. - М.,-1975.




Похожие:

Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconДоклад «Работа над изложением» Выполнила учитель: Новакова Е. И. Саратов 2009 Работа над изложением. / Л. А. Новоселов
При таком способе обучения изложение превращается в средство выяснения состояния знаний и умений. Само обучение по сути дела происходит...
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconПлан работы специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Юридический адрес Российская Федерация, Иркутская область, город Саянск, микрорайон Центральный, дом №18
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconНастоящее Положение Разработано на основе закон
Школы-интерната, призвана всемерно содействовать процессу обучения и воспитания обучающихся, воспитанников, способствовать повышению...
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconУчебного плана за 2012-2013 уч г. специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Анализ выполнения учебного плана за 2012-2013 уч г специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся...
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconКонцепция воспитательной системы школы-интерната
Гооу «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconОтчет о финансовой деятельности огоку специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Саянска за 2012год

Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconУчитель Новакова Елена Иллирьевна Саратов 2010 Здоровьесберегающие технологии на урок
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconТема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе
Правописание слов с непроверяемыми орфограммами в традиционной системе обучения вызывает у многих детей трудности. Методика их изучения...
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconРеферат Этапы работы над рефератом
Реферат (от лат rеfеrо "сообщаю") краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких...
Реферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И iconПроведение классных часов по рекомендуемым темам
Мероприятий проведения месячника гражданской обороны на территории Таловской школы интерната для детей сирот и детей, оставшихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов