Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения icon

Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения



НазваниеУрок музыки с применением Технологии проблемного обучения
Дата конвертации19.01.2013
Размер183.07 Kb.
ТипУрок

Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки МОУ «Гимназия г.Раменское»

Урок музыки

с применением Технологии проблемного обучения

5 класс 1 четверть (бинарный урок (2 урока)


Тема: Взаимосвязь литературы и музыки.

Что стало бы с литературой, если бы не было Музыки?


Цель: формирования у учащихся умения чётко сформулировать проблему, самостоятельно и

логично выстраивать систему действий, проводить диагностику результатов. Формиро-

вание целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

Применение эвристического (частично поискового) метода.

Ожидаемые результаты:

- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика, путём ухода от стандартов мышления.
- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания проблемной ситуации и нахождения пути решения данной проблемы с помощью логического мышления.

- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме.

- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

УУД:

Коммуникативные:

  • воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста;

  • формировать культуру анализа текста;

  • развивать культуру диалоговой и монологовой речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

  • найти возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы).


Этапы урока:

1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма (схематично)).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.



^ Ход урока: приветствие (урок начинаю с чистой доской по принципу «Говорящая доска»)

Включаю отрывок из кинофильма «Судьба барабанщика» (до этого урока ребята не

имели возможности познакомиться с кинофильмом).

У.- Узнали? Что за картину я вам представила? Какие мнения?

Д.- ^ Может быть по повести Гайдара «Судьба барабанщика»?

У.- Совершенно верно, теперь вы можете это смело утверждать, ведь дома, вы прочитали

повесть «Судьба барабанщика» (домашнее задание о прочтении повести озвучивалось за 3-2

урока до этого урока). Записываю на доске Аркадий Гайдар 1904-1941г. «Судьба

барабанщика»

Слайд 1 Портрет Гайдара

Читаю стихотворение С. Маршака Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец и верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой – Гайдар её писал:

Правдив той повести герой и смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг

Живут сегодня среди нас Тимур, и Чек, и Гук.

Их по поступкам узнают. И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг стране оставил в дар

Боец, Писатель, Командир и Гражданин Гайдар.

У.- Кому понравилась повесть Гайдара? А Кто считает, что просто потерял время рядом с

книгой? Кто мне скажет спасибо, за то, что я посоветовала вам прочитать

именно эту повесть? О чём повествует нам Гайдар?

(ответы детей)

У.- Вот как сам автор говорил об этой повести: «Сейчас заканчиваю повесть „Судьба

барабанщика“. Эта книга не о войне, но о делах суровых и опасных не меньше, чем сама

война», (записываю на доске)— сообщал Аркадий Гайдар читателям журнала «Детская

литература» в ноябре 1937 года. В те сложные годы ребят с подобной судьбой было немало.

^ Беседа по содержанию:

У.- От чьего лица ведется рассказ?

Д.- от лица самого Сергея.

У.- В каких книгах вы встречались с подобным примером

(ответы детей)

У.- Какую цель преследует писатель, доверяя повествование своему юному герою?

Д.- поделиться с нами, читателями своими переживаниями, ведь нам интересней беседовать

со сверстниками)

У.- Как вы считаете, почему Гайдар назвал повесть «Судьба»? Может мы найдём повести другое

название? Повесть о Серёже? Или ещё как-нибудь?

Д.- Нет, здесь прослеживается именно судьба юного Сергея Щербакова со всеми подробностя-

ми одного периода его детства.

У.:- В те сложные годы ребят с подобной судьбой было немало, наверное поэтому он описываи

историю не одного Серёжи, а то так бы и назвал свою повесть «Судьба Серёжи», или «Судьба

одного барабанщика»?

Д.:- Гайдар взял обобщающий образ, один из толпы подростков довоенного времени «о делах

суровых и опасных не меньше, чем сама война» - сам Гайдар дал ей характеристику.

У.- Попытайтесь несколькими словами охарактеризовать историю в повести? О чём поведал

нам автор?

Д.- повесть о предательстве, вражде, дружбе, любви, испытаниях (эти характеристики

записываю на доске).

У.- (^ Обращаю внимание на записанные слова) Что перед нами?

Д.- Противопоставление

У.- Какие противоположные характеристики. Любовь-вражда, добро-зло, ненависть – отвага.

Как вы думаете это вымышленная история?

Д.- Нет, это всё было в судьбе (записываю слово Судьба). Она правдивая.

У.- Согласны, со словами автора: «Эта книга не о войне, но о делах суровых и опасных не

меньше, чем сама война»? (записываю на доске). Все книга Гайдара тем и отличаются от

других авторов, что в них нет вымысла и фантазии, он писал для ребят горькую правду того

страшного времени.

У.- Объясните, как вы понимаете выражение Серёжи: «Наступило солнечное утро. То самое, с

которого жизнь моя круто повернула в сторону».

^ Д.- То утро, когда он узнал об аресте отца

У.- как в рассказе постепенно нарастает напряжение, тревога, ощущение безвозвратной

потери чего-то очень сокровенного, дорогого, любимого, родного. С чем это связано?

Д.- ^ Тоже с арестом отца

У.- Найдите это в тексте, зачитайте

Д.- …Я узнал об этом уже перед сном, лежа в постели. Я забрался с головой под одеяло. Через

потертую ткань слабо, как звездочки, мерцали желтые искры света.

За дверью ванной плескалась вода. Набухшие от слез глаза смыкались, и мне казалось, что я уплываю куда-то очень далеко.

«Прощай! — думал я об отце. — Сейчас мне двенадцать, через пять — будет семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не встретимся.

Помнишь, как в глухом лесу звонко и печально куковала кукушка и ты научил меня находить в небе голубую Полярную звезду? А потом мы шагали на огонек в поле и дружно распевали твои простые солдатские песни.

Помнишь, как из окна вагона ты показал мне однажды пустую поляну в желтых одуванчиках, стог сена, шалаш, бугор, березу? А на этой березе, — сказал ты, — сидела тогда птица ворон и каркала отрывисто: карр… карр! И вашего народу много полегло на той поляне. И ты лежал вон там, чуть правей бугра, — серой полыни, где бродит сейчас пятнистый бычок-теленок и мычит: муу-муу! Должно быть, заблудился, толстый дурак, и теперь боится, что выйдут из лесу и сожрут его волки.

Прощай! — засыпал я. — Бьют барабаны марш-поход. Каждому отряду своя дорога, свой позор и своя слава. Вот мы и разошлись.».

Так в полудреме прощался я с отцом горько и крепко, потому что все же я его очень любил, потому что — зачем врать? — был он мне старшим другом, частенько выручал из беды и пел хорошие песни, от которых земля казалась до грусти широкой, а на этой земле мы были людьми самыми дружными и счастливыми…..»

У.- В одночасье оказался брошенным, нелюбимым, забытым, сиротой, ведь чего греха таить,

Валентина не особо принимала участие с жизни Серёжи, матерью она ему так и не стала,

как сказал Серёжа: «Валентина была хорошей женщиной и меня не обижала» неправда ли,

лестная характеристика для той, кого бы мы хотели назвать мамой. Сухо, холодно,

безучастно, так можно только сказать о чужом человеке. Да и в рассказе Серёжа почти не

вспоминал о Валентине. Я думаю, что и нам стоит о ней сейчас забыть. А какие ещё

трудности пришлось пережить Сергею в этот страшный период?

Д.- ^ Он столкнулся с мошенником, который называл себя другом.

У.- сам Серёжа говорил «Странная образовалась вокруг меня компания». А вы хотели бы иметь

такого друга? В чём проявляется дружба?

Д.- в честности, вере друг-другу, помощи,

У.- Мне прямо вспомнились слова песни, которую мы когда-то пели «Нужным быть кому-то в

трудную минуту, вот, что значит настоящий верный друг».

Можно спеть 1 куплет песни

Д. – Этот горе-друг пытался за счёт Серёжи «нагреть себе карман», как с этим горе фотоап-

паратом, втянуть его в сомнительную компанию, напоить пивом, и.т.д.

У.- Позвольте, ведь друзей никто никому не навязывает, их не раздают по талонам в очереди,

каждый человек выбирает себе друзей сам.

Д.- Просто у Серёжи всегда был отец – старший друг, с которым он всегда советовался, и вдруг

отца не стало, а Серёжа не научился принимать правильных решений, он думал, что все

старшие люди такие же честные как отец

У.- Мы сейчас договорились до того, что нам наши родители мешают жить, срочно нужно

отделить детей от родителей и тогда всё будет хорошо, так по-вашему?

Д.- Конечно нет, просто нужно научиться думать головой, прежде чем сделать что-либо без

Родителей и не всем людям стоит доверять, нужно присмотреться..

У.: Вот он первый урок, который получил Сергей и нам о нём говорит (урок 1-й записываю на

доске)

У. – А вы когда-либо наблюдали, как ласточки учат птенцов летать? Они клювом выбрасывают

уже оперившегося и окрепшего птенца из гнезда, но при этом падают вниз вместе с ним и

тут – же показывают, как нужно работать крыльями, чтобы научиться летать. Плох тот

человек, который считает, что его родитель ему помеха, это наоборот, наш спасательный

круг в шторме жизненных круговоротов и Пусть судьба хранит вас от таких горе-друзей.

Мы договорились, что о плохих людях мы просто будем забывать, мы не будем копить

Обиду, злобу мы просто постараемся забыть о них или обходить стороной. Договорились?

Кстати, Сергей тоже забыл об этом псевдо-друге. А кого чаще всего вспоминал Серёжа в

повести?

Д.- Отца, причём не в момент ареста, Серёжа не верил, что его отец мог быть вором, он верил,

что произошла ошибка и вскоре всё разъяснится.

У.- в какие минуты Сергей вспоминал отца? Когда ему нужны были деньги?

Д.- Нет, В минуты, когда он оказывался в трудных ситуациях, когда ему было одиноко.

У.- Найдите эти моменты в тексте

……Обед готовить мне было лень. Я купил в магазине булку с изюмом, бутылку ситро,

кусок колбасы, кружку молока, селедку и сто граммов мороженого.

Пришел, съел и затосковал еще больше. И стало мне обидно, что не взяла меня с собой на Кавказ Валентина. Был бы отец — он взял бы!

Помню, как посадит он меня, бывало, за весла, и плывем мы с ним вечером по реке.

— Папа! — попросил как-то я. — Спой еще какую-нибудь солдатскую песню.

— Хорошо, — сказал он. — Положи весла.

Он зачерпнул пригоршней воды, выпил, вытер руки о колени и запел:

Горные вершины Спят во тьме ночной,

Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы…

Подожди немного, Отдохнешь и ты.

— Папа! — сказал я, когда последний отзвук его голоса тихо замер над прекрасной рекой Истрой. — Это хорошая песня, но ведь это же не солдатская.

Он нахмурился:

— Как не солдатская? Ну, вот: это горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов… винтовка, патроны. А на перевале белые. «Погодите, — говорит командир, — еще немного, дойдем, собьем… тогда и отдохнем… Кто до утра, а кто и навеки…» Как не солдатская? Очень даже солдатская! «Отец был хороший, — подумал я…. »

У.- вот ещё одно подтверждение неверия Сергея в предательство отца. А какие превосходные

Стихи прозвучали, а вы догадываетесь, чьи это стихи? Какого поэта ^ ПЕРВАЯ ПОДСКАЗКА:

поэт романтик 19 века? ВТОРАЯ ПОДСКАЗКА: У него ещё есть знаменитое стихотворение

«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом, что ищет он в стране далёкой, что кинул он

в краю родном»

Д.- М.Ю.Лермонтов (записываю на доске)

Слайд 2

У.- Да, Поэта, служившего в царской армии на Кавказе, часто видящего эти горные вершины и

даже когда приезжал на побывку к своей любимой бабушке в Кисловодск. Всего 8 строк, а

сколько в них мудрости и одиночества. Эта тема одиночества была близка многим людям

того периода, романтикам, мечтателям стремившимся изменить этот грешный мир, сделать

его совершенным. Однажды эти строки прочитал Композитор, дирижёр, исполнитель,

директор Московской консерватории А.Рубинштейн, (записываю на доске)

Слайд 3 такой же романтик в душе и они отобразились в его сознании музыкой, так родился

знаменитый романс «Горные вершины» Записываю слово Романс

исполняю.

Слайд 4 текст романса с записанными авторами

Сл. М.Ю.Лермонтов Горные вершины муз. А.Рубинштейн

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

У.- Наверное так пел Серёжин папа, всего 8 строк, но сколько в них душевного тепла, страдания

Неужели больше Серёжа и не вспоминал об отце, заигрался и некогда было?

Д.- Он вспоминал регулярно, образ отца не выходил из его памяти

У.- Найдите этому подтверждение в тексте

…..Устал наконец и сел на скамейку под густым каштаном. Глубокое безразличие овладело мной, и я уже не думал ни о дяде, ни о старике Якове. Мелькали обрывки мыслей, какие-то цветные картинки. Поле, луг, речка. Тиль-тиль, тир-люли! И я опять вспоминаю: отец и я. Он поет: Между небом и землей

Жаворонок вьется…

«Папа, — говорю ему я, — это замечательная песня. Но это же, право, не солдатская!» — «Как не солдатская? — и он хмурится. — Ну, вот весна, пахнет разогретой землей. Наконец-то сверху не сыплет снег, не каплет дождь, а греет через шинель теплое солнышко. Вот залегла цепь… Боя еще нет. А он сверху: тиль-тиль, тирлюли, тирлюли!.. Спокойно кругом, тихо… И вот тебе кажется: я лежу с винтовкой… А ведь кто-нибудь вспомнит и про меня и вздохнет украдкой. Как же не солдатская? Ну что? Теперь понял?» — «Да, да! Понял!»…..

У.- И снова тема одиночества. Солдатам во все времена приходится трудно, они защищают свою

Родину, вдали от родных и близких несут вахту, стоят на границе в дозоре, только лишь в

минуты затишья они могут мысленно долететь до дорогих сердцу людей, ведь только мысль

не имеет границ и времени. Но почему отец снова запевает романс? Что закончились

кавалеристские залихватские песни?

Д.- Просто в такие минуты затишья, солдат чистит винтовку, копает окопы, траншеи, а его душа

Мысленно обращается к родным сердцу людям, а письма согревают душу, вот они и

зачитывают их до дыр.

У.- А вы знаете, кто композитор этого романса?

Слайд 5 Однажды, Нестор Кукольник , был такой поэт в 19 веке пришёл в гости к своему другу-

композитору, ПОДСКАЗКА 1: его ещё называют основоположником русской классической

музыки, ПОДСКАЗКА 2: - он уже тогда был известным композитором, у него уже была

опера «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».Так о ком я говорю?

Д.- М.И.Глинка (записываю на доске)

Слайд 6

У.- Совершенно верно, так вот, эти строки очень взволновали Глинку, и тут же родился

романс «Жаворонок» . Глинка как раз собирался покинуть Петербург и отправиться в

заграничные долголетние гастроли, но как только прочитал строки стихотворения, в его

мыслях сразу запел русский жаворонок

Слайд 7

Муз. М. Глинки ЖАВОРОНОК Сл. Нестора Кукольника

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,
А кому – не знает...
Та, кому она, поймет,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой. 1840г.

Слушаем в исполнении Зураба Сеткелавы.

У.- Наверное именно так пел Серёжин папа. Какая интонационная палитра у этого романса ?

Д.- наивная прелесть и задушевная простота его напева. томительное душевное состояние,

У.- Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!

Д.- задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и

простой, окрашенной светлой печалью Радость с лёгким оттенком печали – может быть,

оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может

быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Одиночество,

воспоминания, разлука, грусть, затаённая надежда, цвета окраски неяркие,

У.- Состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии. Как вы думаете, от

исполнителя зависит красота звучания?

Д.- Несомненно, исполнитель вложил в свой голос душу, или пропустил романс через душу

Тусклые сентиментальные, романтичные ноты.

У.- Во вступлении, интерлюдии и заключении романса звучат фиоритуры и трели жаворонка. В

них пение птицы изображено Глинкой сугубо реалистично. Это не символ, а подлинные,

натуральные трели жаворонка, которые так любил слушать Глинка приезжая погостить к

сестре в Малороссию

«Жаворонок, который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то

падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в

голубом эфире» (В. Г. Белинский).

У.- Вам понравилось исполнение романса?

Д.- очень проникновенно и трогательно

У.- Это пел ^ Зураб Соткилава Как называется такой мужской голос?

Слайд 7.

Д.- Тенор (записываю под фамилией)

У.- не просто тенор, а Удивительный голос России, а вы знаете, что он не певец по профессии,

больше того, его профессия совершенно противоположна музыке, он был известным

спортсмен Грузии и играл в футбол, но петь любил с детских лет, и эта любовь победила.

Сегодня он известный исполнитель с мировым именем

У.- Неужели отец Серёжи, в душе у которого в жестокое время войны живут такие хрупкие

мелодии может быть вором?

Д.- Всё больше убеждаемся, что нет, так же как Серёжа свято верил в невиновность отца, и во

всём старался быть похожим на него.

У.- Как проявил себя Серёжа в экстремальной ситуации? Чему учит его жизнь, когда он

остается один на один с опасностью?

Д.- Он поступает, как маленький герой, не умея стрелять ,он пытается задержать воров и

Вредителей

У.- найдите это в тексте

………… Я открыл глаза и потянулся к браунингу. Только что я до него дотронулся, как стало тихо-тихо. Воздух замер. И раздался звук, ясный, ровный, как будто бы кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона.

Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! — уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. — Встань и не гнись! Пришла пора!»

И я сжал браунинг. Встал и выпрямился.

Как будто бы легла поперек песчаной дороги глубокая пропасть — разом остановились оба изумленных друга.

Но это длилось только секунду. И окрик их, злобный и властный, показал, что ни меня, ни моего оружия они совсем не боятся.

Так и есть!

С перекошенными ненавистью и презрением лицами они шли на меня прямо.

Тогда я выстрелил раз, другой, третий… Старин Яков вдруг остановился и неловко попятился.

Но где мне было состязаться с другим матерым волком, опасным и беспощадным снайпером! И в следующее же мгновение пуля, выпущенная тем, кого я еще так недавно звал дядей, крепко заткнула мне горло.

Но, даже падая, я не переставал слышать все тот же звук, чистый и ясный, который не смогли заглушить ни внезапно загремевшие по саду выстрелы, ни тяжелый удар разорвавшейся неподалеку бомбы.

Гром пошел по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

И в сорок рядов встали солдаты, защищая штыками тело барабанщика, который пошатнулся и упал на землю».

У.- Что же помогает Сергею Щербачову выстоять и после многих ошибок найти в себе силы и

мужество преградить путь действительным врагам нашей Родины — шпионам и убийцам?

Д. - В Сергее заговорил голос совести, заговорило все, что было воспитано в нем отцом.

«Выпрямляйся, барабанщик! — уже тепло и ласково подсказал… все тот же голос. — Встань

и не гнись! Пришла пора!»

Д.- И неважно, что для поимки шпионов подвиг Сергея уже не нужен: ведь дом, в котором они

прятались, окружен — и бандитам не скрыться. Но Сергей об этом не знает. Он встает,

распрямляется, преграждая путь врагам. И с этого момента, даже сбитый на землю пулей, он

снова возвращается в строй своего отряда.

У.- Я хочу снова вернуться к строкам из начала повести, мы их так быстро проскочили, а ведь

именно в этих строках сокрыт секрет смелости Серёжи: «Наступило солнечное утро. То

самое, с которого жизнь моя круто повернула в сторону. И увела бы, вероятно, кто знает куда,

если бы… Что если бы, найдите в тексте?

Д.- «…если бы отец не показывал мне желтые поляны в одуванчиках да если бы не пел мне

хорошие солдатские песни, те, что и до сих пор жгут мне сердце….»

У.- Песни жгущие сердце, до боли, Так что было в этих песнях

Д. – правда человеческая

У.- …………… Широки поля. Мир огромен. Жизнь еще только начинается. И что пока

непонятно, все потом будет понято. Мотор гремит, а мне весело. Я толкаю отца локтем и,

чтобы он меня расслышал, громко кричу:

— Папа, а все-таки «Жаворонок» — это не солдатская песня!

Он, конечно, сейчас же хмурится:

— А какая же?

— Да так! Просто человеческая.

— Ну и что же, человеческая! А солдат не человек, что ли?

Он упрям. Я знаю, что нет для него ничего святей знамен Красной Армии, и поэтому все, что ни есть на свете хорошего, это у него — солдатское.

А может быть, он и прав!

Пройдут годы. Не будет у нас уже ни рабочих, ни крестьян. Все и во всем будут равны. Но Красная Армия останется еще надолго. И только когда сметут волны революции все границы, а вместе с ними погибнет последний провокатор, последний шпион и враг счастливого народа, тогда и все песни будут ничьи, а просто и звонко — человеческие».

У.- Повзрослел ли Серёжа к концу рассказа?

Д.- он наверняка за лето подрос, но сознательно он вырос и стал не мальчиком , но юношей,

закалённым испытаниями судьбы, возмужал.

У.- Вспомните, как произошла их встреча с отцом?

Д.- В госпитале, они обменивались взглядами и Серёжа считал большим счастьем, что не нужно

никому ничего рассказывать, отец всё прочитал в Серёжиных глазах, а Серёжа в отцовских.

У.- Вот оно родство, которое невозможно разделить, разрубить, разрушить – единение душ.

Найдите подтверждение ваших слов в тексте

Д.- ……… Самолет опустился на землю, взявшись за руки, они вышли и остановились, щурясь

на свету прожектора.

И те люди, что их встречали, увидели и поняли, что два человека эти — отец и сын — крепко и нерушимо дружны теперь навеки. На усталые лица их легла печать спокойного мужества. И, конечно, если бы не яркий свет прожектора, то всем в глаза глядели бы теперь они прямо, честно и открыто.

У.- И снова мне вспоминаются слова из песни «Эту дружбу не разрушишь, не убьёшь!»

У.- Созвучны ли эти строки нашему сегодняшнему герою?

^ Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой. Михаил Львов

Д.- Да, они характеризуют сущность человека

У.- А вам не показалось, что эту повесть нам рассказывал не Серёжа Щербаков, а сам Гайдар?

Аркадий Петрович любил хорошие песни...

Из воспоминаний Л. А. Кассиля...«... Сердце у него было такое мальчишески-веселое, честное и щедрое, что и у тех, кто читал его книги или встречался с ним, становилось светлее, радостнее на душе».

Из воспоминаний Тимура Гайдара...

«Как многие физически и духовно сильные люди, он был добр. Как почти все добрые — легко раним. Не боялся боли, холода, жажды. Но совершенно не мог выносить грубость, хамство...»

У.- А чему ещё нас научил Гайдар? Урок 2-й

Д.- любви и доверию между родными и друзьями, старшими и младшими, между

людьми вообще, единству поколений, которое может быть настоящим и прочным

только в том случае, если мост наводится с обеих сторон.

Д.- Что даже будучи мужчиной, солдатом нужно сохранить душу свою светлой, чтоб в ней

звучали романсы о нежности, о чувствах, о любви, о родных.

У.- я позволю зачитать себе строки из начало повести «Наступило солнечное утро. То самое, с

которого жизнь моя круто повернула в сторону. И увела бы, вероятно, кто знает куда, если

бы... если бы отец не показывал мне желтые поляны в одуванчиках да если бы не пел мне

хорошие солдатские песни, те, что и до сих пор жгут мне сердце...»

У.- Песня – вот пожалуй единственная в своём роде микстура для врачевания души. Давайте

вместе поврачуем наши души,

споём вместе 1 куплет песни «Жаворонок».

У.- Мы конечно не великие исполнители, как Соткилава, но обязательно ещё не раз вернёмся к

этому романсу, доведём его до нужного качества.

У.- Однажды Гайдара спросили: «Что такое счастье — это каждый понимает по-своему. Но все

вместе люди знают и пони­мают, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и

беречь эту огромную счастливую землю...»

Д.- необыкновенная. Жаль, что прожил он мало.

У.- А как вы считаете, родилась бы эта повесть у Гайдара, если бы Серёжин отец не пел ему

песен, не показывал бы луг с одуванчиками?

Д.- скорей всего нет

У.- Тогда что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (записываю на доске)

Д.- Литература бы превратилась в монотонный анонс новостей, а возможно и вовсе исчезла

У.- Что из это следует?

Д.- Что музыка и литература взаимопроникновенны, они как ветви одного дерева

У.- Или как лучики одного солнышка, которое мы с вами рисовали на 1 нашем уроке.

Рефлексия: Вы сегодня замечательно продемонстрировали, что, самостоятельно познакомились с произведением Гайдара, поделились своими впечатлениями. А сейчас я прошу ответить на мои вопросы:

- Что вынесли вы из повести поучительного? (ответы детей записываю на доску)

- Что показывает нам наша говорящая доска? Зачитываю написанное

- Что особенно запомнилось сегодня на уроке?

- Пригодятся ли вам знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке?

- Для кого они полезны? Какие результаты они принесли?

- Кто посоветует прочитать эту книгу своему другу?

- Кто хочет сказать мне спасибо за совет прочитать именно эту книгу?

Д.З. Найти интересные факты из жизни Гайдара, у нас будет пресс-конференция. Журналисты будут задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. И ещё сообщение о Романсе, что за такой жанр в музыке и откуда он к нам пришёл.

Отметки по активности ребят.


Литература:

  1. Книга: А.Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Том 2 Издательство "Правда", Москва, 1986

  2. Аркадий Гайдар : Жизнь и творчество : Кн. для учит. / Сост. Н. И. Рыбаков. – М. : Просвещение, 1991. – С. 49–69.

  3. Гайдар А. П. Обыкновенная биография // Гайдар А. П. Собр. соч. : В 3 т. Т. 3. – М., 2000. – С. 279–296.

  4. Гайдар Т. А. Голиков Аркадий из Арзамаса : Документы, воспоминания, размышления / Т. А. Гайдар. – М. : Политиздат, 1988. – 318 с. : ил.

  5. Гайдар-Голикова Е. А. Едет папа на войну за Советскую страну : Рассказы-воспоминания о А. П. Гайдаре / Е. А. Гайдар-Голикова.– М. : Дет. лит., 1980. – 64 с. : ил.

  6. Голованова М. В. Любимых детских книг творец : К 95-летию А. П. Гайдара / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная шк. – 1999. – № 2.– С. 4–8.

  7. Гольдин А. Невыдуманная жизнь : Из биографии Аркадия Гайдара / А. Гольдин. – 3-е изд., доп. – М. : Дет. лит., 1984. – 239 с. : ил.

  8. Паустовский К. Г. Встречи с Гайдаром / К. Г. Паустовский // Шк. роман-газ. – 1998. – № 10. – С. 73–75.




Похожие:

Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,...
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» Тип урока
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconУрок русского языка
Тип урока: Закрепление умений и навыков с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса, элементов технологии...
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconУрок комплексного применения знаний и умений. Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работ, работы в парах
Оборудование: телевизор, компьютер, презентация, раздаточный дополнительный материал для групповой работы
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconИ. М. учителя музыки му «Гимназия г. Раменское» 2 полугодие «Взаимосвязь музыки и живописи» тема урок
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать значение музыки в синтезе искусств
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconТренинг продаж с применением технологии spin® Тренинг продаж с применением технологии spin®
Клиентом в больших продажах, т е в процессе продаж, требующих значимо большого времени на принятие решения, и связанного с большими...
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconИспользование методов технологии проблемного обучения для формирования и развития навыков правописания
Моу – сош №21 существует с 1968 года. На данный момент в ней обучается 608 человек (28 классов), педколлектив 54 человека. Дети обучаются...
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское»
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconЕ. М. Кудряшовой Сегодня всемирная сеть Интернет находится в глубоком противоречии с существующей формой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию. Компьютерным урок
Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения iconИ. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок
Процесс превращается в «натаскивание» знаний, а каждому педагогу понятно, что подобная метода не развивает душу ученика, а всего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов