Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» icon

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа»



НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа»
Дата конвертации19.09.2012
Размер222.66 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Принято на педагогическом Утверждаю

совете и.о.директора школы

протокол№____ _________Т.Ю.Шеянова

от «____»_______2011г. Приказ №___

от «___»________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по спортивно – оздоровительному направлению

«ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»


Составитель: Дятлов В.С.,

директор УМЦ воспитания и дополнительного

образования ГБОУ ДПО ПИРО


г. Пенза,2010


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» отмечается, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивным мышлением.

В связи с этим в образовательное пространство общеобразовательных учреждений необходимо включать предметные курсы, направленные на развитие общей образованности детей в рамках внеучебной деятельности. Одним из таких курсов является «Шахматная школа».

Шахматное образование способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций. Обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Реализации программы «Шахматная школа» в общеобразовательном учреждении способна придать воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер. Правильно организованная система шахматных занятий позволит эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка, формировать прогрессивную направленность личности, способствовать интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.

В связи с этим в Пензенской области разработана программа курса «Шахматная школа» для обучающихся учреждений общего образования.

Реализация программы «Шахматная школа» строится на основе принципов развивающего обучения.


В основу программы для начальной школы положена программа факультативного курса «Шахматы – школе» (автор: Сухин И.Г. (См.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – 3-е изд. – В 2 чч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2002,)).


^ Цель:

развитие личных и профессиональных компетенций обучающихся посредством овладения искусством игры в шахматы.


Задачи:

- содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;

- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;

- включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;

- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;

- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;

- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.


Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста обучающегося.

В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный.

Программа курса «Шахматная школа» рассчитана на 4 года освоения (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс).

Программа рекомендована для использования в общеобразовательных учреждениях в рамках факультативных курсов и внеурочной (внеклассной) деятельности.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

2.

Легенды и сказания о возникновении шахмат

1

1

-

3.

Шахматная доска

3

1

2

4.

Шахматные фигуры

4

2

2

5.

Начальная расстановка фигур

3

1

2

6.

Ходы и взятие фигур

8

3

5

7.

Цель шахматной партии

6

2

4

8.

Игра всеми фигурами из начального положения

6

2

4

9.

Итоговое занятие

2

-

2




Итого

34

13

21


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.


Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.


^ Тема 3. Шахматная доска.

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».


^ Тема 4. Шахматные фигуры.

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.


^ Тема 5. Начальная расстановка фигур.

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.


^ Тема 6. Ходы и взятие фигур.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»


^ Тема 7. Цель шахматной партии.

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».


^ Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.


Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2




3.

Шахматная нотация

6

2

4

4.

Ценность шахматных фигур

4

1

3

5.

Техника матования одинокого короля

4

1

3

6.

Достижение мата без жертвы материала

2

1

1

7.

Шахматная комбинация

12

3

9

8.

Итоговое занятие

2

-

2




Итого

34

11

23


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.


^ Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.


Тема 3. Шахматная нотация.

Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика. Дидактические игры и задания: “Назови вертикаль”; “Назови горизонталь”; «Назови диагональ», “Какого цвета поле?”, “Кто быстрее”, “Вижу цель”. Игровая практика.


^ Тема 4. Ценность шахматных фигур.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика. Дидактические игры и задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”, «Выигрыш материала», “Защита”. Игровая практика.


^ Тема 5. Техника матования одинокого короля.

Теория. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика. Дидактические, игры и задания: “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король” и др. Игровая практика.


^ Тема 6. Достижение мата без жертвы материала.

Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Практика. Дидактические игры и задания: “Объяви мат в два хода”, “Защитись от мата”. Игровая практика.


^ Тема 7. Шахматная комбинация.

Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практика. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика. “Выигрыш материала”. Игровая практика. Дидактическое задание “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика. “Сделай ничью”. Игровая практика. «Проведи комбинацию».


Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля

8

3

5

5.

Основы эндшпиля

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2




Итого

34

12

22


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.

Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.


^ Тема 2. История развития шахмат.

Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном мире.

Тема 3. Основа дебюта

Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”

Практика. “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”.


^ Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Практика. Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.


^ Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.

Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.


Тема 6.

Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников «Шахматной школы»


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта.

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля.

8

3

5

5.

Основы эндшпиля.

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2




Итого

34

12

22


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

^ Теория. Задачи на новый учебный год. Повторение теоретического материала.

Практика. Диагностические турниры между воспитанниками. Анализ результатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических задач на устранение ошибок.

^ Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Появление и распространение шахмат в России.


Тема 3. Основы дебюта.

Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

Практика. Практические задания: “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?” и др. Игровая практика.


^ Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практика. Практические задания “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др.


^ Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практика. “Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой надо добиться ничьей.


^ Тема 6. Итоговые занятия.

Практика. Организация и проведение турниров среди учащихся «Шахматной школы», по итогам 4 лет обучения.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. М., 1979.

  2. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада. М., 1995.

  3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.

  4. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. М., 1983.

  5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. М.,1997

  6. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М., 1969.

  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.

  8. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983.

  9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.

  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990.

  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев, 1986.

  12. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры. М., 1983.

  13. Карпов А. Е. Избранные партии. М., 1978.

  14. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986.

  15. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. М., 1980.

  16. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии. Л., 1956.

  17. Майзелис И. Шахматы. М., 1960.

  18. Макарычев С., Макарычева М. От А до ... М., 1995.

  19. Нимцович А. Моя система. М., 1984.

  20. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994.

  21. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М., 1994.

  22. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. М.,1991.

  23. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.

  24. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М., 2000.

  25. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М., 2000.

  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск, 1998.

  27. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 1999.

  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 2002.

  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.

  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.

  31. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.

  32. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. М., 1997.

  33. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.

  34. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. М., 1981.

  35. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. М., 1964.

  36. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.

  37. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. М.,1986.

  38. Шумилин Н. Практикум по тактике. М., 1993.

  39. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. СПб., 1994.



Календарно-тематическое планирование по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматная школа»


Календарное планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности.




Тема

Дата план.

Дата факт.

1

Введение в образовательную программу







2

Легенды и сказания о возникновении шахмат







3

Шахматная доска







4

Шахматная доска. Практика







5

Шахматная доска. Практика







6

Шахматные фигуры







7

Шахматные фигуры. Продолжение







8

Шахматные фигуры. Практика







9

Шахматные фигуры. Практика







10

Начальная расстановка фигур







11

Начальная расстановка фигур. Практика







12

Начальная расстановка фигур. Практика







13

Ходы и взятие фигур







14

Ходы и взятие фигур. Продолжение







15

Ходы и взятие фигур. Закрепление







16

Ходы и взятие фигур. Практика







17

Ходы и взятие фигур. Практика







18

Ходы и взятие фигур. Дидактические игры







19

Ходы и взятие фигур. Дидактические игры







20

Ходы и взятие фигур. Дидактические игры







21

Цель шахматной партии







22

Цель шахматной партии. Продолжение







23

Цель шахматной партии. Практика







24

Цель шахматной партии. Практика







25

Цель шахматной партии. Дидактические игры







26

Цель шахматной партии. Дидактические игры







27

Игра всеми фигурами из начального положения







28

Игра всеми фигурами из начального положения. Продолжение







29

Игра всеми фигурами из начального положения. Практика







30

Игра всеми фигурами из начального положения. Практика







31

Игра всеми фигурами из начального положения. Практика







32

Игра всеми фигурами из начального положения. Практика







33

Итоговое занятие










Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconПрограмма внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: ритмике класс 1 учебный год 2011-2012 Составитель: Бакарченко Татьяна Александровна- учитель ритмики
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» утверждаю директор моу «Средняя общеобразовательная школа №6»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconУтверждено Директор мноу лицея №22 города Белово от 2010 г. /Е. Н. Белова Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению учебные творческие проекты
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Учебные творческие проекты»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconПрограмма по внеурочной деятельности «Школа этикета» умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconРабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Школа территория здоровья»
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения красногвардейского района
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconРабочая программа по предметам 1 класса Приложение №2- программа внеурочной деятельности 1 класс
Охватывает период с 6,5 до 11 лет
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconПрограмма по внеурочной деятельности в начальной школе «Подвижные игры»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «шахматная школа» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов