Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе icon

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе



НазваниеОсобенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Дата конвертации26.02.2013
Размер38.2 Kb.
ТипДокументы

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе


Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

^ Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

^ Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

^ Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.


Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

В ^ 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.




Похожие:

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconОбщественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Науки Российской Федерации. Основной вопрос повестки дня "О ходе эксперимента по введению преподавания "Основ религиозных культур...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconСписок учителей начальной школы
Основы религ. Культур и светской этики: содержание и методика преподавания. (72 ч.)
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconПриказ №03685 от 30. 11. 2011 г. «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Саратовской области», и в целях подготовки к изучению основ религиозных культур и светской этики в мкоу сош п.
Саратовской области №03685 от 30. 11. 2011 г. «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconРазъяснения к «Методическим материалам для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» и «Дополнению к методическим материалам по преподаванию курса орксэ»
Г директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И. М. Реморенко направил в регионы, участвующие...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconМатериалы для подготовки к экзамену (8 семестр) Программа подготовки к экзамену
Предмет методики преподавания литературы как научной дисциплины. Теоретические основы методики преподавания литературы. Связь методики...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconЗачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconЗачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconЗачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые...
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconОсобенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Однако по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе iconОсобенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов