Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии icon

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии



НазваниеКонспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии
Дата конвертации12.10.2012
Размер63.49 Kb.
ТипКонспект


Конспект урока литературы в 9 классе.

Тема:

“Горе от ума” Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

Цель урока:

познакомить учащихся с речевой характеристикой как средством создания образа, пронаблюдать за ролью речевой характеристики в комедии. Обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов.

План:

  1. Сообщение учителя о различных средствах создания художественного образа.

  2. Беседа с учащимися о том, почему в драматургическом произведении особое значение приобретает речевая характеристика героя, как раскрывается каждый из персонажей средствами языка.

  3. Дополнения учителя о вкладе Грибоедова в становление и развитие русского литературного языка.

  4. Беседа с учащимися об актуальности комедии, злободневности сатиры Грибоедова, об отношении к образу Чацкого.

  5. Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

. Наш сегодняшний урок будет посвящен тому, что еще по мнению Пушкина должно было обеспечить комедии “Горе от ума” бессмертие, любовь многих поколений – меткому, афористичному языку комедии. Все критики, писавшие о комедии сходились в том, что “язык ее героев – это естественная, простая, взятая из жизни речь”. И сегодня нам предстоит выявить справедливость этих суждений, показать, как пользуется писатель таким средством создания образа, как речевая характеристика. Попытаемся проникнуть в тайны художественного творчества и понять, как создается живой, непосредственный образ, за которым читатели видят живого человека.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

Какие средства создания художественного образа вы знаете?

Какие из них остаются в распоряжении писателя, создающего драматургическое произведение?

Запись в тетрадь – в драматургическом произведении характер героя выявляется главным образом средствами языка, поэтому особенно важной становится речевая характеристика героев.

Дополнение учителя о том, что Грибоедов считал необходимым обогащать русский литературный язык средствами живой разговорной речи.

Беседа с учащимися о том, как средствами речевой характеристики писатель выражает свое отношение к героям комедии.

Как негативное отношение писателя к безликому языку светского общества, салонному жаргону проявилось в комедии? (ученики находят примеры, подтверждающие, что обильное использование французской лексики, синтаксических конструкций, составленных по правилам французского языка становится в комедии средством сатирической характеристики гостей Фамусова.)

Учитель предлагает учащимся записать свои наблюдения в тетрадь.
После этого прочитываются вслух ответы 2-3 учащихся.

Беседа с учащимимя по вопросам:

Все ли представители московского общества наделены таким невыразительным мертвым языком?

Выясняется, что речь многих гостей Фамусова индивидуализирована, создает живой образ героя в сознании читателя. Например, речь Хлестовой.

Проводим наблюдения над речевой характеристикой персонажа, для этого перечитываем явление 10, явление 21 действия 3 и явление 8 действия 4. Делаем вывод о том, что речь Хлестовой полна просторечными словами, подчас грубоватыми, создается образ властной, не терпящей возражений барыни.

Какой вы представляете себе Хлестову? Что вы можете сказать о ее характере?

Мы помним, что по идейному замыслу комедии Чацкий противопоставляется остальным персонажам. Как это проявилось в речевой характеристике героя? Перечитаем монолог Чацкого из 5 явления 2 действия.

Чем отличается речь главного героя от реплик и монологов остальных персонажей? (Делаются наблюдения над ораторской интонацией Чацкого, обилием высоких, книжных слов в его монологе, и в то же время удивительной эмоциональности, искренности его слов).

Уже современники поэта предсказывали, что многие реплики героев станут пословицами, войдут в живую, разговорную речь народа, т.е. станут афоризмами, крылатыми выражениями.

Приведите примеры таких выражений, которые вы нашли дома в тексте комедии.

Учащиеся приводят примеры, учитель конкретизирует каждый пример: к каким реалиям, ситуациям жизни он применим, почему он вошел в живую речь народа?

И уже по количеству крылатых фраз, вошедших в живую разговорную речь народа можно говорить о бессмертии в народной памяти “Горя от ума”. А чем же еще сегодня дорога нам комедия? В чем ее ценность для нашего времени?

При ответах на вопросы важно обратить внимание учащихся не только на актуальность проблем, поставленных драматургом, но и на живучесть созданных образов.

Подведение итогов урока: Итак, мы сегодня наблюдали, как речевая характеристика персонажей комедии участвует в создании образа, выяснили авторскую позицию, и ,наконец, задумались о значении комедии “Горе от ума” для нашего времени.

Домашнее задание: Я предлагаю вам продолжить свои размышления об актуальности комедии сегодня и написать в тетради по литературе ответ на вопрос: “Актуальна ли в наши дни комедия “Горе от ума”?”


Конспект урока литературы в 9 классе.

Тема:

Московское общество в комедии “Горе от ума”. Софья и Молчалин: развитие любовной интриги.

Цель урока:

проследить,как раскрывается характер Молчалина в его диалогах с Софьей и Чацким, каким он выглядит в глазах Софьи, сравнить чувство Молчалина и чувство Чацкого к Софье; охарактеризовать представителей московского общества, найти их общие черты, понять отношение к ним драматурга.

План.

1. Вступительное слово учителя. Особенности 3 действия комедии.

2. Анализ высказываний Молчалина и Софьи о нем (явления 1—3). Углубление представлений о герое.

3. Индивидуальные сообщения учащихся о гостях Фамусова.

4. Беседа с учащимися: выявление общих черт фамусовского общества, отношение к ним драматурга. Запись основных положений в тетрадь.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Ход урока.

Третье действие имеет особое значение в пьесе.

В.И.Немирович-Данченко писал: “Третье действие разбито у Грибоедова на две части: в первой, меньшей, продолжается развитие главной нити драмы – отношений между Софьей, Чацким и Молчалиным... Движение пьесы не прерывается. Узел, завязанный в экспозиции, в первом действии, затягивается еще туже – не внешним сцеплением обстоятельств, а все большей углубленностью в характеры . Пропасть между Чацким и Софьей становится все разительнее и очевиднее.. Вторая часть начинается с 4 явления ... И со следующего явления выступает галерея грибоедовских типов...Развертывая свою галерею, Грибоедов не только не останавливает течения пьесы, но все глубже вскрывает ее, глубже взрывает пропасть между Чацким и теми, кого Софья считает своими домашними и “друзьями”.

Перечитаем, как развивается драма отношений Софьи и Чацкого. В начале 3 действия Чацкий, явившись на бал первым, непременно хочет узнать об истинных чувствах Софьи. И она признается ему ... в любви к Молчалину. За что же любит она Молчалина? Какой он в ее представлении?

Ученики читают высказывания Софьи о Молчалине из явления 1 .

Таким ли знают Молчалина читатели? (нет, в предыдущих действиях пьесы мы видим другого Молчалина).

А как сам Молчалин характеризует себя в диалоге с Чацким? (явление 3). Ученики читают наиболее характерные высказывания Молчалина, “принципы” его жизни. Как вы думаете, мечтает ли Молчалин о карьере, о повышении в чине? Что особенно неприятно Чацкому в Молчалине? Согласны ли вы с главным героем?

Дополнение учителя: Не глупость Молчалина, не его преклонение перед чинами более всего опасны. Молчалин всем своим поведением, всей жизнью преследует только одну цель – личное благополучие. Это умный и расчетливый карьерист, весомый противник главного героя. Эгоистичный, хитрый, заботящийся лишь о своей выгоде он не остановится ни перед чем, продаст друга, предаст любые идеалы ради личного благополучия и процветания.

И, как мы уже слышали, вторую часть третьего действия составляет знакомство со светским обществом, со средой, окружающей героев.

Звучат сообщения учащихся о супругах Горичах, князьях Тугоуховских, Хрюминых, Загорецком, Хлестовой. Класс слушает сообщения и думает над вопросом: “Какие общие черты вы видите во всех представителях московского света, изображенных Грибоедовым?”

После прослушивания сообщений делается вывод о том, что всех представителей фамусовского общества отличает лицемерие, хамское отношение к просвещению, склонность к хвастливой болтовне, любовь к сплетням, властность и самодурство и т.д.

Учащиеся самостоятельно записывают вывод в тетрадь.

Дополнение учителя о так называемых внесценических персонажах комедии, т.е. лицах, не появляющихся в действии, а лишь упоминаемых другими персонажами. Особое значение при характеристике таких лиц играют монолог Чацкого в явлении 7 действия 1 (“Где нас нет...”) и монолон Фамусова в явлении 2 действия 2 (“Вот то-то, все вы гордецы...”)

Каково же отношение драматурга к фамусовской Москве? Как оно проявилось в комедии?

Итак, мы выяснили, что представляют из себя герои, противостоящие Чацкому, проследили основные черты фамусовского общества и убедились, что среди них герой не мог встретить единомышленника, друга, что конфликт его с этим обществом непримирим, и сам ум его выдается здесь за безумие.

Домашнее задание:перечитать 4 действие комедии, приготовиться отвечать на вопросы об образе Репетилова, сопоставлении его с образом главного героя, почему Грибоедов не дает окончательной развязки отношений центральных героев?




Похожие:

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconПроблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель
Чацкого и «фамусовского общества» совершенно разные понятия; развитие навыков связной устной письменной речи, умение анализировать,...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconДокументи
1. /4. Грибоедов/Анализ- конфликт Чацкого и фамусовского общества.doc
2. /4....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconТестовая работа по комедии Гоголя «Ревизор» 1 вариант Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор»
Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconОбраз Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив глухоты, случающейся с Фамусовым каждый раз в беседе с Чацким
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconПроблема личности и общества По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого
История Чацкого это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconОбразы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ба! Знакомые все лица!
Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии icon«Век нынешний» и«век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconА. С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: \"Горе от ума\" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии iconКонспект урока литературы в 8 классе
Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов