Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» icon

Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон»



НазваниеОбраз Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон»
Дата конвертации19.01.2013
Размер51.79 Kb.
ТипДокументы

Тема: Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике.

Художественный материал урока:

1. Левитан «Вечерний звон»;

2. Рыленков «Всё в тающей дымке»

3. Русская народная песня «Вечерний звон»

4. Антонов «Места родные»

5. Антонов «Места родные»

Эпиграфом урока могут стать слова С.Маршака :

Питает жизнь ключом своим искусство, Другой такой же ключ - поэзия сама:

Затих один - в строках е станет чувства, Иссяк другой - строка твоя нема.

- На предыдущих уроках мы встречались с многими жанровыми картинами, портретами, пейзажами перерастающими в музыку, когда глядя на произведение живописи, мы слышали замечательную музыку и наоборот, знакомясь с музыкальным произведением, в нашем воображении возникали прекрасные живописные картины: прекрасные пейзажи, образы уникальных людей. Почему так получалось?

- Музыка и живопись неразрывно связаны друг с другом. Композитор рисует нотами - получается мелодия. У художника есть разноцветная палитра красок, он пишет картину.

-Краски материальны, мы их можем потрогать, прикоснуться пальцами к мазку художника на холсте

и ощутить движение кисти художника, а звуки - они эфемерны, они существуют только сейчас в

настоящем времени и создают ощущения.

-Художник может запечатлеть на холсте момент затронувший его душу, он воскликнет: «Остановись

мгновенье - ты прекрасно», а музыка в отличии от живописи живёт только во времени. Человек

воспринимает мир всеми органами чувств. Закрыв лаза - картина исчезнет, а музыка наоборот -

позволяет войти в мир сокрытый от чужих глаз - в святилище человеческой души. Она обладает

замечательным свойством- быть другом, собеседником. Но есть одна грань, которая объединяет

музыку и живопись,- это произведения искусства могут переносить нас не только во времени, но и в

пространстве.

^ Репродукция картины Левитана «Вечерний звон»

Какой жанр живописи?

- Пейзаж.

- Что изобразил художник? Это чужое нашему взору?

- Родной лес, река, храм...

- Как бы мы одним словом назвали то, что изобразил художник?

- Родина. До боли родное, близкое каждому глазу и сердцу, хочется смотреть и наслаждаться.

- Эта картина немая? Безмолвна?

- А есть ли в ней мелодия? -Да

- Это картина звонкая, бравурная, громкая?

- Наоборот. Тихая, робкая, нежная.

- Давайте попытаемся вслушаться в мелодию тишины этого пейзажа. Что звучит? Что слышим?

- шелест листьев, плеск воды.

- Давайте попытаемся заглянуть глубже, раздвинуть рамки картины и очутимся там, на берегу.
Что слышим?

- Тёплый вечер, прохлада от реки, хочется рукой поплескаться в воде, нежный сон тумана, запах трав, песня кузнечика.

- Говорим о пейзаже, а произносим слово музыка, мелодия, Родина, душа. Какая интонация слышится? Чувствуется?

- Русская, распевная, протяжная.

- Что художник хотел передать? Чем наполнил картину, во имя чего и зачем он писал, что создавал, о чём говорил?

- Родной пейзаж. Родную лирику. Можем ли мы назвать этот пейзаж задушевным, идущим от сердца,

это уголок души автора - одухотворение природы.

- Свойственно русскому человеку одухотворять природу, вселять в неё образ, дух.

- В старину всё имело свой язык. Солнце - Бог, берёза - девица, месяц - братец. Калина говорила с дубом.

^ Обращаю внимание ребят на строки: Питает жизнь ключом своим искусство, Другой такой же ключ - поэзия сама: Затих один - в строках е станет чувства, Иссяк другой - строка твоя нема.

- О чём?

- Всё в жизни и природе взаимосвязано.. Именно увиденное заставляет поэта восхищаться, воспевать увиденное

- ^ Читаю стихотворение Рыленкова : Всё в тающей дымке... Холмы, перелески, Здесь краски не ярки и звуки не редки. Здесь медленны реки, туманны озёра

И всё ускользает от беглого взора. Здесь мало увидеть, здесь нужно вглядеться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, тут вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно Чтоб вдруг отразили прозрачные воды Всю прелесть застенчивой русской природы.

- Созвучны ли эти строки картине? -Да. "

- Найдите в стихах мелодию картины строчками стихотворения

- «Всё в тающей дымке», «Краски не ярки», «Звуки не редки»...

- Почему застенчивая русская природа?

- Здесь всё просто, не броско, но очень дорого русскому сердцу

- Какая мелодия звучит?

- Тихий звон колокола в густом тумане, вечер

- Художник назвал эту картину «Вечерний звон». Картина говорит сама ^ Звучит песня «Вечерний звон»

- Может это песня подсказала художнику название картины. Какие строки особенно сливаются с сюжетом картины?

- «Вечерний звон. Как много дум наводит он», «Где отчий дом»

- А что на ваш взгляд так сближает художника Левитана и поэта?

- Образ Родины.

- Какая она у поэта и какая Родина у композитора?

- Как застенчивая русская девушка, юная, милая, нежная. «О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом»

- Можем мы определить возраст автора слов песни? ^ Читаю слова текста песни

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь, там слушал звон в последний раз.

Уже не зреть мне светлых дней весны обманчивой моей !

И скольких нет теперь в живых, тогда весёлых, молодых!

И крепок их могильный сон - не слышен им вечерний звон!

Лежать и мне в земле сырой! Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесёт; другой поэт по ней пройдёт,

И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон

- Пожилой человек, который находится вдали от отеческой земли. Ностальгическое воспоминание и по ушедшим дням и по невозвратной молодости и далёкой Родине

- Как вы думаете, где могла звучать эта песня? (напеваю песню)

- В храме, на богослужении, как молитва.

- У этой песни очень интересная история. Однажды перелистывая слова средневековых церковных песнопений, поэт И.Козлов увлёкся одной молитвой, которая была написана на немецком языке. Когда он перевёл текст, поэта заинтересовало имя автора. Стихи пришли в Европу из Палестины. Но каково же было удивление поэта, когда он узнал имя - это был замечательный поэт грузинской православной земли Шота Руставели. На своей Родине в Грузии, он не смог стать популярным. Слава пришла к нему на чужой земле, когда он был в изгнании. Свои самые лучшие годы и остаток жизни

он вынужден был прожить вдали от Родной земли. Издали взирая на высокие снежные горные вершины , он довольствовался тем, что этого уголка его Отчизны у него никто не в силах отобрать. Пока ещё его взор способен уловить ту желанную родную и далёкую Родину. Какой длительный путь пришлось проделать его стихам, чтобы мы, потомки смогли их услышать и вернуть на Родину.

Теперь нам понятны все строки. Вот откуда эта тоски по отчему дому. ^ Читаю строки песни

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

- Как часто мыслями ( потому, что душа его никогда не покидала свой родины), он отправлялся в родные места, где всё до боли родное и близкое, солнце светит по -особому, и даже журчанье ручья -как серебристей звон, а у радуги цвета разноцветнее, каждая травинка, каждый цветок, всё частица самого тебя. Всё, чем мы дышим и живём.

- Какая песня просится в исполнение?

- «Родные места» Исполняем песню

- Да, мы любим наши места родные, где всё радует взгляд, где рядом с нами раскрыта красота.

- Какой можем подвести итог сегодняшнего урока?

- Что музыка может изображать, а живопись поёт. Что всё, что создают композиторы и художники -вокруг нас, нужно только присмотреться к этой красоте.

- Творите красоту, живите ею, радуйтесь солнцу, дышите, наслаждайтесь красотой На заключение урока исполняем песню «Живёт по всюду красота» Ю Антонова

..




Похожие:

Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconТема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия»
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» (А. Блок К. Станиславскому) Это Блок сказал о теме России, Родины в своём...
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconБилеты для проведения экзамена по искусству (мхк) в 9 классе
Художественный образ в литературе, основные средства художественной выразительности
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconЛитературно-музыкальная композиция «Вечерний звон»
Цели: Содействовать осознанию учащимися высших ценностей, идеалов, социально значимых процессов и явлений в реальной жизни
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconIv семестр Эстетические субъекты и субъекты речи
Автор и читатель как эстетические субъекты. Проблема автора в произведении. Субъект речи как художественный образ. Образ адресата....
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconТема: «Древнеславянская мифология. Образ Богини Макоши»
Тип урока: Образ-модель(интегрированный урок мхк, изо, технологии, информатики, географии, литературы)
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconТема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина
Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…”
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconПрограмма курса за 6 класс рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов в год. Срок реализации
Охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную разработку...
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconБалет (от франц balleto и лат ballo танцую), имеет два значения: Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-пластического языка. 2
Балет (от франц balleto и лат ballo – танцую), имеет два значения: Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный...
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconТема: «Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение)
Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии
Образ Родины в музыкальной, художественной и поэтической лирике. Художественный материал урока: Левитан «Вечерний звон» iconКарачевский А
За этим двусмысленным визуальным образом скрывается образ художественный. Человек открывает окно и погружается в поиск: он мечется...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов