Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка icon

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка
страница1/2
Дата конвертации19.02.2013
Размер431.46 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей _______________________

МКОУ Бутурлиновская СОШ №7

__________/Бейдина В.И./

Протокол № 1

от «___» августа 2012 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Бутурлиновская СОШ №7


__________/Васильченко В.Д./

«___» сентября 2012 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №7


_________________________г

__________/Штельцер И.Е./

Приказ №______

от «___» сентября 2012 г



^ Рабочая программа

по учебному курсу «Литература»

в 11 классе.

Учитель: Зюкина Т.А.


2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Количество часов: всего 102 часа (в неделю 3 часа).

Уроков развития речи: 12 часов.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

Учебник Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009

Дополнительная литература: Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе 11 класс (1,2 полугодие) Москва ВАКО 2007


Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен


знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;


уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

^ Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.


Содержание

Кол-во часов

Литература начала XX века.

1

Проза XX века.

7+1

Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

17+2

Новокрестьянская поэзия.

5+1

Литературный процесс 20-х годов.

9

Литература 30-х годов.

24+4

Литература периода Великой Отечественной войны.

9+2

Полвека русской поэзии.

4

Русская проза в 50-90 годы.

11+2

Из литературы народов России.

3

Всего:

102
  1   2



Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному курсу «Литература» в 5 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка
Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» в 5 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному курсу «Литература» в 9 «а», 9 «б» классах. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год
Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» в 9 «а», 9 «б» классах. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год
Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconЮрьевой Ольги Викторовны I квалификационная категория по учебному курсу «Технология» 11 класс 2012 2013 учебный год пояснительная записка
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по английскому языку 5 класс 2009-2010 учебный год Учитель английского языка: Орлов Алексей Владимирович Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconРабочая программа по английскому языку 6 класс 2008-2009 учебный год Учитель английского языка: Орлов Алексей Владимирович Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мбоу ковриновская сош на 2012-2013 учебный год
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ковриновской средней общеобразовательной школы на 2012-2013...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год Пояснительная записка iconЖилина Людмила Владимировна Головачева Оксана Викторовна 2008 2009 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А. И....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы