Михаил Иванович глинка (1804-1857) icon

Михаил Иванович глинка (1804-1857)



НазваниеМихаил Иванович глинка (1804-1857)
Дата конвертации19.01.2013
Размер110.81 Kb.
ТипДокументы

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804-1857)

Петербург. Северная столица. Жизнь кипит. Чопорные барышни, галантные кавалеры салонно ведут светскую беседу. О чём говорят и, самое главное, какая музыка звучит в городских салонах?

Музыка! Это просто чудо..

Звучит музыка

Великолепная музыка. Сколько чувства! Необычайно! Кто автор этого сочинения?

Фамилия его сегодня довольно известна. Это Глинка... Михаил Иванович Глинка. Их име­ние находилось я селе Новоспасском Ельнинского уезда. Михаил Ивано­вич — сын тех самых Глинок — Ива­на Николаевича и Евгении Андреевны, их свадьбе предшествовала скандаль­ная история. Помещик Глинка, по наущению своей матушки, выкрал юную красавицу из соседнего име­ния. Выкрал, может быть, и неверно сказано... А история ско­рее романтична, нежели скандаль­на. Дело в том, что помещики Глин­ки из Новоспасского и их соседи, тоже Глинки, из Шмакова, состоя­ли, хоть в дальнем, но родстве. Молодой Иван Николаевич, выйдя в отставку, приехал для по­стоянного проживания к матушке своей, Фекле Александровне, в Но­воспасское имение. Юная Евгения Андреевна... (её старший брат воспитывал) полюбила юного Глинку и сама согласилась с ним бежать? Более того — по предварительному сгово­ру. Брат, оставшийся опекуном Ев­гении, хотел для нее жениха столич­ного. Но молодые все решили сами, а Фекла Александровна стала им помощницей в этом деле. Ночью Евгения Андреевна была увезена своим женихом и его матушкой в Ново­спасское. Новоспас­ский священник обвенчал молодых. А потом те и другие Глинки пришли к общему согласию и устроили сва­дебный пир по всем правилам.

"Я родился 1804 года, мая 20, на за­ре и селе Новоспасском, принадле­жавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Именно это село находится в 20 верстах от города Ельни Смо­ленской губернии; оно расположе­но по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами..." (Отры­вается от книги.) Так начинает свои "Записки", написанные в послед­ние годы жизни, Михаил Иванович Глинка.

По рассказу матери будущего ком­позитора, после первого крика новорожденного у окна спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхи­тительными трелями. Мать расценила это как хороший знак. А вот отец — напротив. В те минуты, ког­да ему было особенно больно от то­го, что его сын оставил службу и за­нялся музыкой, он говаривал: "Не­даром соловей запел при его рождении у окна, вот и вышел ско­морох".

Вспоминая детство, сестра М. И. Глинки Людмила Ивановна Шестакова рассказывала, что их ро­дители всю свою жизнь уважали друг друга и были очень счастливы. Отец "...был от природы умный и очень образованный человек". Мать "...была красавица, к тому же очень хорошо воспитана и прекрас­ного характера..."

Мирно, безмятежно текла жизнь в имении Глинок. Маленького Михаила баловала бабушка Фекла Александровна,- Иван Николаевич и Евгения Ан­дреевна воспитывали своих детей в любви.

Первые годы жизни Михаил Иванович Глинка провел в родном Новоспасском. Первое свое образование он полу­чил в стенах родного дома. Юный Михаил Глинка имел особую страсть к чтению, географии, рисо­ванию, выучил несколько иност­ранных языков. В детские годы с особым чувством слушал Михаил Глинка русские сказки и песни, ко­торые для него исполняла няня — молодая, веселая женщина Авдотья Ивановна. Всё что она делала получалось у неё быстро, легко и как-то весело. Песни няни Авдотьи ста­ли для будущего композитора теми первыми музыкальными впечатле­ниями, на которых воспитывался его слух. В будущем звуки русских народных песен для слуха компози­тора будут такими же близкими и понятными, как и звуки родного языка.

Еще маленький Михаил Глинка имел особую страсть к колокольно­му звону. Новоспасские колокола звонили по-особому. Их бархатные звуки словно плыли в воздухе. А как трезвонили, перебивая друг друга, эти колокола по праздникам! Эти звуки маленький Михаил умел имитировать на двух медных тазах. В случае болезни, ему приносили » комнаты маленькие колокола для забавы.

Много лет спустя, когда в шуме столичной жизни или в дальних странствиях он вспоминал родное Новоспасское, ему слышался коло­кольный звон — тихий и задумчи­вый в вечерние часы, веселый и ли­кующий летним праздничным ут­ром.

Размеренная жизнь в красивом доме, в окруже­нии любящих людей, приятные беседы

могло продолжаться очень долго, если бы не война. События 1812 го­да нарушили мирную жизнь Ново­спасского дома. Новоспасское, весь Ельнинский уезд да и вся Смолен­щина лежали на пути французской армии. Глинки всем семейством вы­нуждены были уехать в Орел.

Отряд французских фуражи­ров прибыл в Новоспасское. Священник Иоанн Стабровский с прихожанами закрылись в церкви. Таким образом жители деревни пытались спасти свой храм от раз­грабления. И им это удаюсь. По­сле неудачной попытки ворваться в храм один из французских солдат выстрелил через чугунную решетку окна. Но, к счастью, никто не пострадал. Солдаты Наполеона раз­грабили усадьбу Глинок, дом свя­щенника, а потом двинулись в сто­рону Москвы.

Вернувшись домой, юный Ми­хаил Глинка услышал не одну ис­торию о подвигах своих земляков. Часто люди вовсе не военные про­являли удивительную смелость и находчивость в борьбе с францу­зами.

Новоспасский дом после войны зажил новой, бо­лее шумной жизнью. Появился в усадьбе архитектор, приехавший пе­рестраивать пострадавший во время войны дом. Глинки наняли несколь­ко воспитателей и гувернанток для воспитания и образования детей. Молодая гувернантка Варвара Федоровна Кламмер обучила будущего композитора и его сестру бойко чи­тать ноты и играть на пианино в че­тыре руки.

В Новоспасском музыка звучала постоянно. Дом был всегда открыт для гостей. Часто устраивались музыкальные вечера. В концертах участвовали крепостные крестьяне из Шмакова (имения дяди М. И. Глин­ки). Шмаковский оркестр был осо­бым. Музыканты исполняли не только танцевальную музыку, но и концертные произведения. У одно­го из скрипачей шмаковского орке­стра Михаил Глинка брал уроки иг­ры на скрипке.

Позже биографы Глинки напи­шут, что Миша слышал музыку, ко­торая звучала в нем самом. До кон­ца он еще не мог понять того, что с ним происходит. "Музыка — душа моя .." — так он объяснил свое со­стояние учителю. С того момента и на всю жизнь Михаилом Глинкой овладело непреодолимое желание слушать музыку и участвовать в ней.

Родовое имение Глинок! Это место очень нравилось русскому композитору: «У нас здесь рай земной...", — напишет о Новоспасском много позже в одном из писем Михаил Иванович Глинка. Действительно рай. Новый двухэ­тажный дом... выстроенный отцом уже после войны с французами. Усадьба в 20 гектаров, парк с фрук­товым садом и оранжереями, посад­ки дубов, кленов, лип, каскад пру­дов, многочисленные цветники.

"У нас было все свое, — расска­жет в своих "Записках" М. И. Глин­ка, — ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки; также бы­ли портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, — всего около ста человек, может быть, и более".

Как ни уютно было душе юного Глинки в родном Новоспасском, под сенью вековых дубов и лип, но все же, рано или по­здно, приходит пора прощаться с детством, наступает время серьезной учебы и познания жизни.

Родители, желая определить бу­дущее сына, отдали его в Благород­ный пансион в Петербурге. С 1818 по 1822 год Глинка провел в стенах пансиона. Любознательный, твор­чески одаренный, он жадно впиты­вал новые знания, совершенствовал свои музыкальные способности. Здесь, в Петербурге, он брал уроки музыки у лучших учителей того вре­мени: скрипача Франца Бема, пиа­ниста Джона Фильда, композитора Шарля Майера. В дальнейшем, по­нимая степень одаренности своего ученика, Майер скажет Глинке: "Вы слишком талантливы, чтобы брать у меня уроки, приходите ко мне за­просто каждый день, и будем вместе музицировать".

Какое общество окружало Глин­ку в Петербурге! Среди его друзей и знакомых были поэт Александр Пушкин, брат поэта Лев Пушкин, молодой учитель словесности, буду­щий декабрист Вильгельм Кюхель­бекер и другие.

В каникулярное время и в первые годы после окон­чания пансиона Глинка много раз посещает родное Новоспасское. Эти поездки тоже сыграли огром­ную роль в музыкальном развитии будущего композитора. Работая в Новоспасском с оркестром своего дя­ди Афанасия Андреевича (это тот са­мый шмаковский оркестр, о котором мы уже упоминали), М. И. Глинка учился простейшим основам компо­зиторской техники, но не в теории, а непосредственно на собственном опыте.

Свой первый опыт в сочинении музыки Глинка относит к 1822 году (год окончания пансиона). Это были вариации для арфы или фортепиано на тему мод­ной в то время оперы Вейгля [2] "Швейцарское семейство". Но эти работы композитор считал неудач­ными. В 1820-е годы он создает ро­мансы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е. Баратынско­го, "Не пой, красавица, при мне" на стихи А. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на стихи А. Рим­ского-Корсакова и другие.

Звучит один из названных романсов

Глинка жаждет новых музыкальных впечатлений. Они необходимы композитору как воздух. Путешествия, которые со­вершает Михаил Иванович в по­следующие годы, дают ему эти впечатления. В 1820-х годах он побы­вал на Северном Кавказе. В начале 1830-х годов Глинка предпринима­ет длительное заграничное путеше­ствие. Три года композитор прово­дит в Италии. Он слушал музыку, наблюдал, овладевал искусством итальянским новым для него.

И все же, глубоко влюбленный в русскую народную песню, компози­тор приходит к выводу, что со своим народом нужно говорить на нацио­нальном музыкальном языке.

Михаил Иванович Глинка вына­шивает замысел большого произве­дения, которое было бы тесно свя­зано с народным музыкальным ис­кусством.

Вернувшись в Петербург, Глинка после настойчи­вых поисков останавливается на "Иване Сусанине". Композитор смело выдвигает народ в круг глав­ных действующих лиц оперы. Готовность отдать жизнь за Родину, за свой народ — вот в чем раскрывается русский характер. Много раз перечи­тывал Глинка стихи К. Ф. Рылеева:

"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги: — Сусанину с сердцем вскричали враги: —

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега..."

Уж солнце высоко сияет с небес, Все глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними; И сосны, и ели, ветвями густыми,

Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо: Все в том захолустье и мертво и глухо...

''Куда ты завел нас?" — лях старый вскричал.

"Туда, куда нужно!" — Сусанин сказал.

Звучит хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин "

В опере Глинки нет подлинных народных песен, но каждый ее напев напоминает о них. Композитор однажды сказал, что музыку создает народ. Он так глубо­ко проник в дух народной музыки, что все его искусство стало истинно народным. В подтверждение ска­занному вспомним песню Вани, приемного сына Ивана Сусанина. В этой песне ярко раскрывается образ русского паренька.

Звучит "Песня Вани" из оперы "Иван Сусанин"

«Какую оперу можно составить из наших нацио­нальных мотивов! - писал Николай Васильевич Гоголь. — Покажите мне народ, у которого бы больше было песен... Под песни рубят из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города... У нас ли не из чего соста­вить своей оперы? Опера Глинки есть прекрасное начало".

Рождались опе­ры и романсы, пьесы и увертюры... Михаил Иванович Глинка создавал свои бессмертные музыкальные произведения. Но был ли он счаст­лив в личной жизни?

Звучит "Вальс-фантазия ".

Чудесно! Я все боль­ше восхищаюсь этим композито­ром! Некоторое время на­зад он заключил брак с милейшей девушкой Марией Петровной Ива­новой, красавицей. Но — увы! Ско­ро обнаружилось, что супруги очень далеки друг от друга. Как ни печаль­но, они расстались...

Произведение, ко­торое только что прозвучало, без сомнения, посвящено женщине. Кто она, пробудившая столь свет­лые и возвышенные чувства в душе композитора?

Слыхали ли вы об Ан­не Петровне Керн? Эта женщина, вдохновившая Пушкина на проникновенные строки о чуд­ном мгновении.

В доме одной из своих сестер Глинка встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн, Екате­рина Ермолаевна. Глинка полюбил ее, и эта любовь стала для него ис­точником вдохновения. Екатерине Керн Глинка и посвятил свой "Вальс-фантазию". Во всяком случае, первая редакция этого произведения точно была написана для нее.

Мы с вами вспоминали сегодня стихотворение "Я помню чудное мгновенье". Думаю, вам будет инте­ресно узнать, что Глинка написал к нему музыку, превратив его в ро­манс. Его композитор тоже посвя­тил своей возлюбленной Екатерине Керн.

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье".

Анна Петровна Керн, глубоко ценившая Пушкина, не осталась безучастной и к судьбе Михаила Ивановича Глинки. Она говорила с искренним восторгом: "...Я познакомилась с Глинкой и полюбила его столько же за пре­красный, благородный характер и избранную любящую душу, сколько за музыкальный талант, которому равного я не встречала".

После "Ивана Сусанина" возрос интерес Михаила Ивановича Глинки к театру. Он ищет сюжет, на который можно бы­ло бы создать большое музыкальное произведение с элементами яркой театральности. В данном случае как нельзя кстати оказался совет драма­турга Александра Александровича Шаховского. Он посоветовал композитору обратиться к юношес­кой поэме Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила". Как было не прислушаться к мнению человека, хорошо знакомого с теат­ром, к тому же еще и земляка. Новая идея, всецело овладела композитором. Еще при жизни Пушкина Глинка планировал взять­ся за работу над оперой на сюжет "Руслана и Людмилы". Но судьба распорядилась по-своему. Позже композитор напишет: "...Я надеялся создать план по указанию Пушки­на, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего на­мерения".

И все же в апреле 1842 года Глин­ка закончил партитуру "Руслана и Людмилы".

На одном из спектаклей "Русла­на..." побывал венгерский компози­тор и пианист Ф. Лист. Опера вос­хитила его. Венгерскому музыканту были по душе направление творче­ства Глинки, его смелое обращение к народной музыке, неутомимые поиски новых средств, новых музы­кальных красок.

Звучит «увертюра» к опере "Руслан и Людмила "

В период рабо­ты над оперой "Руслан и Людмила" Михаил Иванович Глинка создает немало других произведений. В так называемый "руслановский пери­од" композитор пишет музыку к драме Н. Кукольника "Князь Холмский", создает цикл из две­надцати романсов "Прощание с Петербургом" на стихи того же ав­тора. Глинка постоянно обращает­ся к таким жанрам, как песня, ро­манс.

В годы юности Михаил Ивано­вич Глинка мечтал написать русское симфоническое произведение. «Камаринская', которая справед­ливо считается произведением классического искусства.

Звучит "Камаринская»

С 1847 по 1851 год Глинка попеременно живет в Новоспасском, Смоленске, Вар­шаве, Петербурге. В этом списке Новоспасское не случайно стоит на первом месте. Поездки на ро­дину способствовали обретению особого душевного равновесия. Не узнавший семейного счастья, неустроенный в быту, часто пере­езжавший с места на место, он особенно дорожил милым и род­ным Новоспасским. Здесь, в сво­ем родовом имении, в разное вре­мя он написал романсы "Светит месяц на кладбище", "Бедный пе­вец", "Голос с того света", работал над отдельными частями опер. Здесь ему было особенно хорошо и легко. Он дорожил этим уголком земли.

Последний раз Михаил Ивано­вич Глинка посетил Новоспасское летом 1847 года. Летом 1851 года, живя в Варшаве, он получил извес­тие о смерти матери. Больше он в Новоспасском не был. Слишком больно было приезжать туда, где уже не было матери.

Умер Михаил Иванович Глинка в феврале 1857 года в Берлине. Там, в Берлине, он был похоронен. Позже его прах был перевезен в Россию и переза­хоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище в Пе­тербурге.

Уснули в Новоспасском липы, последние считая дни,

Но, молчаливые, могли бы поведать многое они.

И вот молчат, как на поминках.

Над ними — даже ветер тих. Их не встревожит голос Глинки, давно покинувшего их.

Вдали от шумных городов, отдавшись участи природы и неизбежности годов.

Им осень, скажем, не в новинку. Да только голос их затих лишь оттого,

Что умер Глинка вдали от родины, от них.

А если б спал он где-то рядом с приделом отчего крыльца,

То неизменно были б рады их постаревшие сердца.

Значками нотными капели роняя на весенний снег,

Они б над ним такое пели, чего не услыхать вовек!

Но вот молчат, давно оплакав для них родной и вечный прах.

И черный траур нотных знаков застыл в безжизненных ветвях.

Потомки хорошо понимают это. Именем великого композито­ра названы улицы, концертные за­лы, музыкальные школы. В памя­ти о гениальном человеке в 1907 году была переименована неболь­шая станция Совкино, что нахо­дится близь родного Глинке Но­воспасского. Сегодня это село Глинка.

"Ваши теплые молитвы принесли мне счастье",

Имение Гли­нок в Новоспасском через не­сколько лет было продано купцу Рыбакову. Новый хозяин, разобрав крепкие постройки, в том числе и дом Глинок, перевез их в Коломну. Позже были частично вырублены вековые дубравы. Только в 1976 го­ду началось восстановление двухэ­тажного деревянного здания и са­мой усадьбы в Новоспасском. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба Глинок. Сегодня сюда при­езжают любители музыки, почита­тели великого русского компози­тора.

"...Глинка имеет в русской музыке такое же значе­ние, как Пушкин в русской по­эзии", — так писал о композиторе известный искусствовед и музы­кальный критик В. Стасов. Рас­суждая о значимости Пушкина и Глинки для русской культуры, он продолжал: "Оба — великие талан­ты, оба — глубоко национальные и черпавшие свои великие силы пря­мо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в му­зыке".

В июне 2009 года мы отмечаем 205-летие великого композитора.



Похожие:

Михаил Иванович глинка (1804-1857) icon«Ты откуда, русская зародилась музыка?»
Ми­хаил Иванович Глинка — осно­воположник русской музыки, глава русской композиторской школы, создатель бессмертных произведений....
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconК. К. Андреев я принадлежу по прямой восходящей линии (но не по мужской) к роду Верховских, который известен с 1609 года. Из поколения в поколение у нас передаётся книга
Константина Владимировича Андреева, была дочерью Софьи Михайловны Крéпиш, урождённой Верховской, в первом замужестве Пономарёвой....
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconКазаков Михаил Иванович
В 1975-1977 гг учился в университете марксизма-ленинизма Оренбургского горкома кпсс, получив высшее политическое образование в системе...
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconМихаил Иванович Иванюков Виктор Сергеевич Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности
В XX в усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был...
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconАлександр Иванович Куприн 1870 1938
Куприн Александр Иванович родился в1870году в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconДокументи
1. /Магические алфавиты.doc
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconJingle Bells James Lord Pierpont publ. 1857

Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconВ ленинский районный суд г. Воронежа истец: Люлин Василий Иванович
Я, Люлин Василий Иванович, работал на Воронежском механическом заводе, слесарем механосборочных работ с 1971 по 1993 гг. Данная работа...
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconУрок мужества, посвященный 200-летию Бородинского сражения
Ф. Н. Глинка «военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»
Михаил Иванович глинка (1804-1857) iconГлинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов?...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы