Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей icon

Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей



НазваниеПрограмма учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей
Дата конвертации19.09.2012
Размер413 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»


ПРОГРАММА


учебной дисциплины


« ПОЛИТОЛОГИЯ»


для студентов всех специальностей


Москва –2011

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»


Институт государственного управления и права

^ Кафедра истории и политологии


У т в е р ж д а ю

проректор по организации учебной работы

проф. В.М.Свистунов

«___» _______________2011 г.


ПРОГРАММА


учебной дисциплины


«ПОЛИТОЛОГИЯ»


для студентов всех специальностей


Москва - 2011

УДК 94(47) (073)

П 78

6Н1

Крейс В.В., Шевченко В.Н. Программа учебной дисциплины «Политология» для студентов всех специальностей. – М.: ГУУ, 2011. – 31 с.


С о с т а в и т е л И

кандидат исторических наук, доцент

В.В. Крейс

доктор исторических наук, профессор

В.Н. Шевченко


О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент

С.П. Костриков


О б с у ж д е н А

на заседании кафедры истории и политологии

протокол № 2 от 21 сентября 2011 г.


О б с у ж д е н А и о д о б р е н А

на заседании Совета по гуманитарному образованию

протокол № 38 от 22 сентября 2011 г.


 В.В.Крейс, В.Н. Шевченко, 2011.

 ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2011.

^

1Организационно-методические указания




Необходимым элементом гуманитарного образования современных дипломированных специалистов является политологическая подготовка. Изучение политологии дает возможность современному специалисту ориентироваться в конкретных политических ситуациях. Повышение уровня образованности будущего специалиста является важным условием для его профессионального самоопределения и последующей деятельности.

Политические знания и культура необходимы сегодня любому гражданину, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его (общество) от антигуманных, социально и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Сознательное формирование политической культуры – забота всего современного общества. И хотя в повседневной жизни далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательного выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит перед обществом.

Целью изучения дисциплины «Политология» является выработка у студентов Государственного университета управления (ГУУ) представления об истории развития мировой и отечественной политической мысли, о взаимоотношениях политики и экономики, политики и права, политики и морали, политики и культуры. Программа учебной дисциплины предусматривает изучение проблем политико-властных отношений, теории политических систем и их элементов, государства как центрального института политической системы.

В процессе изучения дисциплины студенты всех специальностей должны получить разносторонние знания о политических процессах и явлениях, об истории становления и развития политических партий и их роли и функциях в современном обществе, о становлении и формировании политических элит и политических лидеров, о типологии и многообразии типов политических культур. Предусматривается также формирование у студентов систематизированных научных представлений о политической реальности, основных принципах ее существования, нормах политического поведения, изучение причин возникновения и способов урегулирования социально-политических конфликтов. Предполагается изучение проблем современной мировой политики и международных отношений, а также проблем национальной безопасности России.

Регламентирующее начало в изучении дисциплины «Политология» несут в себе Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования всех специальностей. Изучив дисциплину, студенты должны:


иметь представление:

  • о характере и роли политологии в системе современного гуманитарного образования;

  • об истории развития мировой политической мысли, о роли и вкладе отечественных мыслителей в ее развитие;

  • о современных политических теориях и доктринах и их влиянии на политические процессы;


знать:

  • основополагающие понятия, категории политической науки, их трансформацию и применение;

  • особенности и актуальные проблемы политического и культурного развития современной России, идущей по пути правового демократического государства;


уметь:

      • грамотно анализировать политическую обстановку в современном мире и внутри страны;

      • правильно оценивать существующий общественный строй, осознавать свое место и роль в государстве;

      • ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;

  • самостоятельно работать с политической литературой, давать адекватную оценку расстановке политических сил как внутри страны, так и на мировой арене.

Учебная дисциплина «Политология» изучается студентами всех специальностей в течение одного семестра в объеме 114 часов (кроме специальностей «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401, «Юриспруденция» - 030501). Для студентов указанных специальностей учебная дисциплина рассчитана на 84 часа. Ее структура соответствует основным принципам организации учебного процесса: лекции, практические занятия (семинары), самостоятельная работа студента в аудитории под контролем преподавателя и внеаудиторная.

Целенаправленная и активная работа студентов в ходе занятий призвана помочь углублению знаний будущих специалистов по основным проблемам современной политики, выработке у них навыков аналитического подхода к рассмотрению политических событий и явлений.

Важнейшей формой изучения учебной дисциплины является самостоятельная работа студента. При анализе актуальных исторических проблем самостоятельно студентам необходимо в полной мере выполнять конкретные задания по каждой теме, глубоко изучать рекомендованные источники и литературу по данной учебной дисциплине.

Формами текущего и промежуточного контроля знаний студентов являются: контрольные работы; тестирование; защита рефератов. Рубежный контроль знаний студентов – экзамен.


2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий


2.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей (кроме «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401, «Юриспруденция» - 030501)

Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студента в аудитории под контролем преподавателя


1

2

3

4

5

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

4(2)

2(2)

2(-)

-

Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.

6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.

4(4)

2(2)

2(2)

-

Тема 4. Политические системы и политические режимы.

4(4)

2(2)

2(-)

(2)

Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.


6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 6. Политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и группы давления в политике.


6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство.


4(2)

2(2)

2(-)

-

Тема 8. Политические отношения и политические процессы в обществе.

6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 9. Политические конфликты и способы их разрешения.

4(5)

2(2)

2(2)

(1)

Тема 10. Политическая культура общества: понятие, типология, функции.

6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 11. Мировая политика и международные отношения.

4(4)

2(2)

2(2)

-

Тема 12. Национальная безопасность: понятие и содержание.

6(8)

2(4)

2(2)

2(2)

Итого аудиторных часов


60(59)

24(36)

24(18)

12(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента


54(25)










Всего часов на освоение учебного материала


114(84)










^ Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения.



    1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальностей: «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401, «Юриспруденция» - 030501)




Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студента в аудитории под контролем преподавателя


1

2

3

4

5

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

3(2)

2(2)

1




Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.

3(4)

2(2)

1(2)




Тема 4. Политические системы и политические режимы.

3(4)

2(2)

1

(2)

Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 6. Политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и группы давления в политике.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство.

3(2)

2(2)

1




Тема 8. Политические отношения и политические процессы в обществе.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 9. Политические конфликты и способы их разрешения.

3(5)

2(2)

1(2)

(1)

Тема 10. Политическая культура общества: понятие, типология, функции.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 11. Мировая политика и международные отношения.

3(4)

2(2)

1(2)




Тема 12. Национальная безопасность: понятие и содержание.

4(8)

2(4)

1(2)

1(2)

Итого аудиторных часов


42(59)

24(36)

12(18)

6(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента


42(25)










Всего часов на освоение учебного материала


84(84)










^ . Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучени.


3. Содержание тем программы учебной дисциплины


Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Политология как понятие. Происхождение этого понятия, его толкования. Учебная дисциплина «Политология» и наука о политике. Исследование политики на общетеоретическом и конкретно-социологическом уровнях – теоретическая («общая») и прикладная политология.

Политология как наука: объект, предмет и метод политической науки. Политология в системе гуманитарных знаний, ее связь с другими общественными науками: политическая идеология, политическая история, политическая философия, политическая социология, политическая экономия, политическая психология и др.

Связь политологии как учебной дисциплины с реальной политической практикой.

Функции политологии: познавательная, идеологическая, теоретическая, прогностическая, методологическая, интегративная, политической социализации.

Понятийный аппарат или категории политологии: политические отношения, политическая деятельность, политическое сознание; государство и другие политические институты, образующие политическую систему; «гражданское общество», политические партии, общественные движения, бюрократия, правящая элита, демократия, диктатура и др.; «политический процесс» в его различных проявлениях – политическая реформа, политическая революция, политический конфликт, кризис и др.

Методология познания политической реальности. Методы анализа политической жизни, применяемые политологией: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный, экспертных оценок, «деловых игр», имитационного моделирования, статистического анализа и др. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Роль и место политики в жизни современных обществ. Основное назначение политологии в вузе - дать будущим специалистам знания о политике, ее теории и истории, целях, задачах и противоречиях, нормах и альтернативах современной политической деятельности людей, институтов общества, в том числе государства, политических партий, элит и лидеров. Функции политической науки.

Тема 2. Основные этапы развития политической

науки и современность.

Основные функции политики в обществе. Социальные функции политики. История политических учений.

Религиозно-мифологические представления о божественном происхождении власти и политики в трудах мыслителей древнего Востока: Хаммурапи, Заратустра, Конфуция, Шан Яна и др.

Политические воззрения в Древней Греции и Древнем Риме: Гомера, Пифагора, Гераклита, Протагора, Сократа, Цицерона. Постепенное освобождение политической мысли от мифов и обособление ее в относительно самостоятельную отрасль знания. Платон и Аристотель. Поиск идеальной модели государственного устройства и управления (тимократия, олигархия, аристократия, монархия, демократия, тирания). «Политика» Аристотеля, определение им цели образования государства как необходимости служения общему благу.

Средневековье. Создание параллельно с государством иерархической церковной организации во главе с Епископом, а затем с Папой Римским. Притязания церкви на главенствующую роль в обществе (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин ( Блаженный), Фома Аквинский). Политические воззрения Николо Макиавелли.

Развитие учений о естественном праве и общественном договоре в политической мысли Европы в эпоху Просвещения ХУI-ХVIII в.в. (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк. Ж.Ж. Руссо и др.). Концепция разделения властей (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье). Декларация независимости США и Конституция США как попытка воплощения этих политических учений. Возникновение политических доктрин либерализма и консерватизма. И. Кант, Г.Ф.В. Гегель как политические мыслители.

Политические идеи в Европе Х1Х в. «Демократия в Америке» А. де Токвиля. Политические идеи социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Р. Оуэн). Возникновение политической доктрины научного социализма ( К. Маркс, Ф. Энгельс). Антидемократические идеи в политике ( А. Гобино, Ф. Ратцель, Ф. Ницше). Конец Х1Х – начало ХХ вв. – становление политологии как науки ( М. Вебер, В. Паретто, Г. Моска, Р. Михельс).

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Политическая мысль в России ХI -ХVI вв. Киевский Митрополит Илларион об истине и законе. Князь Владимир Мономах о взаимодействии церковной и светской власти. «Новгородская летопись» (1136 г.). Стремление к собиранию и объединению русских земель : «Москва – Третий Рим» (Филофей).

Политические идеи в России ХVIII-ХIХ вв. Политическая мысль петровской эпохи (Ф. Прокопович, И. Посошков и др.). Возникновение российской традиции политического либерализма и консерватизма (С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, М.М. Щербатов, М.М. Сперанский). Политический либерализм (А.Н. Радищев, декабристы). «Славянофильство» и «западничество». Идеи русского либерализма в трудах Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, П.И. Новгородцева. Политические взгляды народников (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский). Появление русских революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский и др.). Русский марксизм о политике (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.). Российская политологическая мысль в советский период. Актуальные проблемы современной российской политологии.

Политические концепции ХХ в.: неолиберализм, неоконсерватизм, тоталитаризм, фашизм. Попытки сгладить негативные стороны классического либерализма: кейнсианство, теория конвергенции, «государство всеобщего благоденствия», « постиндустриальное общество» (Дж. Гэлбрейт), «информационное общество», «Конец истории» Ф. Фукуямы, «конец цивилизаций» (С. Хантингтон). Современные политологические школы.


Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе

Политическая жизнь и властные отношения. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Проблема власти – одна из основных в истории политической мысли и современной политической теории.

Понимание сути и социальной природы власти у Н. Макиавелли. Объяснение Т. Гоббсом социальных причин необходимости власти. Марксистская идея политической власти. Толкование политической власти М. Вебером.

Синонимы власти: «сила», «господство», «авторитет», «право».

Различные концепции по вопросу о природе, первоисточнике власти: классовая (марксистская), элитарная (разделение общества на элиту и массы), структурно-организационная (как структура организации общественной жизни), поведенческая (бихевиористская – стремление к власти как черта человеческой психики, «воля к власти» у Ницше).

Ресурсы и механизмы реализации власти, кроме принуждения: влияние, доверие, сотрудничество, убеждение, стимулирование, право.

Функции политической власти: обеспечение господства, управление общественной жизнью, в т.ч. управление социальное, экономическое, политическое, конфликтами.

Виды политической власти: государственная, партийная, региональная, международная и т.д. Важность информационной власти в современном мире.

Легитимность политической власти и ее законность. Типы легитимности: легальный, идеологический, традиционный, структурный, харизматический, политической целесообразности.

Проблема разделения властей и попытки реализации этого принципа в разных странах. Различие методологических подходов к исследованию властных отношений в обществе.


Тема 4. Политические системы и политические режимы.

Политическая система. Понятие «политическая система» как отражение разнообразных политических явлений, неразрывно взаимосвязанных между собой и составляющих определенную целостность, социальный организм.

Разработка теории политических систем американскими политологами Т. Парсонсом, Д. Истоном, Г. Алмондом и др. (50-60-е гг. ХХ в.).

Общее понятие и составные части политических систем, их взаимообусловленность. Специфические признаки политической системы, вытекающие из природы политики и власти. Политическая система как орудие осуществления власти, а также защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан интересов. Зависимость политической системы от окружающей социальной среды. Историческая обусловленность политической системы.

Основные функции политической системы: обеспечение политической власти, управляющая, интегративная, защитная (внутренняя и внешняя); кроме того, нормотворческая, контрольная, коммуникативная и др. Функции политических систем и проблемы их реализации.

Элементы политической системы: различные социальные компоненты, совокупность политических институтов и их ядро – государство, правовые нормы, политическая культура и др. Типология политических систем и их классификация.

Политические режимы. Политологическая категория «политический режим». Определение и классификация политических режимов. Классические типы политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Политические режимы и формы правления в условиях монархии (абсолютной, дуалистической и конституционной), президентской и парламентской республик, а также смешанных форм правления. Взаимосвязь политического режима, гражданского общества и правового государства.


Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.

Понятия «государство» и «правовое государство», «общество» и «гражданское общество». Характерные черты правового демократического государства. Многообразие подходов к пониманию места и роли государства в политической системе общества. Различия между ними.

Причины и основные теории происхождения государства. Политические мыслители о предпосылках возникновения государства: политических, экономических, военных. Природа государства и его основные признаки. Формы правления и административно-территориального устройства. Внутренние и внешние функции государства.

Тенденции в развитии современных государств: этатистская и диэтатистская.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества. Механизмы взаимодействия структур гражданского общества и государства.

Конституция Российской Федерации 1993 г. о характере отношений между обществом и государством. Инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина по реформированию государственного устройства в России.


Тема 6. Политические партии, общественно- политические движения, группы интересов и группы давления в политике.

Политические партии, электоральные системы. Понятие «политическая партия». Место и функции партии в политической системе общества.

Классификация партий по критериям политической и социальной ориентации, организационному строению, массовости, ролевому и географическому принципам. Политические партии в России: история и современность.

Партийные системы: понятие, классификация. Развитие партийной системы Российской Федерации. Парламентская деятельность партий. Партии и исполнительная власть. Взаимодействие партий с федеральными и региональными органами власти.

Политические организации и движения: понятие, цели, социальная база, взаимодействие с политическими партиями. Различия между партиями и общественно - политическими движениями.

Понятие «группа», «групповой интерес», существующие подходы к стратификации общества. Различия между группами интересов и группами давления в политике. Лоббизм, его возникновение и развитие. Лоббизм постсоветской России. Пути законодательного регулирования лоббизма.


Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство.

Политические элиты. Понятие «политическая элита». Взгляды Конфуция, Платона, Ницше на роль элиты в обществе и государстве. Сущность классических элитарных теорий В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. Характерные черты этих теорий. Современные теории элит. Ценностные теории: их сущность и цели. Стремление сторонников этих теорий представить элитарность как закономерность в обществе равных возможностей, как объективную потребность демократии. Концепция демократического элитизма. Ее сущность. Попытка представить элиту не только как группу, обладающую необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей.

Сущность концепции плюрализма элит, основные постулаты ее сторонников, попытки сгладить различия между элитой и массами.

Леволиберальная концепция элит. Утверждение ее сторонников о том, что страна правится на многими, а одной политической элитой. Трактовка элиты как следствия занятия ею командных позиций в политической системе общества.

Партократическая теория элиты. Ее характерные черты. Стремление партократической теории элиты к отрицанию всякой элитарности.

Современные политические элиты в России, их структура. Конфликтность внутри элит: истоки и причины. Влияние парламентских и президентских выборов на формирование политических элит. Основные тенденции и особенности их развития в современных условиях.

Политическое лидерство. Понятия «лидер» и «лидерство», подходы к толкованию этих понятий. Современные теории лидерства. Теория черт, ее достоинства и недостатки. Факторно-аналитическая теория. Ситуационная концепция, ее особенности. Теория конституентов. Психологическая концепция лидерства. Объяснение сторонниками этой концепции природы лидерства.

Критерии, позволяющие осуществить классификацию политических лидеров. Классификация лидеров по М.Веберу. Классификация политических лидеров, предложенная американскими политологами. Функции политических лидеров.


Тема 8. Политические отношения и политические процессы в обществе.

Политические отношения и процессы. Понятие «политические отношения» в обществе. Политические отношения как взаимодействие субъектов политики и власти. Факторы, влияющие на политические отношения. Силы и группы, борющиеся за политическую власть, влияние и лидерство в обществе. Взаимодействие политических институтов, социальных слоев, групп интересов, групп давления в политике при решении насущных задач общества.

Понятие «политический процесс» и его современная трактовка. Структура и функции политического процесса. Россия как субъект мирового политического процесса. Особенности мирового политического процесса. Роль и место России в мировом политическом процессе. Характерные черты политического процесса в современной России. Важнейшие тенденции в политическом процессе: обеспечение верховенства закона, разделения властей, соблюдение прав и свобод граждан, свободы волеизъявления, плюрализм мнений, ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами, развитие структур гражданского общества.

Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.


Тема 9. Политические конфликты и способы их разрешения.

Понятие «конфликт» в политологии. Политическая значимость конфликтов, их типология. Конфликты между существующей властью и оппозицией. Конфликты внутри властных структур. Положительные и отрицательные функции конфликтов. Динамика конфликтов. Стадии протекания политических конфликтов и возможности управления ими на различных стадиях. Основные методы воздействия на конфликты с целью последующей их локализации и сегментации: оперативный, политический и стратегический.

Способы разрешения политических конфликтов. Линия приоритетности диалога, компромисса в современных политических конфликтах. Опасность локальной, региональной и глобальной неустойчивости для человечества. Уроки «холодной войны», распада мировой системы социализма и СССР. Профилактика острых политических конфликтных ситуаций. Политический экстремизм и борьба с ним. Роль гуманистических ценностей и политической культуры в примирении борющихся в политических конфликтах сторон.


Тема 10. Политическая культура общества: понятие, типология, функции.

Социокультурные аспекты политики. Феномен понятия «политическая культура». Многообразие подходов к пониманию политической культуры. Политическая культура как важнейший элемент политической системы, влияющий на качество политического процесса.

Политическая культура и политическая субкультура. Основные пути формирования политической культуры личности и общества.

Структура политической культуры: политическое сознание, политические институты, политическая социализация личности, соотношение между ними. Функции политической культуры.

Политическая культура лидеров и ее влияние на политическую культуру масс.

Разнообразие форм политической культуры: демократическая, авторитарная, тоталитарная. По Алмонду: гомогенная, фрагментарная, доиндустриальная смешанная и тоталитарная. Политические ценности и ориентации. Политические традиции и инновации, их роль и влияние на формирование политической культуры общества.

Истоки и ориентация российской политической культуры. Политические стереотипы. Смена политико-культурной парадигмы. Проблемы становления демократической политической культуры в российском обществе.


Тема 11. Мировая политика и международные отношения.

Понятие «мировая политика»: история возникновения и развития. Мировая политика как динамичная система политических, экономических, военных, культурных, научно-технических и иных связей.

Субъекты мировой политики. Составные части мировой политики, ее функции. Факторы, влияющие на мировую политику. Рост взаимовлияния и взаимозависимости государств (глобализация как процесс).

Понятие «международные отношения». Субъекты международных отношений. Международные политические и военно-политические организации и союзы. Россия как субъект международных отношений. Внешняя политика государства, ее новая концепция. Национальные интересы как основа внешней политики государства. Характер внешней политики, ее соотношение с внутренней политикой государства. Влияние внешней политики государства на состояние политического режима. Цели внешней политики государства. Экономический, военный, научно-технический, геополитический и культурный факторы как потенциал внешней политики. Дипломатия, ее функции и учреждения.

Сотрудничество и соперничество на международной арене. Национальная и международная безопасность, их составляющие. Баланс сил и баланс интересов в международных отношениях. Проблемы ограничения и сокращения вооружений.

Международные конфликты и способы их разрешения. Роль международных организаций в разрешении конфликтов и регулировании международных отношений.


Тема 12. Национальная безопасность: понятие и содержание.

Понятие «национальная безопасность»: история возникновения и развития. Правовые основы обеспечения безопасности. Новая концепция национальной безопасности России. Угрозы безопасности личности, обществу и государству. Теория и практика обеспечения безопасности в Российском государстве.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Геополитические факторы национальной безопасности России. Природно-климатические и техногенные условия как фактор национальной безопасности.

Социально-демографические и этнические факторы. Военные, военно-технические и военно-политические аспекты безопасности. Внутриполитическая и внешнеполитическая безопасность. Экономическая безопасность. Экологическая безопасность. Продовольственная безопасность. Энергобезопасность. Демографическая безопасность. Генная безопасность. Информационная безопасность. Координация усилий различных министерств и ведомств по обеспечению безопасности. Совет национальной безопасности. Важнейшие направления его деятельности.

Международный опыт обеспечения национальной безопасности. Особенности решения проблем безопасности в США, Англии, Франции, Германии, Японии (силы, органы, средства). Проблемы создания международного органа по координации усилий стран в борьбе с международным терроризмом.


^ 4. УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


4.1. Контрольный опрос студентов (контрольные работы)

При завершении изучения очередной темы учебной дисциплины преподаватель проводит контрольный письменный (устный) опрос, как правило, в часы самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя.

Вопросы для контроля знаний студентов по темам дисциплины


Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

1. Где и когда возник термин «политика» и что он означал?

2. В чем заключается специфика политики?

3. Чем обусловлено становление политологии?

4. Каковы структура и социальное назначение политики?

5. Чем обусловлено введение курса политологии в вузах России?

6. В чем обнаруживаются сходство и различие предмета политологии с другими общественными дисциплинами?


Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.

1. Как представляли политические проблемы мыслители древности?

2. В чем сущность «идеального государства» Платона?

3. Как описывал природу государства Аристотель?

4. Каковы принципы политичности «реализма» Н.Макиавелли?

5. Каково значение понятия «политика» в современной общественной и индивидуальной жизни?

6. В чем сущность теории государства, изложенной в «Левиафане» Г.Гоббса?

7. Каковы принципы гуманистической политики Ш.Монтескье?


Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.

1. В чем состоит специфика политической власти?

2. Чем политическая власть отличается от экономической, военной, семейной и других видов власти?

3. Охарактеризуйте общие черты и различия политико-государственной и политико-негосударственной властей.

4. В чем сущность принципа разделения властей?

5. Что такое легальность и легитимность власти и каковы их источники?

6. Каковы природа политической власти, ее структура и ресурсы?


Тема 4. Политические системы и политические режимы.

1. Какова эволюция взглядов на политическую систему общества?

2. В чем состоит современное содержание понятия «политическая система общества»?

3. Какова взаимосвязь политического режима и политической системы общества?

4. Какова типология политических систем общества?

5. Каково соотношение федерального и регионального в политической системе общества?

6. Каковы тенденции развития политической системы российского общества?

7. Как работает политическая система общества?


Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.

1. Каковы взгляды на государство в истории политических учений?

2. Что есть содержание и форма государства?

3. В чем состоят место и роль государства в политической системе общества?

4. Каково социальное назначение государства?

5. В чем выражается проблема взаимоотношения государства и личности?

6. В чем состоят изменения места и роли государства в контексте российских и мировых тенденций политического развития?

7. Правовое государства: миф или реальность?


Тема 6. Политические партии, общественно-политические движения, группы интересов и группы давления в политике.

1. Формы взаимодействия государства и политических партий.

2. Зачем нужна политическая партия в современных условиях?

3. Какова типология политических партий?

4. Чем политическая партия отличается от общественно-политических организаций и движений?

5. Какие политические партии в современной России Вы знаете?

6. В чем состоит эволюция признаков и социального назначения политических партий?


Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство.

1. Что такое политическая элита?

2. Каковы современные теории элит?

3. В чем состоят место и роль политической элиты в политической жизни общества, государства?

4. В чем состоит функциональное назначение политической бюрократии?

5. Каковы механизмы рекрутирования элит?

6. Каковы способы взаимовлияния политической элиты и бюрократии?

7. Каково содержание и функции политического лидерства.


Тема 8. Политические отношения и политические процессы в обществе.

1. Что есть понятие «политический процесс»?

2. Каковы стадии политического процесса и как они взаимосвязаны?

3. В чем специфика международного политического процесса?

4. Каковы типы избирательных процессов?

5. Каковы механизмы технологии избирательного процесса?

6. В чем проявляются трудности российского избирательного процесса?


Тема 9. Политические конфликты и способы их разрешения.

  1. В чем сущность политического конфликта?

2. Какие способы предупреждения и управления конфликтами Вы знаете?

3. Какие факторы влияют на политический конфликт?

4. Какие этапы развития конфликта Вы знаете?

5. Какова роль переговоров в урегулировании конфликтов?

6. Что означает наука «конфликтология»?


Тема 10. Политическая культура общества: понятие, типология, функции.

1. Каковы составляющие политической культуры человека в обществе?

2. В чем проявляются механизмы формирования политической культуры человека?

3. Проблема взаимоотношения политики и культуры.

4. Что такое политическая культура демократии?

5. Каковы типология и технология политической культуры?

6. В чем состоят особенности становления политической культуры молодежи?

7. Эволюция политических субкультур в современной России.


Тема 11. Мировая политика и международные отношения.

1. В чем проявляется многообразие и противоречивость современного мира?

2. Каковы национально-государственные интересы современного мира?

3. Каковы приоритеты внешней политики России определены «Новой концепцией внешней политики России»?

4. Каким формам и методам внешней политики отдает предпочтение Россия?

5. Каковы принципы международной политики, закрепленные в Уставе ООН?

6. Что представляет собой мировая политика?


Тема 12. Национальна безопасность: понятие и содержание.

  1. Каковы причины появления понятия «безопасность» в российском научном и политическом лексиконе?

  2. Какие угрозы внешней и внутренней безопасности России создаются в современных условиях?

  3. Какие органы и структуры системы безопасности созданы для предотвращения угроз?

  4. Какие меры предпринимаются в стране для обеспечения демографической безопасности?

  5. Что составляет содержание мероприятий по обеспечению экономической безопасности?

  6. Что такое технологическая безопасность?



^ 4.2. Тестирование студентов

Кафедрой истории и политологии разработаны Тестовые задания по темам учебной дисциплины для контроля знаний студентов (варианты заданий). В качестве примера приводятся два из них.


ТЕСТ №1

1. Кто является основоположником теории идеального государства?

а) А. Токвиль;

б) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) Аристотель;

д) Платон.

2. Какие формы правления, по мнению Аристотеля, являются "правильными" и какие "неправильными"?

а) аристократия;

б) монархия;

в) олигархия;

г) тирания;

д) демократия;

е) полития.

3. Кто основал теорию разделения властей?

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Дж. Локк;

г) Ш.Л. Монтескье;

д) Ж.-Ж. Руссо.

4. В каких странах были реализованы идеи правового демокра­тического государства ?

а) США;

б) Россия;

в) Германия;

г) Франция;

д) Швеция;

е) Швейцария.

5. В каких странах были реализованы идеи Макиавелли о государстве?

а) США;

б) Великобритания;

в) СССР;

г) Германия;

д) Франция.

ТЕСТ № 2

1. Политический конфликт - это:

а) столкновение двух или более разнонаправленных сил в об­ществе с целью реализации собственных интересов в условиях про­тиводействия;

б) постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе;

в) столкновение между существующей властью и общественны­ми силами, интересы которых не представлены в структуре орга­нов, принимающих политические решения;

г) внутригрупповая борьба внутри существующей власти;

д) столкновение интересов, действий, взглядов, позиций от­дельных личностей, имеющих достаточно большое влияние в сфе­ре политики, этнических групп, социально-экономических клас­сов, блоков, союзов.

2. В политологии различают следующие стадии протекания кон­фликтной ситуации:

а) субконфликт - латентное (скрытое) напряжение, обуслов­ленное неравным социальным, экономическим, политическим положением двух и более групп. Представители этих групп стремят­ся к повышению своего статуса и превосходства;

б) напряженность - появляются межличностные отношения, поскольку различия начинают рационально и идеологически осоз­наваться;

в) несовместимость - враждебность более высокого уровня, ког­да стороны готовятся к соперничеству и пробе сил. На этом этапе, по существу, идет прощупывание возможности сторон на случай открытой схватки;

г) конфликт - открытое столкновение сил, мощи и влияния противоборствующих сторон.

3. К положительным функциям политического конфликта мож­но отнести:

а) стабилизирующую роль, если он выявлен на латентной ста­дии развития и приняты меры по управлению им;

б) разрешение противоречий в обществе и обновление отноше­ний между властью и обществом;

в) улучшение взаимоотношений между противоборствующими сторонами;

г) ускорение создания новых структур, направленных на урегу­лирование подобных конфликтов;

д) создание новой шкалы ценностей, регламентирующих взаи­моотношения в обществе.

4. Различают три этапа управления конфликтами:

а) управление на стадии латентности включает в себя всесто­ронний анализ противоречий, вызвавших возникновение конфлик­та, использование сильной социальной политики, направленной на исключение противоречий, создание разветвленной сети государ­ственных и общественных структур по управлению конфликтами;

б) управление на ранней стадии протекания конфликта подра­зумевает принятие противоборствующими сторонами определен­ных "правил игры", основанных на законах и нормах политичес­кой этики, взаимное уважение и готовность к компромиссу; если на этом этапе 50% взаимных требований удовлетворяются, то мож­но считать, что сделан важный шаг на пути к согласию;

в) управление на затяжной (длительной и острой) фазе конф­ликта подразумевает особую роль государства в разрешении конф­ликта, в придании достигнутым соглашением узаконенного статуса.


^ 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В АУДИТОРИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Важная роль в изучении дисциплины «Политология» отводится самостоятельной работе студента в аудитории под контролем преподавателя. Это деятельность в процессе обучения в аудитории, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без непосредственного участия.

Цель самостоятельной учебной работы студентов – это систематическое изучение дисциплины «Политология» в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых политологических знаний.

Основные виды самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя:

  • самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленном на видео-, аудио-, CD носителях (электронные лекции);

  • собеседование (консультация) с преподавателем, в том числе в рамках индивидуальных заданий студентам по определенным темам;

  • практическое занятие (подготовка студентами самостоятельных аналитических работ);

  • тестирование студентов по теме занятия;

  • контрольные работы;

  • самостоятельная аналитическая работа студентов с источниками по учебной дисциплине;

  • реферирование источников по политологии и их конспектирование;

  • выполнение письменных заданий (эссе, реферата), подготовка устных докладов по темам семинарских занятий;

  • поиск информации по теме учебной дисциплины с последующим ее устным представлением в аудитории, письменным изложением, использованием для выполнения конкретного задания и др.


^ 6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная и дополнительная

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Руководитель проекта Г.Ю. Семигин. М., 1997.

  2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2009.

3. Гречин А.С. и др. Политология. Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.

4. Костриков С.П. Методические указания к работе с литературой и подготовке докладов, рефератов по дисциплинам «Отечественная история» и «Политология». М.: ГУУ, 2006, 2010.

5. Мельвиль А.Ю., Алексеева Т.А. и др. Политология. М.: Проспект, 2007.

6. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов/ Р.Т. Мухаев. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.

7.Панарин А.С. Политология. М.: Логос, 2008.

8. Трофимов М.И. Политические партии и партийно-политическая палитра современной России. Учебное пособие. М.: ГУУ, 2009.


Электронные учебники и учебные пособия

(доступ через сайт библиотеки ГУУ, ЭБС znanium.com)

1. Валовая М. Д. Политология: Учебник / М.Д. Валовая. - 2-e изд. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.


2. Желтов В. В. Геополитика: история и теория: Учеб. пособие / В.В. Желтов, М.В. Желтов. - М.: Вуз. учебник, 2009.

3. Маринченко А. В. Геополитика: Учеб. пособие / А.В. Маринченко. - М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Тинт Ю. С. Политология: Учеб. пособие / Ю.С. Тинт. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011.


^ 7. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абсолютизм - форма государственного правления (неограниченная монархия), утвердившаяся в странах Западной Европы в XVII - XVIII вв., а в России в XVIIIXIX вв. высокой степенью централизации государственной власти, когда последняя всецело принадлежит одному лицу (монарху).

Артикуляция интересов – одна из функций политической системы, заключающаяся в формировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим политические решения.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Власть - способность и возможность субъекта оказывать сильное, либо определяющее влияние на жизнедеятельность больших групп людей с помощью авторитета, права, воли, принуждения (средств насилия).

Геополитика - политическая концепция, доктрина, фактически отражающая сложную зависимость и связь внешней политики государства с его географическим положением, климатом, природными ресурсами, территорией.

Государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, основной институт политической системы.

Гражданское общество - совокупность самостоятельных негосударственных образований (групп, фондов, ассоциаций), объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными интересами.

Демократия (demos - народ, kratos - власть, власть народа) - политический режим, характеризующийся следующими признаками: верховенством закона, разделением властей, соблюдением прав и свобод граждан, свободой волеизъявления, плюрализмом мнений, взаимной ответственностью граждан и государства друг перед другом.

Избирательная система - совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти, выборы высших должностных лиц. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Лоббизм (от анг. lobly - кулуары) - целенаправленное воздействие групп интересов в политике на органы власти с целью реализации своих специфических интересов.

Партия (partis - часть, группа) - представляет собой политическую организацию, состоящую из наиболее активной и организованной части класса, социального слоя и выражающую их интересы, ценностные ориентации. Реализует взаимосвязь гражданского общества и государства.

Политика (греч. politike) - искусство управления государством. Деятельность органов власти, общественных сил и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание определенных интересов и связанная с устремлениями к обладанию политической властью;

Политическая культура - выработанные в ходе исторического опыта ценности, представления, умения социального субъекта, позволяющие ему создавать и эффективно использовать политические механизмы для выражения и реализации своих целей и строить отношения с другими субъектами политики на основе уважения, учета их прав, интересов и традиций.

Политическая система - совокупность государственных и не государственных социально-политических институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование политических процессов, взаимоотношений между социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих политическую стабильность , мир и прогресс общества.

Политический конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Политический процесс - это взаимодействие всех структурных элементов политической системы при достижении каждым из них своих политических целей.

Полития – оптимальная, с точки зрения Аристотеля, форма государственного устройства, синтезирующая в себе черты олигархии и демократии (двух неправильных форм государства) и способная, по мнению ученого, наилучшим образом представить в государственной жизни средние классы.

Политология - система знаний о политике.

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное волеизъявление по какому-либо вопросу.


Лист изменений и дополнений.


1. Добавлены электронные учебники и учебные пособия.

2. Обновлена часть дополнительной и основной литературы.


Ответственность за сведения, представленные в издании, несет составитель.


ПРОГРАММА


учебной дисциплины


Политология


для студентов всех специальностей


Владимир Владимирович Крейс

Василий Николаевич Шевченко







Похожие:

Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconПрограмма учебной дисциплины «отечественная история» для студентов всех специальностей
Крейс В. В. Программа учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей. – М.: Гуу, 2011. – 31 с
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю проректор по учебной работе
Крейс В. В. Программа учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей. – М.: Гуу, 2007. – 31 с
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconПримерная программа учебной дисциплины информатика для специальностей 060301 «Фармация», для специальностей 060604 «Лабораторная диагностика», Курск 2011 г. Программа учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальностям...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconПримерная программа учебной дисциплины информатика для специальностей 060301 «Фармация», для специальностей 060604 «Лабораторная диагностика», 2011 Программа учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальностям...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconРабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика»
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика». – М.:...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconПланы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconМетодические указания и контрольное задание для студентов специальностей
Методические указания составлены применительно к программе дисциплины «Электроизоляция и перенапряжения в электрических системах»...
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения (специалистов и бакалавров) Краснодар 2010
Физические основы механики: учеб метод пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения (специалистов и бакалавров)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов