Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе icon

Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе



НазваниеОсновы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе
Дата конвертации18.01.2013
Размер50.84 Kb.
ТипДокументы

Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе


Психологический климат - чрезвычайно сложный и тонкий феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому.

Климат группы благоприятен, если отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление. Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.


Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.


^ Для создания социально-психологического климата, благоприятного для личного развития, необходимы:


доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;


защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;


работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность ;


инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;


Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость.


Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.


1.2. Стиль управления классного руководителя ученическим коллективом


Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата . Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к классному руководителю, а потому и к учебе, к школе в целом.



Общение классного руководителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса»


В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Как показывают исследования у классного руководителя со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении- школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, лицемерия, подхалимства и пр.


Вместе с тем, классный руководитель - это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. В психологии разработаны довольно четкие черты портрета различных стилей руководства, в основе которых – взаимодействие педагога с учащимися.

^ В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически проводить в жизнь один стиль невозможно.


Классный руководитель с авторитарным стилем единолично определяет направление педагогической деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Даже положительная оценка звучит как команда, а то и как оскорбление. В отсутствие учителя работа учащихся замедляется, а то и вовсе прекращается.


^ Демократический стиль проявляется в опоре педагога на мнение коллектива . Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждение хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление.


^ Либеральный стиль - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива , не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете учителя не может быть и речи.


Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказумости перехода классного руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обуславливает крайне низкий результат работы и максимальное количество конфликтов и проблем.


Лучший стиль руководства - демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но у учеников желание работать не иссякает и в отсутствие педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.


^ Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.


.

1.3. Факторы, определяющие психологический климат в ученическом коллективе


Существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в ученическом коллективе .

^ Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит классный коллектив (в нашем случае-школа).

^ Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения.

Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для ученика интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти.


Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:


^ Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни учащихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов.


Из своего опыта работы с детским коллективом хотелось бы сказать о том, что я использую и авторитарный стиль управления, и демократический. Так сказать «Кнут и пряник». И я согласна с тем мнением, что в плане учебы мы должны быть требовательными, настойчивыми, но в общении с детьми — мы должны проявлить внимание, заботу, переживание. Да без этих качеств и невозможно руководить детьми. На протяжении многих лет классный руководитель живет одной жизнью со своими учениками. И для меня наивысшей точкой пед. мастерства является то, когда ребята рассказывают о самом сокровенном. Рассказывают то, чего не знают родители и просят помощи, совета. Очень важно в такие моменты поддержать ребенка, помочь, а может и уберечь от какого-то поступка.









Похожие:

Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconДневник классного руководителя «Дневник классного руководителя»
Рф по организации деятельности классного руководителя: права и обязанности классного руководителя, функциональный контроль, взаимодействие...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconПоложение о порядке выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №8» г. Владимир
На педагогического работника с его согласия приказом руководителя учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconПоложение об единых требованиях к плану работы классного руководителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа села Уральского»
План работы классного руководителя- это документ, который обеспечивает жизнедеятельность детско взрослого сообщества класса и упорядочивает...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе icon№1. Психологический климат в классе (Филлера Ф., адаптирована Хариным Ю.)
Ключ: показатели уровня воспитанности: 1-1,5 баллов – низкий, 1,5 – 2,5 баллов – средний, 2,5 – 3 баллов – высокий
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconДеятельность учителя по освоению развивающего стиля руководства учащимися
Одна из главных задач учителя в классе организовать полную занятость каждого учащегося во время урока. Это позволяет не только выполнять...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconЦиклограмма классного руководителя
Предоставление отчета о своих должностных обязанностях как классного руководителя
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconПротокол № от 2012 г
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconРоль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребёнка Выступление в рамках рмо классных руководителей Тема: «Деятельность классного руководителя для создания условий развития и самореализации личности ребёнка»
Как говорил один умный человек: «Самопознание есть путь к самосовершенствованию». И роль классного руководителя – создать условия...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconПоложение о классном руководителе
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и дея­тельности...
Основы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе iconКлассного руководителя 5 а класса моу сош №1 г. Щербинки Московской области
Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов