Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» icon

Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология»



НазваниеПрирода в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология»
Дата конвертации19.01.2013
Размер136.19 Kb.
ТипРешение




ПРИРОДА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА


Проблема: В настоящее время понятие «экология» (как объясняет словарь - это раздел биологии, изучаю­щий взаимоотношения животных и растений с окружа­ющей средой) из сугубо научного превратилось в общест­венное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной де­ятельности людей.

Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие эко­логических знаний и убеждений, игнорирование отно­шений природы и человека наше государство дорого за­платило - и в моральном, и в материальном отношении.

Не надо, однако, нам думать, что эта проблема име­ет только общественный характер. Она, конечно, и глу­боко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, осо­бенно семьи, имеющей детей.

Мы, взрослые, знаем, что в настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, навис­шей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреб­лены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера. Выживут ли будущие поколения землян? Под будущим понимается время, отдаленное от нас не столети­ями. Ученые не уверены в том, смогут ли дети 2000 года купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аро­мат цветов, любоваться звездным небом.

^ Решение проблемы: Что же делать родителям? Са­мое важное - научить любить и понимать природу, сфор­мировать у детей экологическую культуру. Это емкое по­нятие вмещает в себя следующее:

- научить практическим умениям, направлен­ным на охрану природы;

- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

- постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомленности дети не за­носили ущерб природе.

Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями приро­ды, со всевозможными взаимодействиями и взаимозави­симостями в ней. Дети 3 - 4-х лет знают уже многое, особенно о животном мире. Но ведь не у всех развита любознательность. А ведь именно это качество поведет ребенка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качест­во? Лучшее решение вопроса заключается в методе сис­темного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. Лучше глубже подавать материал о неболь­шом количестве объектов. К примеру, что мы знаем о лисе? Даже взрослые, отвечая на этот вопрос, говорят далеко не многое: хитрая, рыжая, красивая, с краси­вым хвостом...


А если мы постепенно расскажем все о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопе­дии, примерно по такой схеме: внешность, чем питается, какую пользу приносит в лесу, кого боится, как убегает от врагов, как приручается, чем тебе нравится, чем не нравится, это дикое или домашнее животное.

И тогда ребенок познакомится со взаимозависимостя­ми: пушистым хвостом природа лису наделила не случайно, а чтобы заметать следы, и приручается лиса в зоо­парке тяжело, и выглядит там она уже не так красиво. Несомненно, у ребенка появится вопрос, а как волк жи­вет в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляю­щем большинстве у нормального ребенка формирует под руководством взрослого любознательность.

И еще один совет. Параллельно использовать игру «Чем похожи и чем отличаются?», которая в своей осно­ве систематизирует, углубляет знания, воспитывает на­блюдательность. В силу традиционного обучения моя внучка Катя (4 года 5 месяцев) не смогла ответить на вопрос: «Чем похожи (а затем, чем отличаются) между собой волк и собака?». Вот почему так важно сгруппиро­вать животный и растительный мир и играть в эту игру. Ниже предлагаем несколько примеров:

Чем похожи (и чем отличаются)?

^ Волк и собака Лиса и белка Жираф и страус

Стриж и ласточка Ромашка и астра Роза и пион

Одуванчик и нарцисс и т.д.

Существует еще один способ воспитания любознатель­ности и особенно наблюдательности. Это народные при­меты определения погоды. Есть много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это неудивительно, потому что в старину погода имела большое значение, осо­бенно для сельских жителей. Конечно, приметы важны не только сельским жителям, но и всем людям. Ведь они, как правило, верны, так как основаны на долголетних наблю­дениях. А как хорошо бывает вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме этого, приметы приобщают детей к наро­дной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопо­ставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые природные закономерности.

^ Народные приметы.

- Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели;

- Зимой вьюга - летом ненастье;

- Дым столбом - к морозу;

- В лесу много рябины - осень дождливая, мало - сухая;

- Высокая и крутая радуга - к ведру, пологая и низкая - к ненастью;

- /Сошка клубком - к морозу;

- Кошка стену дерет - к непогоде;

- Кошка крепко спит - к теплу;

- Кошка лежит брюхом вверх - к теплу;

- Собака катается - к дождю и снегу;

- Курица на одной ноге стоит - к стуже;

- Куры кудахчут - к ненастью; ~ Жуки жужжат - к ненастью;

- Сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью;

- Ранняя весна - много воды;

- Если с дерева лист не чисто опадает, то будет строгая зима;

- Первый прочный снег падает в ночи;

- Пушистый иней - к ведру;

- Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная; ~ Лето дождливое - зима снежная, морозная;

- Галки собираются стаями - к дождю;

- Чайки много купаются - к дождю;

- Если синички начинают с утра пищать - ночью будет мороз;

- Если птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу;

- Если ворона кричит, то летом это к дождю, зимой к метели;

- Ворона нос прячет под крыло - к холоду;

- Вечером теплее, чем утром - к ненастью;

- Кукушка кукует ~ к теплой, ясной погоде; ~ Дятел стучит - к дождю;

- Зимой солнце садится в облака - к снегопаду;

- Радуга появилась на небе вечером - к хорошей погоде;

- Радуга скоро исчезает - к хорошей погоде;

^ Радуга стоит долго после дождя - к ненастью.

А сколько чудесных слов ребенок услышит, поймет и будет использовать их к месту, в своей активной речи! (иней, оттепель, ненастье, пологая, крутая, радуга и т.д.)

Есть приметы краткосрочные: «Ворона нос прячет под крыло - к холоду; долгосрочные: «Лето сухое, жаркое -зима малоснежная, морозная». И те и другие полезны, если подаются детям к ситуации, постоянно, периоди­чески повторяя их вместе.

Наиболее верный путь ребенка к природе лежит через вопросы, причем с 2-х сторон - ребенок - взрослому; взрос­лый - ребенку. И, конечно, вопросы эти (имеется в виду от взрослого детям) должны носить познавательный, поиско­вый характер, иногда с известной долей юмора:

- про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?

- почему ночные растения белые?

- чем можно почистить зубы, не имея зубной пасты?

- в состав букета вошли растения, сорванные на сухом и сыром месте. Какие растения увянут быстрее и почему?

- что можно использовать из окружающих растений для заварки чая, приготовления салатов, супов?

- какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

- кто знает больше пословиц и поговорок, народных примет о природе?

- как воздух стал грязным?

- почему на улицах бывает грязно?

- почему мы говорим «земля-кормилица»?

- что станет с лесом, который покинули птицы? ~ зачем нам нужен лес?

- нужны ли нам цветы? Зачем?

- почему у жирафа длинная шея?

- почему заяц зимой белый, а летом серый?

- почему панцирь у черепахи твердый?

- почему лягушка зеленая и пятнистая?

- почему у зайца длинные уши?

- почему уели верхушка острая?

- какие животные, растения записаны в Красную кни­гу? Для чего?

- для чего нужна живая изгородь?

- как ты понимаешь выражение «муравей-труженик»?

- ну, так зачем коту усы ? (орган обоняния);

- почему одни медведи белые, а другие серые?(окраска зависит от условий окружающей среды);

- почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (события происходят в разное время года, поэтому зимой он белый, а летом - серый);

- почему цветы красивые и душистые?

- зачем животным хвост?

- зачем кенгуру большой хвост?

- зачем поют птицы?

Полезно вышеизложенные вопросы чередовать с та­кими, которые воспитывают у детей добрые чувства: ^ Что бы ты сделал, если бы увидел:

- упавшего на землю птенца;

- мальчишку, разоряющего гнездо птиц;

- на улице малыша, ломающего кусты;

- засыхающий стебель растения, цветка;

- погибающую жабу или лягушку;

- брошенного кем-то щенка или котенка?

Пока мы ведем речь о чисто теоретическом образовании дошкольников. Следующим методом в этом плане являются логические задачи в экологических ситуациях. Они представ­лены в кратких рассказах, в которых поставлены вопросы де­тям. Пусть дети путем проб и ошибок, с помощью родителей найдут ответы, которые помещены в выводах.

Логические задачи:

1. - Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую, -попросила Таня маму, - пускай птички прилетают и подкармли­ваются. - Сначала Таня насыпала в кормушку различные семеч­ки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около нее, под­кармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго соби­ралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветряный. Голодные и замерзшие птички приле­тели к кормушке, но ничего там не нашли.

^ На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьев. Почему?

Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти ее. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

^ 2. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку.

- Давай возьмем ее домой, а то она заблудилась, -^ аса-зал один мальчик.

- Не трогай ее, лягушка сама найдет себе дорогу, — сказал другой.

Кто из мальчиков был прав?

Вывод: Первый мальчик был неправ, потому что ля­гушка не может жить в квартире, у нее пересохнет шкура, и она погибнет. Лягушки могут жить только во влаж­ных местах.

^ 3. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

- Смотри, смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пускай она поживет у нас дома.

- Нет, этого нельзя делать, - сказала мама. Почему она так ответила Вове?

Вывод: Мама не разрешила сыну поймать птичку, потому что знала это был птенчик, который еще учился летать. Взрослая птица — его мама - была рядом. Птичка вырастет в лесу и будет приносить пользу, уничтожая комаров-вредителей А на новом месте, без привычной еды, птенчик может погибнуть.

^ 4. Однажды Сережа с мамой и папой пришли к речке. Близко к берегу давало много маленьких рыбок.

- Дайте мне баночку, я наловлю рыбок, - попросил Се­режа poдителей.

- Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему.

Что рассказал папа Сереже?

Вывод: Маленькие рыбки - это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут А если погибнут мальки, в речке будет меньше взросло? рыбы, значит, она обеднеет.

5. ^ Коля с Витей играли на участке детского сада и одновременно узрели, как на ветку села большая голубая бабочка.

- Давай поймаем ее, - попросил Витя, - покажем всем, какая она красивая.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Сережа. Кто из мальчиков был прав?

Вывод: В нашей стране есть закон об охране живот­ных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя так же, как и вылавливать птиц и зверей. Бабочка - очень хорошее и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Сережа правильно остано­вил товарища.

^ 6. Вера и Люда сгребали осенние листья и увидели на одном листе жучка-солнышко. Вера взяла его па ладонь, но жучок не шевелился.

- Можем быть, солнышко погибло от холода, - сказа­ла Люда, - выбрось его.

- Нет, — ответила Вера, - оно живое.

Что девочка объяснила подруге и что дети сделали с жучком ?

Вывод: Осенью жучки-солнышко прячутся под листья и засыпают на зиму - об этом и рассказала Вера Люде. Девочки бережно положили солнышко под кустом и на­крыли листьями. Весной он оживет, отложит яички, и из личинок выведутся молодые жучки, которые будут при­носить большую пользу растениям.

^ 7. Алеша и Андрей подпушивали землю около куста роз.

- Смотри, как много тли на стебле! Погибнет наша роза, - огорченно сказал Алеша.

- А я знаю, кто может уничтожить тлю и спасти нашу розу, ~ сказал Андрюша и куда-то убежал. Кого он пошел искать?

Вывод: Андрей догадался, что тлю поедает жучок-солнышко, поэтому и поспешил найти жучков и поса­дить на стебель розы. Жучок-солнышко и его личинки очень полезны, их нужно беречь.

^ 8. Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыль­ями и золотистыми глазами.

- Это стрекоза, ~ узнали дети. - Она - полезное насе­комое.

- А почему она залетела в комнату? И что нам нужно сделать?- спросила воспитательница. Как думали дети?

Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в комнату случайно стрекоза. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее, пускай сама найдет себе укрытие. Весной она отложит яички, из них выведется много стрекоз, и они помогут людям защищать от вредителей сады и поля.

9. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крик­нув маме: «Смотри, какой красивый цветок! Я сорву его», – побежала туда.

- Не трогай колокольчик, не рви его, - сказала мама. Почему мама не разрешила Кате сорвать цветок ?

Вывод: Колокольчики - краса леса. Ведь не только Катя с мамой приходят сюда - другие люди тоже хотят полюбоваться цветами. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насе­комые, если сорвать цветок, насекомые останутся без до­миков.

^ 10. Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.

Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?

Вывод: Если каждый будет кидать в речку, что захо­чет, дно засорится, поднимется, а значит, воды в нем уменьшится. В речке живет много рыб, растений - без воды они погибнут. Люди иногда берут воду в речке, а если ее не станет, то люди тут уже селиться не будут. Таким образом, нужно беречь реки, озера, пруды,

^ 11. Осенние листья лежали в саду на земле пышным

ковром.

- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.

- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер ? – спросил Саша.

- Нет, нельзя, - ответила мама.

^ Почему мама не разрешила Саше сжечь листья?

Вывод: У нас есть закон, который запрещает засо­рять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, и мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапы­вать землей. Они перегниют в земле и станут удобрени­ем для растений.

Данные логические задачи составлены кандидатом педагогических наук Н. Ярышевой1. Давайте вместе с вами проведем мини-эксперимент: прочитаем стихотворение и предложим ответить на поставленный в нем вопрос:

^ Я сорвал цветок, И он завял,

Я поймал жука, И он умер у меня в ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к природе

Можно только сердцем - как это?

Думается, что большинство детей не ответит верно, не только потому, что они не в полной мере понимают переносное значение слов в силу своего возраста, но и потому, что пассивно живут в окружении природы. Вот мы и подходим с вами к одному из главных путей фор­мирования экологической культуры ребенка - организа­ции посильного труда дошкольников в природе. Для на­чала мы приведем следующий пример из Вальдорфской педагогики. В вальдорфских детских садах детям предла­гается начиная с самых ранних лет ухаживать за своей индивидуальной клумбочкой. А в наших дошкольных уч­реждениях согласно требованиям методики организовы­вались общие для всей группы грядки (по типу колхоз­ных полей). И что же? В первом случае виден результат труда каждого ребенка: не полил, не взрыхлил - значит, завянут цветы или овощи, во втором же случае трудно проследить личное участие. И уже в таких обстоятельст­вах таятся опасные возможности формирования неодина­кового отношения к труду. И это подтверждает грустная статистика уровня трудового воспитания дошкольников в нашей стране. По данным за последнее десятилетие, 50% дошкольников любят трудиться, сами проявляют инициа­тиву и желание трудиться, 30% трудятся только по указа­нию взрослых, зачастую под так называемым давлением, и 20% стойко увиливают под любым предлогом от труда.

Речь идет в данном случае о городских детях, т.к. в условиях села, бесспорно, не стоит остро проблема вос­питания трудолюбия.

Итак, мы. на сегодня имеем около 50% неблагопо­лучных в плане трудового воспитания дошкольников. Тут уж, как говорится, далеко до экологической культуры. Особенно трудно воспитывать трудолюбие в условиях мо­носемьи, где для единственного ребенка создаются все условия, а обратной связи зачастую нет. При этом, в луч­шем случае, старший дошкольник учится красиво рассуж­дать, созерцать природу, а на деле делает другое! Возника­ет типичный разрыв между представлениями и собствен­ным поведением. Нет, маленький эколог - это маленький творец.

Что же мы можем сделать в домашних условиях:

-завести 1-2 комнатных растения (дети поли­вают, моют, рассаживают, черенкуют их. Отростки мож­но предложить подарить другу);

- очень хорошо, если в доме есть живые объекты (собака, кошка, хомячок, птичка, рыбки). Почти все дошкольники хотят иметь живность, а родители в силу раз­личных причин отказывают им. Можно выразить лишь сожаление по этому поводу;

- зелень на окне. Хорошая хозяйка уже с зимы ставит проросший лук поближе к свету. Хорошо бы при­общить детей к высаживанию и выхаживанию лука, пет­рушки, укропа. А затем всем вместе заправлять борщ и готовить салаты;

- вместе с папой сделать скворечники, кормушки. При этом мы советуем разучить стихотворение: «Покормите птиц» (А. Яшин)

^ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна Будет им зима.

^ Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Разве можно забывать: Улететь могли,

А остались зимовать Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

А для того чтобы было чем кормить птиц, в начале осени вместе с детьми можно в мешочки собрать корм: семена арбузов, дынь, ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника);

- расскажите детям о Красной книге. Междуна­родная Красная книга издается с 1966 года. В нее внесе­ны те растения и животные, которые редко встречаются, а некоторые вообще исчезают. Например, в Красную книгу занесены такие цветы, как ландыш, белая лилия, первоцвет. Их надо беречь;

- рекомендуем собирать гербарии. Для дошколь­ников это тоже труд. Опавшие осенние багряные, жел­тые кленовые, березовые и другие листочки аккуратно наклеиваются в альбомчики, а зимой рассматриваются. По ним сочиняются различные истории, рассказы. И в целом гербарии способствуют воспитанию понимания красоты природы;

- если есть дача или участок, пусть ребенок 4-х и старше лет посадит на своей грядочке или клумбочке цветы и овощи, а осенью будет собирать плоды своих трудов;

- важно своевременно рассказать о том, что при­рода тоже любит человека и щедро одаривает его повсю­ду. В лесах - много ягод, грибов, орехов, в море - рыбы. И, конечно, существует много полезных для здоровья людей трав. В этой связи хорошо бы дома заиметь зеле­ную аптеку. К примеру, полезно детям (только вместе со взрослыми) собрать мяту, помыть, посушить, а затем вместе попить чай!

Очень хорошо делают те родители, которые приоб­ретают самый разнообразный информационно-иллюс­тративный материал о природе всей нашей Земли. Пос­ле 5 лет ребенку в его детской комнате желательно иметь и глобус (не только же в школе), географические карты, атласы, энциклопедии.

Так постепенно, день за днем идет воспитание ма­ленького эколога.


Литература: Фесюкова Л.Б. От трех до семи (Книга для пап, мам, бабушек и дедушек). М.: АСТ, 2000.




Похожие:

Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Особенности режима дня младших школьников, обучающихся во вторую смену»
В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconБлоки, содержащие основные проблемы, поставленные авторами текстов для выполнения части с егэ
В чём заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconЭкологическая беседа «природа и мы» Ребята, вы часто слышите слово «экология»
Экология – это наука о взаимодействии растений и животных со средой их обитания. Например, человек, который изучает экологию, наблюдает...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconТезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6»
Охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному", тем самым выступая за "экологически чистый" русский...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconУважаемые кандидаты в приемные родители!
...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconПятёр 5 чка №2 ( октябрь 2010) Школьная газета Средней школы №5
Проблема суицида в настоящее время очень волнует население. Всё чаще стали происходить самоубийства, особенно стараются покончить...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconС. Л. Рубинштейн концепция профориентационной работы в юго-западном округе
Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconКонкурс «Наука без жестокости» Творческая работа ( сочинение) Какие проблемы научного и этического характера связаны с использованием животных в лабораториях?
...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconВ 9 классе. Дата проведения: 11. 10. 2010 год. Тема
Проблема: повторение и обобщение знаний по пройденному материалу за 1 четверть. (Темы: «Компьютерные термины», «Виртуальный мир»,...
Природа в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология» iconВич – реальная опасность!
Проблема вич-инфекции в рт в настоящее время очень актуальна. Болезнь распространяется в геометрической прогрессии. За 2012г в республике...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов