Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна icon

Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна



НазваниеРеферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна
Мамонтова Н.Л
Дата конвертации12.10.2012
Размер153.75 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»


Реферат

по литературе

Петербург в творчестве Анны Ахматовой


Выполнила ученица 11 А класса

Марченко Анна

Учитель Мамонтова Н.Л.


Электросталь 2005


План


1. Введение


2. Петербург Ахматовой -- воплощение судеб русской культуры.


3. Образ города в судьбе лирической героини Ахматовой


4. Петербург в личной судьбе поэтессы.


5. Заключение. Особенности ахматовской лирики. Значение поэзии Ахматовой.


1. Введение


В истории русской литературы имя Анна Андреевны Ахматовой, одной из величайших поэтесс ХХ века, навечно связано с Петербургом. Строгость и сдержанность классической архитектуры в чем-то близки ахматовским стихам и поэмам. И как в различных городских строениях отразилась история, эпохи в искусстве, так и в судьбе, в жизни поэта отразилась история народа, страны, самые страшные и трагические ее годы, которые довелось увидеть и пережить поэтессе.

Ахматова вошла в плеяду замечательных поэтов, таких как Мандельштам, Блок, Нарбут, Гумилев, для которых Петербург значил многое не только в их личной судьбе, но которые создали образ города, любимый и поныне многими читателями. Известны слова Блока: «Петербург был прекрасен, когда его никто не замечал и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь все уже знают, как он красив, любуются на него, восхищаются!».

Тема Ахматовского Петербурга сложна и интересна, ведь город стал не просто фоном, а равноправным героем ее стихов, полноценным художественным образом. В нем и черты реальных петербургских улиц , и воспоминания о прошедших веках, о великих творцах, живших и творивших у берегов Невы, в Петербурге Ахматовой -- ее память о Блоке и Гумилеве, ее страдания блокадных лет, ее плач по жертвам репрессий.

Я выбрала эту тему, потому что считаю Ахматову самой выдающейся поэтессой не только XX века. Именно её стихи затрагивают что-то в моей душе. Они навевают своеобразную романтику. Ахматова умела преподавать вещи в манере свойственной только ей. Она вкладывала в свои произведения душу, правду и любовь. Ни один поэт ни когда не вызывал у меня таких чувств как Ахматова, это невозможно передать словами, такое можно только почувствовать. Ахматова – это не просто поэтесса, это уже сложившийся образ в литературе, не только русской, но и мировой.


^ 1. Петербург Ахматовой -- воплощение судеб русской культуры.

Вообще русскую литературу XX века трудно представить без имени Анна Ахматовой, чьё творчество началось в блестящую эпоху «серебряного века» нашей литературы.
Едва ли не все, кто посвящал Ахматовой стихи, рисовал её портреты, рассказывал о ней, отмечал одну и ту же черту её облика: царственность. Это была царственность естественная, а не сыгранная, лишённая высокомерия, но полная достоинства, ничуть не униженная в поздние годы нищенским бытом. Как и Петербург, который в любые моменты своей истории был неприступен и велик. Так каков же город в стихах Ахматовой?

Она любила называть себя петербурженкой. С городом на Неве, городом Петра, медного всадника, летнего сада, гранитных набережных, наконец, знаменитого «фонтанного дома», где прожила более 25 лет, оказалась связана почти вся её жизнь:

«А я один на свете город знаю и ощупью его во сне найду»

Классическая культурная атмосфера этого города окружала её всегда. Тема Петербурга – Петрограда – Ленинграда стала сквозной в её творчестве, так как Ахматова ощущала постоянную органическую свою слитность с этим городом и его культурой.

Петербург Ахматовой – антично-пушкинский, соединяющий античную красоту и могущество победы над стихией. Ахматова представляет перед нами Петербург как город-сон, город-мираж, встающий над водой, мимо которого течёт время и который может исчезнуть в одно мгновение.

В творчестве Ахматовой Петербург предстаёт в двух видах. Первый – пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в Европу», символ новой русской истории. Второй – гоголевский Петербург, Петербург Достоевского, «фантастический город», город страдания, город проклятый.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, в Одессе, но в раннем возрасте была перевезена В Царское Село под Петербургом. Именно это место она считала своей подлинной родиной, т.к. прожила там первые 16 лет своей жизни.

В ахматовской топографии он занимает тоже особое и очень высокое место. Это опять-таки для неё прежде всего город-родина русской классической литературы.

Но в творчество Ахматовой Петербург вошёл на очень большой период её жизни. Именно там она переживала горести страны (первую и вторую мировые войны, революции) и свои личные (арест и казнь мужа Николая Гумилёва; арест единственного сына Льва Гумилёва). Её Петербург – это площади, мосты, набережные дворцы, Летний сад. Это Петербург Пушкина и Блока, город необыкновенной красоты и трагизма, любви и расставаний, романтики и боли. Несомненно, вся ахматовская поэзия, строгая, изящная, подобна архитектурному облику города - его торжественным просторам, классическим пропорциям зданий и симметрии архитектурных ансамблей, трагической красоте белых ночей, блеску устремлённых в небо шпилей и куполов. Родство между поэтом и городом и в неповторимом сочетании легкости, невесомости, прозрачного воздуха и воды – и чёткой, графически очерченной материальности зданий, гранита набережных, чугунного кружева решёток. Так и в ахматовской поэзии живёт удивительная лёгкость, воздушность – и в то же время живая материальность деталей. Ахматова и Петербург – это единый художественный мир.

Петербург Ахматовой – это прежде всего город Пушкина. «Еле слышный шелест шагов» юного поэта в Царскосельском парке различает её героиня, она говорит со статуей, воспетой им в прекрасных строчках, слышит, что столетия спустя «лицейские гимны все так же заздравно звучат». И этот город – город Пушкина- с её душой соединён такой неразрывной, кровной связью, что «очертания живые моих Царских садов» она мечтает «взять и за Лету с собою». Ахматова, пожалуй, первая после Пушкина заговорила в русской поэзии о любви не только как о высоком, но и как о естественном, неотъемлемом от человеческого существования чувстве: «Знаю: гадая, и мне обрывать нежный цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».

Её Петербург – это Петербург Достоевского, воплощённый в «Северных элегиях». Петербург танцклассов, менял, кабаков, «пятиэтажных громад». Город, изображённый «зимой, перед рассветом, иль в сумерки», фантастический. Похожий на старинную литографию, - главный город страны, которую «знобит». Этим словом удивительно передано состояние России эпохи конца семидесятых, эпохи Достоевского, которого Ахматова называет «омским каторжником», говоря, что его страницы «Семёновским припахивают пальцем», вспоминая события биографии Достоевского, связанные с Петербургом.

Её Петербург – это Петербург Блока, случайных и неслучайных встреч с ним, и в сером доме «у морских ворот Невы», и «в сумраке лож». Он навсегда остался в её памяти с глазами такими, «что запомнить каждый должен», с «презрительной» улыбкой «трагического тенора эпохи». В одном из поздних стихотворений она словно «пересоздаёт» блоковский Петербург. Объединяя самое страшное – «ночь, улицу, фонарь, аптеку» из «страшного мира» - со светлым образом «Пушкинского Дома», с которым поэт простился перед смертью, отдав поклон Пушкину. Для Ахматовой этот человек – своеобразный «памятник началу века». А ещё блоковский мотив звучит нежно и печально в стихотворении 1921 года, написанном на смерть поэта. Умерший поэт в изображении Ахматовой представлен страдальцем – «наше солнце в муке погасшее», но его ждёт успокоение, потому что принесли его к «Смоленской Заступнице».

Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город любви, город судьбы, город творчества, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты – таким предстаёт нам Петербург в стихах Ахматовой.

Он кровно связан с русской историей, со всеми её бедами и трагедиями, он «проклятый город», «траурный город». Есть в нём что-то роковое, трагические. Даже сирень а его скверах «пахнет кладбищем». И все-таки именно в этом городе , возможно, таится «разгадка жизни» ахматовских стихов.

Петербург для Ахматовой – это воплощение судеб русской культуры в самых величественных и прекрасных именах, связанных с этим городом.


^ Образ города в судьбе лирической героини Ахматовой

Но как было сказано раньше, город играет огромную роль и в личной, женской судьбе героини. В ранних стихах Ахматовой Петербург – это грандиозная сцена, на которой разыгрываются спектакли её жизни и любви. Город неразрывно связан с судьбами героини и её возлюбленного. Только в таком городе могла состояться эта любовная повесть. «Тёмный город у грозной реки», «Город, горькой любовью любимый» - таким предстаёт Петербург в любовной лирике десятых годов.

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода,

И наводненья в городе боялись.


Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине -- нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость.

(1914)

В этом и многих других стихотворениях детали окружающего пейзажа, упоминаемые Ахматовой , говорят куда больше о чувствах героини, чем возможно, сказали бы слова. Предельный лаконизм, умение через внешнюю деталь выразительно обрисовать чувство, состояние, душевную бурю, смятение вошли в поэзию Ахматовой с первых же ее сборников.

Суровый, строгий, прекрасный и тревожный, с наводнениями, белыми ночами, снежными зимами. Город утоляет печаль, даёт свободу.

Вообще в облике города Ахматовой всегда ощущается строгость, жёсткость и холод. Они и в «острых крыльях чёрных ангелов» над той самой «аркой на галерной!». И в «бессолнечных мрачных садах», и в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога». Это город холодный – в нём холодно даже весной и летом. Но холод, жёсткость и строгость оборачиваются особой величественной красотой, которую героиня остро ощущает. Город становится эталоном красоты.

В любовной истории город играет огромную роль – роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создаёт историю петербургской любви – любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.


^ 3.Петербург в личной судьбе поэтессы.

Образ Петербурга – сквозная тема творчества Ахматовой: если в её первых книгах Петербург – домашнее, обжитое пространство, где приметы городского пейзажа составляют неотъемлемый фон стихотворных событий и лирических переживаний, то в послереволюционный период Петербург становится самостоятельной поэтической темой. От настольгических мотивов, «припоминания» культурно-бытовой среды города начала века, отдельных «петербургских сюжетов» Ахматова приходит к созданию обобщённого образа Города – Города Пушкина, Города Достоевского, Блока, символа духовной истории России, наследницей которой осознаёт себя Ахматова в «сегодняшнем» Ленинграде.

Центральным произведением, воплотившем такой образ города, стала «Поэма без героя», где вызванный из небытия дореволюционный «маскарадный» Петербург – «действующее лицо» поэмы, с которым Ахматова ведёт диалог из своего ленинградского настоящего; поэма насыщена ассоциациями и реалиями, воссоздающими культурно-бытовую жизнь Петербурга.

….старый город Питер,

Что народу бока повытер

(Как тогда народ говорил),--

В гривах, в сбруях, в мучных обозах,

В размалеванных чайных розах

И под тучей вороньих крыл…

Революцию Анна Ахматова встретила а Петрограде, куда в феврале 1917 года вернулся с фронта Николай Гумилев. Но их семейный союз, сложный и драматический, становится всё более непрочным, и вскоре они расстались окончательно. А в августе 1921 года он был расстрелян по ложному обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору. Личная неустроенность и трагедия Ахматовой пришлись на время крутой ломки социальных отношений в стране, когда «семнадцатый октябрь, как листья на ветру, сметал людские жизни». И с этого времени глобальные исторические катаклизмы, которые довелось пережить России за последующие 50 лет, всегда завязывались в трагический узел с событиями её личной жизни и творчества. Едва не уничтожив её. Но Ахматова выстояла, оставаясь сама собой и в долгих гонениях. И в недолгий прижизненной славе.

Вместе с городом Ахматова встречает свои и его роковые даты и не соглашается покинуть его даже ради «крылатой свободы», даже ради спасения жизни и поэзии. Город вместе с нею скорбит о Блоке и Гумилёве в стихах 1921-1922 годов.

Принесли мы Смоленской заступнице,

Принесли пресвятой богородице

На руках во гробе серебряном

Наше солнце, в муке погасшее, --

Александра, лебедя чистого.

(«А Смоленская нынче именинница..» 1921)-- Так отзовется в стихах воспоминание о похоронах Блока.

И снова ахматовскую лирическую героиню захлестывают грозные предчувствия:

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых

Огнестрельных пять.

Город дарует чистоту и молитву, холод и боль, утешает воспоминанием о тихом недавнем счастье, о собрате по искусству. Особым образом развивается тема города в военных стихах Ахматовой. Как раз накануне первой мировой войны, в Петербурге, она заканчивает свою первую книгу – «Чётки», став после её выхода одним из самых известных и любимых поэтов своего времени. Близкий друг на протяжении всей жизни Ахматовой, поэт Осип Мандельштам практически предсказал после появления «Чёток»: « Её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Многие современники писали в то время, что в России после её «Чёток» стали любить «по-ахматовски», сдержанно и строго. Даже Маяковский часто читал её стихи любимым женщинам, потому что это были не «женские стихи», а подлинная лирика чувств, выраженная выверенным и сжатым словом.

В 1937 году Ахматова пережила страшную трагедию: был репрессирован её единственный сын Лев Гумилёв. В течении нескольких лет писала она стихи, из которых потом составилась поэма «Реквием». Существовали эти строки лишь в памяти автора и нескольких её ближайших людей, потому что даже записи могли бы стоить жизни ей и её сыну. Среди них был Пастернак, который, послушав главу «Приговор», сказал автору: «Теперь и умереть не страшно». Предисловие к поэме написано в прозе и как бы рассказывает о том, что принято навязывать «историей создания». Эта «история» словно связывает стихи с судьбами тысяч женщин, томившихся в «тюремных очередях», Ахматова говорит о великой национальной трагедии не только от своего имени, но и от имени её участников – своих современников.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат --

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Во время тяжёлых испытаний Ахматова вновь заговорила от лица поколения, от лица своего народа.

В «Реквиеме» Ахматова создает страшный образ города, ставшего лишь «ненужным привеском» для тюрем. Нет царственного величия ее Петербурга, он растоптан «кровавыми сапогами», столица кажется «одичалой», в ней слышится лишь хлюпанье «постылой двери», и вой старухи.


Её стихи во время Великой Отечественной Войны приобретают особый характер, в них появляется дерзость, несвойственная Ахматовой, вера в победу. Город военного времени – это образ воинствующего патриотизма, объединившего тогда в великом противостоянии врагу весь народ. В начале войны, в 1942 году, Ахматова пишет стихотворение « Мужество». Эти стихи – своеобразная клятва, клятва жизнью в том, что будет сохранено, спасено от врагов самое дорогое – «русская речь, великое русское слово», то, что для неё было синонимом национальной культуры, национальной судьбы. Её военные стихи – это стихи женщины, матери, жены, оплакивающей своих братьев, сыновей скорбящей обо всех, чужих в этой беде для неё не было.

Тон её блокадных стихов совсем не похож на тон ранних любовных. Её отношение к городу совсем иное. Её «горькая любовь» меняется на острое материнское чувство.

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!


Под землей не дышится,

Боль сверлит висок.

Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

(1942)

Блокадные стихи Ахматовой общеизвестны. Она как истинная русская женщина и христианка, не могла покинуть Россию в пору испытаний, не могла уйти от предначертанных её народу страданий, не разделив общую со странной беду.

Осенью 1941 года тяжело больная Анна Ахматова была вывезена на самолёте из осаждённого Ленинграда в Москву. А потом была эвакуирована поездом в Ташкент. Там перенеся тяжёлую болезнь, она продолжила в своём творчестве тему войны. В своих стихах она мысленно устремлялась в родной осаждённый город, к его защитникам и жертвам блокады, стремясь вселить в них своим высоким словом стойкость и силу сопротивления врагу. Именно в военные годы Ахматова раскрылась как гражданский поэт. Она в полной мере заговорила от имени народа и получила его признание. В поэзии слились воедино и женское, материнское начало, и мужество, честность, и сострадание, и страдание. В годы войны Ахматова писала стихи патриотического звучания, которые составили цикл «Ветер войны». Некоторые из них она читала по ленинградскому радио в самом начале войны. В июле 1941 года именно голос Ахматовой произнёс её знаменитую «Клятву»:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся,

клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

. И на этом катастрофическом фоне времени, «когда погребают эпоху», на высокой трагедийной ноте звучит голос лирической героини поэмы. «Я» автора воспринимается здесь как обобщенный голос всех женщин России, охваченных страхом за детей и мужей, ужасом общей беды в те памятные годы. В эти годы лирическая героиня Ахматовой чувствует особую связь с городом. В своих стихотворениях она наделяет его чувствами и жизнью. Город страдает вместе с героиней и целой страной. Голос Ахматовой стал памятником страшной эпохи и голосом трагедии, голосом всего русского народа, его совести. Его веры, его души.

Однако не только судьбы России и своего поколения волнуют Ахматовой. В 1940 году она создаёт целый цикл стихотворений, который так и называется – «В сороковом году». Это реквием по европейской культуре, гибнущей в страшной ночи фашизма.

И клонятся головы ниже,

Как маятник, ходит луна.

Так вот -- над погибшим Парижем

Такая теперь тишина.

(1940)

Но как много голосов говорят голосом поэта о ленинградской эпопее. Она имела право по-царски сказать: «Я была тогда с моим народом», потому что у неё далее следует: «Там, где мой народ, к несчастью был»Всё это даёт возможность понять, почему сразу после войны, едва народ стал подниматься после чудовищных потерь и страданий. Власть стала преследовать прежде всего Ахматову и Зощенко: они были писатели народные не в казённом, а истинном смысле этого слова, потому-то их так боялись, потому-то рвались заткнуть им рты. Замучить поэта преступная власть могла, но унизить оказалось невозможным.


^ 4. Заключение. Особенности ахматовской лирики. Значение поэзии Ахматовой.

Всё замечательное написанное о городе, о его духовном облике – создано Ахматовой. Ахматовский Петербург прошёл беспощадные испытания в 20-е и 30-е годы. Её стихи не были тогда всенародно известными, как теперь; они издавались редко и малыми тиражами. Не были в чести у официальной критики. Не входили в школьный и вузовский курсы литературы. Ахматову читали украдкой старшеклассники, студенты, наиболее образованные молодые люди разных профессий, словом, её знали поколения, что росли в обстановке чудовищного идеологического давления, лжи и запугивания; те поколения, что полегли в блокаду в Ленинграде.

Для многих читателей Ахматова навсегда остаётся ярким и трепетным лириком, воплотившим в слове трагедию женской судьбы. Но только любовной темой творчество Ахматовой не исчерпывается. Она в стихах смогла передать драматическую историю своей страны в самые острые и горькие моменты двадцатого века, пропущенную через сердце женщины. Ведь женщина – это не только возлюбленная, но и мать, и жена, и сестра. И страдания её не всегда связаны с вероломством любимого.

Её поэзию отличает «беспощадный интеллектуализм», она насыщена сотнями реминисценций, явных и скрытных, цитатами и образами из Библии, из произведений многих авторов от античности до наших дней, эпиграфами из латыни, на французском и английском языках, украшена именами Данте и Шекспира, Пушкина и парни, Джойса и Бурже, Вергилия и Гофмана, Тютчева и Баратынского, изобилует разнообразными сведениями и фактами отечественной и мировой истории, мифологическими сюжетами и христианско-религиозной символикой. Её поэзия разнообразна, как архитектурные ансамбли Петербурга. Величавость памятников отражается в её духовных настроях и гордости. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, как бы повторяет, зеркально отражает в себе архитектурный облик города – с его торжественным разворотами улиц и площадей. Плавной симметрией знаменитых набережных, гранитными дворцами, египетскими сфинксами и античными атлантами, морскими просторами и блистающими шпилями. Вошло в ахматовскую поэзию, её акустику и даже метрику свойственную лишь Петербургу удивительное сочетание нежности и твёрдости, водно-воздушного мерцания и каменно-чугунной материальности. Всеми отмечаемое в поэтической личности Ахматовой соединение женственности и твёрдого волевого начала – ведь это от Петербурга.

Недолгая прижизненная слава пришла к Ахматовой только в последние годы, но сразу же приобрела мировое звучание. В 1964 году в Италии за её поэтический подвиг и переводы ей была вручена международная поэтическая премия «Этна Таормина». А за научные работы о Пушкине (которым она занималась, начиная с 30-х годов, когда её поэзию не печатали), высоко оценены всеми пушкинистами, она была удостоена в 1965 году почётной степени доктора литературы Оксфордского университета.

Воистину, «в России надобно жить долго» поэту. Чтобы обрести заслуженное признание при жизни, восстановив попранную справедливость. Анна Ахматова умерла в возрасте почти 77 лет, в 1966 году, в Москве. Похоронена на кладбище в Комарове, под Петербургом.

И она по праву заняла своё особое место в блистательном ряду русских поэтов послеблоковской России, в ряду великих своих современников: Маяковского, Пастернака, Есенина. Цветаевой, Гумилёва. Мандельштама. Сейчас Анна Ахматова – общепризнанный классик мировой литературы. Издано 6-томное Собрание её сочинений; издаётся 10-томное Собрание сочинений Гумилёва, первого спутника её жизни, выходит многотомное Собрание сочинений Льва Гумилёва. Время все расставляет по своим местам, запоздало, но – справедливо.


Литература.

1. Чуковская К. Записки об Анне Ахматовой. М., 1989.

2. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: Книга для учителя. М., 1991.

3. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., Вагриус, 1999.

4. Ефименко Н. «Поэты не рождаются случайно…»/ «Литература в школе» 1/2005г.




Похожие:

Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconРеферат по литературе на тему: Работу выполнила ученица 11 б класса Фадеева Елена Учитель
Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру...
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconПрезентация по Астрономии «Земля-Луна» Выполнила ученица 11класса Романченко Анна

Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconКонкурсное сочинение по теме: «Дорога, которую я выбираю». Выполнила ученица 8 в класса моу «сош №4» г. Воскресенска Чернявская Анна. Учитель
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconПриложение №1 web-квест по литературе «Мотив любви в поэзии А. А. Ахматовой»
Задачи: Методические задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие, коммуникативные, креативные...
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconПрезентация по теме «Мюнхен» Выполнила ученица 8 класса мбоу «Зимёнковская сош» Муромского района Владимирской области Чезганова Надежда. Рук-ль: Лобаненкова Г. В
Выполнила ученица 8 класса мбоу «Зимёнковская сош» Муромского района Владимирской области Чезганова Надежда
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconВыполнила ученица 9 класса Шамова Александра

Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconВведение. Работу выполнила ученица 11 класса средней школы №4, член экологического центра Дома детского и юношеского творчества пос.
Дома детского и юношеского творчества пос. Умба, Наталья Нестерова. В полевых наблюдениях принимала участие ученица 2 класса Юлия...
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconПодготовила Ученица 7 класса
Я брала интервью о Великой Отечественной войне у Савельевой Анны Кирилловны. Вот что она мне рассказала
Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconПрактическая работа Ремонт моей комнаты Выполнила ученица 12я класса Мустафина Альбина 1 способ

Реферат по литературе Петербург в творчестве Анны Ахматовой Выполнила ученица 11 а класса Марченко Анна iconМоделирование Выполнила Караева Галина Ученица 11 ª класса моу сош №9
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов