Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро icon

Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро



НазваниеМетодика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро
страница1/6
Дата конвертации14.10.2012
Размер1.2 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в ФЦПРО




Введение


Основной задачей экспертно-аналитического сопровождения ФЦПРО является обеспечение максимально полного объема информации для оценки текущей деятельности в рамках проектов, их влияния на общее состояние образовательной и социальной среды – как на федеральном уровне, так и в рамках отдельных регионов, а также внешних эффектов принятия решений


Можно выделить следующие основные функции экспертно-аналитического сопровождения ФЦПРО:

  • Отражение процессов в образовательной среде (как в рамках ФЦПРО, так и вне ее) и отслеживание изменений в процессе развития системы образования

  • Измерение эффективности как отдельных проектов, мероприятий и направлений ФЦПРО, так и программы в целом

  • Анализ процессов и изменений в рамках развития системы образования, с учетом влияния ФЦПРО

  • Поддержка принятия решений в рамках ФЦПРО, формирование матрицы целей и задач для реализации очередного этапа ФЦПРО

  • Оценка степени достижения критериев ФЦПРО, касающихся социально-экономических аспектов

  • Экспертиза качества выполнения работ и достижения запланированных результатов на всех уровнях ФЦПРО

  • Предоставление материалов для информирования общественности о ходе проведения ФЦПРО

  • Формирование аналитической информации в рамках реализации ФЦПРО для обеспечения согласованности действий как внутри ФЦПРО на различных ее уровнях, так и в иных сферах образовательной деятельности

  • Формирование экспертного пула для оперативного решения текущих задач, а также оценки проектов и прогнозирования их эффективности в рамках решения задач ФЦПРО

  • Разработка, апробация, пилотное тестирование и внедрение различных методик, обеспечивающих оценку эффективности реализации программы



Таким образом, экспертно-аналитическое сопровождение ФЦПРО можно условно разделить на следующие этапы:

  • Обработка результатов, архивация и хранение данных по прошлым периодам реализации ФЦПРО и иных проектов и преобразований в образовательной сфере

  • Оценка степени достижения ключевых социально-экономических результатов ФЦПРО, зафиксированных в Паспорте, и определение потенциальных «точек роста» в ключевых направлениях, выделенных внутри ФЦПРО, и в соответствии с ними постановка краткосрочных приоритетных задач

  • Сопровождение процессов формирования государственного заказа в соответствии с определенными «точками роста» для обеспечения максимально эффективной реализации ФЦПРО, распространения информации среди потенциальных исполнителей проектов и оценка потенциальной региональной составляющей в выполнении поставленных краткосрочных задач

  • Отбор предложений и проектов, оценка в соответствии со специальной методикой, предполагающей привлечение экспертного пула

  • Сопровождение процесса отбора проектов и принятия решений для внесения в базу потенциальных исполнителей, не прошедших по тем или иным причинам в рамках объявленных конкурсов, но обладающих рядом компетенций, которые возможно использовать в рамках иных проектов или в последующие периоды

  • Обработка проектов для фиксации информации и отслеживания ключевых действий в режиме реального времени (систематических мониторинг действий исполнителей в рамках проектов и оценка эффективности и потенциальных результатов действий)

  • Сопоставление и анализ информации, полученной из регионов и иных источников за счет сформированных в предшествующие периоды баз данных и аналитических систем

  • Формирование рекомендаций по итогам периодов (ежеквартально) на основе полученных данных, оценка достижений базовых показателей и индикаторов (в соответствии с утвержденными Министерством экономического развития и торговли), а также в рамках собственной системы поддержки проектов

  • Оценка влияния как отдельных проектов, так и их совокупностей на федеральном и региональном уровнях, эффективности использования бюджетных средств, также их итогов в точки зрения задач и критериев ФЦПРО.


Основные элементы системы экспертно-аналитического сопровождения ФЦПРО в 2007 году:

^ Комплексная система МОСТ. Основными компонентами комплексной системы являются:


  • ядро системы – математическая модель, позволяющая определить набор оптимальных траекторий выполнения целевой программы;

  • система оперативного мониторинга, позволяющая на регулярной основе собирать достоверную текущую информацию о ходе выполнения целевой программы исполнителями;

  • экспертно-аналитический центр, обеспечивающий экспертную поддержку принятия решений и управления целевой программой;

  • комплекс финансово-экономических и операционных моделей типовых образовательных учреждений, позволяющий моделировать оптимальные наборы целевых показателей и индикаторов целевых программ;

  • центр ситуационного моделирования процессов развития российского образования, позволяющий оперативно моделировать последствия различных программ развития образования в РФ.


^ Ядро системы, как уже отмечалось выше, - многофакторная многокритериальная система оценки процессов развития российского образования МОСТ (Мониторинг Образовательной СисТемы), позволяющая проводить оценку успешности хода выполнения Федеральной целевой программы развития образования на следующих основных уровнях:

  • ФЦПРО в целом;

  • уровень программных направлений, региональных и муниципальных образовательных программ;

  • уровень программных мероприятий;

  • уровень отдельных работ и проектов.

Математическая модель, положенная в основу системы, представляет собой обучаемую сеть персептронных нейронов и позволяет достаточно гибко адаптировать систему как к изменению собственно системы индикаторов и показателей целевой программы, так и к изменению системы внешних критериев успешности и целесообразности программы.


Пилотный вариант системы МОСТ был разработан в рамках ГК № П-252 в 2006 г. Система уже сегодня позволяет автоматизировать:

  • оценку хода выполнения ФЦПРО;

  • оценку отклонений от оптимальной траектории хода выполнения ФЦПРО;

  • оценку влияния коррекций на ход выполнения ФЦПРО.


Система прошла апробацию и опытную эксплуатацию на базе ФАО и в семи пилотных регионах РФ, вызвала серьезный интерес среди образовательного сообщества и получила высокую оценку как от специалистов ФАО и МОН, так и от представителей пилотных регионов.


^ Система оперативного мониторинга предназначена для постоянного операционного контроля за состоянием выполнения ФЦПРО и наполнения модели данными о ходе выполнения программы на уровне проектов, программных мероприятий и направлений, позволяющего связать планируемые результаты целевой программы и существующее положение дел. В рамках работ по оперативному мониторингу, разработаны АРМы исполнителя государственного контракта, позволяющие повысить степень достоверности собираемых данных, увеличить оперативность сбора информации и увеличить степень интеграции отдельных компонентов предлагаемой комплексной системы. АРМ исполнителя введены в действие письмом Рособразования 15-58-608/01-11 от 12.07.2007


^ Экспертно-аналитический центр является логическим развитием идеи постоянной действующей экспертно-аналитической группы при «Рособразовании», осуществленной в рамках ГК № П-40 в 2006 г. и П-74 в 2007 г. Результатом работы экспертно-аналитической группы стал комплекс апробированных методик, обеспечивающих оценку эффективности реализации отдельных проектов, мероприятий и задач целевой программы, а также их влияние на целевые индикаторы и показатели целевой программы. Основной целью функционирования экспертно-аналитического центра является экспертное сопровождение хода выполнения федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, направленных на развитие российского образования. По сути, экспертно-аналитический центр должен стать независимым интеллектуальным центром, обеспечивающим поддержку процессов принятия решений и управления целевыми программами в области образования.


^ Комплекс финансово-экономических и операционных моделей типовых образовательных учреждений предназначен для определения оптимальных траекторий выполнения ФЦПРО в целом, программных направлений и отдельных программных мероприятий. Комплекс позволяет определить «идеальные» промежуточные и окончательные наборы показателей и индикаторов целевых программ, определять степень успешности выполнения направлений и мероприятий, измерять отклонения от оптимального хода выполнения целевых программ и формировать комплекс мероприятий, направленных на коррекцию отклонений от набора оптимальных траекторий выполнения целевых программ. Определенный базис в создание подобного комплекса моделей был заложен в рамках работ, выполненных по ГК № П-251.


^ Центр ситуационного моделирования процессов развития российского образования создается для того, чтобы помочь высшему руководству страны, руководителям российского образования, ведущим ученым, экспертам и специалистам образовательной сферы оперативно моделировать последствия тех или иных перспективных программ развития образования в РФ. Ситуационный анализ и моделирование позволяют разрабатывать и принимать наилучшие и наиболее обоснованные управленческие решения, прогнозировать возникновение проблем, принимать своевременные меры по корректировке и исправлению ситуации – тем самым резко повысить эффективность управления российским образованием в целом.


Помимо базовой концепции ЭАС предлагается проведение ряда неотложных работ и мероприятий, которые оставаясь в русле существующих направлений и программных мероприятий ФЦПРО, позволяют накопить необходимый опыт, знания и информацию для реализации предлагаемой концепции.


Дальнейший мониторинг хода выполнения и экспертно-аналитическое сопровождение ФЦПРО позволит скорректировать предложенные математические модели и осуществить «тонкую настройку» системы МОСТ, позволяющую осуществлять ее дальнейшее развитие.


Использование комплексного подхода и обеспечение непрерывного мониторинга и экспертно-аналитического сопровождения позволит обеспечить непрерывный контроль и экспертизу результатов проектов и их соответствие целям и задачам целевой программы не только на завершающих этапах работ но и в течение всего срока жизни каждого отдельного проекта.


Накопленный опыт и материал позволяет приступить к разработке финансово-экономических моделей типовых образовательных учреждений и тем самым расширить возможности системы МОСТ в части анализа успешности хода выполнения ФЦПРО и наличия отклонений от набора оптимальных траекторий выполнения отдельных проектов, программных мероприятий и программных направлений.


Кроме того, в 2007 г. запланированы работы по развитию системы с целью включения в нее дополнительных возможностей, позволяющих автоматизировать оптимизацию планирования проектного наполнения отдельных программных мероприятий и направлений, обеспечить возможность проведения ситуационного анализа на уровне отдельных проектов, мероприятий, направлений и ФЦПРО в целом, сформировать региональную компоненту системы, позволяющую разработать подсистемы учета и анализа региональных программ и проектов, модели для оценки эффективности учета региональных программ и проектов, подсистемы поддержки и принятия решений о включении региональных программ и проектов в единую систему проектов модернизации и развития системы образования.


В частности, в 2007 году проводятся работы по внедрению механизмов формирования комплексной матрицы (блока) проектов, исходя из целей и задач целевой программы и с учетом уже достигнутых результатов.


Завершающим этапом работ по внедрению комплексной системы повышения эффективности системы управления и ситуационного моделирования процессов развития российского образования в 2007 году должно стать широкомасштабное внедрение системы МОСТ на федеральном и региональном уровнях, в рамках которого будет проведены тестирование и опытная эксплуатация системы на базе Рособразования и в 7 пилотных регионов РФ, а также внедрение модифицированной и расширенной системы в 20 регионах страны.


Кроме этого, в рамках дальнейшего развития единой комплексной системы повышения эффективности системы управления и ситуационного моделирования процессов развития российского образования целесообразно ввести структуру опорных аналитических центров в субъектах РФ, обеспечивающих непрерывный поток данных о текущем состоянии системы российского образования на всех уровнях.


В соответствии с задачами, обозначенными в паспорте Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, а также мероприятиями, направленными на достижение ожидаемых результатов, и критериями их оценки в виде целевых индикаторов и показателей, в рамках экспертно-аналитического сопровождения ФЦПРО ежегодно проводится работа как непосредственно с проектами, так и с критериями оценки их эффективности. Так, в 2006 году были проведены исследования различных подходов к расчетам значений показателей и индикаторов, возможностей определения степени влияния проводимых в 2006 году проектов и мероприятий как непосредственно на целевые значения, так и в целом на решение содержательных задач и достижение ожидаемых результатов, определенных в ФЦПРО. По результатам исследований были приняты предложения по дополнениям и корректировке системы показателей и индикаторов, а также их целевых значений, что должно обеспечить более полную картину процессов хода реализации ФЦПРО в последующие периоды.


Одновременно велась работа по созданию дополнительных механизмов получения обратной связи, которые вкупе с экспертно-аналитическим сопровождением проектов составят информационную поддержку для принятия как стратегических, так и тактических решений о дальнейших мероприятиях в рамках Программы для обеспечения ее наиболее эффективного выполнения. Таким образом, создание и способы запуска и отработки таких механизмов, с учетом опыта 2006 года, необходимая коррекция и проверка их релевантности является первой важнейшей задачей экспертно-аналитического сопровождения Программы в текущем году.


Вторая основная задача – это интерпретация полученных результатов, аналитическое обоснование тех или иных явлений и обеспечение базиса для принятия дальнейших решений, а также совершенствование пошаговой оценки эффективности проектов в рамках обновленной системы индикаторов и показателей на 2007 год.


Методологическое обоснование создания механизмов обратной связи для оценки эффективности процессов на основе индикаторов и показателей, скорректированных с учетом опыта проведения подобной работы в 2006 году, включает в себя аналитический блок, аналогичный использованному в предыдущем году для проверки корректности терминологии, а также возможности получать сопоставимые и достоверные данные в заданной системе показателей и индикаторов.


Далее следуют методологические аспекты учета количественных и качественных характеристик каждого из показателей в рамках обновленной системы. Затем приводятся ряд соображений и предложений для тестирования усовершенствованных механизмов сбора информации с учетом расширения числа пилотных регионов и создания дополнительных систем оценки эффективности на уровне проектов и регионов. Поскольку для уточнения методологии подсчета показателей, сбора адекватных данных и мониторинга ситуации в целом необходимо иметь однозначную трактовку терминов, используемых в системе показателей ФЦПРО, по итогам работы в 2006 году приводится уточненных глоссарий терминов, а также рассматриваются последствия внесенных изменений и возможные погрешности при сопоставлении данных 2006 и 2007 года в рамках схожих показателей и индикаторов, с точки зрения конечных задач и целей, обозначенных в паспорте ФЦПРО.


В связи с этим также приводятся методические подходы к сопоставлению данных 2006 и 2007 года в части показателей и индикаторов, которые подверглись корректировке, либо не имеют аналогов по обоим периодам. Также проводится анализ возможных вариантов уточнения и вариативности интерпретации показателей за счет сбора не только количественной информации, но также и качественных характеристик показателей и индикаторов.

В рамках обозначенных методологических аспектов создания механизмов подсчета показателей и индикаторов с учетом опыта 2006 года также содержатся рекомендации по использованию источников информации для получения эмпирических значений, как протестированных в рамках пилотных исследований, так и требующих дополнительной проверки в 2007 году - на степень их достоверности, открытости и релевантности обновленной системе показателей и индикаторов.


Рекомендации основаны на анализе возможностей использования указанных источников, механизмов запросов и получения данных, необходимых в 2007 году для оценки хода реализации ФЦПРО, что в итоге сведено в общую методику для расчетов в 2007 году с учетом скорректированных характеристик системы критериев. Рекомендательный характер ряда методических предложений ориентирован на использование как количественных, так и качественных данных из различных источников для последующего анализа и определения оптимальных путей сбора информации и подсчетов показателей и индикаторов на следующем этапе реализации ФЦПРО, предполагающем массовое распространение проектов и количественный анализ итогов реализации.


Ко второму полугодию 2007 года предполагается сформулировать уточненные методологические карты сбора и интерпретации данных в рамках системы показателей и индикаторов.

Во второй части приводится анализ проектов в рамках мероприятий ФЦПРО, выставленных на конкурс в 2007 году, с анализом степени их значимости, а также сравнительная работа относительно проектов, осуществленных в 2006 году. В сводных данных по проектам 2006 и 2007 года (по состоянию на конец мая) содержатся прогностические данные по достижению целевых значений в 2007 году и возможные направления для более эффективного пути развития в последующие годы, с точки зрения приоритетов и задач ФЦПРО.


  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconМетодика оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
Федеральная целевая программа развития образования, фцпро, показатели, индикаторы, социально-экономический эффект реализации программы,...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconМетодика оценки эффективности расходования бюджетных средств при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
Федеральная целевая программа развития образования, фцпро, показатели, индикаторы, эффективность расходования бюджетных средств,...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconПостановление От 17. 01. 2011 №1 село Судженка, Яйского района Об образовании комиссии
В целях реализации основных направлений развития государства, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева,...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconПроект перспективного развития моу перкинской средней общеобразовательной школы на 2011-2015 годы. «Школа развития и педагогического сопровождения талантливых детей»
Комитет Государственной Думы Р. Ф. по образованию рассмотрел вопрос «О ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconПротокол №1 от 30. 08. 2009г. Положение о Совете моу сош №110
Совет школы на своих заседаниях, в период между ними, рассматривает вопросы реализации основных направлений развития школы, нормативных...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1»
Программы развития школы, основных направлений развития Российской Федерации в области образования на период до 2010 года. С учетом...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconМетодические рекомендации по реализации направлений фгос начального общего образования и т д
Настоящее Положение определяет основные задачи и функции, а также порядок формирования и работы рабочей группы моу сош №1 ст. Хворостянка,...
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconОтчет по результатам реализации программы развития оу за 2007-2010 гг
Iv. Содержание проблемы и обосновании целей, задач, направлений развития оу
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconДействия Предполагаемый результат
План по реализации основных направлений воспитательной программы «моя семья» на 2008-2012 гг
Методика комплексной оценки реализации основных направлений развития образования, сформулированных в фцпро iconДоклад на августовской конференции педагогических работников по теме
Медленно подходит к концу лето 2012 года, а впереди для системы образования грядут «горячие» осень, зима и весна. Это обусловлено...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы