Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 icon

Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003



НазваниеСборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003
Н. С. Пурышевой
Дата конвертации10.05.2013
Размер159.09 Kb.
ТипСборник задач



8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика. 7-9» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской).

Учебная программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Из них:

• контрольных работ - 6,5 часов:

«Механические свойства жидкостей и газов» -1 ч, «Тепловые явления» -1 ч, «Изменение агрегатных состояний вещества» -1ч, «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел» -1ч, «Электрические явления» - 0,5 ч, «Электрический ток» -1ч, итоговая контрольная работа -1ч;

• лабораторных работ - 8,5 часов:

«Измерение выталкивающей силы» -1 ч, «Изучение условий плавания тел» -1 ч, «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» -1 ч, «Измерение удельной теплоемкости вещества» -1ч, «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре» - 0,5 ч, «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках» - 0,5 ч, «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» - 0,5 ч, «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» -1ч, «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата» -0,5 ч, «Изучение последовательного соединения проводников» - 0,5 ч, «Изучение параллельного соединения проводников» - 0, 5 ч, «Измерение работы и мощности электрического тока» - 0,5 ч.

Учебно-методический комплект

  1. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 8: учебник. - М.: Дрофа, 2003.

  2. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 8: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2003.

  3. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 8: Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2003.

  4. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.


Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (молекулярно-кинетической, механики, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;

  • формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;

  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Курс физики 8 класса носит экспериментальный характер. В нем изучаются элементы физических теорий. Кроме того, появляется возможность продемонстрировать эвристическую роль теории, предсказывая протекание некоторых процессов или свойства тел. Содержание курса и характер изложения материала дают возможность познакомить учащихся с теоретическими методами познания, расширяют их представления об идеализированных моделях.

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов; описывать и объяснять физические явления, предоставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

Межпредметные связи

При изучении тепловых явлений учитывается, что параллельно в курсе химии (VIII класс) изучаются понятия молекулы и атома, атомно-молекулярное. учение. Используются также знания о нагревании тел при механической обработке (трудовое обучение, V—VII классы).

При изучении электрического тока опираются на сведения о прямой и обратной пропорциональности, о функции y = kx и ее графике (математика, VI— VII классы).

Используются также при изучении электрических и магнитных явлений сведения об источниках тока, электрической цепи, осветительной сети, бытовых электрических приборах, электромагнитах и их применении, об элементах автоматики (трудовое обучение, V—VII классы).

При изучении световых явлений используются сведения о градусной мере угла, измерении и построении угла (математика, V класс), а также знания о равенстве треугольников (математика, VII класс).

При решении задач используются также знания о проценте, уравнениях и способах их решения (математика, V—VII классы).

При изучении явления испарения целесообразно использовать знания о процессе испарения воды листьями (биология, VI класс).

В курсе географии СССР (VIII класс) при изучении климата используются знания об удельной теплоемкости вещества, испарении жидкости.

На уроках химии (VIII класс) при рассмотрении вопроса об энергии химических реакций развиваются знания о внутренней энергии, а при изучении строения электронных оболочек атомов, видов химических связей, строения кристаллических решеток — знания об электроне.

Знания об изменении агрегатного состояния вещества, видах теплопередачи используются на уроках астрономии при изучении природы планет, Солнца и звезд.

Основные знания и умения учащихся

^ Тепловые явления

Основные знания

Понятия: внутренняя энергия, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), работа как способ изменения внутренней энергии, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления и парообразования.

Формулы: для вычисления количества теплоты, выделяемого (или поглощаемого) при изменении температуры тела, сгорании топлива, изменении агрегатных состояний вещества.

Применение изученных тепловых процессов на практике в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Основные умения

Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.

Пользоваться термометром и калориметром.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и парообразования.

Решать задачи с применением формул:

^ Электрические и электромагнитные явления

Основные знания

Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Формулы: для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока: количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах, электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах.

Основные умения

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

Вычерчивать схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом; собирать электромагнит.

Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока или напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же — сопротивление проводника.

Находить по таблице удельное сопротивление проводника.

Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул:

/
P = IU; Q = P-Rt:

Световые явления

Основные знания

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Законы отражения света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Основные умения

Получать изображения предмета с помощью линзы.

Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

8 класс

Учебно-тематический план ( 2 часа в неделю, 70 часов)



ТЕМА

Количество часов

К.р. Л.р.

Тепловые явления

25

Л.р.№1,№2 К.р. 1,2,3

Электрические явления

27

Л.р.№3,№4, №5,№6,№7, №8 К.р.4,5,6

Электромагнитные явления

7

Л.р.№9,№10

Световые явления

9

Л.р.№11„

Резерв

2




ИТОГО

70

К.р-7 Л.р.-11



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (2 часа в неделю).



Тема урока

Часы

Дата

1

Тепловое движение. Температура

1




2

Внутренняя энергия

1




3

Способы изменения внутренней энергии

1




4

Теплопроводность

1




5

Конвекция

1




6

Излучение

1




7

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

1




8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1




9

Удельная теплоемкость

1




10

Расчет количества теплоты,необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1




11

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1




12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1




13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1




14

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1




15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1




16

Удельная теплота плавления

1




17

Решение задач. Контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» (20 минут)

1




18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

1




19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1




20

Кипение, парообразование и конденсация

1




21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1




22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1




23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1




24

Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении

1




25

Контрольная работа №4 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1




26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1




27

Электроскоп. Проводники и диэлектрики

1




28

Электрическое поле

1




29

Делимость электрического заряда! Строение атомов

1




30

Объяснение электрических явлений

1




31

Электрический ток. Источники электрического тока. Контрольная работа №5 по теме «Электризация тел. Строение атомов»

1




32

Электрическая цепь и её составные части

1




33

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока

1




34

Сила тока. Единицы силы тока

1




35

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1




36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1




37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1




38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи

1




39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

1




40

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1




41

Лабораторная работа №7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1




42

Последовательное соединение проводников

1




43

Параллельное соединение проводников

1




44

Закон Ома для участка цепи

1




45

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №6 по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

1




46

Мощность электрического тока

1




47

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1




48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1




49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

1




50

Короткое замыкание. Предохранители

1




51

Повторение материала темы «Электрические явления»

1




52

Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления»

1




53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1




54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1




55

Применение электромагнитов

1




56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1




57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1




58

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1




59

Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа №7 по теме «Электромагнитное явление»

1




60

Источники света. Распространение света

1




61

Отражение света. Законы отражения света

1




62

Плоское зеркало

1




63

Преломление света

1




64

Линзы. Оптическая сила линзы

1




65

Изображения, даваемые линзой

1




66

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

1




67

Контрольная работа №8 по теме «Световые явления»

1




68

Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике

1




69-70

Резерв

2







Похожие:

Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003
Рабочая программа составлена с учётом Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы «Физика. 7-9»...
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике. 7-9 кл. В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2008. Сборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003
Планирование составлено на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2009
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2008. Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель А. В. Перышкин М.: Экзамен, 2008
Планирование составлено на основе авторской программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике для 7-9 классов. Лукашик В. И., «Просвещение», 2006 г
Плановых контрольных уроков 4, зачетов 0, тестов 10, лаб раб. 6 ч
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике для 7-9 классов. Лукашик В. И., «Просвещение», 2006 г
Плановых контрольных уроков 5, зачетов 0, тестов 10, лаб раб. 7 ч
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике для 7-9 классов. Лукашик В. И., «Просвещение», 2006 г
Плановых контрольных уроков 4, зачетов 1, тестов 10, лаб раб. 7 ч
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике. 7-9 кл. В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2008. Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Планирование составлено на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2009
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике для 8-11 классов средней школы, М.: Просвещение, 1989 г Сборник задач по физике: для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/сост. Г. Н. Степанова. М: Просвещение, 1995г
На изучение предмета «Физика» в 10 классе выделено 2 часа из федерального компонента. Это соответствует изучению физики на базовом...
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003 «Самостоятельные и контрольные работы по физике. 11 класс.». Л. А. Кирик. М: Илекса, 2007
Планирование составлено на основе авторской программы Г. Я. Мякишева «Физика» 10 11 классы
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003 iconСборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003 «Самостоятельные и контрольные работы по физике. 11 класс.». Л. А. Кирик. М: Илекса, 2007
Планирование составлено на основе авторской программы Г. Я. Мякишева «Физика» 10 11 классы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов