Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка icon

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка



НазваниеПальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Дата конвертации31.05.2013
Размер113.83 Kb.
ТипДокументы



Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка


Консультация для родителей


Составила учитель-логопед

Сахапова Л.З.


2012 г.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.

Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.



Следует срочно принять меры для развития движений рук, если:

к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;

к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;

к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;

к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;

к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;

к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;

к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;

к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому; в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;

к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;

к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;

к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;

к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;

к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.


Зачем нужны пальчиковые игры?


Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки - не просто поднимут настроение Вашему малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.

Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.

Есть вывод ученых, что чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как малышу с задержкой развития речи, так и малышу речь которого развивается своевременно - будут полезны пальчиковые игры.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко-тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.


Как организовать пальчиковые игры дома


Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования.

Любое стихотворение, или песенка, которые Вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.

Используйте любые жесты и движения пальчиков и ручек. Если малыш не может самостоятельно отобразить необходимые движения, то используйте прием «мягкого физического манипулирования» - держа ручки ребенка, делайте его ручками необходимые движения.

Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например, массажный мячик катаем между ладошками, палочку или карандаш трем между ладошками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек.

Чтобы заинтересовать ребенка, используйте разный тембр голоса: высокий - низкий, тихий - громкий.

Четко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. Было бы хорошо, если бы ребенок видел Ваше лицо. Дети как бы «считывают речь» с лица взрослого.

Продолжайте занятие 5-7 минут каждый день.

Особенности проведения пальчиковых игр.


Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук. Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.

Результативность использования пальчиковой гимнастики на примерах работы с детьми, имеющими особенности в развитии.

Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь становится нормальной. К концу года устраняются аграмматизмы (из опыта работы логопеда ОРЦ Аксеновой М.И.) На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, Прогулка в лес. Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т.д.

Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.

Сделайте такую пальчиковую гимнастику вместе с малышом:


^ Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой.


Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.


Подними ладошки выше

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Мостик вышел.

Мостик крепкий и прямой.


Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. "Пальчики здороваются" -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу. "Корни деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).


Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)


1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).


Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)


1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).


^ Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.


Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)


1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).


Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,

^ Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)


1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).


^ Потешка "БРАТЬЯ"


Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)


1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).


^ Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"


Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.


Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.


Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастки с элементами кинезиологии


Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса подразумевает знание основных положений кинезиологии и основ точечного массажа.


^ Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас. массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами. массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.


^ Пальчиковая гимнастика


Если пальчики грустят –

Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке




Похожие:

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПальчиковая гимнастика
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только...
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconЕ. С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПальчиковая гимнастика
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconРеализация фгт в доу «Основные 4 направления развития ребенка»
«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое,...
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconЕ. А. Нефедова пальчиковая гимнастика
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПальчиковая гимнастика. Дом и ворота
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПальчиковая гимнастика Сорока
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПальчиковая гимнастика
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие Мухомор красный – пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой...
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconПояснительная записка. Данная программа обеспечивает реализацию курса «Немецкий язык» для 5 класса основной общеобразовательной школы
Амках наиболее распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета : их...
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка iconУпражнения для рук (пальчиковая гимнастика)
Релаксационные упражнения можно сочетать с упражнениями для глаз (обязательное упражнение на каждом уроке, помимо физпауз)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов