Плохие слова icon

Плохие слова



НазваниеПлохие слова
Дата конвертации19.01.2013
Размер43.41 Kb.
ТипДокументы




ПЛОХИЕ СЛОВА


Недавно Вовик пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается, скверносло­вит. Дома у нас подобные выражения не в ходу.

Ну, гад, сейчас тебя урою!

Сам козлина, не буду больше с тобой играть! (Из диалога двух малышей)


Раньше дети стеснялись в присутствии взрослых говорить плохие слова. А теперь никого не боятся. Гру­бые все. И играют — только кричат друг на друга. Смотришь, девочка пять-шесть лет, а такое скажет, что повторить стыдно.


Агрес­сия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения ска­занной фразы. Дети трех-четырех лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения.

К разряду плохих слов, прежде всего, относятся уг­розы. Они направлены на формирование у другого су­щества чувства страха, растерянности и раскаяния. К сожалению, от выражений «больше не играю» и «боль­ше не дружу» дошкольники быстро переходят к форму­лировкам, содержащим большую долю агрессии: «Сей­час как дам!», «Убью!», «Ты у меня получишь!» и т.п. Эти угрозы могут казаться смешными в устах детей трех-шести лет. Но за ними стоит реальная ненависть, которую испытывает маленький человек. И возникает она не из ничего, не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Кажется, что тут такого? Поссорились детишки, скоро помирятся. ан нет! В подобной перебранке они получают опыт на­гнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не мо­жет обойтись без крепких выражений, во всем случив­шемся начинает винить окружающих, грозя им всеми возможными способами.

Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дети чрезвычайно изобретательны в этом от­ношении. В прозвище могут быть преобразованы име­на, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иног­да через них дети стремятся ущемить достоинство дру­гого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Не­которых детей буквально изводят дразнилками, повто­ряя их снова и снова. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву.

У детей этого возраста есть еще одна особенность: они легко подхватывают услышанные выражения. И вот на какого-нибудь несчастного малыша начинается настоящая облава. Ему шагу не дают сту­пить, чтобы не унизить тем или иным образом. Дразнят и обзывают его буквально все. Круг привычного обще­ния превращается в стаю озлобленных преследователей.
Причем большинство ребят делают это беспричинно, не зная, с чего все началось, просто повторяя чужие слова и действия. Так появляется в коллективе детей атмос­фера враждебности, общей озлобленности, которая ин­дуцируется и многократно умножается членами дет­ского сообщества. Ребята узнают разящую силу слова, на практике знакомятся со своеобразной убийственно­стью негативно настроенного общественного мнения.

Еще одну группу плохих слов составляют бранные выражения и оскорбления. Степень агрессивности ре­бенка, прибегающего к их использованию, максималь­на. Среди примеров словесной агрессии есть традици­онно детские, а есть и явно заимствованные из реперту­ара взрослых. Матерная брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков — всё идет в ход, когда малыш рассержен. Эти выражения используются деть­ми точно по назначению, хоть и копируются с разгово­ров взрослых. Правда, это еще не автономная речь алко­голиков, бомжей и наркоманов, дети не всегда знают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточ­но отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскор­бление, унизить другого, «облить его грязью».

Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызы­вающий тон, например, такой же признак агрессивно­го настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.

Взрослые по-разному реагируют на вербальную (сло­весную) агрессию дошкольников, на их плохие слова. Некоторые начинают возмущаться, набрасываются на детей с упреками, ответной руганью. Звучит это при­мерно так: «Ах ты паршивец такой (дрянь такая), да что же ты такое говоришь?!» При этом у детей крепнет уверенность в своей правоте, формируется убежденность в подлинной действенности подобной формы выражения отношений. Ведь раз получена ожидаемая реак­ция, средство сработало, и можно будет использовать его в сходных ситуациях.

Другие взрослые делают вид, что не слышат бран­ных слов и выражений в разговорах детей. Они полага­ют, что тем самым не акцентируют внимания ребенка на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако вера эта крайне зыбкая. Память пятилетнего ребенка почти ни в чем не уступает памяти взрослых людей, а в цепкости даже превосходит. Кроме всего прочего, подобная форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. В этом случае дошкольники обоего пола с еще большей энерги­ей обрушиваются всей силой вербальной агрессии на неугодных им противников, обидчиков, детей-изгоев детских коллективов.

Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься просветительской работой. Они объясняют деткам, как нехорошо ругаться, пытаются взывать к их совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дети прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так поступают.

Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию представи­телей подрастающего поколения? Мне хочется привес­ти здесь пример неразрешимой задачи, гениально по­нятой и решенной одним малышом. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут ста­рушка и ребенок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так, чтобы никто не тонул». Так же и здесь. Не нужно решать дилемму, реагировать или не реагировать на плохие слова и как это лучше сделать, нужно постараться изменить усло­вия жизни детей так, чтобы у них не возникало жела­ние использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Учить нужно добру, и не подзатыльника­ми и окриками, а личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и ос­корблениям.

Литература: Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши» (100 ответов на родительские «почему»). Ярославль, «Академия развития», 1999.




Похожие:

Плохие слова iconТесты на определение самооценки и уровня притязаний ребенка. Тест «Лесенка». Покажите ребенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей
Е («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках – плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие»,...
Плохие слова iconВводные слова и предложения Возьмите вводные слова
Вводные слова это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает
Плохие слова iconПрямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова Спишите, подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Придумайте предложения, в которых эти слова имеют прямой смысл
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем…
Плохие слова iconИндивидуально-образовательный маршрут
Значимые части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова
Плохие слова iconКонтрольная работа №3 по теме «Фонетика и орфоэпия»
Цель: уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, различать звуки и буквы, правильно произносить слова, указанные...
Плохие слова iconПроверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме «Родственные слова»
Закончи предложения: Родственные слова имеют часть, которая называется поэтому родственные слова иначе называют
Плохие слова iconАлгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к егэ. 11-й класс
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные...
Плохие слова iconАнкета для родителей Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок? А. Хорошие. Б. Нормальные. В. Посредственные. Г. Плохие
Б. На встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка
Плохие слова iconКонтрольная работа по теме «лексика»
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо...
Плохие слова iconHtml-документом
На практике в гипертексте некоторые слова выделяют путем подчеркивания или окрашивания в другой цвет (гиперссылки). Выделение слова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов