Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка icon

Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка



НазваниеИнновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка
Дата конвертации22.11.2012
Размер114.95 Kb.
ТипПояснительная записка



Инновационный проект «Интеллект»

Пояснительная записка


Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Проблемы одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных, но существует и возможность другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать не выводя из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной, психо-моторной, академической, интеллектуальной, творческой.

Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Мы считаем, что работу с одаренными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.


^ Тема: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»


Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.



Задачи:

  • На этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  • Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  • Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • Проводить факультатив «Эрудит» для одаренных детей, мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН;

  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в организации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).


^ Основные направления реализации проекта:

  • Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

  • Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое, информационное обеспечение проекта);

  • Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и городских мероприятиях).


Формы работы с одаренными учащимися:

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Факультатив «Эрудит» ,дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в школьных и городских олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;

  • Психологические консультации, тренинги, тестировании;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих студий по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Проектная деятельность учащихся;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «окружающий мир», электронная энциклопедия);

  • Создание детского портфолио.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.


Участники реализации проекта

Руководители:

  • Руководители ШМО;

  • Учителя начальных классов.


Творческая группа:

  • Учителя начальных классов;

  • Школьный психолог;

  • Школьный библиотекарь;

  • Социальный педагог школы.


А так же:

  • Ученики начальных классов;

  • Родители.


Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • Сформировать систему работы с одаренными детьми;

  • Создать базу для развития одаренности и таланта в современных условиях;

  • Совершенствовать формы работы с одаренными детьми;

  • Сформировать банк данных одаренные дети.


Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2009-2010 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  •       банка данных по одаренным детям;

  •       банка творческих работ учащихся;

  •       банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

  •        рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:

  •    системы дополнительного образования;

  •    внеклассной работы по предмету;

  • индивидуальных занятий с одаренными детьми.

2 этап: деятельностный (2010-2011 годы)

  •       Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

  •        Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  •        Внедрение метода проектов.

  •        Учет индивидуальных достижений.

  •        Переход на систему портфолио.

  •        Проведение выставок детского творчества.

  •         Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2011-2012 годы)

  •       Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

  •       Выпуск методического журнала «Опыт работы с одаренными детьми».

  •       Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.
^

Перспективный план работы с одаренными детьми

на 2010-2011 учебный год







Направление реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети

Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности»

 

Сентябрь

МО учителей начальных классов







Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка»

Март

МО учителей начальных классов

2.

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

Алгоритм поиска и выявление одаренных детей в детском саду и в школе; составление списков будущих первоклассников.

Анкетирование родителей, экскурсия в школу, родительское собрание «Развитие способностей первоклассника»

Март


Апрель


Учителя 4-х классов

3.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

Сентябрь

Кл.рук.







Анкетирование детей

В течение учебного года

Кл.рук.







Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение года

Психолог руководители МО

4.

Психологическая помощь одаренным детям

Регулярные психологические консультации для одаренных детей

В течение года

Психолог







Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение года

психолог

5.

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение года

Руководители МО







Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических карточек, подборка отечественной и зарубежной литературы по вопросам одаренности детей.

В течение года

Библиотекарь

6.

Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

Учителя начальных классов







Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта







Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта







Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми)

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта




Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные, творческие студии, спортивные секции)

Функционирование предметных и творческих студий, а так же спортивных секций: подготовка к олимпиадам (русский язык, математика); студия «Театр»; Студия «Волшебный карандаш»; студия художественной лепки «Фантазия»; студия вокального пения «Соловушка».

В течение года

Педагоги дополнительного образования







Предметные классные, школьные, городские олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение)

Октябрь

Декабрь

Февраль

Учителя, работающие в 4 классах







Конкурс «Русский медвежонок» - языкознание для всех

ноябрь

Классные руководители







Конкурс «Зимние интеллектуальные игры»

Декабрь-январь

Классные руководители







Конкурс «Кенгуру – математика для всех»

Март

Классные руководители







Конкурс «Золотое руно»

Март

Классные руководители







Ярмарка-выставка творческих работ детей

Ноябрь

Апрель

Педагоги дополнительного образования







Участие в городских выставках, фестивалях, спортивных мероприятиях

В течение года

Педагоги дополнительного образования, классные руководители




Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

Сентябрь

Психолог







Совместная творчество родителей и детей. Выставки работ. (1 тур школьной олимпиады, выставки рисунков)

Декабрь

Февраль

Педагоги дополнительного образования, родители







Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»

В течение года

Классные руководители







Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

В течение года

Классные руководители







Похожие:

Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconПояснительная записка иб1 Пояснительная записка
«Количество учебников, используемых в учебном процессе в 2011/2012уч году»
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconЭмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая Программа разработана с учетом следующих документов: Закон «Об образовании рф»
Проект Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2011г. «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере»
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconВ курганской области стартовал межмуниципальный инновационный проект регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания «Мы вместе»
Всероссийского Педагогического Собрания «Мы вместе». Проект должен объединить усилия органов региональной исполнительной власти,...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка icon«Мы вместе» Видим проблему – мы вместе можем решить Цель проекта
Межмуниципальный сетевой инновационный проект регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconИнновационный педагогический проект на тему
Разработчик: Шабунина О. П. – учитель биологии высшей категории моу сош №25 с углубленным изучением отдельных предметов городского...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочий проект разработан в соответствии со сниП 03. 05-84*, снип рк 03-09-2003 и другими нормативными документами, действующими...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconВ чем выражается инновационный характер стандарта второго поколения?
...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристику предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. Цель
Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Наиболее часто используемее методы, в основе которых лежит...
Инновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка iconПроект «Интеллект будущего»
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой рост потребностей общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов