«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» icon

«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»



Название«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»
Дата конвертации07.09.2012
Размер158.55 Kb.
ТипПрограмма

Эксперимент

«УТВЕРЖДАЮ»

Научный руководитель эксперимента,

Директор школы Щепилов В.В.


Программа

опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»


Тема эксперимента____« Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»

Сроки эксперимента______________2009-2014 гг__________________________________

Научный руководитель _ директор школы Щепилов В.В.


Общая характеристика эксперимента

Проект «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» ориентирован на выявление актуальных направлений развития сельской школы в условиях модернизации отечественного образования, обеспечение конкурентной образовательной среды сельским школьникам. На этапе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в педагогической теории и на практике не решена проблема обеспечения адекватных условий для индивидуально-творческого развития учащихся сельских школ. Для формирования вариативно-развивающей образовательной среды не созданы научно-методические, организационно-педагогические, ресурсно-экономические условия, способствующие социализации сельских школьников.

В силу отмеченных обстоятельств, тенденций и приоритетов государственной и региональной политики в области образования, на наш взгляд, представляется целесообразным организация исследования по проекту «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе ».

Задачи, на решение которых направлен проект:

1. Исследовать проблему «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе».

2. Разработать методические рекомендации по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе

5. Создать дидактические электронные ресурсы для обеспечения успешного функционирования вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе. Произвести отбор и адаптирование информационных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовывать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие.

6. Осуществить проектирование управленческой модели в вариативно-развивающей образовательной среде в сельской малочисленной школе

Новизна предполагаемого исследования состоит в комплексном подходе к реализации системы вариативного образования учащихся малочисленной сельской школы.

Это позволит, на наш взгляд, интенсифицировать организационно-педагогический процесс и получить продуктивные результаты деятельности в рамках предлагаемого проекта.



Теоретические основы программы:

При написании программы использовались труды отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Н.Б. Крыловой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Р.В. Овчаровой, А.С. Прутенкова, А.К. Дусавицкого, Н.Н. Толстых, С.В. Кульневич, А. Маслоу, Д. Андерсен, Д.Ли, Э. Кристофер, Л. Смит, Д. Фелини, К. Роджерс и др.


Предмет исследования – образовательный процесс в малочисленном школеклассе.

Объект исследования –вариативно-развивающая образовательная среда в сельской малочисленной школе


Пункт программы

Содержание


Исполнители эксперимента

Щепилов В.В., директор школы, учитель физики;

Щепилова Н.А. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики;

Лихачева Е.А., учитель иностранного языка;

Тимофеева Т.М., учитель Православной культуры

Педагогическая цель

Ожидаемый результат педагогической деятельно­сти, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря эксперименталь­ной разработке


Цель эксперимента

Разработать модели вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе. Создание в совместной деятельности образовательного пространства для развития у детей способности к осуществлению ответственного выбора в условиях вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе.


Задачи

  1. Изучить актуальность педагогического опыта по проблеме исследования.

  2. Разработать дидактический, методический, психолого-педагогический инструментарий организации опытно-экспериментальной работы, создать дидактические электронные ресурсы для обеспечения вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе, произвести отбор и адаптирование информационных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовывать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие

  3. Апробировать методические подходы по проблеме исследования и подготовить методические рекомендации по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе.

  4. Оказать психоло-педагогическую поддержку учащимся использующим возможности вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе:

  • создание условий для возникновения потребностей в выборе индивидуальных образовательных траекторий в вариативно-развивающей образовательной среде

  • содействие формированию структуры целополагание, проектирования, рефлексии;

  • психологическое сопровождение и поддержка в индивидуальном образовательном маршруте через взаимодействие по самопознанию и самореализации;

  • мониторинг индивидуального развития личности и эффективности вариативно-развивающей образовательной среды.




Гипотеза

Если учащиеся будет следовать своей образовательной траекторией в вариативно-развивающей образовательной среде в соответствии с их склонностями и способностями и личностным выбором, то в процессе вариативной организации образовательного процесса появится реальная возможность для повышения качества образования, достижения на основе гибких технологий оптимальных показателей в зоне ближайшего развития..

Диагностический инструментарий

Контрольные работы, анкеты, тесты, беседы, опросы, наблюдения.


Ожидаемые результаты

Вариативно-развивающая образовательная среда будет способствовать:

- появлению у подростков индивидуальных приемов, техник и средств самооценки, самопознания, саморегуляции и самореализации;

- формированию у ребенка способности видеть перспективу своего учебного продвижения, способности к целепологанию и отслеживанию результативности своей деятельности;

- возникновению потребности попробовать себя в различных видах деятельности с последующей рефлексией;

- появлению способности к осознанному выбору различных видов деятельностей на учебном занятии и в процессе подготовке к нему, в системе внеаудиторной деятельности и дополнительного образования по выбору;

- развитию толлерантности и креативности мышления;

- возникновению мотивов самоизменения;

- формированию проектной деятельности;

- самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории и способности к определению собственного ритма изучения учебных предметов;

- повышению уровня предметной, социальной и коммуникативной компетентности;

- формированию способности к нравственному, профессиональному жизненному выбору.


Критерии оценки ожидаемых результатов

Уровневая тестовая рейтинговая шкала



Этапы подготовки и проведения эксперимента



Этапы


Содержание работы

Сроки выполнения

Результаты работ и услуг, отчетная документация

Ответственные

I.Диагностический этап.

Проблемно-ориентированный анализ по проблеме исследования


Февраль 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, запросов родителей и учащихся на уровень и качество образовательных услуг

Февраль 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Анализ состояния имеющегося материально-технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных ресурсов)

Февраль 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Определение уровня информационной компетентности и индивидуально-творческой направленности деятельности участников образовательного процесса

Февраль 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Фиксация исходного состояния образовательного процесса и его модификаций с позиции личностного развития учащихся, его вариативной направленности.

Февраль2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Выявление условий, способствующих адекватной реализации вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе. Определение запросов, возможностей всех участников образовательного процесса в плане повышения уровня информационной компетентности

Март 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Анализ затруднений учителя, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности

Март 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Изучение литературы и источников Интернет по проблеме эксперимента

В течение всего эксперимента

Подготовка информационного бюллетеня

Члены творческой группы




Ознакомление с имеющимся опытом по данной проблеме

В течение всего эксперимента

Подготовка информационного бюллетеня

Члены творческой группы

II.Прогностический этап.


Определение главных целей и задач по проблеме эксперимента, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий и подходов по их минимизации. Разработка программы эксперимента

Март 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилов В.В.

III. Организационный этап.

Мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента

Март

2009

Документация эксперимента

Щепилов В.В.




Распределение функциональных обязанностей между всеми участниками инновационного процесса

Март 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилов В.В.




Разработка моделей вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе


Сентябрь2009

Подготовка методического бюллетеня с размещением на сайте школы

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.





Разработка концепции развития вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе


Август 2009

Подготовка методического бюллетеня с размещением на сайте школы

Щепилов В.В.




Анализ действующих школьных программ с целью определения целесообразности использования информационных технологий в обучении по конкретной теме, сопоставления содержания с имеющимся информационным материалом и возможностями компьютерных программ


Сентябрь 2009

Подготовка методических материалов с размещением на сайте школы

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.





Осуществление отбора информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для повышения эффективности управления.


Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.




Прогнозирование ожидаемых результатов, компенсационных механизмов


Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Осуществление поиска путей оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм образования и управленческой деятельности

Сентябрь 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Создание организационных, материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и психологических) условий для реализации проекта

Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Совершенствование материально-технического оснащения школьного информационно-образовательного центра

Август 2009

Приобретение необходимого оборудования

Щепилов В.В.




Создание школьной медиатеки, электронной «методической копилки»

В течение всего эксперимента

Подготовка электронных программных продуктов

Щепилова Н.А.




Определение режима работы образовательно-информационного центра для участников образовательного процесса

Август 2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Разработка программы по повышению ИКТ-компетентности педагогов, необходимой для формирования вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе

Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Подготовка необходимых методических рекомендаций и инструкций для участников образовательного процесса по проблеме исследования

Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Проведение инструктажей и консультаций по проблеме исследования

Сентябрь2009

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.




Стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся в рамках реализации проекта

В течение всего эксперимента

Подготовка методического бюллетеня

Щепилов В.В.




Подбор объектов экспериментирования

Август 2009

Аналитические справки

Члены творческой группы




Подготовка исследовательского инструментария

Август 2009

Подготовка методического бюллетеня

Члены творческой группы

IV. Практический этап.

















Апробация модели вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе

Сентябрь

2010-май 2013










Отслеживание процесса и результатов деятельности, мониторинговые исследования

В течение всего этапа

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Анализ с целью коррекции и поиска путей повышения эффективности, дальнейшего развития

В течение всего этапа

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.




Промежуточная обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами

Май 2011

Май

2012


Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

Щепилов В.В.




Создание дидактических электронных ресурсов для обеспечения вариативного образовательного процесса в сельской малочисленной школе. Отбор и адаптирование информационных ресурсов, апробирование гибких педагогических технология взаимодействия с учащимися в процессе урочной и внеурочной (внеаудиторной) деятельности, в системе дополнительного образования, позволяющих наиболее эффективно организовывать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие.

Декабрь 2010- май 2013

Подготовка мультимедийного продукта

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.






Создание персональных сайтов педагогов с вариативными дидактическими, управленческими и методическими компонентами.


Подготовка материалов, отражающих уровень сформированности вариативно-развивиающей среды в сельской малочисленной школе и её влияние на качество образовательной подготовки учащихся, их индивидуально-творческой развитие.

Декабрь 2010-май 2013

Размещение на сайте школы и персональных сайтов педагогов материалов являющихся составной частью вариативно-развивающей образовательной среды для учащихся

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.





Подготовить и опубликовать сборник методических рекомендаций по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе и её влиянию качество образовательной подготовки учащихся, уровень их индивидуально-творческого развития и социализации.

Декабрь 2011

Выпуск сборника методических рекомендаций по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.


V.Обобщающий этап


Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.



Май 2013-сентябрь 2013

Аналитическая справка

Щепилов В.В.

VII. Внедрение

Применение в педагогической практике

Сентябрь 2013-май 2014

Подготовка методических рекомендаций по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе и внедрению механизмов ее оптимального функционирования.

Щепилов В.В.




Похожие:

«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconВ. В. Щепилов муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области»
Создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconУтверждаю директор школы: В. В. Щепилов Расписание экзаменов в моу «сош с. Лозное» на промежуточной и государственной итоговой аттестации в 11 классе 2011 году
Щепилов В. В., директор школы, образование высшее, специальность физика и математика
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПлан опытно-экспериментальной и инновационной работы школы №262 на 2011 -2012 учебный год
Тема оэр: «Формирование ценностных смыслов жизнедеятельности участников образовательного процесса в начальной школе»
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПлан работы районной экспериментальной площадки «Формирование условий эффективного использования икт в образовательном процессе сельской школы» мбоу мурзицкой сош на 2011-2012 учебный год
«Формирование условий эффективного использования икт в образовательном процессе сельской школы»
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПредставление и защита опытно-экспериментальной работы
Форма экспертизы, которая предполагает документальное подтверждение результатов опытно-экспериментальной работы. Описание работы...
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconТема опытно экспериментальной работы «Создание модели оздоровительной работы с детьми «Территория здоровья»
Реализация программы оэр, отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы эксперимента
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПрограмма обучения учащихся 5 классов общеобразовательной школы по предмету «Информатика»
...
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПоложение об опытно-экспериментальной, инновационной деятельности педагогических работников моу сош №6
В опытно-экспериментальной работе принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в профильных...
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconАнализ районной экспериментальной площадки мбоу мурзицкой сош «Формирование условий эффективного использования икт в образовательном процессе сельской школы» 2010-2011 учебный год
Районная экспериментальная площадка функционирует с 2008 года. Реализует программу «Формирование условий эффективного использования...
«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПрограмма опытно-экспериментальной деятельности
«Формирование экологической культуры в интересах гармоничного развития личности школьника»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов