Министерство образования и науки Российской Федерации icon

Министерство образования и науки Российской Федерации



НазваниеМинистерство образования и науки Российской Федерации
Дата конвертации19.09.2012
Размер200.54 Kb.
ТипРабочая программа



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт подготовки научно-педагогических кадров (ИПНПиНК)


Кафедра истории и политологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы изучения истории»

для аспирантов по специальности

07.00.02 –Отечественная история


Форма обучения

(очная, заочная)


Москва

2012

1. Цели освоения дисциплины «Методы изучения истории»


Основной целью освоения дисциплины (модуля) «Методы изучения истории» является изучение методологии истории как специального учения о методах научного исторического познания применительно к исследовательской практике, а также расширение методологического знания нового поколения историков, формирование у них системного и целостного представления об основных проблемах методологии науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях.


В задачи курса входит показ неразрывности связи теории и методов исторического познания, как в процессе генезиса, так и современного развития историографии и философии истории, характеристика современных трактовок основных проблем теории и методологии исторической науки, их места и роли в историческом исследовании, воздействия на историческую концепцию и историческое объяснение.


Дисциплина «Методы изучения истории» логически и содержательно-методически связана с такими базовыми курсами как: « История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки», архивной и библиотечно-библиографической практикой.

Изучению курса «Методы изучения истории» должно предшествовать освоение аспирантами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Для успешного освоения дисциплины аспирант должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры.


^ В результате освоения дисциплины аспирант должен:


знать:

- базовый понятийный аппарат дисциплины;

- основные тенденции современного развития методологии истории;

- современные характеристики объекта и предмета истории как науки, исторического времени и пространства;

- особенности процесса исторического познания;

- природу исторического знания и проверку его истинности.



уметь:

- применять полученные знания к решению конкретных задач исторического исследования;

- выявлять определяющие на современном этапе развития методологии авторитетные и новые научные течения и школы;



    владеть:

- способностью разбираться в многообразии существующих трактовок основных проблем теории и методологии истории и стилей исторического исследования.





^ 2. Структура и содержание дисциплины

«Методы изучения истории»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (или 108 часов).


^ Распределение часов по темам и видам учебных занятий для аспирантов очной и заочной форм обучения




^ Раздел, тема программы учебной дисциплины

Трудоемкость (час)



Всего

в том числе по видам учебных занятий

лекции

^ КСР, практические занятия

Тема 1. Общие проблемы методологии науки. Предмет и функции методологии истории.

6

4

2

Тема 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории.

6

4

2

Тема 3. Современные тенденции развития методологии истории.

6

4

2

Тема 4. Особенности объекта исторического познания.

6

4

2

Тема 5. Место истории в системе наук.

6

4

2

Тема 6. Историческое познание и его особенности.

8

4

2

Тема 7. Методы исторического исследования.

10

6

2

Тема 8. Типы и уровни исторического знания. Роль понятий и категорий в историческом исследовании.

6

6

4

Итого аудиторных часов

54

36

18

Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов

54

Всего часов на освоение учебного материала

108



    Содержание разделов дисциплины «Историческая география»



Тема 1. Общие проблемы методологии науки. Предмет и функции методологии истории.


Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной деятельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классификация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования.

Метод как теоретически обоснованное средство познавательной деятельности. Структура метода. Роль метода в научном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса.

Методы научного исследования как показатель уровня развития науки. Классификация научных методов.

Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методологией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции методологии истории. Структура предмета методологии истории.


^ Тема 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории.


Основные понятия методологии истории

Типология философий истории. Общие тенденции развития философии истории — от философии истории человечества к теории исторического познания и исторического знания.

Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопросы классификации наук. Понятие «исторического».

Изучение «мира духа», специфики исторического познания. Изучение форм мысли, проблем исторического знания.

Методология и историография

Теоретико-методологические основы исторических концепций, их эволюция. Преемственность в развитии методологии истории. Понятие «научных революций» (Т. Кун). Дискуссии о феномене «кризиса» в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки.

Типология историографии. Тенденции развития историографии — от «первоначальной» событийной истории к «философской» истории (Г. Гегель).

Основные этапы развития историографии.

Генезис исторической науки. Архаическая мифология и героический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания.

Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история

Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого.

Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения. Позитивизм.

Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм.


^ Тема 3. Современные тенденции развития методологии истории.


Сциентический и культурологический подходы в историографии. Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории. Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Постмодернизм.

Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повседневности, устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей.


^ Тема 4. Особенности объекта исторического познания.


Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Концепции исторического времени представителей различных методологических школ и течений.

Структурные уровни исторического процесса: прошлое, настоящее и будущее. Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность.

Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.

Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трактовка представителями различных методологических течений.

Единство субъективного и объективного в историческом процессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков.


^ Тема 5. Место истории в системе наук.


Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память.

Объект и предмет истории в трактовке марксистской историографии. Интегральный характер предмета истории.

Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы “Анналов” о предмете истории. Структуралистская концепция “общества как целостности”. История ментальности как основа трактовки предмета истории на современном этапе развития историографии. “Научная” история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории науке и политике в концепциях постмодернистов.


^ Тема 6. Историческое познание и его особенности.


Возможность научного познания прошлого. Научное познание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания.

Основные проблемы методологии исторического познания

Онтологический аспект рассмотрения исторических источников как явлений исторической действительности. Закономерности возникновения и эволюции типов и видов исторических источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников.

Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальченко). Понятие социальной информации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семантический и синтактический аспекты рассмотрения информации, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности.

Информационная неисчерпаемость исторического источника. Методологический смысл понятий “выраженная” и “скрытая” информация. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.

Трактовки исторического источника и исторической информации представителями “научной” истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов.

Исторический факт и его интерпретации в современной историографии.

Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действительности, факты исторического источника, научно-исторические факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социальных факторов в формировании научно-исторических фактов.

Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естественнонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исторического факта.


^ Тема 7. Методы исторического исследования.


Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.

Исторический и логический методы. Историческое пространство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, “по горизонтали” и “по вертикали”. Функции логического метода в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический методы в практике конкретно-исторических исследований.

Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования.

Измерение и описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания.

Классификация и типологизация в исторических исследованиях.

Системный подход и системный анализ, значение системности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функциональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований.

Проблемы моделирования в историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной историографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях.

Методы исторического познания

^ Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

^ Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

^ Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

^ Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.

Концепции исторического объяснения и понимания. Виды исторических объяснений. Мотивационные и каузальные модели объяснения. Попытки построения интегральных объяснительных моделей. Объяснительные модели в концепциях “тотальной” истории.

Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формационный подход в современной отечественной и зарубежной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии.

Концепции «понимания» истории. Постмодернизм о понимании и объяснении в истории.


^ Тема 8. Типы и уровни исторического знания. Роль понятий и категорий в историческом исследовании.


Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание.

Особенности эмпирического уровня исторического познания. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания.

Объяснение как средство познания на теоретическом уровне и как логическая процедура. Виды исторических объяснений.

Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная теория — завершенная форма теоретического знания. Системность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойства научной теории. Дискуссии о теоретической истории.

Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимосвязи между объемом и содержанием понятий. Классификация понятий.

Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержания понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об основных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории.

Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий.

Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические механизмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания.

^ Проблема истинности исторического знания. Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через доказательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания.

Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания.


^ 3. Образовательные технологии


В процессе освоения дисциплины предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

  1. дискуссии (круглые столы) между аспирантами с привлечением преподавателей кафедры истории и политологии по крупным проблемам изучаемой дисциплины;

  2. доклады аспирантов с последующим обсуждением на актуальные темы изучаемой дисциплины с приглашением специалистов;

С целью осмысления обучающимися проблем исторической географии предусматривается написание эссе по рекомендованным темам.

    Удельный вес занятий, проводимых в активных формах, составляет 50% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют 50 % аудиторных занятий.



4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Методы изучения истории».


Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы аспирантов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

К самостоятельному виду работы аспирантов относится работа в библиотеках, архивах, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Аспиранты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Видами промежуточного контроля знаний аспирантов в течение обучения являются контрольные работы, а также тестирование.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • контрольная работа,

  • тестирование,



Темы контрольных работ по дисциплине «Методы изучения истории».


1. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования.

2. Метод как теоретически обоснованное средство познавательной деятельности.

3. Теоретико-методологические основы исторических концепций, их эволюция.

4. Тенденции развития историографии — от «первоначальной» событийной истории к «философской» истории (Г. Гегель).

5. Античное мировоззрение: природа и история.

6. Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму.

7. Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого.

8. Роль субъекта в историческом процессе: человеческое поведение и мотивация поступков.

9. Объект и предмет истории в трактовке марксистской историографии.

10. Представители школы “Анналов” о предмете истории.

11. Научное познание как форма социального отражения.

12. Исторический факт и его интерпретации в современной историографии.

13. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта.

14. Исторический факт в концепциях классического позитивизма.

15. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований.

16. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания.

17. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа.

18. Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний.

19. Интуитивное и логическое в творчестве историка.

20. Дискуссии о критериях истинности исторического знания.

21. Междисциплинарный характер исторического знания.

22. Марк Блок и его труд «Апология истории или Ремесло историка».

23. «Идея истории» Р. Дж. Коллингвуда.

24. «Теория исторического знания» Н.И. Кареева.

25. Принципы методологии истории в работах А.С. Лаппо-Данилевского.

26. Г.В. Плеханов: марксистский взгляд на историю.

27. А.Дж. Тойнби и его цивилизационный подход к изучению истории.

28. Практика исторического процесса как критерий истинности знания.

29. Современные дискуссии об основных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории.


Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации

по итогам освоения дисциплины


1. Предмет и функции методологии истории.

2. Классификация научных методов.

3. Генезис исторической науки. Мифологической формы исторического сознания.

4. Историография Просвещения: социальные основы, особенности мировоззрения.

5. Принципы позитивистского подхода к изучению истории.

6. Понятие исторического процесса.

7. Историческое сознание: его структура и функции.

8. Исторический факт и его категории.

9. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания.

10. Классификация и типологизация в исторических исследованиях.

11. Методы исторического познания.

12. Формационный и цивилизационный подходы.

13. Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий.

14. Историко-генетический метод: основные характеристики.

15. Историко-сравнительный метод.

16. Историко-типологический метод.

17. Историко-системный метод.

18. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.

19. Исторический и логический методы.

20. Место истории в системе наук.

21. Функции исторической науки.

22. Историческая память.

23. Новые направления в исторической науке.

24. основные этапы развития мировой исторической науки.

25. Основные этапы развития отечественной исторической науки.

26. Необходимость научного осмысления истории.

27. Периодизация мировой истории в свете различных методологических подходов.

28. История как насущная общественная потребность.

29. Цели и задачи изучения истории.


^ 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы изучения истории»


а) источники:


- Барт Р. Мифологии. М., 1996

- Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986

- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-1992.

- Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1871.

- Кареев Н. Теория исторического знания. СПб., 1913

- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

- Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913.

- Леви-Стросс К.Структурная антропология. М., 1985.

- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. Т. 19.

- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

- Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избранные философские произведения в 5 тт. Т. 1. М., 1958.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

- Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

- Философия истории. Антология. М., 1995 (серия “Обновление гуманитарного знания в России”).

- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

- Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993.

- Шпенглер О. Закат Европы (любое издание).

- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 21.

- Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 20.


б) литература:


- Барг М.А. Категории и методы исторической науки М., 1984

- Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа “Анналов”. М., 1993.

- Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. М., 1994.

- Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

- Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития (Заметки о необходимости обновленных подходов) // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). М., 1995.

- Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1984.

- Костриков С.П. Тайна истории или что и как изучает историческая наука. М., 2008.

- Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллин, 1980.

- Лотман Ю.Н. Избранные статьи. Т. 1-3. Таллинн, 1992-1993.

- Материалы обсуждения методологических проблем исторической науки // Новая и новейшая история, 1995, № 1, 3, 5, 6; 1996, № 1-4, 6; 1997, № 1-3.

- Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. М., 1996.

- Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1981.

- Одиссей. Человек в истории. Сб. ст. 1989-1996. М., 1989-1996.

- Современная зарубежная немарксистская историография (Критический анализ). Под ред. В.Л. Малькова. М., 1989.

- Современные методы преподавания новейшей истории // II cеминар “Методология и средства современного исторического исследования”. М., 1996.

- Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

- Цивилизации. Вып. 1-4. М., 1992-1997.


б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Интернет-публикации в электронной библиотеке на сайте Исторического факультета МГУ и других Интернет-сайтах.


^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Историческая география»


Наименование технического средства

Количество

Сервер Sun Fire X4150




Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb

18

Проектор: Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi


2

Сканер EPSON PerfectionV30

2






Похожие:

Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 3 июня 2010 г. N 580 о ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, n 21, ст. 2603), и в целях поощрения лиц, работающих...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 3 июня 2010 г. N 580 о ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, n 21, ст. 2603), и в целях поощрения лиц, работающих...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362, и Порядок проведения государственного выпускного...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 24 декабря 2010 г. N 2075 о продолжительности рабочего времени
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования и науки Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 19 декабря 2011 г. N 2854 о внесении изменений в положение о формах и порядке проведения государственной
Образования, утвержденное приказом министерства образования и науки российской федерации от 28 ноября 2008 Г. N 362,и порядок проведения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов