А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа icon

А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа



НазваниеА. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа
страница1/22
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики<> <> <><>ДЕТСТВО<><
Дата конвертации27.11.2012
Размер3.3 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики

ДЕТСТВО

Программа развития и воспитания детей в детском саду

Издание 3-е, переработанное

Рекомендована Министерством образования Российской Федерации

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2004

УДК 373.21 ББК 74.102 Д38

Детство: Программа развития и воспитания детей в Д38 детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Нот-кина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с— СПб.: Детство-Пресс, 2004. ISBN 5-89814-076-Х

Программа разработана коллективом преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образо­вания и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Издание адресовано воспитателям дошкольных уч­реждений разных типов, студентам и преподавателям педагоги­ческих вузов, колледжей, училищ.

УДК 373.21 ББК 74.102

Авторский коллектив:

В. И. Логинова \, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина,

М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова, \Н. Н. Кондратьева],

О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе,

Г. В. Курило, 3. А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман

Редакторы:

канд. пед. наук, профессор Бабаева Т. И. (отв. ред.);

канд. пед. наук, профессор Михайлова З.А.;

канд. пед. наук, доцент Гурович Л. М.

Рецензенты:

А. Н. Фролова, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики (Магаданский педагогический университет);

^ Л. В. Лидак, канд. пед. наук, доцент;

И. В. Сумина, зав. прогимназией № 40 Выборгского района

г. Санкт-Петербурга

© Коллектив авторов: Логинова В. И. и др., 1995
© С изменениями. Логинова В. И. и др., 2000
ISBN 5-89814-076-Х © Оформление. Издательство «Детство-Пресс», 2000

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязан­ностей каждого человека, ибо нет ничего бо­лее важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ

Детство — это летний ветер, Парус неба и хрустальный

звон зимы.


Детство — это значит дети! Дети — это значит мы!

^ Р. Рождественский

Слово к воспитателям

Программа «Детство» является результатом многолетней на­учно-исследовательской работы коллектива кафедры дошколь­ной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретичес­кие взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошколь­ного детства, требования к содержанию образовательной про­граммы для детского сада и пути ее реализации в педагогичес­ком процессе.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с веду­щими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловечес­ким ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошколь­ное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребен­ка. Поэтому программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуа­лизации личности через осознание ребенком своих потребнос­тей, возможностей и способностей.

4 ^ Программа развития и воспитания детей в детском саду

Программа предлагает насыщенное образовательное содер­жание, соответствующее познавательным интересам современ­ного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образо­вания, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошколь­ников с различными сферами культуры: с изобразительным ис­кусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образова­тельное содержание становится основой для развития любозна­тельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народ­ным хороводным играм, народной музыке и танцам, декора­тивно-прикладному искусству России. Одновременно програм­ма предполагает воспитание уважения к другим народам.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошколь­ный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чув­ство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и тем­пов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос­тей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками це­лостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка про­исходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошколь­ник — маленький исследователь, с радостью и удивлением от­крывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем пол­нее и разнообразнее детская деятельность, чем более она зна­чима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и пер-

Слово к воспитателям

вые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, эксперименти­рование, предметная, изобразительная, художественно-театраль­ная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совер­шается естественное вызревание таких перспективных ново­образований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому вообра­жению, что составляет важнейшую базу для начала система­тического обучения в школе.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, прида­вая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоци­онального развития дошкольника и обеспечивает эмоциональ­но-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гар­монию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоци­ональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готов­ности к проявлению гуманного отношения в детской деятельнос­ти, поведении, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознаком­ление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмо­циональными состояниями. Благодаря этому дети начинают по­нимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуман­ном поведении, дети учатся замечать общность настроения при­роды и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Поскольку программа «Детство» родилась в Петербурге, ав­торы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни

6 Программа развития и воспитания детей в, детском саду

этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаи­моотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чув­ство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, на­родной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития чувств становится обязательной составляю­щей воспитания и образования дошкольников.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы — способствовать развитию познавательной активнос­ти, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельнос­ти дошкольника, программа обеспечивает главным образом раз­витие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошколь­ников любознательности и познавательной активности стиму­лируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависи­мостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование на­глядных моделей и пр.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познаватель­ных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готов­ность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, же­лание включаться в творческую деятельность.

Программа ориентирует на многообразие проявлений детско­го творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра-

Слово к воспитателям

зительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуация­ми, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребен­ка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение до­школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного по­ведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культу­ры и социальной защищенности дошкольника.

Все содержание программы «Детство» центрировано на ре­бенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально вы­делен раздел «Отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр.), о сво­ей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных пла­нов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано опти­мальной интенсивностью двигательных, физических и психи­ческих нагрузок.

Программа «Детство» является комплексной образователь­ной программой. Ее использование требует от педагога разви­той педагогической рефлексии, способности строить педагоги­ческий процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осущест­влении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения

8 Программа развития и воспитания детей в детском саду

содержания программы. Мы хотим предостеречь педагогов от искусственного подтягивания детей к высокому уровню. Каж­дый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Современный детский сад — это место, где ребенок по­лучает опыт широкого эмоционально-практического взаимо­действия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация про­граммы «Детство» требует целесообразной организации разви­вающей материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся по­ловых склонностей и интересов и конструируется таким об­разом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материа­лов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить не­обходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теп­лый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в по­вседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интерес­ными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации дет­ских интересов и жизненной активности. Организуя деятель­ность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремле­ние к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных си­туаций.

Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе — после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в утренний отрезок времени.

Слово к воспитателям





занятий:

  • 2 занятия в неделю;

  • 6 занятий в месяц;
Примерное распределение
Физическое развитие —

Социальный мир (этикет и ситуа- — ции общения, предметный и ру­котворный мир, художественная литература, краеведение, безопас­ное поведение)

Природный мир —

Мир искусства и художественная — деятельность

Мир музыки —

Речевое развитие —

Математическое развитие —

2 занятия в месяц; 2 занятия в неделю;

2 занятия в неделю; 1 занятие в неделю; 1 занятие в неделю.

Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные пред­ставления, элементарные предметные понятия), простейшие за­кономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ре­бенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический процесс включает также организацию само­стоятельной деятельности детей. С этой целью создается раз­вивающая педагогическая среда, организуется педагогически це­лесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятель­ности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей пе­дагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях

10 ^ Программа развития и воспитания детей в детском саду

развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преиму­щественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых про­блемных ситуаций и пр.

Содержательные связи между разными разделами програм­мы позволяют педагогу интегрировать образовательное содер­жание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практичес­кими и познавательными умениями, учит отражать впечатле­ния о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познава­тельную, эмоциональную и практическую сферы личности ре­бенка.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, роди­тели, педагоги), организация клубов общения способствуют ус­тановлению доверительных отношений с родителями, что ока­зывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Уважаемые коллеги! Предлагаемая публикация представля­ет собой переработанный и дополненный вариант программы «Детство». Надеемся, что программа поможет обогатить со­держание работы с детьми дошкольного возраста, удовлетво­рить их потребности в познании, созидании и творчестве, найти дифференцированное содержание воспитания для каж­дого ребенка в зависимости от его возможностей и уровня развития.

Желаем успехов и приглашаем к сотрудничеству.

Авторский коллектив

Часть I МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

^ 1. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ДЕТСКОМ САДУ

Т. И. Бабаева

Младший возраст — важнейший период в развитии до­школьника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предмет­ным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почув­ствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него ра­достное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружаю­щим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладис­тый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осу­ществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым со­держанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрос­лого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру

\2 ^ Программа развития и воспитания детей в детском саду

ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с млад­шими дошкольниками состоит в том, чтобы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Похожие:

А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconКафедра педагогики и андрагогики методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий
Мольков А. С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант гоу впо нгпу
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconОбразовательная программа дошкольной образовательной группы
Цели и задачи деятельности дошкольной группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconФактические вопросы для обсуждения: Возникновение и развитие дошкольной педагогики
Характеристика профессиональной деятельности воспитателя дошкольного детского учреждения
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconВ. З. Кантор (ргпу им. А. И. Герцена); д-р пед наук, проф. О. В. Дыбина
Печатается по рекомендации ученого совета Института детства ргпу им. А. И. Герцена
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconВ. З. Кантор (ргпу им. А. И. Герцена); д-р пед наук, проф. О. В. Дыбина
Печатается по рекомендации ученого совета Института детства ргпу им. А. И. Герцена
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Санкт-Петербурге на базе кафедры химического и экологического образования ргпу им. А. И. Герцена. Конференция пройдет в очно-заочной...
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconТема: Автобиографическая проза для детей. Л. Н. Толстой «Детство», М. Горький «Детство», А. Н. Толстой «Детство Никиты»

А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconКонкурс по основам психологии и педагогики волгоградский региональный оргкомитет конкурсов, тестирования и мониторинга
В срок 25-27 ноября 2009 года впервые проводится 1 тур Всероссийского профильного конкурса по основам психологии и педагогики, организованного...
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconПрограмма по организации летнего отдыха и занятости детей
Программа лагеря дневного пребывания «Тополёк» «Морское путешествие на кораблике Детство»
А. И. Герцена Кафедра дошкольной педагогики детство программа iconУважаемые родители! Фгбоу впо «Кузбасская государственная педагогическая академия»
Фгбоу впо «Кузбасская государственная педагогическая академия», Факультет Дошкольной и Коррекционной Педагогики и Психологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов