Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе
страница1/6
Дата конвертации19.09.2012
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»


Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


У т в е р ж д а ю

____________________________

проректор по учебной работе

проф. В.М.Свистунов

«22 » мая 2007 г.


Москва – 2007-2011


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»


ПРОГРАММА


учебной дисциплины

« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


для студентов всех специальностей


Москва – 2007- 2011


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»


Институт государственного управления и права

^ Кафедра истории и политологии


У т в е р ж д а ю

проректор по учебной работе

проф. В.М.Свистунов

«22 » мая 2007 г.


ПРОГРАММА

учебной дисциплины

« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


для студентов всех специальностей


Москва – 2007 – 2011

УДК 94(47) (073)

П 78

6Н1

Крейс В.В. Программа учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей. – М.: ГУУ, 2007. – 31 с.


С о с т а в и т е л ь

заместитель заведующего кафедрой истории и политологии

по учебно-методической работе

кандидат исторических наук, доцент

В.В.Крейс


О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент

С.П.
Костриков


О б с у ж д е н

на заседании кафедры истории и политологии

протокол № от 3 апреля 2007 г.


О б с у ж д е н и о д о б р е н

на заседании Совета по гуманитарному образованию

протокол № от 11 апреля 2007 г.


 В.В.Крейс, 2007-2011.

 ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2007-2011.


Содержание


Программа учебной дисциплины……………………………………. 6

Планы семинарских занятий………………………………………….. 42

Типы тестовых заданий………………………………………………… 69

Примерная тематика докладов и рефератов и контрольные вопросы……………………………………………………………………. 77


1 Организационно-методические указания

Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки современных дипломированных специалистов является историческое образование. Изучение истории своего Отечества и мировой истории выполняет ряд познавательных, интеллектуально развивающих и воспитательных функций. Знание научной истории является важнейшим условием формирования исторического сознания, на основе которого каждый человек «вписывает себя в чреду поколений», осознает неразрывную связь прошлого и настоящего, вклад своего народа в мировую цивилизацию.

Цель дисциплины «Отечественная история» - выработать у студентов всех специальностей целостное представление об истории российской государственности, основных типах и динамике социокультурного развития и управления обществом, месте и специфике России во всемирно-историческом процессе. Программа предусматривает изучение истории Отечества на основе современной методологии исторического познания и историографии. В исторической ретроспективе рассматриваются такие актуальные вопросы, как особенности и альтернативы социальной модернизации общества, взаимоотношения в системе «власть – общество – человек», основные этапы, тенденции и особенности развития общества, деятельность выдающихся исторических личностей. В задачи дисциплины входит также ознакомление студентов с новейшими научными достижениями в изучении истории Отечества.

Научно-теоретическими основами дисциплины являются документальные источники, труды наиболее известных отечественных и зарубежных историков, современная историко-исследовательская литература. Преподавание данной дисциплины строится с учетом исторических знаний, полученных студентом ранее в процессе обучения в общеобразовательных учебных заведениях, при обеспечении преемственности и логической последовательности его гуманитарного, в том числе исторического образования.

Лекционный курс построен проблемно-хронологически и ориентирует студентов на осмысление материала с позиции не только конкретно-исторического, но и концептуального анализа исторического процесса. Это поможет студентам оперировать современными знаниями для выработки аргументированных суждений о прошлом, настоящем и будущем Отечества. В изучении дисциплины приоритетным является самостоятельность мышления студентов при интерпретации исторических фактов.

Регламентирующее начало в изучении дисциплины «Отечественная история» несут в себе Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования всех специальностей. Изучив дисциплину, студенты должны:

иметь представление:

  • о характере истории как науки и ее месте в системе современного гуманитарного образования;

  • об основных эпохах в истории развития человеческого общества, Российского государства и их хронологии;

  • об историческом опыте Российского государства и его вкладе в развитие мировой цивилизации;

  • о состоянии, актуальных проблемах и перспективах развития исторической науки в России и за рубежом;



знать:

  • основополагающие понятия, термины и категории исторической науки, основные этапы отечественной истории, исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России;

  • актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России; конкретно исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе;


уметь:

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому России;

  • объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства России на различных этапах ее развития;

  • выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа экономического развития и политического процесса в России;

  • самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и научной литературой по истории, осуществлять сравнительный анализ исторических фактов, событий и явлений общественной жизни на основе исторического материала, вести дискуссии по основным проблемам изучаемой дисциплины.

Учебная дисциплина «Отечественная история» изучается студентами университета по всем специальностям в течение одного семестра в объеме 114 часов (кроме специальностей «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401). Для студентов указанных специальностей учебная дисциплина рассчитана на 84 часа. Ее структура соответствует основным принципам организации учебного процесса: лекции, практические занятия (семинары), самостоятельная работа студента в аудитории под контролем преподавателя и внеаудиторная.

Целенаправленная и активная работа студентов в ходе занятий призвана помочь углублению знаний будущих дипломированных специалистов по основным проблемам российской истории, выработке у них навыков аналитического подхода к рассмотрению различных событий истории, пониманию противоречивости исторических процессов, интеграции знаний других гуманитарных дисциплин на историческом материале.

Важнейшей формой изучения учебной дисциплины является самостоятельная работа студента. При анализе актуальных исторических проблем самостоятельно студентам необходимо в полной мере выполнять конкретные задания по каждой теме, глубоко изучать рекомендованные источники и литературу по данной учебной дисциплине.

Формами текущего и промежуточного контроля знаний студентов являются: контрольные работы; тестирование; защита рефератов. Рубежный контроль знаний студентов – экзамен.


2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий


2.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей (кроме «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401).

Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лек-

ции

Семина- ры

Самостоятельная работа студента в аудитории под контро- лем препо-

давателя


1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

4(2)

2(2)

2




Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

8(6)

2(4)

4(2)

2

Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государства в XIV-XVII вв.

6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

8(6)

2(4)

4(2)

2

Тема 5. Эволюция российской

государственности в первой половине XIX в.

4(4)

2(3)

2(1)




Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

5(6)

2(3)

2(1)

1 (2)

Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

5(5)

2(2)

2(2)

1(1)

Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

4(6)

2(4)

2(2)




Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

4(4)

2(2)

(2)

2

Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

4(5)

2(3)

2(2)




Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

3(4)

2(3)

1(1)




Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е годы ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия. Заключение.

5(5)

2(2)

1(1)

2(2)

Итого аудиторных часов

60(59)

24(36)

24(18)

12(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

54(25)










Всего часов на освоение учебного материала

114(84)










Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения.

^ 2.2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по специальностям: «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401.

Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лек-

ции

Семина- ры

Самостоятельная работа студента в аудитории под контро- лем препо-

давателя


1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

3(2)

2(2)

1




Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государства в XIV-XVII вв.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 5. Эволюция российской государственности в первой половине XIX в.



3(4)

2(3)

1(1)




Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

4(6)

2(3)

1(1)

1(2)

Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

3(5)

2(2)

1(2)

(1)

Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

3(6)

2(4)

1(2)




Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

4(4)

2(2)

1(2)

1

Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

3(5)

2(3)

1(2)




Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

3(4)

2(3)

1(1)




Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е годы ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия. Заключение.

4(5)

2(2)

1(1)

1(2)

Итого аудиторных часов

42(59)

24(36)

12(18)

6(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

42(25)










Всего часов на освоение учебного материала

84(84)










Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения.

^ 3. Содержание тем программы учебной дисциплины


Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Источники и литература.

Понятие исторического сознания. Исторический миф. Роль исторического сознания как регулятора социального поведения человека.

Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание в гуманитарной культуре начала XXI в. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Принципы «целостного знания» как основа современного историзма. Цивилизационный, формационный и культурологический методы исторического познания, их соотношение и современные трактовки. Понятие и классификация исторического источника. Источники по отечественной истории.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Понятия «общее и особенное» исторического прогресса в отечественной истории. Географический, геополитический и социокультурный факторы российской цивилизации. Основные закономерности и особенности исторического развития России.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Традиции отечественной историософской мысли и историографии XIX – XX вв. Осознание самобытности русской истории (Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров). Рождение «русской идеи»: полемика западников и славянофилов о прошлом и будущем России.

Концепции «государственной» исторической школы об особенностях российского исторического процесса: влияние геополитического фактора; особая, доминирующая роль государства; социокультурные расколы и конфликтность развития общества; альтернативность истории (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.).

Капиталистическая модернизация общества на рубеже XIX-XX вв. и дискуссии о «судьбе России» (В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и др.). Концепция «евразийцев» (Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и др.) об уникальном историческом пути России.

Особенности эволюции советской исторической школы.

«Русская идея» сегодня: «почвенники», либералы, евразийцы. Дискуссии о судьбе России: факторы особого, «догоняющего» типа модернизации общества; национальные особенности реформаторских процессов, революций «сверху» и «снизу»; феномен российской интеллигенции; парадигмы социального переустройства России в ХХ в. Основные направления развития современной отечественной исторической науки.

Современная зарубежная историография по истории России. Специфика осознания глобальных проблем человечества и места России в мировой истории. Проблемы этногенеза восточных славян.


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка управленческих решений» Рекомендовано учебно-методической комиссией
Данный учебно-методический комплекс. Р р
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Уголовного права, процесса и криминалистики»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
«Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история политических учений»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Музейная практика» Направление подготовки
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной музейной практики
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков» Направление подготовки
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов