Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников icon

Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников



НазваниеРазвитие музыкально-эстетической культуры у школьников
Дата конвертации25.04.2013
Размер71.7 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки МОУ «Гимназия г.Раменское»

Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников

 

Музыкальное воспитание молодого поколения на современном этапе является одной из важнейших сторон музыкальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к высоким духовным ценностям, воспитание духовности и формировании всесторонне развитой личности, вот важнейшее средство художественно-эстетического воспитания.

На сегодняшний момент, общество диктует свои требования к воспитанию личности. Приоритетным становится Духовно-нравственное воспитание, а стало быть, на школу, как на институт обучения и воспитания ложится огромная ответственность за подрастающее поколений. Безусловно, важность всех учебных предметов в школе, которые имеют как познавательную, так и воспитательную направленность – неоспорима, но именно уроки музыки, по своей специфике и необычности, имеют огромные возможности развития духовности, общей и эстетической культуры учащихся. Именно музыка способна преобразить человека, сделать его чутким, добрым, восприимчивым, отзывчивым. Она формирует нравственные качества личности, его духовную культуру и мировоззрение. Каждый школьник это творец, а мы, учителя создавая на каждом уроке ту благоприятную атмосферу успешности каждого ученика, являемся лишь только «осветителями» дарований детей и наша основная задача максимально раскрыть все способности ребёнка.

Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся является формирование интереса и любви к музыке, потребности к общению с ней, где ожидаемым результатом будет эстетическое наслаждение музыкой.

Детям, не имеющим музыкального образования сложно воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане. Наша задача - максимально приобщить детей к музыкальному искусству посредством самой музыки, словами учителя о музыке. Если сам учитель влюблён в свой предмет, то эта влюблённость передастся и детям. Необходимо относиться к каждому уроку с полной ответственностью и максимальным знанием, и пусть девизом каждого учителя станет девиз С.Рахманинова: «За верность и ревность!». За верность своему делу и ревностное отношение к самому себе, только тогда можно добиться цели.

Образовательный процесс должен строиться на одном из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики - единство и взаимосвязь учителя и ученика. Если есть такой мезальянс – то это уже половина дела.
Основываясь специальной литературой и изучением опыта передовых учителей музыки, определяются основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников:

- целеполагание урока (в плане эстетического воспитания);

- драматургия урока в соответствии с изучаемым материалом;

- скрупулёзный подбор материала и соответствующих ему методов, приемов обучения;

- знание учителем особенностей психологической специфики каждого класса, каждого ученика (имеется в виду организованность детского коллектива, певческие особенности учащихся, способности их музыкального восприятия и т.д.);

- специальная направленность работы учителя музыки на формирование музыкально-эстетической культуры;

- непрерывность и систематичность работы учителя в соответствии с поставленной целью;

- создание необходимой психологической ситуации в течение всего урока, а особенно при знакомстве с новым произведением;

- активизация внимания, чувств и переживаний эстетического характера в момент восприятия;

- эстетическая образованность, психолого-педагогическая и методическая подготовленность самого учителя музыки, систематичность его работы в эстетической деятельности учащихся;

- влияние эстетических интересов семьи на детей;

- влияние СМИ на развитие эстетических чувств и формирование эстетических вкусов учащихся.

Творческое ведение урока вот одно из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся. Научность изложения художественного материала, обеспечение учителем межпредметных связей, идейно-нравственная направленность, непосредственная связь искусства с жизнью, использование конкретных приемов и фактов с целью понимания сущности и содержания музыкального искусства, его выразительных средств, строгий учет практических знаний и опыта как всего класса, так и отдельных учащихся – вот основная драматургия урока . Современному учителю музыки необходимо владеть профессиональными умениями и навыками, наиважнейшими из которых являются умения использовать свои знания для творческого решения практических задач, самостоятельной интерпретации музыкальных произведений. Учитель должен профессионально петь и играть на музыкальном инструменте, владеть певческим голосом, уметь увлечённо рассказывать о музыке - профессионально вводить детей в мир большого искусства. Мы должны стремиться всесторонне развивать и множить ее богатство, понимая музыку, как всеобщее мировое достояние. Однако, насыщение школьной жизни духом музыки дело не простое. Даже профессионально подготовленный учитель, если  рассчитывает только на свои силы, не в состоянии представить детям мир музыки его многообразии. Для полноценного музыкально-эстетического воспитания на современном уровне в кабинете музыки необходимо иметь в комплекте звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, портреты композиторов, мультимедиа аппаратуру, набор народных музыкальных инструментов и т.п.. Несомненно, задача учителя – широко использовать технические средства на уроке, обеспечить пути расширения музыкального кругозора детей и их музыкального развития. Технические средства обучения на уроке музыки дают детям возможность услышать подлинное звучание разных инструментов, голосов, ансамблей, оркестров, помогают понять всю великую силу и красоту музыкального искусства.

В музыкально-эстетическом воспитании большое значение играет атмосфера, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, спокойной, непринужденной, взаимодоверительной между учителем и учащимися, каждый урок должен строиться на ситуации успешности каждого ученика.

Полнота музыкального восприятия, в большей степени зависит от психологического состояния и общего настроя при музыкально-эстетическом воспитании и формировании музыкально-эстетической культуры учащихся. Эмоционально взволнованный рассказ учителя, слово, исполнение - зажигают души ребят, вызывают общий подъем, хорошее настроение, способствуют эмоционально осознанному восприятию музыкального материала. И, наоборот, скучный и малоинтересный урок убивает любой интерес к музыке, вызывает подавленное состояние учащихся.Каждый урок должен проходить на «одном дыхании».

Одной из особенностей работы с учащимися на уроках музыки является охрана детского голоса. Это предмутационный период, который охватывает возраст детей от 11-12 до 11-13 лет и мутационный период (от 11-13 до 14-16 лет) –очень важный в плане бережного отношения, воспитания и охраны детского голоса. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности, степень развития голоса учащихся, учитель должен проявлять особое внимание каждому периоду, продуманно отбирать песенный репертуар, использовать методы, сохраняющий детский голос.

Научно обоснованный процесс формирования музыкально-эстетической культуры учащихся на уроках музыки предполагает соблюдение учителем следующих принципов: единство обучения и воспитания; научность и сознательность в обучении; связь обучения с жизнью; доступность и наглядность обучения; прочность усвоенных знаний, умений и навыков; индивидуальный подход и единство эмоционального и сознательного. Последний принцип играет в музыкальном воспитании особо важную роль. Сила воздействия музыки в ее яркой эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности.

Исходя из специфических особенностей уроков музыки, выделяются следующие дидактические требования:

1. Связь музыки с жизнью, содержательность и эмоциональность музыкального материала, разнообразие, гибкость приемов и методов музыкальной работы, живой темп урока;

2. Целеполагание, подчиненность методов музыкальной работы единой теме урока, целенаправленность песенного и слушательного репертуара,.

3. Скрупулёзный подбор музыкального материала, драматургия каждого урока в соответствии с целью музыкально-эстетического воспитания.

4. Эффективность приёмов и методов музыкальной работы каждого вида музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений и т.д.).

5. Организация учащихся на уроках (разделение на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.).

6. Индивидуальная работа учителя с учащимися, пропустившими ряд уроков музыки, отстающими в певческом отношении.

7. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы, как в певческой деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам.

8. Высокая организация работы, единство построения уроков музыки, музыкальных требований к учащимся, певческой установки и т.д.

9. Неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников.

Уроки музыки в современной школе являются органической частью системы эстетического воспитания. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение учащихся к музыкальному искусству в урочной и внеурочной, внеклассной и внешкольной форме работы должны осуществляться системно, продуманно и последовательно.

Ожидаемые результаты достигаются лишь тогда, когда музыкальному воспитанию уделяют должное внимание не только учителя, но и руководство, весь педагогический коллектив школы, органы образования на всех уровнях управления.

Музыка - важнейшее средство формирования духовной культуры школьников, а стало быть, именно она должна и может стать доступной всем, именно она является целительной для хрупкой детское души, наполняющей радостью и наслаждением, безбрежным богатством мира звуков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.:

2000г. – 336 с.

2. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе, выпуск 1963 - №2, 1964 -

№3, 1971 - №7, 1975 - №10, 1982 - №15, 1986 - №17.

3. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии

личности. – Екатеринбург, 2001г.

4. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» –1981г.

5. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.:«Музыка» –

1988г.

6. Чепуров В.Н. Музыка в школе, 2-е изд. – М.: «Просвещение» – 1983г.

7. Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории

музыкального воспитания школьников. – Свердловск.: - 1974г.

8. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: «Академия» -2001г

9. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М.: - 1947г.




Похожие:

Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Изучение влияния музыкального образования на эффективность формирования эстетической культуры школьников
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconУправления культуры и архивного дела Тамбовской области Областной учебно-методический кабинет по учебным заведениям в сфере культуры и искусства Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconУправление культуры и архивного дела Тамбовской области Информационно-аналитический центр развития культуры и искусства Тамбовской области Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова программ а
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconУправление культуры и архивного дела Тамбовской области Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова положение о третьей открытой областной олимпиаде по музыкальной грамоте «мир музыкальных загадок»
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников icon1. Каково значение музыкально-образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры детей?
Каково значение музыкально-образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры детей?
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconУправление культуры и архивного дела Тамбовской области Информационно-аналитический центр развития культуры и искусства Тамбовской области Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
Целью Олимпиады является приобщение учащихся к творчеству великого композитора, воспитание любви к отечественной культуре
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconПлан воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconВлияние спорта на физическое развитие сельских школьников(девушек) Работу выполнили: учащиеся 8 класса моу «Ахматовская сош»
Проблемный вопрос: Как влияет спорт на физическое развитие сельских школьников(девушек)?
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconПрезентация по теме классного часа. Литература
Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах., развитие эмоциональной сферы, развитие кругозора...
Развитие музыкально-эстетической культуры у школьников iconФизика, квн. 9-й класс
Развития культуры общения и культуры ответа на вопрос; развитие интереса к предмету
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов