I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными icon

I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными



НазваниеI. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными
Дата конвертации07.09.2012
Размер81.93 Kb.
ТипДокументы


I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными:

а) Все лыжники — мастера спорта.

б) Некоторые лыжники не являются мастерами спорта.

в) Ни один лыжник не является мастером спорта.

г) Отдельные лыжники — мастера спорта.


II. Какие из приведенных высказываний могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными:

а) Все врачи окулисты.

б) Некоторые из врачей окулисты.

в) Некоторые врачи не окулисты.

г) Среди врачей нет окулистов.


III. Укажите, из каких простых высказываний образованы сложные и с помощью каких логических связок:

  1. Если завтра выпадет снег, мы пойдем в лес на лыжах и возьмем с собой собаку.

  2. Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

  3. Он — образованный человек и неправда, что у него неважная память.

  4. Геометрия Евклида непротиворечива, но геометрия Лобачевского также непротиворечива.

  5. Если свет имеет волновую природу, то, когда он представляется в виде потока частиц (корпускул), допускается ошибка.

  6. Если данное число делится на 8, то оно является четным или делится на 16.

  7. Если вы были в Париже, то вы видели Лувр или видели Эйфелеву башню.

  8. Eсли говоришь неправду, то либо ошибаешься, либо обманываешь.

  9. Если какое.-то вещество нагревать, оно расплавится или испарится, но оно может также взорваться.

  10. Тот, кто изучал геометрию, знает теорему Пифагора или, во всяком случае, слышал о ней, а если эта теорема ему неизвестна, ему нетрудно будет понять её.

IV. Определите значения истинности следующих высказы­ваний:

  1. Луна — планета и 2 + 3 = 5.

  2. Луна — планета или 2 + 3 = 5.

  3. 1 — простое число и 2 — простое число.

  4. 1 —простое число или 2 — простое число.

  5. Кислород — металл и 2X2 = 5

  6. Кислород—металл или 2X2 = 5.


V. В суде:

Прокурор: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник!

Адвокат: Это неправда!

Судья: Уважаемый адвокат, своими словами вы только вредите своему подзащитному!

Почему?


VI. Синдбад-Мореход попал на остров, где живут толь­ко правдолюбы (они всегда говорят правду) и лгуны (они всегда говорят неправду). Синдбада сопровождал про­водник — житель этого острова. Вскоре они увидели еще одного жителя острова. Синдбад послал проводника уз­нать, кто этот житель острова — правдолюб или лгун. Проводник вернулся и сказал, что тот говорит, что лгун.

Кто был проводник — правдолюб или лгун?


VII. В суде одного восточного государства человека признали виновным в преступлении, караемом смертной казнью.
Ему предоставлено последнее слово. Если то, что он скажет окажется правдой – его повесят, если ложью – утопят.

Что он должен сказать, чтобы остаться в живых?


VIII. Установите, применим ли закон исключенного третьего для каждой из следующих пар понятий:

  1. При­ятель, неприятель.

  2. Довод, контрдовод.

  3. Адмирал, контр-адмирал.

  4. Преступник, адвокат.

  5. Правда, ложь.

  6. Атака, оборона


IX. Могут ли быть одновременно истинными следую­щие суждения:

  1. «Я ушел, никому ни сказавшись» и «Я ушел молча».

  2. «Все имена пишутся с большой буквы» и «Ни одно имя не пишется с большой буквы».

  3. «Показания свидетеля не являются ложными» и «По­казания свидетеля не являются истинными».

  4. «Этот человек непоследователен в своих суждени­ях» и «Этот человек неискренен в своих суждениях».

  5. «Логика способствует развитию мышления и речи» и «Логика не способствует развитию мышления и речи».

  6. «Ни одно предложение в этом тексте не является истинным» и «Все суждения в этом тексте являются лож­ными».

  7. «Многие идеи Сократа находят своих сторонников в наши дни» и «Некоторые идеи Сократа не находят сто­ронников в наши дни».

  8. «Все течет, все изменяется» (.Гераклит) и «Ничто не течет, ничто не меняется».

  9. «Если Москва — столица Франции, то Париж — столица России» и «Если Москва не является столицей Франции, то и Париж не является столицей России».

  10. «Я решаю логические задачи, значит, развиваю свой интеллект» и «Я не решаю логические задачи, зна­чит, не развиваю свой интеллект».


X. Установите, выполняется ли закон исключенного третьего в следующих примерах:

  1. Человек в обществе не может жить без каких-либо правил. Эти правила либо в законе — тогда они одина­ковы для всех членов общества, либо это правила пове­дения, принятые среди определенного круга лиц.

  2. Или он виноват, — и тогда должен быть наказан. Или же он не виноват, а значит, ни о каком наказании речи не может быть. Или-или, середины тут нет.

  3. «Сижу я, — пишет он, — в унылом моем уедине­нии, и всеминутно о том мыслю, какие законы к употреб­лению наиболее благопотребны суть. Есть законы муд­рые, которые хотя человеческое счастье устрояют (тако­вы, например, законы о повсеместном для людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда быва­ют полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам зна­ешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень муд­рые, но и не весьма немудрые, такие, которые не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают однако ж, бла­гопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения. …И поверишь ли, друг? Чем больше я размышляю, тем больше склоняюсь в пользу законов средних» (Сал­тыков-Щедрин М. Е. История одного города).

  4. «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определе­ния одною чертою: кто же он относительно качеств нрав­ственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к дру­гим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благо­намеренные, приятные, а таких, которые бы на всеоб­щий позор выставили свою физиогномию под публич­ную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три че­ловека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Спра­ведливее всего назвать его: хозяин, приобретатель» (.Гоголь Н, В. Мертвые души).


XI. Установите, соблюдаются ли требования закона достаточного основания в следующих примерах:

  1. Петров стал хуже учиться после того, как стал за­ниматься в секции легкой атлетики. Значит, именно за­нятия легкой атлетикой стали причиной того, что Петров стал хуже учиться.

  2. На одной из контрольных работ учащийся Б. не справился с решением задачи. Преподаватель после это­го сделал вывод, что учащийся Б. совершенно не умеет решать задачи.

  3. «Как отличаются столовые от ресторанов, можно проследить на примере некоторых пищевых заведений. В одной ростовской «пищеточке» днем полы посыпают опилками и запирают гардероб. Получается столовая. Вечером опилки выметают и возле гардероба появляется бородатый швейцар. Получается ресторан. Отсюда мож­но сделать вывод, что ресторан есть заведение для пуб­лики «почище». (Из фельетона.)

  4. «Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете, вы в церковь никогда не ходите, а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О я знаю вас: вы если начнете говорить о сотво­рении мира, просто волосы дыбом поднимаются» (Гоголь Н. В. Ревизор).

  5. «Вдумайтесь в настоящее дело и не забывайте, что нам не дано права исправлять людей: мы можем наказывать только запрещенное законом деяние. За­прещенным оно будет только тогда, когда касается чу­жого имущества; то или иное действие над собствен­ным имуществом подлежит наказанию только в том случае, если затрагивает одновременно интересы дру­гих лиц.

Здесь этого нет. Перед нами — поджог, совершенный в надежде на милость страхового общества, на подачку с его стороны. Но мы знаем по опыту, что общество, раз только усомнится, заподозрит что-нибудь неладное, — вознаграждения не выдаст. А ведь здесь — несколько пожаров на протяжении одного-двух лет; естественно, что у общества может явиться подозрение и милости оно не проявит... При таких условиях ни один разумный человек не стал бы со­вершать поджога!» (Плевако Ф. Н. Избранные речи).


XII. Какой закон логики описан в приведенном ниже историческом анекдоте?

Мэр города на севере Нормандии однажды вечером столкнулся на улице с горожанином. После этого он от­дал приказ, чтобы никто не выходил на улицу вечером без фонаря. Но вскоре мэр снова столкнулся с тем же горожанином.

  • Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сер­дито.

  • Читал, — ответил нормандец. — Вот мой фонарь.

  • Но в фонаре у вас ничего нет!

  • В приказе об этом ничего не упоминается.

На утро появился приказ, обязывающий горожан вста­вить в фонарь свечу при выходе ночью на улицу. Вече­ром мэр снова наткнулся на этого горожанина.

  • Где фонарь?! — закричал мэр.

  • Вот он, и в нем — свеча.

  • Но она не зажжена.

  • В приказе не сказано, что свечу надо зажигать.

И мэру пришлось издать еще один приказ.


XIII. Из радиопередачи.

ЛИХАЧЁВА: Давайте, прежде чем мы с вами продолжим (у меня есть ещё пара стрессовых вопросов для вас), я дам вам послушать, что думают москвичи, гуляющие по Чистопрудному бульвару, как должен выглядеть и вообще кто такой адвокат, по их мнению.

- Преуспевающий молодой человек в очках, уверенный в себе, но немного витиеватый.

- Небедный, после 30-ти.

- Серьёзный и ответственный мужчина, готовый решать сложные проблемы своих клиентов.

- Конечно, нечестный. Я работаю в сфере индустрии развлечений, могу сказать точно, что много нечестных.

- Не сказать, что он добрый молодец, благородный и так далее, но это должен быть трезвомыслящий человек как минимум среднего возраста, чтобы что-то испытал на собственной шкуре.

- Во всяком случае, то, что я вижу по телевизору, доверия они не вызывают у меня. Сажают людей бездоказанно.

ЛИХАЧЁВА: Слушайте, до каких пор, когда спрашиваешь про нашу правовую систему и конкретно про адвокатов, люди в ряде случаев заводятся или сразу начинают говорить о нечестности?

ГОРБАЧЁВ: Это подмена понятий.

ЛИХАЧЁВА: Почему это подмена понятий?

ГОРБАЧЁВ: Последнее высказывание – это подмена понятий. Человек не очень разбирается, кто есть кто.

Какая подмена понятий происходит? Кто есть то?




Похожие:

I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconУдивительная планета земля этап Уникальные природные объекты (15. 02. 10 20. 02. 10)
Вы можете вообще его убрать, а можете сами озаглавить в зависимости оттого, что в нем разместите. Это могут быть фотографии объекта,...
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconТехнические требования по простейшим летающим моделям
Каркас модели и винт могут быть изготовлены только из бальзы с применением клея. Из других материалов могут быть изготовлены опорная...
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconОпорные понятия (Это Вам поможет) Погода
Вы уже сталкивались с климатическими картами. Какие это? Как по-вашему, какие ещё могут быть?
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconКакие из следующих утверждений верны?
А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconКлассный час в 9 «Д» классе. Классный Петрова О. В
Все без исключения поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными...
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconКлассный час в 9 «Д» классе. Классный Петрова О. В
Все без исключения поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными...
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconСоединительные: и, да (в значении "и"), да и
Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть или, может быть; то ли то ли а может быть; иногда а то и)
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconИгра "Путешествие в царство растений"
Эти вопросы могут иметь цифровые коды (1, 2, 3, 4, 5), а могут быть цветные (красный,синий,желтый зеленый, коричневый)
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconКак справиться с подростком?
Подростки могут быть очень сложными, и это не должно быть удивительным, учитывая все перемены переходного возраста, с которыми им...
I. Какие из приведенных высказываний не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными iconИгры шнуровки
Они различаются и по материалам (бывают тряпичные трафареты, деревянные, из вспененной резины и т д.), и по количеству дырочек, и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов