|
Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» Цель: формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества. Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; Провести практическую работу по решению проблемных ситуаций; Познакомить родителей с результатами самооценки нравственных качеств у детей, сравнить их с оценкой родителей. Ход собрания: На доске написаны цитаты по теме воспитания: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». (Т. Рузвельт) «Характер и нравственное поведение – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и поведение». (Э. Фромм) Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем родительском собрании. Прочитайте, пожалуйста, высказывания известных людей и определите тему нашу сегодняшнего разговора. Да, вы правы. Мы сегодня поговорим с вами о воспитании нравственных ценностей у наших с вами детей, проведём практическую работу, познакомимся с результатами самооценки нравственных качеств у детей, сравним их с оценкой родителей. Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передаётся по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, её надо воспитывать. Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье закладываются основы нравственности. По выражению В. Сухомлинского, важнейшим принципом «является внушение воспитанникам мысли о том, что мы…живём среди людей». К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы, подавления свободы. Формирование нравственных категорий осуществляются по трём направлениям. Во-первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому сочувствие, сердечность. В-третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах, идеалах. Хочется предостеречь вас: излишняя необдуманная строгость родителей приводит к тому, что послушание, смиренность ребёнка становятся показными. При маме и папе он один, а без них – другой. Нравственное воспитание должно строиться на принципах педагогики сотрудничества: понимании ребёнка, объяснении ему нравственных правил, любви к нему. Родители должны осознать, что без взаимопонимания воспитание будет носить формальный характер. К нашему собранию мы провели в классе диагностическое исследование по самооценке уровня сформированности у детей нравственных качеств. Предлагаем вам оценить своих сына или дочку по этим же критериям и затем сравнить свои выводы с самооценкой ребёнка. (Родители оценивают детей, а затем знакомятся с самооценкой ребёнка) Ну а теперь перейдём к практической части нашего собрания. Я предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа выбирает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, все остальные включаются в процесс обсуждения. Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы? Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия? Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите? Ситуация 4. Вы заметили, что ребёнок связался с «дурной» компанией, избегает общения с вами. А недавно вы почувствовали запах табака. Ваша реакция? Ситуация 5. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а Наташи «двойка». Что вы ответите? Ситуация 6. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Индюком. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Индюк пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации? Подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество. Давайте подведём итоги нашего собрания. - Что нового вы узнали сегодня на собрании? - В правильности каких методов, применяемых вами, убедились? - Опыт каких родителей вам был полезен? - Над чем вы задумались? - Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье? |
![]() | Тема доклада: «Роль концертно-просветительской работы хоровых коллективов дмш в деле воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательных школ средствами хорового пения» «Формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами искусства в условиях интеграции общего и дополнительного образования... | ![]() | Родительское собрание Первые уроки школьной отметки Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка... |
![]() | Совместное осмысление нравственных ценностей семьи Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания ребёнка Формировать нравственность ребёнка в семье значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям | ![]() | Тема:«Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи» Определение требований семьи к школе и школы к семье в воспитании и обучении детей |
![]() | Школа семья ребёнок Иногда родители полагают, что с приходом ребёнка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят... | ![]() | Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании учащихся «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей» |
![]() | Роль семьи в воспитании ребенка В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность | ![]() | Роль семьи в воспитании ребенка Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение... |
![]() | «Роль семьи в воспитании ребенка. Стиль семейного воспитания» Уважаемые родители! Оттого, в какой атмосфере растет ребенок, зависит его будущее. Поэтому так важно знать, что нужно и чего не нужно... | ![]() | Интернет-тестирование в сфере А формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности |