Музыкально-литературная гостиная icon

Музыкально-литературная гостиная



НазваниеМузыкально-литературная гостиная
Дата конвертации19.01.2013
Размер115.74 Kb.
ТипДокументы

Музыкально-литературная гостиная


Ведущий. Марина Цветаева... Она оставила нам сборники лирических стихотворений,

семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную

прозу, воспоминания и размышления. Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и

самобытное явление всей русской литературы. Ведь благодаря ей, русская поэзия получила

новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

романс «Под лаской плюшевого пледа...»

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон

Что это было?- Чья победа?-

Кто побежден?

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник?- Кто- добыча?

Все дьявольски- наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце- Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

И все-таки- что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль? 23 октября 1914 г.

Как поэт предельной правды чувства Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся

судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в

русскую поэзию первой половины XX века.


Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам !-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. Май 1913 г.

Ведущий. Автору стихов Марине Цветаевой- двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и

самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на

воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских

переулков.

Красною кистью Рябина зажглась.

Падали листья, Я родилась.

Спорили сотни Колоколов,

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть 10 августа 1916 г

.

Ведущий. Из воспоминаний Марины Цветаевой: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти

приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере,

будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным... словом оказалась «гамма»,

мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке... Могу

сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».


Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя- Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти-

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена- и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня- видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной- воскресаю!

Да здравствует пена- веселая пена - Высокая пена морская! 23 мая 1920 г.


Ведущий.Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского

университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и

основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из

обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона

Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку

вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире

книги. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке, к истории.


романс «Вы, чьи широкие шинели...»

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след

-Очаровательные франты Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,-

Цари на каждом бранном поле И на балу.

Вам все вершины были малы

И мягок- самый черствый хлеб,

О молодые генералы Своих судеб!

О, как- мне кажется- могли вы,

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать - и гривы Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег... 1913 г.


Ведущий. Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой.

Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета винограда.

Привычные к степям глаза, -.Лщвычные к слезам глаза. Зеленые- соленые-Крестьянские

глаза. Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким,

звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я

вам прочту стихи?»


Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой «Волшебный фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.


Ведущий. Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За сборником 1910

года «Вечерний альбом» последовали еще две книжки стихотворений «Волшебный фонарь»

(1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии Сергея Эфрона. Марина Цветаева и

Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном ' /коктебельском берегу.

«Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей

сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тот час же, на

ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых», обвенчались Марина Цветаева и

Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне

которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.


Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности- жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно- великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза- прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие- в роковые времена-

Слагают стансы и идут на плаху. 3 июня 1914 г.


Ведущий. В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной

манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.


Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам,-

Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром,-

И какой героический пыл На случайную тень и на шорох...

И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале...

Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы- если б знали,-

Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы,-

Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой. 17 мая 1913 г


Ведущий .Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются

композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.


романс «Мне нравится, что вы больны не мной...»

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной-

Распущенной- и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью- всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: Аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня- не зная сами!-

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что Вы больны- увы!- не мной,

За то, что я больна- увы!- не Вами! 3 мая 1915 г.


Ведущий Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел А.С.Пушкин и стал духовной

опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева

перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым. Великому русскому

поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину»

Поэт и царь.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям-

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева- ручищи по швам-

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли- и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно- да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно- архи-

Почетно-почетно- до черту!

Кого ж это так- точно воры вора

Пристреленного- выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора-

Умнейшего мужа России. 19 июля 1931 г.


Ведущий Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами

Валерия Брюсова и Бориса Пастернака, Владимира Маяковского и Анны Ахматовой. Но

ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его

выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она

называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Как слабый луч сквозь чёрный морок адов-

Так голос твой под рокот рвущихся снарядов.

И вот в громах, как некий серафим, Оповещает голосом глухим,-

Откуда-то из древних утр туманных-Как нас любил, слепых и безымянных,

За синий плащ, за вероломства- грех... И как нежнее всех- ту, глубже всех

В ночь канувшую- на дела лихие! И как не разлюбил тебя, Россия.

И вдоль виска- потерянным перстом Все водит, водит... И еще о том,

Какие дни нас ждут, как Бог обманет,

Как станешь солнце звать- и как не встанет...

Так, узником с собой наедине (Или ребенок говорит во сне?),

Предстало нам- всей площади широкой!

-Святое сердце Александра Блока. 9 мая 1920 г.

Ведущий 1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна.

Это было время расцвета жизни Цветаевой, ее поэзии. 1916-1917 годы. Для Цветаевой

наступает пора испытаний. Как незаурядная личность Цветаева ощущала трагизм

революционных событий. Печаль переполняла её сердце. Печаль за Родину, за Россию. В

канун революции Цветаева вслушивается в «новое звучание воздуха». Россия входила в её

душу широким полем и высоким небом. Она жадно пьет из народного источника, словно

предчувствуя, что надо напиться в запас- перед безводьем эмиграции.


В огромном городе моем- ночь.

Из дома сонного иду- прочь

И люди думают: жена, дочь,

-А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет- путь,

И где-то музыка в окне- чуть.

Ах, нынче ветру до зари- дуть

Сквозь стенки тонкие груди- в грудь.

Есть черный тополь, и в окне- свет,

И звон на башне, и в руке- цвет,

И шаг вот этот - никому- вслед,

И тень вот эта, а меня- нет.

Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту- вкус.

Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам- снюсь. 17 июля 1916 г.


Ведущий В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею

Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Эмиграция встретила Цветаеву как

единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали

печатать ее стихи. Из воспоминаний М.И.Цветаевой»: «Мой читатель остается в России, куда

мои стихи не доходят». Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.


И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется- возмездье

За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только, а не глаз...


Ведущий Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она

написала удивительное стихотворение «Тоска по родине...».


Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что- мой, Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди лиц ощетиниваться пленным Львом,

Из какой людской среды Быть вытесненной- непременно- В себя, В единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться- мне едино.

Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья- он, А я- до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все- равны, мне всё- равно,

И, может быть, всего равнее - Родное бывшее- всего. Все признаки с меня, все меты,

Все даты- как рукой сняло: Душа, родившаяся- где-то.

Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей- поперёк! Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё- равно, и всё- едино.

Но если по дороге- куст Встает, особенно- рябина... 1934 г.


Ведущий В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти:

Русской ржи от меня поклон. Ниве, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце...

Ты, в погудке дождей и бед-То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку- на весь тот свет! Здесь- мои обе заняты. 7 мая 1925 г.


Ведущий В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю... Однако надежды,

связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы: арестованы сестра

Анастасия, муж и дочь Ариадна... Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких.

Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии,

она покончила с собой 31 августа 1941 года.

романс «Уж сколько их упало в эту бездну...»:

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе... — Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! —

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

За то, что мне прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

— Послушайте! — Еще меня любите

За то, что я умру. 8 декабря 1913 г.



Похожие:

Музыкально-литературная гостиная iconЛитературная гостиная. «Здравствуй, Пушкин, здравствуй, добрый гений!»

Музыкально-литературная гостиная iconКлассный час для учащихся 6 класса Форма проведения: литературная гостиная Цели: Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России
Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии, живописи
Музыкально-литературная гостиная iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Литературная гостиная»
Как развивать речь и мышление детей? Как постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь...
Музыкально-литературная гостиная iconКонспект организованной деятельности Тема: «Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака» Автор: Ермилова Татьяна Александровна(Iкв категория) Задачи
Обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях. Развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности...
Музыкально-литературная гостиная iconДифференциация обучения на уроках литературы Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения. Класс: 5 Литературная тема: Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Литературная тема: Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Музыкально-литературная гостиная iconУправления культуры и архивного дела Тамбовской области Областной учебно-методический кабинет по учебным заведениям в сфере культуры и искусства Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Музыкально-литературная гостиная iconУправление культуры и архивного дела Тамбовской области Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова положение о третьей открытой областной олимпиаде по музыкальной грамоте «мир музыкальных загадок»
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Музыкально-литературная гостиная iconЛитературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»
Литературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»
Музыкально-литературная гостиная iconУправление культуры и архивного дела Тамбовской области Информационно-аналитический центр развития культуры и искусства Тамбовской области Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова программ а
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Музыкально-литературная гостиная iconЛитературно-музыкальная гостиная «Любовью дорожить умейте!»
«Лосевская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы