Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики icon

Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики



НазваниеКомпетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики
Дата конвертации12.10.2012
Размер145.64 Kb.
ТипУрок

Отдел образования администрации

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края.


«Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики.

Приемы формирования предметных компетенций на уроках математики»


Выступление на заседании РМО по теме

«Компетентностный подход в образовании. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»


Учитель математики

МКОУ СОШ №19 п. Алонка

Метелева Т.В.


2012

Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики. Приемы формирования предметных компетенций на уроках математики.

^ Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей учеников.

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.

Компетенция — это готовность (способность) ученика  использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Компетенции делятся на ключевые и предметные.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. По классификации Хуторского ключевые компетенции делятся на :

1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.

3.
 Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7.  ^ Компетенции я личностного самосовершенствования - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.


Остановлюсь на формировании учебно - познавательной компетенции. Особенно эффективно данный вид компетенции   развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.

Создание проблемных ситуаций способствуют воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

При формировании данного вида компетенций учитель использует  тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью,  тестовые конструкции составленные учащимися,  тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

^ Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Поэтому в основе формирования компетенций на уроках находится деятельностный подход обучения.

Специфическим и очень важным структурным компонентом урока является формулирование темы и цели занятия. При проектировании урока особое формулирование темы и цели занятия. При проектировании урока особое внимание в своей педагогической практике уделяю развитию умения учащимися осуществлять целеполагание (как одной из составляющих учебно-познавательной компетенции). Предлагаю ученикам сформулировать цель урока. Формулировка цели часто может вытекать из темы урока. Цель может быть поставлена в результате осознания недостаточности знаний и умений разрешить возникшую проблемную ситуацию.

Пример 1. Тема «Формула корней квадратного уравнения», алгебра, 8 кл. После актуализации знаний и решения неполных квадратных уравнений и уравнений, в правой части которых полный квадрат, учащиеся встают перед задачей: как решить уравнение 6х2 - х -5 =0. Формулируется цель урока, которую подсказала возникшая проблема.

Пример 2. Алгебра, 8 класс, тема «Теорема Виета». Перед рассмотрением теоремы предлагаю ученикам выписать несколько квадратных уравнений с верными и неверными корнями. Так как классы у нас малочисленные, поэтому продемонстрировать свое умение очень быстро проверить эти уравнения я могу у всех учащихся, с одной стороны, удивив их, с другой стороны подтолкнув к вопросу: каким образом я это сделала?

С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение цели, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Она действует в течение всего урока и стимулирует плодотворную учебную деятельность на остальных его этапах. Предопределение учениками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их.

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Пример 3: геометрия, 11 класс, теме «Сфера, уравнение сферы». После актуализации знаний (определение окружности, уравнение окружности), предлагаю самим дать определение сферы и записать уравнение сферы, а потом доказываем, что данное уравнение действительно является уравнением сферы.


Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры. А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от«прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»? Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

Пример 4: Алгебра, 9 класс, тема «Арифметическая прогрессия». Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в составлении определения и хотя бы часть его составили сами? Предлагаю следующую задачу:

«Даны три последовательности:

А) 3, 9, 15, 21, (…), …

Б) (…), 4, 7, 10, …

В) 5, (…), 19, 26, 33, (…), …

Они составлены по одному закону. Угадайте, какое число пропущено в каждой последовательности? Напишите, по какому закону они составлены и подберите подобную последовательность» (такое задание есть и в учебнике 5 класса).

Выполнив задание, ученик будет подготовлен к составлению определения. Во всяком случае, он не будет чувствовать себя, как в незнакомой местности.


Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и  предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Совокупность компетенций, наличие знаний и опытанеобходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.

Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.

В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности:

“Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • построения и исследования простейших математических моделей;

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

  • интерпретации графиков реальных процессов;

  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.

Перечень математических предметных умений, необходимых для разрешения жизненных ситуаций, невелик:

  • умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;

  • умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);

  • умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;

  • умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.

Для проверки компетентности учащихся используются два типа задач - чисто математические и контекстные (практико-ориентированные).

К контекстным относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

^ Уровни математической компетентности

Принято выделять три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

^ Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

^ Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

^ Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

Итоговая аттестация последовательно реализует проверку всех трех уровней математической компетентности школьников. Таким образом, ГИА и ЕГЭ можно рассматривать как процедуру оценивания предметных компетентностей выпускников, а его результаты как результат овладения выпускниками предметными компетентностями.

Компетентностно - ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции. Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся, т. е. математическая компетентность.

Приведу пример заданий, которые я использую при изучении математики и которые, на мой взгляд, помогают формированию математической компетенции. При отработке техники счёта в 5 классе я включаю не только стандартные примеры и задачи, но и те, которые формируют умения проводить вычисления в повседневной жизни. Например:

1. Найдите сумму:

а) 23 м 9 см + 48 м 96 см

б) 14ч 37 мин + 8 ч 46 мин

в) 5 лет 7 мес. + 9 лет 6 мес.

г) 23 кг 46 г + 18 кг 957г.

^ 3. Выполните умножение:

а) 6 ц 78 кг · 27

б) 7 р 9 к · 46

в) 6 ч 15 мин · 15

г) 4 сут 6 ч · 12

2. Выполните вычитание:

а)12 кг 65 г – 3 кг 75 г

б) 16 р. 7 к – 12 р. 9 к

в) 38 мин 16 с – 29 мин 48 с

г) 29 суток 9 ч – 17 суток 18 ч

^ 4. Выполните деление:

а) 3 кг : 6

б) 8 р 10 к : 9

в) 5 ц 40 кг : 6 кг

г) 3 ч 20 мин : 4

При изучении темы «Объемы» стараюсь больше давать задач практического содержания ( можно ли в аквариум с измерениями 50 см, 30 см, 40 см налить 55 литров воды?).

При решении задач добиваюсь не только получения правильного ответа, а приучаю детей анализировать полученный результат (не может быть 6,2 автобуса).

Уже в 5 классе даю задания практического содержания типаВ1(сколько пачек порошка можно купить на 550 р, сколько потребуется автобусов для перевозки пассажиров и т. д.), В4 (определение оптимального тарифа, самой дешевой покупки, экономной поездки и т.д.), В2 (работа с графиками и диаграммами).

Казалось бы, довольно простые задания В1 и В4 для нас с вами, у некоторых учеников 10- 11 классов вызывают серьезные затруднения как с вычислительной точки зрения, так и со стороны понимания сути задачи. Некоторые выпускники просто оторваны от жизни, не умеют обращаться с деньгами, не имеют ни малейшего представления о реальной цене продуктов, и поэтому задача на пошив штор или заказ стекол ставит некоторых учеников в тупик.

Реализация компетентностного подхода происходит не только через уроки математики, но и через элективные курсы (несколько лет ведется в 9 классе курс «Процентные расчеты на каждый день), через внеурочную проектную деятельность, через индивидуальную работу и работу с одаренными детьми

( второй год наши учащиеся успешно участвуют в Международной Олимпиаде по основам наук, задания которой, в основном, практико-ориентированные)

^ Итак, при формировании компетенций на уроках математики была поставлена проблема:

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

^ Поставлена цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

^ Сформулированы задачи:

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

  • Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

  • Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

  • Вносить посильный вклад в достижение общего результата.

  • Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

  • Прививать навыки самостоятельной творческой работы.

  • Учить грамотно использовать в речи математические термины.

  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

  • Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Определены предполагаемые результаты: Использование знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики, в практической деятельности.

  • Освоение коммуникативной, аналитической, проектировочной, творческой типами деятельности.

  • Овладение математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на любом уровне.

  • Формирование представлений о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Приобретение навыков работы со справочной литературой

  • Адекватное оценивание учащимися деятельности одноклассников

  • Изменение поведения детей в коллективе.

ВЫВОД : Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).




Похожие:

Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconОтдел образования администрации Верхнебуреинского района
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков физики. Приемы формирования предметных компетенций...
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconНазвание статьи
Межрегиональные педагогические чтения по теме «Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями...
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconИспользование жизненного опыта учащихся при обучении математики и решении задач с производственным содержанием. Макаренко Г. И
Макаренко Г. И., директор мв(С)оу «всш №1», учитель математики, Отличник народного просвещения
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconСеминар «Цели урока при компетентностном подходе»
Компетентностный подход, как мы уже говорили, на нашем педагогическом совете, отличается от традиционного зуновского и целями обучения...
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconГ. Серпухов Январь 2012
Учитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серпухова Леднева Т. В. и учитель математики моу сош№5...
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики icon«Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математике» Из опыта работы Учителя математики 1 категории Овчаренко Л. В
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Тема моего сегодняшнего...
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconПравила использования компьютерных технологий на уроке Использование в обучении компьютерных технологий позволяет Актуальность исследования
Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку в учреждениях общего и среднего образования
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconДоклад по математике на тему: Роль математики в современном мире. Основные этапы развития математики. Посаднев А
Успех приносит не столько применение готовых рецептов (жестких моделей), сколько математический подход к явлениям реального мира....
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconЛекция 16. Выбор глубины заложения фундаментов При проектировании фундаментов (т е. определения основных его размеров) необходимо обеспечить надежное существование сооружений
При проектировании фундаментов (т е определения основных его размеров) необходимо обеспечить надежное существование сооружений
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики iconАналитическая справка по итогам учебно-воспитательной работы мбоу «Чубковичская основная общеобразовательная школа» за I полугодие 2012-2013 учебного года
В течение I полугодия 2012-2013 учебного года коллектив школы работал над темой «Становление личности учащегося через компетентностный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов