Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения icon

Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения



НазваниеПубличный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения
страница1/6
Дата конвертации19.09.2012
Размер1.41 Mb.
ТипПубличный доклад
  1   2   3   4   5   6

Публичный Доклад

по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области»

в 2007-2008 учебном году


Общая характеристика общеобразовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» создано постановлением главы администрации Чернянского района № 191 от 20 июня 1995 г. в целях осуществления образовательной деятельности, функционирует как средняя школа в соответствии с решением заседания исполкома Великомихайловского райсовета депутатов трудящихся, протокол № 29 от «10» августа 1954 г. Учредитель – муниципальное образование «Чернянский район» Белгородской области в лице администрации Чернянского района. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» (далее - «школа») реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и дополнительного образования.

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Школа руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации “Об образовании”, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями регионального и местного органов управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 196, Уставом, договором с Учредителем и иными нормативно-правовыми актами.


На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее отдаленное расположение от различных культурных центров. В сельском Доме досуга только функционирует библиотека и проводятся дискотеки для сельской молодежи. Это не позволяет обеспечивать в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся вне образовательного учреждения. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды, образовательно-развивающие ресурсы сети Интернет, культурно-исторические ресурсы села, района и области. Школа осуществляет целенаправленное взаимодействие с районными центрами дополнительного образования учащихся: станцией юннатов, детско-юношеским клубом физической подготовки, Домом пионеров и школьников с целью создания вариативных условий для индивидуально-творческого развития учащихся.


^ Состав обучающихся

Класс

Число уч-ся на 1.09.07

Выбыло в течение года

Прибыло в течение года

Число уч-ся на 31.05.08

1

7




1

8

2

6




1

7

3

7




1

8

4

5




1

6

5

7







7

6

10







10

7

13







13

8

4




1

5

8 корр надом

1







1

9

14







14

10

11







11

11

6







6

Всего уч-ся

91







96

9 (УКГ)

-







-

10 (УКГ)

-







-

11 (УКГ)

-







-

12 (УКГ)

2







2

Будущие уч-ся

1







1


Обучением в школе было охвачено все детское население (6-17 лет) сельского микрорайона, подлежащее включению в учебно-воспитательный процесс по психолого-медико-педагогическим показаниям. Социально-психологическая ситуация в школе является благоприятной. Нет детей, состоящих на учёте в районной инспекции по делам несовершеннолетних. Положительные показатели у учащихся и по приведенным ниже параметрам: - состоящих на внутришкольном профилактическом учете, склонных к правонарушениям в возрасте 7 – 15 лет, 15 – 18 лет – нет; - не приступивших к занятиям на начало нового учебного года – нет;

- не приступивших к занятиям в школе по истечении 8 – летнего возраста – нет; - не получивших основного среднего образования в возрасте 7 – 18 лет – нет; - не учащихся и не работающих после получения основного образования в возрасте 15 18 лет – нет;

- несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, склонных к бродяжничеству – нет;

- несовершеннолетних в возрасте 7 – 18 лет, постоянно проживающих в микрорайоне школы, склонных к совершению правонарушений – нет.

70 % малышей посещают детский сад до поступления в школу. Домашнее воспитание и в некоторых случаях воспитание в детском саду не обеспечивает в полном объеме по основным показаниям необходимого развития детям к моменту поступления в школу. Об этом свидетельствует тестирование будущих школьников. Анализ результатов в прошлом учебном году позволил спланировать и успешно провести коррекционную работу с учащимися первого класса. В течение учебного года наблюдалась положительная динамика развития первоклассников.

Структура управления общеобразовательного учреждения, его
органов самоуправления.

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Полномочия трудового коллектива Школы осуществляются общим собранием.

Общее собрание Школы:

- рассматривает и принимает Устав Школы, изменения и дополнения, вносимые в него;

- избирает Совет Школы и определяет срок его полномочий. Общее собрание проводится не реже одного раза в год.

Основными формами самоуправления в Школе являются: Управляющий совет школы, Совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Коллегиальным органом управления школы является Управляющий Совет, реализующий принцип демократического государственно-общественного характера управления образования.

Основными функциями Управляющего Совета являются:

  • определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения;

  • содействие в реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса;

  • участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образовательного стандарта общего образования, профилей обучения, системы оценки знаний обучающихся при промежуточной аттестации и других составляющих образовательного процесса;

  • содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения;

  • общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности учреждения и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

  • взаимодействие с учредителем в формировании органов управления общеобразовательным учреждением, в подборе кандидатур и в замещении должности руководителя общеобразовательного учреждения, осуществление общественного контроля за его деятельностью;

  • контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении;

  • содействие реализации миссии образовательного учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества.

^ Полномочия Совета:

  • утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, профили обучения (по представлению руководителя образовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения);

  • утверждает программу развития учреждения по представлению директора школы;

  • выделяет представителей из числа членов Совета (не являющихся работниками или обучающимися общеобразовательного учреждения) в состав экспертных комиссий по лицензированию и аттестации данного образовательного учреждения, а также в состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности директора данного образовательного учреждения;

  • принимает решения о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и работников общеобразовательного учреждения;

  • утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;

  • утверждает следующие локальные акты общеобразовательного учреждения, предусмотренные его уставом:

  • положение «Об Управляющем Совете общеобразовательного учреждения »;

  • положение «О порядке приема обучающихся в общеобразовательное учреждение»;

  • декларацию прав учащихся;

  • «Правила поведения обучающегося в общеобразовательном учреждении»;

  • программу общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

  • положение «О летней трудовой практике учащихся»;

  • положение «О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся»;

  • правила конкурсного приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов;

  • положение «О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса в совместной образовательной деятельности»,

  • положение «О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг»;

  • положение «О предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности учреждению»;

  • положение «О родительских комитетах общеобразовательного учреждения»;

  • положение «Об ученическом самоуправлении»;

  • согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ, управлением образования и науки Белгородской области;

  • принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);

  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического, административного, технического персонала учреждения, осуществляет защиту прав участников образовательного процесса;

  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, определяет направления и порядок их расходования;

  • утверждает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения бюджетную заявку, смету расходов бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных учреждением от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;

  • согласовывает сдачу в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности;

  • утверждает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;

  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении;

  • ходатайствует, при наличии оснований, перед руководителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа руководящего состава;

  • ходатайствует, при наличии оснований, перед Учредителем о награждении, премировании, о других поощрениях руководителя учреждения, а также о принятии к нему мер дисциплинарного воздействия, о расторжении с ним трудового договора;

  • представляет Учредителю и общественности ежегодный отчет общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;

  • согласовывает установление и отмену доплат, надбавок и других стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.

^ Состав и формирование Совета.

   Управляющий Совет школы состоит из трех представительств: представительство родителей (законных представителей), представительство учеников, представительство работников школы и создается с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации.

Члены Совета из числа родителей (законных представителей), обучающихся всех степеней общего образования избираются следующими конференциями родителей (законных представителей) обучающихся всех классов: конференция родителей учеников начальной школы, конференция родителей учеников 2-3 ступени, по принципу 1 участник конференции - 1 голос.

  По итогам выборов в Управляющий Совет входят 1 представитель родителей учащихся 1-ой ступени, 2 представителя родителей учащихся 2-ой ступени, 1 представитель учащихся 3-й ступени.

   Работники общеобразовательного учреждения, дети которых обучаются в данном образовательном учреждении, не могут быть избраны в члены Совета в качестве родителей (законных представителей) обучающихся.

    Общее количество членов Совета, из числа родителей (законных представителей) обучающихся, не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета.

  Общее количество членов Совета из числа обучающихся составляет 3 человека.

  Члены Управляющего Совета из числа работников школы избираются на общем собрании трудового коллектива по следующей квоте: 1 представитель от работников начальной школы, 2 – от работников 2-ой и 1 от 3-й ступени, при этом 2/3 из них должны являться педагогическими работниками.

В состав Совета по должности входит директор школы и делегируемый представитель Учредителя.

Форму голосования (тайное или открытое) утверждает каждая из перечисленных конференций.

  Члены Управляющего Совета избираются сроком на два года. В случае выбытия выборных членов Управляющего Совета в двухнедельный срок проводятся довыборы на основании Положения об Управляющем Совете.

Для проведения выборов создается избирательная комиссия.

   Управляющий Совет возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа членов Управляющего Совета большинством голосов.

  Представитель Учредителя, обучающиеся, директор и другие работники школы не могут быть избраны Председателем Совета.

  Совет создается в составе не менее 11 членов с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации.

В школе действует Попечительский совет, который представляет интересы родителей и учащихся и других физических и юридических лиц перед администрацией школы. В состав Попечительского Совета на добровольной основе входят представители родительской общественности всех классов (по одному от каждого класса). Совет создается как одна из форм самоуправления родительской общественности школы в целях:

-содействия в работе педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса;

-оказания помощи в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий;

-оказания помощи по улучшению обслуживания учащихся;

-содействия в укреплении материально-технической базы школы.

Предмет деятельности Попечительского Совета:

- участие в научном, производственном, правовом, финансовом, материально-техническом и ином обеспечении проектов и программ развития школы;

-  создание благотворительного фонда школы;

-   организация поступления и рационального распределения благотворительных средств;

-  контроль за исполнением основных направлений благотворительной помощи;

-  контроль за использованием благотворительных средств.

В школе функционирует Методический совет, который создается решением администрации школы. В состав методического совета входят руководители МежМО и представители администрации.

^ Содержание деятельности методического совета:

-  обеспечивает реализацию концепции образовательной программ школы через организацию методической работы;

- анимается вопросами совершенствования содержания образования, внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс и анализом эффективности их использования;

-  организует изучение профессиональных интересов, личностных потребностей и затруднений учителей:

-  осуществляет разработку документов, на основании которых осуществляется оценка и стимулирование учительского труда;

-  участвует в подготовке и проведении педагогического совета школы;

-  изучает эффективность организации методической работы в школе;

-  определяет целесообразность, качество и необходимость внедрения новых образовательных программ и дополнительных образовательных услуг;

-  помогает творческим объединениям и общественно-педагогическим формированиям в разработке, экспертизе и реализации планов научно-исследовательской и методической работы;

-  совместно с администрацией школы осуществляет экспертизу деятельности и документального обеспечения педагогических кадров в процессе аттестации;

-  определяет и координирует планы работы, программы и деятельность по повышению квалификации кадров;

- осуществляет экспертизу и поддержку экспериментов, проводимых педагогами школы;

- совместно с администрацией и общественно-педагогическими формированиями школы разрабатывает и осуществляет экспертизу материалов для проведения профессиональных курсов;

- выполняет работу по экспертизе, оценке и распространению передового педагогического опыта;

-  координирует работу по созданию информационной базы и базы данных по разделам профессиональной деятельности педагогов;

-  выступает с обоснованной инициативой по поощрению и награждению педагогов школы;

- оценивает работу методических объединений и творческих групп;

- разрабатывает план-график открытых педагогических мероприятий и участвует в их реализации.

^ Педагогический совет:

-  Разрабатывает образовательную программу школы и представляет ее для принятия Совету школы.

-  Обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования.

-  Принимает решения о проведении переводных экзаменов в классах, их количестве и предметах, по которым экзамены проводятся в данном году.

-   Решает вопрос о переводе учащихся из класса в класс «условно», об оставлении учащихся на повторный год обучения.

-  Решает вопрос об исключении учащегося, достигшего возраста 15 лет, из школы за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы.

- Обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных учащихся в присутствии их родителей.

-  Утверждает план работы школы на учебный год.

- Утверждает характеристики учителей, представляемых к почетному званию «Заслуженный учитель России».

Членами педагогического совета являются все педагогические работники школы, а также председатель Совета школы и председатель родительского комитета школы.

Председателем педагогического совета школы является ее директор. Решением педагогического совета избирается на учебный год секретаря педсовета.

Заседания педсовета проводятся в соответствии с планом работы школы, но не реже 4-х раз в течение учебного года.

Заседания педсовета протоколируются. Протоколы подписываются председателем педсовета и секретарем. Книга протоколов педсоветов хранится в делах школы 50 лет.

^ Родительский комитет:

- выбирается на классных родительских собраниях, помогает в проведении ученических общешкольных мероприятий: вечеров отдыха, дискотек, туристических походов и т.п.;

- утверждает представленные классными родительскими комитетами списки социально не защищенных детей, нуждающихся в материальной помощи и в обеспечении бесплатным питанием;

- вносит предложения Попечительскому совету школы о выделении внебюджетных средств на помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из социально не защищенных семей.

Председатель родительского комитета школы является членом педагогического совета школы.

В школе созданы на добровольной основе органы ученического самоуправления: Совет старшеклассников, детская пионерская организация.

Школа предоставляет представителям ученических организаций необходимую информацию и допускает к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся.

^ Условия осуществления образовательного процесса

Кадровые вопросы постоянно рассматриваются на совещаниях при директоре школы, на заседаниях методического и педагогического советов школы. Среди проблем, выносимых на коллективное обсуждение, является работа педагогов в режиме непрерывного образования, совершенствование профессионально-педагогической культуры учителей и воспитателей, повышение качественного состава кадров, овладение современными технологиями личностно-ориентированного образования в условиях малочисленных классов, анализируются итоги прохождения учителями курсовой переподготовки, выполнения творческих курсовых заданий, профориентационная работа на педагогические специальности.

Обладают педагогической умелостью 100% педработников. Каждый учитель достаточно хорошо владеет системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют им осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном, профессиональном уровне.

Обладают педагогическим мастерством 85% педагогов. Данных учителей отличают доведенные до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. В работе педагогов присутствуют элементы творчества. На уровне педагогического творчества находятся 30% педагогов. Их деятельность характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания.

Обладают высшим уровнем профессиональной деятельности 5% учителей. Данная деятельность включает в себя выдвижение и реализацию новых путей, принципов, приемов, существенно повышая качество учебно-воспитательного процесса.

В плане организации внутришкольного контроля коллектив разбит на четыре группы:

  • Группа высокого педагогического мастерства.

  • Группа совершенствования педагогического мастерства.

  • Группа становления педагогического мастерства.

  • Группа особого контроля.

Учителя, входящие в первую группу работают на доверии и самоконтроле. Эта учителя высшей и первой категории. Они главные исполнители в научно- методической, экспериментальной и инновационной работы в школе. Педагоги этого уровня - главные проводники новых методик, технологий. За ними первое право в проведении уроков-показов по запросам учителей. В 2006 –2007 учебном году опыты работы учителя физики Щепилова В.В., учителя английского языка Лихачевой Е.А., заместителя директора по УВР Щепиловой Н.А. размещены в областном банке данных актуального педагогического опыта.

Школа располагает спортивным залом, стадионом, актовым залом на 50 мест, совмещённым со столовой. Общее количество кабинетов и лабораторий - 16. Имеется мастерская комбинированного типа, кабинет информатики и вычислительной техники на 6 рабочих мест. В школе два учебных автомобиля (ГАЗ-53 и САЗ-3507), автобус, два трактора (МТЗ-80 и ДТ-75). Библиотечный фонд составляет 11907 книг, в том числе 8398 учебников.

Площадь учебно-опытного участка - 2,5 га. В постоянное пользование за школой закреплено 9,5 га пахотной земли, 39,5 га земли передано на арендных условиях из районного фонда для выполнения программы по самообеспечению учреждения продуктами питания.

Учебные кабинеты хорошо оснащены наглядными пособиями, необходимыми для осуществления полноценного учебно-воспитательного процесса. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» получены современные кабинеты географии, физики, химии и биологии, автобус «КАВЗ». Однако в связи с переходом на новое содержание образование нуждаются в обновлении дидактические средства обучения и оборудование во всех кабинетах, мастерских и лабораториях. В учебных кабинетах начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка, математики нет комплектов, предусмотренных перечнем обязательного минимума оснащения учебно-воспитательного процесса, отдельные учебно-наглядные пособия не отвечают эстетико-гигиеническим требованиям. Низкая оснащенность школы спортивным инвентарём. Вместе с тем ещё не используется в полном объёме возможности школьной учебной мастерской комбинированного типа для изготовления учащимися посильных наглядных пособий, недостаточно эффективно ведётся работа по пополнению учебных кабинетов самостоятельно разработанными дидактическими средствами обучения.

^ Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения

Учебный план школы разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312), базисным учебным планом для образовательных учреждений Белгородской области который утвержден решением коллегии управления образования и науки области от 22 декабря 2005 года № 18. Планирование осуществлено с учётом следующих регламентирующих документов:

         Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

         Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;

         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997;

         Приказ управления образования и науки администрации Белгородской области от 15.07.2003г № 998 «О создании Центра сопровождения экспериментов по модернизации образования»;

         Приказ управления образования и науки администрации Белгородской области от 28.11.2003 г. №1543 «Об организации опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях области»;

         Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

       Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

        100 – ФЗ от 21.07.2005г. «О воинской обязанности и военной службе».

        - Приказ управления образования и науки № 656 от 26 апреля 2006 года Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования

Учебный план представляет собой адаптивную модель реализации федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательное учреждение функционирует как УВК с малочисленным составом обучающихся и отсутствием параллельных классов на всех ступенях образования. Реализуя свою образовательно-воспитательную концепцию, ориентированную на всесторонний учёт психолого-физиологических особенностей развития личности каждого ребёнка, предоставление ему права выбора видов деятельности и направлений образования, глубины изучения учебных курсов, школа способствует созданию условий для адаптации обучающихся как на первой ступени обучения, так и в процесс предпрофильной и профильной подготовки.

Для I-IV классов предусмотрен 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 35 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II-IV классов – 45 минут. Учебный план для V-IX классов ориентирован на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока – 45 минут.

Режим работы по пятидневной (1 класс) и шестидневной (2-11 классы) учебной неделе.

В начальном звене в первом классе и во втором классах преподавание ведется по учебно-методическому комплекту «Школы России», в третьем и четвертом классах продолжается работа по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI в» авторского коллектива под руководством Н.Ф. Виноградовой. Варианты отдельных планов приводятся на основе методических рекомендаций авторов при пятидневной для первого класса и шестидневной для второго, третьего и четвёртого классов учебной неделе.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися курса информатика и ИКТ.

Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля и с V класса – как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в III-IV классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (2 час в неделю), использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (3 часа в неделю).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по XI класс. Его содержание является интегрированным, построено по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Часы учебного предмета «Технология» в IX классе являются компонентом образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности вводятся краеведческие модули в рамках следующих учебных предметов: в V классе - «Природоведение», в VI - VII классах – «География» и «Биология».

В рамках изучения учебного предмета «Искусство» в IX классе ведется преподавание курса «Художественная культура России»

Региональный компонент представлен предметами: «Православная культура» со II по XI классы в объеме 1 часа в неделю, «Основы безопасности жизнедеятельности» со II по YII, IX – XI классы в объеме 1 часа в неделю, «Технология» в YIII классе в объеме 1 часа в неделю.

В 10 классе избран физико-химический профиль, в 11 классе завершена реализация информационно-технологического профиля.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются в 10 классе: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право).

Региональный компонент для X-XI классов представлен «Православной культурой» и «Основами безопасности жизнедеятельности».

Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения определены по математике и русскому языку в 5,8 и 9 классах.

С учетом выбора старшеклассников реализуется профильное обучение в 10 и 11 классах и определены элективные курсы по информатике, (10 класс), физике и географии (11 класс), технологии (10-11 класс).

Специфика функционирования школы как сельской отражена в направлениях выбора для юношей на третьей ступени обучения. Отсутствие необходимой нагрузки в вариативной части учебного плана на реализацию профиля тракторист категории «С» скомпенсировано учебными возможностями образовательной области «Технология» с привлечением часов, выделяемых на дополнительное образование (по 4 часа в 10 и 11 классах). Кроме того, юношам предоставлена возможность изучать вне сетки часов учебного плана по выбору курс «Автодело» по программе подготовки водителей транспортных средств категории «С».

Выбор направлений развития сельской малочисленной однокомплектной общеобразовательной школы посредством моделирования структуры и содержания учебного плана на каждый учебный год производится во взаимодействии педагогов, родителей, учащихся, представителей общественности сельского микросоциума. Это позволяет при относительно ограниченных возможностях увеличения дополнительной нагрузки адекватно реагировать на групповые и индивидуальные запросы учащихся.

В целом учебный план школы реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивает системное соответствие с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Белгородской области (приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656) и обеспечивает в качестве одной из возможных моделей оптимальные условия для индивидуально-творческого развития обучающихся. Он отвечает предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям по обязательному и максимальному объёму учебной нагрузки учащихся при пятидневной (1 класс) и шестидневной (2-11 классы) учебной неделе.

Вместе с тем на новый 2008-2009 учебный год предстоит разработать новую модель учебного плана школы, создающую условия для организации профессиональной подготовки школьников в условиях универсального и профильного обучения. Профессиональная подготовка станет неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей школе в соответствии с реализацией в Белгородской области региональной модели образования, которая предполагает, чтобы каждый выпускник овладел основами рабочих профессий.

^ Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом коллективе в 2007-2008 учебном году

Тема эксперимента «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе»

Сроки эксперимента: 2006-2009 гг

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Решетников П.Е.

Общая характеристика эксперимента

Эксперимент «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе» ориентирован на выявление актуальных направлений развития сельской школы в условиях модернизации отечественного образования, обеспечение конкурентной образовательной среды сельским школьникам. На этапе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в педагогической теории и на практике не решена проблема обеспечения адекватных условий для индивидуально-творческого развития учащихся сельских школ. Для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающимся в сельской местности не созданы научно-методические, организационно-педагогические, ресурсно-экономические условия, способствующие адаптации выпускника сельской школы к жизни в обществе.

Малочисленность обучающихся, малокомплектность сельской школы - устойчивая социообразующая тенденция села, обусловленная комплексом факторов, анализу причин и последствий которых посвящено множество разноплановых социально-экономических, психолого-педагогических, дидактических и целостных культурологических исследований. Осуществляемый в Российской Федерации переход от унифицированного образования к вариативному и происходящие в связи с этим процессы формирования региональных образовательных пространств, учитывающих специфику функционирования и развития различных вариативных систем общеобразовательных учреждений и конструирования вариативного содержания в рамках образуемых инновационных учреждений, привели к необходимости целостного анализа возможностей предоставления свободы выбора учащимся в реализации конституционных прав на получение качественного образования, адекватного уровню личностного развития. Проблемы проектирования и целостной, системной реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся вместе с тем не находят соответствующего отражения в науке и педагогической практике.

Сельская школа оказалась в особо сложных условиях на этапе модернизации системы образования в Российской Федерации. В малочисленных классах малокомплектных сельских школах не представляется возможным ни по психолого-педагогическим, ни по финансово-экономическим соображениям формирование групп учащихся для углубленного изучения учебных предметов. Нельзя и в условиях сельских малокомплектных школ образовать из-за отсутствия параллелей с учётом выбора детей и классы естественнонаучного или гуманитарного профиля. Тем более нет возможности открыть на селе лицей или гимназию, так как школа является единственным образовательным учреждением и проблематичным представляется перераспределение учащихся с учётом выбора ими профиля учебных заведений или учебных курсов. Очевидным является в связи с этим тот факт, что обучающиеся в сельских малокомплектных школах находятся в неравных условиях с городскими детьми. В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах. Да и способности детей, в силу отмеченных причин, реализуются далеко не в полном объёме, следствием чего является неадаптированность в многоступенчатой системе непрерывного образования. Вместе с тем Закон Российской Федерации “Об образовании”, концепция вариативного образования в России провозглашают создание оптимальных условий для развития всех обучающихся в соответствии с их психолого-физиологическими возможностями, ориентацию на образовательный стандарт, осуществление гуманизации учебно-воспитательного процесса посредством предоставления учащимся свободы выбора содержания, уровня обучения, типа и профиля учебного заведения. Ресурсно-информационное Интернет-пространство, информационно-коммукационные технологии крайне медленно и порой неэффективно ориентированы на развитие индивидуальной образовательной траектории сельских школьников.

Региональная Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области в разделе 2.4. «Образование и развитие» включает системообразующие, приоритетные направления модернизации системы образования в области в плане повышения качества и доступности образовательных услуг и развития научного потенциала. На этапе формирования этого стратегического регионального документа педагогическим коллективом нашей школы было внесено предложение включить в данный раздел, в силу отмеченных обстоятельств, направления развития сельской школы. В нашей редакции п. 2.4.2 гласит: «Разработать концепцию развития вариативного образования в малокомплектной сельской школе, обеспечивающую всесторонний учёт склонностей и интересов детей, их право выбора образовательного курса различной степени сложности».

В силу отмеченных обстоятельств, тенденций и приоритетов государственной и региональной политики в области образования, на наш взгляд, представляется целесообразным организация исследования по проекту «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе».

^ Задачи, на решение которых направлен эксперимент:

1. Исследовать проблему «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе».

2. Разработать концепцию развития вариативного образования в малокомплектной сельской школе, обеспечивающую всесторонний учёт склонностей и интересов детей, их право выбора образовательного курса различной степени сложности.

3. Завершить работу по формированию разноуровневых учебных пособий по физике для 8 и 9 классов малочисленных сельских школ.

4. Разработать методические рекомендации по формированию индивидуальной траектории обучающихся в рамках информационной образовательной среды сельской малочисленной школы.

5. Создать дидактические электронные ресурсы для обеспечения вариативного образовательного процесса в сельской малочисленной школе. Произвести отбор и адаптирование информационных ресурсов (имеющихся и апробируемых в рамках участия в федеральном эксперименте), позволяющих наиболее эффективно организовывать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие.

6. Осуществить проектирование управленческой модели в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе.

Новизна исследования состоит в разработке концептуальных и технологических основ организации вариативного образования учащихся малочисленной сельской школы.

Это позволит, на наш взгляд, интенсифицировать организационно-педагогический процесс и получение продуктивных результатов деятельности в рамках предлагаемого проекта.

В период с 1996 года и по настоящее время педагогическим коллективом нарабатываются практические материалы по реализации проблемы проекта. Разработана и реализуется разноуровневая программа по физике для 7-9 классов малочисленных сельских школ (автор Щепилов В.В.), под руководством профессора С.А. Хорошавина проведен педагогический эксперимент по апробированию разноуровневых дидактических средств по физике, в ходе которого признано целесообразным распространение методики разноуровневого обучение физике на другие предметы учебного плана сельской школы.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» успешно прошло первый этап федерального конкурса информатизации системы образования и стало федеральной экспериментальной площадкой по апробации информационных ресурсов. Успешно функционирует в школе информационно-образовательный центр, разработана и активно внедряется в практику программа повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, на инновационном уровне отслеживается выполнение программы информатизации образовательного учреждения.

Разработанная авторская вариативная программа элективного курса по информатике в системе предпрофильной подготовки для 9 класса (автор Щепилова Н.А.) заняла третье место в областном конкурсе, проводимом Белгородским РИПК ППС. Функционирует система информатизации образовательной среды школы, свыше 40% педагогических работников прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» и активно реализует проектную методику в плане формирования индивидуальной образовательной траектории сельских школьников.

Образовательное учреждение занимает ведущие позиции в Чернянском районе в вопросах внедрения информационных технологий в практику учебно-воспитательного процесса с позиций индивидуально-творческого развития обучающихся. В 2005-2006 учебном году образовательное учреждение стало победителем трёх районных конкурсов с применением информационных технологий. Пять сайтов в рамках пропаганды здорового образа жизни, выполненные в рамках реализации личностных проектов учащимися, признаны лучшими в районе и направлены на областной конкурс. В школе функционирует научное общество по информатике. Авторская образовательная программа признана лучшей в районе и направлена на областной конкурс. Материалы работы по информатизации отражены в трёх публикациях. Школа в активном режиме работает в информационном Интернет-пространстве, разместила первым в районе свой сайт в Интернете, участвует успешно в различных информационных конкурсах. Активная позиция образовательного учреждения находит адекватную поддержку в сельском социуме. Свыше 60% учащихся и около 80% педагогов имеют дома современные компьютеры, активно работают в режиме продуктивного освоения информационных технологий. На достаточно эффективном уровне работает система управленческого мониторинга за процессом формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы и индивидуально-творческим развитием педагогов и учащихся.

^ Теоретические основы программы эксперимента.

При написании программы использовались труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Н.Б. Крыловой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Р.В. Овчаровой, А.С. Прутенкова, А.К. Дусавицкого, Н.Н. Толстых, С.В. Кульневич, А. Маслоу, Д. Андерсен, Д.Ли, Э. Кристофер, Л. Смит, Д. Фелини, К. Роджерс, А.В. Хуторского и др.

^ Объект исследования – образовательный процесс в малочисленной общеобразовательной школе.

Предмет исследования – формы и средства реализации принципа вариативности в образовательном процессе сельской малокомплектной школе

На диагностическом этапе проведен проблемно-ориентированный анализ по проблеме исследования, проведен анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, запросов родителей и учащихся на уровень и качество образовательных услуг, анализ состояния имеющегося материально-технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных ресурсов), определен уровень информационной компетентности и индивидуально-творческой направленности деятельности участников образовательного процесса, произведена: фиксация исходного состояния образовательного процесса и его модификаций с позиции личностного развития учащихся, выявление условий, способствующих адекватной реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся сельской малочисленной школы, определены запросы и возможности всех участников образовательного процесса в плане повышения уровня информационной компетентности, проведен анализ затруднений учителя, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения, была выявлена проблема и обоснована ее актуальность. На данном этапе проведено изучение литературы и источников Интернет по проблеме эксперимента, участники эксперимента ознакомились с имеющимся опытом по данной проблеме.

На следующем прогностическом этапе были определены главные цели и задач по проблеме эксперимента, сформулированы гипотезы, проведено прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработана программа эксперимента.

На организационном этапе прошли мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента, распределены функциональные обязанности между всеми участниками инновационного процесса, разработаны модели индивидуальных образовательных траекторий учащихся, информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы, разработана концепция развития вариативной системы образования в малочисленной сельской школе, системы повышения информационной компетентности участников образовательного процесса. Проведен анализ действующих школьных программ с целью определения целесообразности использования информационных технологий в обучении по конкретной теме, сопоставления содержания с имеющимся информационным материалом и возможностями компьютерных программ. Осуществлен отбор информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе. Проведено прогнозирование ожидаемых результатов, компенсационных механизмов. На данном этапе ведется осуществление поиска путей оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм образования и управленческой деятельности, создание организационных, материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и психологических) условий для реализации проекта, совершенствование материально-технического оснащения школьного информационно-образовательного центра , создание школьной медиатеки, электронной «методической копилки», ведется подготовка электронных программных продуктов, определен режим работы образовательно-информационного центра для участников образовательного процесса, разработана программа по повышению ИКТ-компетентности педагогов, подготовлены необходимые методических рекомендаций и инструкций для участников образовательного процесса по проблеме исследования. Проведены инструктажи и консультации по проблеме исследования, подготовлен необходимый исследовательский инструментарий.

На практическом этапе активно ведется апробация вариативного образования в малочисленных классах посредством реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Идет отслеживание процесса и результатов деятельности, проводятся мониторинговые исследования. Полученные данные анализируются с целью коррекции и поиска путей повышения эффективности, дальнейшего развития. Ведется промежуточная обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами. В настоящее время активно создаются дидактические электронные ресурсы для обеспечения вариативного образовательного процесса в сельской малочисленной школе. Ведется отбор и адаптирование информационных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовывать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие. Проектируется виртуальная образовательная тропа, создан виртуальный краеведческий музей, подготовлен электронный ресурс «Сотворчество: учитель - ученик».

Предварительные результаты свидетельствуют о появлении у подростков индивидуальных приемов, техник и средств самооценки, самопознания, саморегуляции и самореализации, формировании у ребенка способности видеть перспективу своего учебного продвижения, способности к целеполаганию и отслеживанию результативности своей деятельности, возникновении потребности попробовать себя в различных видах деятельности с последующей рефлексией, появлении способности к осознанному выбору различных видов деятельности на учебном занятии и в процессе подготовке к нему, развитии толерантности и креативности мышления, возникновении мотивов самоизменения, формировании проектной деятельности, самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории и способности к определению собственного ритма изучения учебных предметов, повышении уровня предметной, социальной и коммуникативной компетентности, формировании способности к нравственному, профессиональному жизненному выбору.

Результаты и материалы, полученные в ходе эксперимента, отражались в информационных и методических вестниках, представлялись на двух районных семинарах (директоров школ и заместителей директоров школ по УВР), рассматривались на заседании педагогического совета школы. Они размещены на сайте школы. В настоящее время ведется подготовка выпуска сборника методических рекомендаций по формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся сельской малочисленной школы и монографии «Вариативное образование в сельской школе»

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПубличный доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2009-2010 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2009-2010 учебном году
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПубличный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2006-2007 учебном году
Ано постановлением главы администрации Чернянского района №191 от 20 июня 1995 г в целях осуществления образовательной деятельности,...
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconОбщая характеристика общеобразовательного учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
«Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области»
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconУправление образования администрации Чернянского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Ученическая производственная бригада «Росток» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с....
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПубличный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области» за 2011-2012 учебный год
Ежегодный публичный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПлан работы спортивной площадки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на летний период 2011 года
«Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПротокол №2 общешкольного родительского собрания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
«Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПротокол №1 заседания Управляющего Совета муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Об утверждении Положения о распределении стимулирующей части оплаты труда общеобразовательного учреждения
Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconПубличный доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Большое Чернянского района Белгородской области»

Публичный Доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области» в 2007-2008 учебном году Общая характеристика общеобразовательного учреждения iconАналитический отчёт директора школы о проведении общественного обсуждения участия муниципального общеобразовательного учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» в кпмо
Учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» 11 сентября 2007 года (протокол...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов