В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника icon

В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника



НазваниеВ. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника
Дата конвертации12.10.2012
Размер71.81 Kb.
ТипУрок

Образ Мцыри в поэме


Ход урока

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

1. Реализация домашнего задания

Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника

Комментарий учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь прежде всего означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, выражающееся прежде всего в постах и моливах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре для него означало отказаться навсегда от свободы и родины, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь, он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения- и личность пленника вырисовывается отчетливо. Он вынослив (Без жалоб он томился- даже слабый стон из детских губ не вылетел), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление- Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

-Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы


Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой

Хоть незнакомой, но родной


Я мало жил и жил в плену

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы если мог


Я цель одну-

Пройти в родимую страну-

Имел в душе.

Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным значит для него вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»


2 Работа над образом Мцыри (Беседа по тексту поэмы)

Поэма Лермонтова- романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.


Мцыри признается старику-монаху

Я знал одной лишь думы власть,

Одну- но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила

Изгрызла душу и сожгла

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв.

Главная страсть героя- стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой Родине.

Работа с текстом

-Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

(Ответ в 6, 9-11 гл)

Вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

Роль пейзажа в поэме

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри

-Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Со слов “Кругом меня цвел божий сад» до слов «Я в нем глазами и душой тонул»)

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для него первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны неба и земли. Синеву и чистоту небес герой воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полета. Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смерью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

- В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах Перечитайте отрывок 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов? (От слов “Я видел груды темных скал» до слов «седой незыблемый Кавказ») Этот пейзаж конечно можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична- «горные хребты причудливы, как мечты» курятся на заре, по берегам горного потока- «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Анализ художественных приемов

Главные художественные приемы в поэме- олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры- олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка (два братца в воду глядятся- никогда не сойдутся)

Сравнения: вершины гор курилися «как алтари», снега «горят как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество, отчаяние. Заключительная- облака, направляющиеся на восток, к Кавказу- непреодолимое стремление на Родину.

-Нашел ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. «Да, мир прекрасен!»- таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог- гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы- вот вывод.


3. Групповая работа

Анализ эпизодов, где действует Мцыри.

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить

А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край

Б) Встреча с грузинкой

В) Бой с барсом

Бегство из монастыря во времы грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (было весело вдохнуть ночную свежесть тех лесов), в битве с барсом он познал радость борьбы и восторг победы, встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом- жизнь. «Что делал я на воле: Жил»

- Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное- испытывать блаженство «вольности святой» В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

В начале урока уже говорилось о Мцыри- пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью»- любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что и тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе,так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает что он собой представляет.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к Родине, которая слилась для юноши воедино со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти, и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри- любовь к родине делает его целеустремленным и твердым, он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пройти через лес ради цели «пройти в родную сторону». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым, отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

-Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы: О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил

Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам как зверь был чужд людей

И полз и прятался как змей

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна


Задание: Найдите в статье Белинского «Стихотворения Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языка поэмы, о размере, которым написана поэма.

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями- звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой и трагическим положением героя поэмы»

Вывод:

Мцыри-могучая и пламенная натура. Главное в нем- страстность и стремление к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен и по-юношески чист в своих устремлениях.

-Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму, как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в тех условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав «цветком темничным» и обусловили гибель героя. Его последнее желание- быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.


4 Значение поэмы

Слово учителя.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Поэму многие заучивали наизусть, сильно увлекался поэмой Белинский.

Сообщение ученика «Наши современники о произведении Лермонтова»- материал в учебнике на с. 158


Домашнее задание- подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы, подготовиться к тесту по поэме.




Похожие:

В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconЧто значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях...
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconГлавное назначение домашнего задания
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconИзучение объема домашнего задания
В связи с этим одним из актуальных вопросов становится контроль объема домашнего задания
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconВыполнение домашнего задания по истории
Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обяза­тельно надо просмотреть...
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconХод урока I. Проверка домашнего задания
Цели урока: охарактеризовать характер первых английских поселений в Новой Англии; рассмотреть характерные черты новой американской...
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconФайл № Проверка домашнего задания
Узнали особенности такого подразделения желёз. Выполните задания. Отправьте ответы на выполненные задания через обратную связь сайта....
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconВ чем смысл и счастье жизни для Мцыри?
Поэма «Мцыри» прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи...
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconДокументи
1. /физкультура 2009/задания по физкультуре 7-8класс/~$комендации к заданиям 7-8 класс.doc
В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconОкружающий мир Погода Проверка домашнего задания

В. Г. Белинский Реализация домашнего задания Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника iconГосударство превыше всего Проверка домашнего задания Составить схему импорта и экспорта

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов