Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу icon

Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу



НазваниеЕдинственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу
Дата конвертации29.12.2012
Размер189.49 Kb.
ТипДокументы

Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность.

Бернард Шоу


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием технологии

личностно ориентированного обучения


Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и пользу приносит, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Работая в школе более 20 лет, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интересов школьника к чтению книг и, как следствие, снижается культура, уровень грамотности, интерес к изучению русского языка как науки. Поэтому я стала в своей работе уделять более пристальное внимание процессу обучения школьников русскому языку и литературе, акцентируя внимание на проблему активизации познавательной деятельности учеников. Передо мной встала задача создания благоприятной атмосферы на уроках для повышения эффективности работы всех учащихся так, чтобы процесс обучения был доступным и интересным для каждого ученика, чтобы дети с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. В результате, в данных условиях стало необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно ориентированного обучения.

Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для  принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя. В основе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, а прежде всего как индивида.

Это актуальная тема и для учителя русского языка и литературы. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.

Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в 1-7 классах, в 8-9 классах повторяется и обобщается. Материал по орфографии не выделен в школьной программе как отдельный, самостоятельный раздел, а даётся вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию. Орфография в школе связывает в практические действия знания учащихся по всем разделам курса. Принципы русской орфографии программой не предусмотрены, но они лежат в основе методики обучения правописанию. Усвоение орфографических умений вызывает у учащихся значительные трудности, поэтому на уроках русского языка большое внимание уделяю обобщению и систематизации учебного материала. Например, такие орфограммы как:

- правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных;

- правописание НЕ-НИ в местоимениях и наречиях;

- слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;

- чередующиеся гласные в корне.

В 5 классе при изучении темы «О-Е после шипящих» сразу даю эту орфограмму в виде схемы с использованием игрового элемента. Рисуем «домик»: в «домике с трубой» ( с ударением) живёт буква О, «без трубы» Е.


О

Е

Крыша домика – суффикс, квадрат – окончание. Обращаю внимание детей, что это правило относится к правописанию существительных и прилагательных, ученики приводят примеры: огурцОм, кашЕй, дворцОвый и др.

При изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е» в 7 классе мы с учащимися составляем обобщающую таблицу, в которой указываются условия правописания с НЕ всех частей речи. Для этого проводится работа на повторение ранее изученных орфограмм. Дети работают с материалом учебника, используют словари-справочники. Данные словари-справочники ученики ведут с 5 по 9 класс. В них вносятся опорные схемы, таблицы, кратко записывается необходимая изучаемая информация, иллюстрируются примерами различные правила по орфографии и пунктуации. Такая работа имеет свои положительные результаты: учащиеся, записывая информацию, ещё раз обдумывают её, выделяя наиболее важную часть, учатся составлять и расшифровывать опорные схемы, кроме этого, изученные ранее правила ученики могут всегда повторить.

По аналогии проводится работа по обобщению или систематизации орфографических или пунктуационных правил по различным темам. В процессе такой деятельности стараюсь, чтобы каждый ребёнок активно участвовал в работе.

Личностно ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения. Используя дифференцированный подход, я подбираю задания, соответствующие уровню знаний ученика, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности. Обязательно учитываю индивидуальные особенности детей при отработке учебных навыков.

Я считаю, что организовать работу в целях развития познавательной активности слабоуспевающих учащихся - это значит подобрать такие задания, которые повышают активность в процессе восприятия, осмысления нового материала. Правильно подобранные задания оказывают школьникам необходимую помощь в процессе первичного закрепления материала, способствуют систематизации и совершенствованию знаний. Для этого использую такие типы заданий.

  • Задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание).

  • Задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть у учащегося.

  • Задания со вспомогательными во­просами. Вопросы могут быть направле­ны на воспроизведение теоретической информации, а также практических уме­ний и навыков, чтобы помочь учащемуся вспом­нить знания, которые являются необходи­мой основой для выполнения задания.

  • Задания с сопутствующими указа­ниями, инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут исполь­зоваться задания с указаниями, разъ­яснениями, которые должны способство­вать усвоению изучаемого материала.

  • Задания с теоретическими справка­ми направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилом.


С целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих учеников планирую урочную и внеурочную работу с учащимися. Веду мониторинг работы со слабоуспевающими учащимися, выявляю имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, организую индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживаю связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.

Зная конкретный список слабоуспевающих учеников по классам, использую в работе с ними различные приемы и формы. Ученики ежедневно списывают по 5 строк из любого текста в тетради в косую линейку для отработки навыков безошибочного письма и каллиграфии в 5 классе (работа выполняется учащимися дома). Ведутся тетради для дополнительных работ, в которых дети выполняют тесты, упражнения, цифровые диктанты.

Использую различные приемы дифференциации при коррекции знаний,

проводится работа над ошибками во всех классах после письменных работ.

Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки, квалифицируют

тип орфограммы или пунктограммы и объясняют правописание графически

или схематично. Самостоятельный подбор примеров является

заключительным этапом, показывающим, что «механизм переноса на основе

обобщения» осуществлен, что ученик учится владеть правилом как способом

действия.

После проведения письменной работы и анализа ошибок беру на учет всех неуспевающих учащихся и подбираю дифференцированно формы и методы работы с каждым отстающим учеником в зависимости от его педагогической запущенности. Кроме проведения контрольных работ, веду наблюдения за работой учащихся на уроке, анализирую их ответы, работу у доски, выполнение домашних заданий.

Чтобы работа была более эффективной, классифицирую ошибки, допущенные в самостоятельных и контрольных работах, обращаю особое внимание на их характер и повторяемость.

Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов. Класс делится на группы, которые получают задания различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества учителя и учеников, атмосферу доброжелательного отношения. В результате каждый ученик справляется с заданием, оно ему по силам.

Учащихся, которые больше других интересуются предметом, привлекаю в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя. Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.   

В связи с вопросом о групповой работе не могу не упомянуть об использовании на уроках русского языка и литературы такой интерактивной формы обучения, как диалоговая форма процесса познания. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Обучение искусству диалога начинаю уже в 5 классе. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе  вырабатываем  правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников.

На уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В своей работе стараюсь учитывать уровень развития эмоциональной сферы учащихся.

Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. На примерах произведений авторов стараюсь формировать нравственность учащихся, акцентируя их внимание на воспитательную роль поступков и действий героев.

Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное произведение, я стараюсь использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими. Например, на уроке литературы в 5 классе после обсуждения рассказа «Муму», прошу детей написать небольшое сочинение на тему «Как бы вы поступили на месте главного героя?», после обсуждения произведения «Бедная Лиза» ученикам 9 класса предлагалось поразмышлять над проблемой безответной любви.

   Особое предпочтение отдаю урокам литературы, посвященным анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам). Всегда тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, высказывать свое мнение, порой в дискуссии открывать истину. Стараюсь ставить ребят в ситуации выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос.

Учащиеся 5-7 классов – еще неопытные читатели, они часто пропускают важное, не обращают внимания на детали, которые, может быть, являются ключом к пониманию художественного образа, идеи. Свою задачу вижу в том, чтобы путем постановки вопросов, организации работы на уроке подвести ребят к пониманию мысли автора, помочь им увидеть художественные средства, используемые писателем. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, им даю возможность зачитать эпизод, найти нужное место в тексте, чтобы доказать ту или иную мысль.

Считаю необходимым выслушать на уроке всех желающих высказаться. Мнение каждого ребенка заслуживает внимания. Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогают игры, инсценирование. В игре дети чувствуют себя расковано, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.

Работа над выразительным чтением позволяет мне выявить одаренных детей, помочь учащимся почувствовать красоту и силу воздействия русского языка.

Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение, составить киносценарий эпизода, создать эскизы декораций к спектаклю, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру.

В своей работе стараюсь создавать и поддерживать на уроке атмосферу доброжелательности и делового сотрудничества. В результате учащиеся откровенны в своих ответах и сочинениях, на уроках активно работают.

Для поддержания интереса к чтению провожу библиотечные уроки, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии. В старших классах практикую урок-суд, семинарские занятия. Обязательно в конце первого полугодия и в конце года подвожу итоги «на самого читаемого ученика класса», проводится конкурс «Лучший чтец». Победителям выдаётся специальное удостоверение. Обязательно стараюсь учитывать интересы и склонности учащихся, их уровень подготовленности. Ученики с удовольствием выполняют творческие задания, готовят литературные проекты, рукописные журналы. Сильные учащиеся готовят доклады и выступают с ними; другие дети выступают в качестве содокладчиков. Слабые учащиеся во время прослушивания сообщений готовят вопросы докладчику, составляют план или сами готовят небольшое сообщение по указанной учителем литературе.

Далеко не все старшеклассники в силу субъективных причин читают всю программную литературу. Я разрешаю таким учащимся прочитать произведение в сокращении или ознакомиться с содержанием выборочно. Важные для понимания идейного содержания сцены мы анализируем в классе. Я убеждена, что такое знакомство с произведением, хотя и не может заменить наслаждения от общения с мастером слова, но лучше, чем полное незнание содержания. Мне важно видеть на уроке спокойных и уверенных собеседников, которые в меру своих способностей и развития принимают участие в работе.

   На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно- ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке, и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся искреннее поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса

Успеху обучения русскому языку и литературе в школе во многом способствует внеклассная работа по этим предметам. Четко продуманная система учебно - воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, приобщить к искусству слова, развить художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов работы является декада русского языка и литературы. В нашей школе декада проходит ежегодно с учетом возрастных потребностей учащихся. Для привлечения учащихся к изучению русского языка и литературы я использую различные виды и формы работы: разнообразные интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, предметные олимпиады. В течение нескольких лет веду кружок «Юный корреспондент». Ребята с удовольствием изучают основы журналистской профессии, пробуют писать статьи, брать интервью. Раз в четверть выпускается газета «Школьник», в которой помещаются литературные работы ребят. Создан сборник творческих литературных работ учащихся школы «Росинка». Каждому автору, ученику, принадлежат страницы определённого цвета. На титульной странице размещена фотография ребёнка. В сборник помещаются рассказы, стихи, басни, которые дети пишут сами. Ребята самостоятельно оформляют свои странички. Эта работа даёт возможность поддерживать познавательный интерес детей, повышать уровень успеваемости, раскрывать способности и таланты ребят с учётом их индивидуальных особенностей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием технологии

Личностно ориентированного обучения невозможна без применения других современных технологий. В своей деятельности считаю необходимым применять метод проблемного обучения. При проблемном обучении я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения,  и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Например, при изучении темы «Чередование гласных в корне» учащимся предлагается задание самостоятельно объяснить, чем различаются слова в двух столбиках (гласные, которые можно проверить ударением, гласные, которые не проверяются), доказать свою точку зрения, обязательно ответив на вопрос почему?. При работе с орфограммами, пунктограммами ученики всегда отвечают на три обязательных вопроса: что?, где?, почему? Например, «в слове радостный пишем букву т в корне, потому что можно проверить однокоренным словом радость». Эти три вопроса постоянно находятся перед учащимися на доске.

Важным считаю применение методов информационной технологии. Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовятся к контрольным и зачетным урокам.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

^

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.

С большим интересом ученики разных классов работают с программами по русскому языку «Фраза» и «Репетитор». Это контролирующие многоуровневые программы, более современные и интересные ученикам. Причем знания ребенка оценивает компьютер, а не учитель. При помощи всех возможностей этой программы (помощь, подсказка, оценка знаний) у учащихся создается комфортная обстановка для получения знаний. Они не боятся неправильно ответить, нелепо выглядеть перед сверстниками, так как процесс обучения строится по принципу: ученик – компьютер. То есть ученику не мешают психологические факторы получению знаний.

^

На своих уроках я часто использую презентации, что помогает доступно объяснить детям материал и при отработке знаний сократить время.


Очень эффективной является проектная деятельность. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие проекты по предметам, активно участвуют в презентации работ. Например, по литературе ребята 5 класса выполняли мини проект на тему «Устное народное творчество», были подготовлены самодельные сборники фольклора в различных формах: книжка-раскладушка, брошюра. Каждый ученик работал в меру своих способностей.

Урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

В результате использования технологии личностно ориентированного обучения мои учащиеся стали более активно участвовать в различных конкурсах, проявлять интерес к изучению предметов. Качество обученности за последние три года по русскому языку и литературе не уменьшилось. Учащиеся 8,9 классов принимают участие в районной олимпиаде по русскому языку. В 2010 году ученик 8 класса занял призовое третье место в районных Кирилло – Мефодиевских чтениях и стал участником 10-х Областных Кирилло – Мефодиевских чтений (реферат на тему «Русский язык как историческая память и достояние народа»). В районном конкурсе литературных работ «Добрая дорога детства» трое (из трёх) учащихся 6,8 классов заняли призовые места в различных номинациях. На уроках ученики более активны в подготовке творческих работ, с интересом работают самостоятельно, проводят небольшие исследовательские работы, становятся незаменимыми помощниками в подготовке и проведении различных внеурочных мероприятий.

Практически каждая современная технология помогает раскрыть творческий потенциал ученика, его способности, поэтому личностно ориентированное обучение тесно связано со всеми педагогическими технологиями. Важно умело применять их в своей деятельности, чтобы процесс обучения был эффективным. В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. 


Библиографический список

  1. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.

  2. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

  3. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.

  4. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

  5. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.

  6. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.

  7. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.

  8. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.

  9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.



Похожие:

Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconАнализ космограммы Чарльза Спенсера Чаплина
Чаплин человек гармонично развитый. Преобладание (60%) ментальных стихий дало развитый интеллект и хорошие умственные способности...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconМоя педагогическая философия. Быть учителем – это святой путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должны присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово, великолепное обращение друг к другу
Быть учителем – это святой путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должны присутствовать...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconПраздник «Прощание с букварем» Праздник для учащихся 1 класса. Цели и задачи праздника
Ведущий: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconТолерантность Эпиграф Б. Шоу
Б. Шоу Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconМоя педагогическая философия. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя
Быть учителем – это святой путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должны присутствовать...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconГерменевтика как философское направление
Герменевтика это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconРуководство для проведения первой части курса урок №1. «Путь вглубь себя»
Однако он может повлиять на ход своей жизни, если получит истинное знание. Таким образом, истинный путь к счастью, — это путь внутреннего...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconСказка «Теремок». Ведущий 1: Ladies and gentlemen. We are glad to see you. Ведущий 2 : Мальчишки и девчонки! А также их родители. Вы «Теремок»
...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconВедущий 1 Ведущий 2 Ведущий 3
Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел?...
Единственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу iconАнкета для выпускника 9-го класса основной школы Сколько экзаменов необходимо сдать, чтобы получить аттестат об основном общем образовании? (Укажите единственный правильный ответ)
Куда необходимо подать заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием предметов? (Укажите единственный правильный ответ)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы