Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов icon

Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов



НазваниеИсследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов
Дата конвертации21.01.2013
Размер240.61 Kb.
ТипИсследование

Организация исследовательской деятельности учащихся

      1. Исследовательская технология, теоретико - методологические основы.

      2. Организация исследовательской деятельности.

      3. Пример. Краеведческие исследования.

      4. Практикум: Планирование исследования.

Исследовательская технология, теоретико - методологические основы  

         В последние годы в педагогической литературе и учитель­ской практике получают идеи построения учебного процесса на базе исследовательски-поисковой деятельности, которая явля­ется одной из основных методик формирования творческих и мыслительных способностей. Особую актуальность данная тема приобретает в  связи с внедрением в образовательную деятельность школ стандартов второго поколения, где уделяется особое внимание исследовательской деятельности учащихся, как действенному методу развития универсальных учебных действий. Стандарт определяет  следующие результаты формирования исследовательских умений учащихся:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

        Основная идея обновления методического мастерства учите­ля состоит в организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основании деятельностного подхода.

         Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечествен­ного психолога А.Н. Леонтьева. представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятель­ностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным ре­зультатом.

        ^ Исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путем "проб и ошибок", работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, на­ходясь с ним в одной группе образовательных технологий.

В рамках учебного процесса при организации исследователь­ской работы школьников происходит смещение акцентов с науч­ной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности.

 

^ Сущность учебно-исследовательской деятельности

        Основной смысл исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

      Нужно подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобре­тении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

           ^ Учебно-исследовательская деятельность — это деятель­ность, главной целью которой является образовательный резуль­тат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них иссле­довательского типа мышления.

        Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятель­ность мышления, его творческость и научную рефлексию, а так­же способность к исследовательскому поведению.

         Целью исследовательской деятельности всегда является са­мостоятельное получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от обычной учебной деятельности (объясни­тельно-иллюстративной).

         Помимо новых знаний, целью исследований в рамках учеб­ной деятельности является поиск новых методов и способов дея­тельности,а также отработка умений и навыков их использова­ния. О двойственной цели этого вида учебной деятельности часто забывают, делая акцент только на результат.

         Говоря об особенностях исследовательской деятельности, нужно отметить, что она базируется на исследовательских способностях личности, причем как учника, так и учителя.

        ^ Исследовательские способности — индивидуальные особен­ности личности, являющиеся субъективными условиями успеш­ного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Са­венков).

        Под исследовательскими способностями следует понимать следующие (по А.И. Савенкову):

•  умение видеть проблему;

•  умение вырабатывать гипотезу;

•  умение наблюдать;

•  умение проводить эксперимент;

•  умение давать определение понятиям и другие.

         Организация учебно-исследовательской деятельности уча­щихся для раскрытия её педагогического и развивающего потен­циала, по мнению Е.В. Тягловой, должна опираться на ряд принципов:

—  принцип доступности (способность ребёнка выполнить за­дание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);

—  принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследо­вания);

—   принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);

—  принцип культуросообразности (учёт традиций миропони­мания, которые существуют в данной культуре);

— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом ис­следования и новыми знаниями через собственный опыт само­стоятельной работы).  

     Выделяет всего три основных условия эффективности исследо­вательской деятельности:

1.  Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействую­щих сторон, исследование не получится.

2.   Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить иссле­довательской деятельностью, если не представляется вся структу­ра работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что каса­ется ученика, то у него должны быть сформированы определён­ные компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.

3.   Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика).

 

    В современной теории обучения исследования классифици­руют в зависимости от:

- количества участников (коллективные, групповые, инди­видуальные);

- места (формы) проведения (урочные и внеурочные);

- продолжительности (кратковременные и долговремен­ные);

- темы (предметные и свободные);

- особенности проблемы (освоение программного материала, более глубокое освоение материала изученного на уроке, вопросы не входящие в учебную программу).

     Реализация исследовательского метода обучения может про­исходить в рамках:

• курсов, входящих в базисный учебный план (инвариантный компонент - технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);

• часов школьного компонента (курсы по методологии и исто­рии научного исследования, теоретические специализированные предметы);

• блока дополнительного образования (групповые теоретиче­ские и практические занятия по отдельным тематическим направ­лениям, индивидуальные занятия и консультации по темам вы­полняемых исследований),

•  системы теоретической и практической подготовки, само­стоятельных исследований при проведении выездных мероприя­тий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).

     С точки зрения педагогического использования исследова­тельского подхода к обучению важной теоретической и методиче­ской задачей является определение общей последовательности действий ребёнка при проведении им учебного исследования. От того как будет организованно исследование, от логики действий и наличия определённых этапов научного поиска зависит весь ре­зультат исследовательской работы и педагогическая эффектив­ность этого метода.

     Интересное решение этой проблемы предложено одним из крупнейших специалистов в области исследовательского обуче­ния — Джоном Дьюи. Он, описывая «полный акт мышления», выделил пять его этапов или «ступеней»:

•  ощущение трудности;

•  ее обнаружение и определение;

•  выдвижение возможного замысла ее решения (формулиров­ка гипотезы);

•  формулировка выводов, следующих из предлагаемого реше­ния (логическая проверка гипотезы);

•  последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу либо прийти к выводу, содержа­щему положительное или отрицательное утверждение.

      Эта последовательность вполне способна служить алгорит­мом исследовательского поиска ребёнка в образовательном про­цессе.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности учебное исследование предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным вну­тренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработ­кой информации научного характера, работой мыслительных про­цессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

^ Организация исследовательской деятельности на уроках

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

      Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Психолого-педагогическим основанием проблемно-исследовательского метода преподавания является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребенком окружающего мира.

       Мыслительный акт учащихся и соответствующий познавательная активность включает порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи и обоснование найденного решения. "В каждом из этих структурных звеньев мыслительного акта развивается специфическая познавательная активность, включающая поиск проблемы, поиск ее решения, поиск обоснования ре­шения». Полная структура цикла мыслительного акта, по словам А. М. Матюшкина, и описывает продуктивный мыслительный процесс в отличие от репродуктивного, про­исходящего с «пропуском» звеньев: первого — порождения проблемы и часто последнего — обоснования. Таким обра­зом, создание в учебном процессе условий для осуществле­ния полной структуры мыслительного акта и является стра­тегической задачей методики обучения.

Создать условия для порождения и осуществления в учеб­ном процессе полной структуры цикла мыслительного акта начиная с самого первого этапа возникновения вопроса и формулирования проблемы и включая завершающий этап до­казательства или обоснования найденного решения совсем непросто. Сразу подчеркнём, что создание таких условий не­возможно без реализации в обучении принциповпроблемности и диалогичности, хорошо разработанных в трудах А. М. Матюшкина и других отечественных педагогов и психо­логов.

         Каждый этап учебного исследования соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.



       Существуют две разновидности мыслительного процесса - индукция и дедукция, соответственно выделяют две разновидности методики исследования - индуктивного и дедуктивного типа. На рисунке представлены шесть основных этапов и два дополнительных этапа — постановка новых вопросов и при­менение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивное и дедуктив­ное исследования направлены на достижение разных целей — открытие связующего принципа в первом случае и его про­верку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функцио­нальные особенности. Поэтому, рассмотрим сначала функцио­нальные особенности и психологический смысл каждого из выделенных этапов в случае индуктивного исследования, а за­тем дедуктивного.

       ^ Этап мотивации, или создания проблемной ситуации, — ключевой этап как в индуктивном, так и в дедуктивном ис­следовании. От него во многом зависит, состоится исследо­вание или нет. Связано это с тем, что по своему психологи­ческому смыслу он соответствует этапу порождения пробле­мы в структуре полного акта мышления. Если вопрос не возник и проблема не сформули­рована в той или иной форме, то не может быть и подлин­ного исследования, предполагающего творческий поиск реше­ния проблемы, возникшей у ребёнка или взрослого.

       В случае индуктивного исследования смысл мотивации за­ключается в том, чтобы у учащегося возник вопрос и была сформулирована проблема, которая естественным образом вызовет психологическую необходимость поиска её решения и будет являться фактическим регулятором этого поиска. Ис­кусство педагога в данном случае и заключается в том, что­бы спланировать и создать такие условия, которые с макси­мально высокой степенью вероятности обеспечат возникнове­ние определённого рода вопроса или проблемы. Результатом поиска решения такой проблемы и будет приобретение ново­го знания. При этом предполагается, что вопрос должен воз­никнуть не у одного учащегося, а в идеале у всех учеников класса, по крайней мере, у большинства. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.

       Формулирование проблемы или исследовательского вопро­са знаменует завершение первого этапа индуктивного иссле­дования — мотивации и означает плавный переход ко второ­му этапу — этапу исследования. Данный этап соотносится с этапом поиска решения в структуре полного цикла продук­тивного мышления. Этим и определяется его психологичес­кий смысл. Исследование направляется вопросом, который и регулирует поиск, осуществляемый ребёнком. Рекоменду­ется проведение этого этапа в малых группах с использовани­ем для каждой группы разного материала для изучения, на основании которого учащиеся и осуществляют свой поиск. Использование разного материала для изучения при наличии нескольких поисковых групп значительно расширяет информационно-поисковое поле для учащихся, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами, порождает для учащегося смысл представления своих находок для других. Этап исследования в случае индукции завершается нахождением некоторого эскиза решения внутри каждой группы. Наличие же нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа - обмена информацией, сущность которого отражена в его названии. На этапе обмена информацией учителю необходимо условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся.Этот этап соотносится с этапом обоснования решения, с одной стороны и этапом поиска решения - с другой. Такая двойственность обусловлена спецификой обмена информацией между учащимися, что подразумевает представление свих находок, своего варианта решения другим ученикам и в то же время включение, рассмотрение и  и соотнесение новой информации и вариантов решений, представленных другими группами со своим эскизом. Соотнесение своего и чужого мнения неизбежно вызывает необходимость дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. В свою очередь, продуктивность этого процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с имеющейся проблемой. Данные процессы составляют сущность следующих этапов - организации и связывании информации.

       ^ Этап организации информации часто называют этапом классификации, так как сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства выступает здесь как центральное звено. Такая сортировка предполагает нахождение признака сходства, оценку информации с точки зрения этого признака, наконец, выделение сходной группы фактов. Данный этап чрезвычайно важен в структуре индуктивного исследования. Его значение и особенности становятся понятными только в связи с его местом в общей структуре индукции. Он необходим для того чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать свое большое или маленькое открытие - найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею, что и подразумевается под словом "обобщение", которое является результатом индуктивного исследования. Организация информации призвана облегчить возможность открытия обобщения, сделать это открытие достоянием каждого ученика.

       Смысл следующего этапа — связывания информации — открытие связующего принципа, представляющее собой на­хождение такой общей идеи, которая относится ко всем из­ученным фактам. Нахождением такой общей идеи и заверша­ется этот этап. За ним неизбежно следует другой — подве­дение итогов, рефлексия, который соотносим с этапом обоснования решения в структуре полного цикла мыслительного акта. Психологический смысл этого этапа - достижение понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит своеобразное возвращение к началу исследования, а точнее, к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Кроме того, предметом осознания является и сам процесс мышления: как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано заключение или обобщение. Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего дедуктивного или индуктивного исследования.

       Еще один этап, который может следовать после подведения итогов исследования и его рефлексии - применение. По своему психологическому смыслу он совпадает с этапом обоснования решения, в ходе которого достигается подлинное понимание. Возможность переноса, т. е. использования найденного принципа или идеи в других условиях,- основной результат или следствие подлинного понимания решения.

 

        Рассмотрим теперь функциональные особенности основных этапов урока - исследования дедуктивного типа. В связи с тем, что целью дедуктивного исследования в отличие от индуктив­ного является не открытие связующего принципа, новой об­щей идеи, а его проверка, т. е. подтверждение (доказатель­ство) или опровержение, то и этап мотивации или создания проблемной ситуации в этом случае имеет несколько другой смысл.

       ^ Этап создания проблемной ситуации в случае индук­тивного исследования должен завершаться постановкой воп­роса или проблемы исследования, в случае же дедуктивного исследования — ознакомлением с общей идеей, выступаю­щей как гипотеза, которую и необходимо подтвердить или опровергнуть. Таким образом, ключевым моментом мотива­ции в случае дедуктивного исследования является гипо­теза-обобщение, а не возникновение исследовательского вопроса или проблемы, направляющего дальнейшее исследо­вание. На первый взгляд кажется, что это существенно упрощает ситуацию, и, попросив детей вспомнить, что изуча­лось на предыдущих занятиях, можно сразу познакомить их с новой общей идеей-гипотезой и предложить обосновать её или опровергнуть с помощью каких-то фактов. Однако в та­ком случае мы приходим к традиционной методике обуче­ния и выбрасываем самый первый этап цикла мыслительно­го акта — порождение проблемы. Поэтому в случае дедук­тивного исследования на этапе мотивации должна быть создана такая проблемная ситуация, которая приведёт уча­щихся к формулированию общей идеи как гипотезы. Обоб­щение в данном случае должно выступить не как готовое, «правильное» знание, а как положение, нуждающееся в подтверждении, т. е. гипотеза. Создание таких проблемных ситуаций — особое искусство, тем более важное потому, что, как мы уже отмечали ранее, успешность всей дальнейшей работы учащихся во многом определяется успешностью про­хождения этапа мотивации. В данном случае эта успешность определяется тем, действительно ли у детей родилась гипотеза-обобщение, или же она оказалась чем-то внешним по отношению к ним.

      ^ Этап мотивации в случае дедукции может не завершаться формулированием гипотезы-обобщения, нуждающейся в до­казательстве. Часто полезно усилить значение гипотезы через выдвижение каких-то альтернативных или уточняющих гипо­тез. Для этого детям предлагается высказать свои догадки по поводу идеи, обозначить проблемные зоны, внести уточнения  т. п. Психологический смысл таких догадок, или "малых ги­потез, определяется тем, что «именно предвосхищение оправ­дывает и направляет «поиск», т. е. исследование, умственное или практическое, но опосредованное умственным, осмысленным пониманием. Малые гипотезы детей необходимо зафиксировать на бумаге.

         ^ Этап исследования также соотносится с этапом поиска решения в структуре полного цикла мыслительного акта. Однако он в этом случае он направляется и регулируется гипотезой - обобщением  и сводится к поиску и отбору таких фактов, которые подтверждают или опровергают гипотезу.  Так же как и в случае индукции, на этом этапе целесообразно организовать работу учащихся в малых группах, каждый из которых изучает разный материал. Такая организация исследования естественным образом мотивирует следующий этап работы - обмен информацией.

      ^ Этап обмена информацией в случае дедукции по своему смыслу совпадает с этим же этапом в случае индуктивного исследования.

    Этап организации информации как и в случае индуктивного исследования, представляет собой определенную систематизацию полученных данных, и учитель поощряет "просматривание" или выдвижение разных вариантов сортировки информации. Сортировка определяется целью дедуктивного исследования - обоснование или опровержение гипотезы- обобщения. В связи с этим смысл этапа организации информации заключается в том, чтобы выделить факты, которые ее подтверждают или опровергают. Этот этап важен, так как, во-первых, систематизация информации обеспечивает и систематизацию новых знаний, без чего невозможно их даль­нейшее использование. Во-вторых, она позволяет представить широту доказательства гипотезы, способствуя осознанию обоснования. Наконец, она позволяет провести систематичес­кое оценивание полученных данных с точки зрения доказа­тельства рассматриваемой гипотезы. Всё это обеспечивает не­обходимые условия для полноценного заключения о доказан­ности гипотезы на основании анализа имеющихся данных, что является результатом следующего этапа — связывания ин­формации.

      На этапе связывания информации дети формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся инфор­мацию, систематизированную и оцененную на предыдущем этапе. Эти два этапа прямо соотносятся со звеном обоснова­ния решения в полной структуре цикла мыслительного акта. И тщательность проведения процесса доказательства здесь тем более важна, что основной целью дедуктивного исследо­вания и является обоснование какой-то идеи, а не её от­крытие. Умение доказывать, обосновывать свои идеи, выво­ды, решения и формируется главным образом благодаря про­ведению учащимися дедуктивных исследований.

      На следующем этапе — подведения итогов и рефлек­сии — необходимо вернуться к тем малым гипотезам, кото­рые были выдвинуты во время мотивации. Оценка малых ги­потез с точки зрения изученной информации позволяет ос­мыслить значение общей идеи, внести необходимые уточне­ния и дополнения. Оценивание этих гипотез может привести также к постановке новых вопросов, что фактически озна­чает переход к следующему этапу и определяет необходимость дополнительных исследований по тому или иному вопросу. Кроме того, на этом этапе осуществляется рефлексия проде­ланной мыслительной работы. Достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что ос­талось невыясненным, что нуждается в уточнении (проблем­ные зоны) — вот круг тех вопросов, которые необходимо об­судить с детьми.

       Этап применения в структуре дедуктивного исследования по своему психологическому смыслу не отличается от тако­вого в случае индуктивного исследования.

Приведём таблицу, иллюстрирующую спе­цифику каждого этапа в случае дедуктивного и индуктивного исследований.

 

^ Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований

   

^ Этап исследования

Значение этапа

Индуктивное исследование

Дедуктивное исследование

Мотивация или создание проб­лемной ситуа­ции

Создание проблемной ситуации, обеспечива­ющей возникновение проблемы и формули­рование вопроса, ко­торый вызывает пси­хологическую необхо­димость поиска и является регулятором этого поиска

Создание проблемной ситуации, обеспечива­ющей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипоте­за-обобщение, обус­ловливающая необхо­димость поиска фактов для её обоснования

Исследование

Поиск решения проб­лемы

Поиск фактов для обоснования или оп­ровержения гипотезы-обобщения

Обмен инфор­мацией

 

Изложение результа­тов исследования

Изложение результа­тов исследования

 

Организация информации

 

Сортировка или клас­сификация полученных в результате исследова­ния фактов с целью обеспечения условий для связывания разно­родных данных и от­крытия нового прин­ципа, идеи, обобщения

 

Сортировка или клас­сификация полученных в результате исследова­ния фактов с целью их оценки по отноше­нию к гипотезе-обоб­щению и осознания обоснованности рас­сматриваемой гипотезы

 

Связывание ин­формации

Открытие и формули­рование нового зна­ния: принципа, идеи, обобщения

 

Формулирование за­ключения о доказан­ности гипотезы на ос­новании оценённых и систематизированных ранее данных (опреде­ление границ обосно­ванности гипотезы- обобщения)

 

Подведениеито­гов, рефлексия

Оценивание того, в какой мере достигну­то решение пробле­мы, обсуждение перс­пективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия

Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипоте­зы-обобщения, ос­мысление её значе­ния, уточнение, раз­витие. Рефлексия

Применение

Использование най­денного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлин­ного понимания от­крытия

Использование обос­нованной в ходе ис­следования гипотезы- обобщения в новых условиях для понима­ния новых частных случаев

 


Организация исследовательской деятельности на уроке (слайд-презентация)

 

Посмотрим организацию исследовательской деятельности на уроке на примерах:

1. Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс

Приложение

 

2. Конспект урока обществознания, 11 класс

 

Пример. Краеведческие исследования на уроках истории

 Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края.  Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

       Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

      Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями урока, умениями и навыками учащихся. Причем связь между историей края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.

 

^ Практические задание №1: Планирование исследования на уроке

 Подготовить описание фрагмента исследования в любом классе, по любому типу исследования (индуктивному или дедуктивному) по следующей схеме:

 

Предмет:

Класс:

Программа:

Раздел:

Тема:



Этапы

Описание индуктивного способа исследования

Содержание урока

Мотивация или создание проб­лемной ситуа­ции

Создание проблемной ситуации, обеспечива­ющей возникновение проблемы и формули­рование вопроса, ко­торый вызывает пси­хологическую необхо­димость поиска и является регулятором этого поиска

 

Исследование

Поиск решения проб­лемы

 

Обмен инфор­мацией

Изложение результа­тов исследования

 

Организация информации

 

Сортировка или клас­сификация полученных в результате исследова­ния фактов с целью обеспечения условий для связывания разно­родных данных и от­крытия нового прин­ципа, идеи, обобщения

 

Связывание ин­формации

Открытие и формули­рование нового зна­ния: принципа, идеи, обобщения

 

Подведение ито­гов, рефлексия

Оценивание того, в какой мере достигну­то решение пробле­мы, обсуждение перс­пективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия

 

Применение

Использование най­денного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлин­ного понимания от­крытия

                                                              

 

Предмет:

Класс:

Программа:

Раздел:

Тема:

Этапы

Описание дедуктивного способа исследования

Содержание урока

Мотивация или создание проб­лемной ситуа­ции

Создание проблемной ситуации, обеспечива­ющей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипоте­за-обобщение, обус­ловливающая необхо­димость поиска фактов для её обоснования

 

Исследование

Поиск фактов для обоснования или оп­ровержения гипотезы-обобщения

 

Обмен инфор­мацией

Изложение результа­тов исследования

 

Организация информации

 

Сортировка или клас­сификация полученных в результате исследова­ния фактов с целью их оценки по отноше­нию к гипотезе-обоб­щению и осознания обоснованности рас­сматриваемой гипотезы

 

Связывание ин­формации

Формулирование за­ключения о доказан­ности гипотезы на ос­новании оценённых и систематизированных ранее данных (опреде­ление границ обосно­ванности гипотезы- обобщения) 

 

Подведение ито­гов, рефлексия

Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипоте­зы-обобщения, ос­мысление её значе­ния, уточнение, раз­витие. Рефлексия

 

Применение

Использование обос­нованной в ходе ис­следования гипотезы- обобщения в новых условиях для понима­ния новых частных случаев

                                                              

 

Выполненную работу необходимо отправить по адресу gal-dm@yandex.ru

Источники:

  1. Ю.С. Самохин «Как помочь учителю-краеведу. Место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками» http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm  Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения»

  2. Исследовательская работа школьников - 2011. - №2. 

  3. Исследовательская работа школьников - 2009. - №1.

  4. Исследовательская работа школьников - 2008. - №4.  

  5. Исследовательская работа школьников - 2008. - №2. 

  6. Исследовательская работа школьников - 2010. - №2. 

А.В.Леонтович, к. психол. н., О.Д.Калачихина, к.б.н.А.С.Обухова, к. психол. н.http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/ Исследователь.ru



Похожие:

Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПлан деятельности по выполнению эксперимента
Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconГраф научных интересов магистранта Корнилова И. А., экономический факультет
Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПрограмма «Планета Загадок»
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию,...
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПравила и принципы Приглашение к сотрудничеству Профилактические теории и гипотезы Изучение
Естественное исследование (исследование в формах естественного происхождения: в форме дерева, животного, среды обитания, так называемая...
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПрограмма учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» для студентов специальности
Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» является одной из обязательных цикла общепрофессиональных...
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов icon«Государственный университет управления» программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Цели и задачи дисциплины «исследование социально-экономических и политических процессов»
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПамятка для составления синхронистической таблицы. Главная цель работы сопоставление событий и процессов, происходящих в одно время в нескольких странах, городах, регионах и т д
Главная цель работы – сопоставление событий и процессов, происходящих в одно время в нескольких странах, городах, регионах и т д
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconУчебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 381 с. Isbn 5-7567-0160-5
Данный учебник построен согласно разведению двух основных групп исследовательских методов: пассивно наблюдающих – методы наблюдения...
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconПлан экспериментальной работы мдоу детский сад №2 «Ёлочка» на 2007-2008 учебный год
...
Исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов iconСила позитивного мышления
Поверьте, неприятности их непременно находят. Они их сами как бы притягивают — срабатывает психологический механизм «самореализующегося...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы