«Ты откуда, русская зародилась музыка?» icon

«Ты откуда, русская зародилась музыка?»



Название«Ты откуда, русская зародилась музыка?»
Дата конвертации19.01.2013
Размер74.02 Kb.
ТипДокументы

«Ты откуда, русская зародилась музыка?» Н.

Рыленков. Музыка

Среди имен, что дороги нам с детства, в чьих звуках гордость родины слышна,

Есть дна особо дорогих для нас, то Пушкина и Глинки имена.

Их кровное родство, а не соседство, а вечные связало времена.

В том, что от них осталось нам в наследство, — душа родной страны воплощена.

Душа страны, в которой так чудесно слились народа русского черты:

Спокойное величье простоты, открытость в дружбе, стойкость в битве честной

И вера в правду высшую мечты, что нам звучит как музыка, как песня!

Глинка!.. Как много смысла и значения заклю­чено в этом славном имени!

Ми­хаил Иванович Глинка — осно­воположник русской музыки, глава русской композиторской школы, создатель бессмертных произведений. Глинка — чис­тый, прозрачный, неиссякаемый источник, из которого не устают черпать многие и многие поколе­ния музыкантов.

Ты откуда, русская зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откупа грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась с самого начала. Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Г. Серебрякова «Ты откуда, русская...»

«Я родился 1804 го­да, мая 20-го дня, утром на заре в селе Новоспасском... оно расположено по реке Десне, близ ее истока, и в недальнем расстоя­нии окружено непроходимыми лесами...» (М. И. Глинка).

С зарей раздался первым крик ребенка, и в тот же миг в густой тени млей

В ответ ему торжественно и звонко проснувшийся защелкал соловей.

И пусть твердят нам, что легенда это. Нам все равно. Мы сердцем верим ей.

На крик ребенка песней в час рассвета не мог не отозваться соловей.

Ведь мы-то знаем хорошо о том, что тот ребенок Глинкой стал потом!

Н. Рыленков.

Звучит «Жаворонок» М. И. Глинки на слова II. В. Ку­кольника

Как щедро льются эти звуки Из необъятной вышины!

Я к ним протягиваю руки — Ладони музыкой полны.

Замрет на миг и снова льется Живая звонкая струя,

И солнце ласково смеется, И дышит ласково земля.

Завидую самозабвенно Неутомимого певца

И у него учусь уменью И петь и радовать сердца!

И. Оленина. Жаворонок

«...Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким об­разом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной на­родности, которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России...» — писал музыковед В. В. Стасов [1].

Опять приснилось детство в Новоспасском, где задремала над Десной ветла,

Где на заре старик пастух с подпаском с жалейками проходит вдоль села.


Где в час полдневный на любой полянке, с горячих щек не вытирая пот,

Склонясь над сыном, голосом крестьянки Россия о судьбе своей поет.

Н. Рыленков. Музыка

Раздается колокольный звон. На фоне колокольного звона звучит ци­тата из автобиографии М. И. Глинки и затем — стихи И. А. Бунина.)

«Я был ребенком слабого сложения и нервного расположения... Обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, на­полняли душу мою живейшим поэтическим восторгом... Музы­кальная способность выражалась в это время страстию к колоколь­ному звону...» (М. И. Глинка).

Любил я в детстве сумрак в храме, любил вечернею порой

Его, сияющий огнями перед молящейся толпой;

Любил я всенощное бденье. Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье и покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе, я становился за толпой;

Я приносил туда с собой в душе и радости и горе;

И в час, когда хор тихо пел о «Тихом свете», — в умиленье

Я забывал спои волненья и сердцем радостно светлел...

И. Бунин «Любил я в детстве сумрак в храме... »

Безмятежная жизнь в усадьбе была прервана в августе 1812 года пришедшей на Смоленщину войной.

(Звучит фрагмент увертюры из музыки к трагедии //. В. Куколь­ника «Князь Холмский».)

Звонили в сельской тишине церквушки. В саду скликались птицы по кустам,

А ночью лезли сны из-под подушки. Все тени сказок, прятавшихся там.

Так детство шло. И вдруг — война, тревога. Дом заколочен. Брошен мирный кров.

С тех пор навек запомнилась дорога и песни ополченцев-мужиков.

Далекие раскаты громовые и облака, бредущие вразброд..

В тот год, наверно, понял он впервые, в пути встречая грозовой восход,

Что не село — отчизна, а Россия, что, кроме слуг господских, — есть народ!

Н. Рыленков. Музыка
Несмотря на то, что будущий композитор совсем мальчиком оставил свою Малую Родину, связь со Смо­ленщиной сохранилась у него на всю жизнь. Новоспасское осталось для него «раем земным». Здесь находятся истоки его та­ланта, здесь испытал он первые печали и радости, получил опыт общения с природой, музыкой, народной песней.

У грусти есть особые слова, Особая мелодия и звуки.

Вы видели, как падает листва, Как к журавлям в предчувствии разлуки

Березы обнажено тянут руки?

Вы слышите, как шепчется река с плывущими над нею облаками?

Все это стало музыкой рожка, пронизанной осенними ветрами

И почему-то позабытой нами. Звучи, рожок смоленщины моей,

Пленяй своей свободною игрою, храни прощальный поклик журавлей

До встречи с ними вешнею порою И верь. Что та пора не за горою.

В. Фирсов. Смоленский рожок

Юность компо­зитора, его дружеские связи, впе­чатления первой любви, успехи в свете связаны с Петербургом. Именно в этом городе, где звуча­ли его первые произведения, ста­вились оперы, пришла к Глинке слава композитора. Здесь, в Пе­тербурге, он почувствовал не только власть музыки над собою, но и себя музыкантом, творцом.

В ночи, когда уснет тревога, И город скроется во мгле —

О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле!

А. Блок «В ночи, когда уснет тревога...»

Один из самых знаменитых русских романсов «Я помню чудное мгновенье...», написанный М. И. Глинкой на слова Л. С. Пушкина. Его исто­рия началась в 1819 году, когда девятнадцатилетний Пушкин познакомился с Анной Керн [2]. После долгой разлуки, через шесть лет, поэт дарит ей нераз­резанный экземпляр 2-й главы «Евгения Онегина». В неразре­занных листках Лина Петровна нашла вчетверо сложенный лист со стихами «Я помню чудное мгновенье...».

(Звучит манс М. И. Глинки на стихи А. С. Пуш­кина «Я помню чудное мгно­венье...»).

Глинка посвятил романс до­чери Анны Керн, Екатерине, ко­торую впервые увидел в 1839 году. Она же вдохновила композитора на замечательный «Вальс-фанта­зию».

Похолодели лепестки Раскрытых губ, по-детски влажных, -

И зал плывет, плывет в протяжных Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный —

И вест, веет ветер бальный Теплом пушистых опахал.

И. Бунин. Вальс

(Звучит «Вальса-фантазии» М. И. Глинки.)

Глинка всю жизнь был неустанным путешественником и не знал, по-видимому, большего наслаждения, чем открытие новых стран, народов, языков, обычаев, внешнего облика местных жителей. Побывав в Испании, композитор осуществил свою давнюю заветную мечту. В черновой рукописи первой испанской увертюры, названной «Арагонская хота» и написанной по мотивам национального испанского танца, рукой автора написано: «Мадрид. 24 сентября 1848 года». Это был счастливый год жизни Глинки.

Из страны, где солнца свет Льется с неба жгуч и ярок,

Я привез себе в подарок Пару звонких кастаньет.

Щедро лентами одеты С этой южной пестротой;

В них живет испанский зной, В них сокрыт кусочек света.

И напомнят мне оне И волны морской извивы,

И дрожащий луч на дне, И узлистый ствол оливы.

Танец быстрый, голос звонкий, Грациозный и простой,

С этой южной, с этой тонкой Стрекозиной красотой.

И танцоры идут в ряд, Облитые красным светом,

И гитары говорят В такт трескучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад В жгучий полдень жарким летом.

М. Волошин. Кастаньеты

(Звучит «Арагон­ская хота» М. И. Глинки.)

«...Отправляясь заграницу, я имел две главные цели. Первая: поправить здо­ровье в лучшем климате... Вто­рая: удовлетворить любопыт­ству обозрением тех мест и го­родов, куда давно уже влекло меня мое воображение, и, как артисту, приобрести некоторую известность и вступить в сно­шения с известными талантами в Европе...» (М. И. Глинка).

(Звучит ноктюрн М. И. Глинки «Разлука».)

Maть Михаила Ивановича Глинки боялась, что сын может умереть на чужбине. Ее опасения сбылись. Жизнь композитора оборвалась в Бер­лине 15 февраля 1857 года. Ему не было 53 лет.

Еще печаль! Опять утрата! Опять вопрос в душе заныл

Над прахом бедного собрата: Куда ж он шел? Зачем он жил?

Ужель затем, чтоб сердца .муки На песни нам перевести,

Нам дать в забаву эти звуки И — неразгаданным уйти!..

Я эти звуки повторяю. Но песням, милым с первых дней,

Уже иначе я внимаю... Оне звучат уже полней.

Как будто в них уже всецело Вошла для жизни без копна

Душа, оставившая тело Их бездыханного творца.

Л. Майков. На смерть Глинки

Новоспасское целый год принимает гостей приезжающих поклониться Малой Родине композитора. Новоспас­ское без Глинки... Вновь отстро­енный дом, «глубокий, бархатный и ясный» звон колоколов церкви Преображения Господня, веко­вые деревья старого парка...

Они стареют с каждым годом Вдали от шумных городов.

Отдавшись участи природы И неизбежности годов.

Им осень, скажем, не в новинку, Да только голос их затих

Лишь оттого, Что умер Глинка Вдали от родины.

И если б спал он где-то рядом С приделом отчего крыльца,

То неизменно были б рады Их постаревшие сердца.

Значками нотными капели Ронял на весенний снег,

Они б над ним такое пели, Чего не услыхать вовек!

В. Фирсов «Они стареют с каждым годом... »

Что до того — церковным ли трезвоном, Запевками ль смоленского села

Иль соловьиным посвистом влюбленным Навеки в душу музыка вошла!

Она вошла и распахнула двери, Велела спесь дворянскую забыть,

Не думать о богатстве, о карьере, В искусстве трудном подвиг полюбить.

Постигнуть все. И все начать сначала. Остаться без семьи и без жилья.

Стареть вдали от отчего причала, Нигде покоя сердцу не суля.

Чтоб только песня русская звучала, Широкая, как Русская земля!

Н. Рыленков. Музыка

В конце XX века мелодия «Патриотической песий» Глинки на несколько лет стала гимном обновленного Россий­ского государства, и это неудиви­тельно, ведь именно этот компо­зитор заставил музыку зазвучать «на русском языке». Михаил Иванович писал в 1845 году в письме к матери...

«Может быть, другие будут счастливее в сво­их дебютах, но я первый рус­ский композитор, который познакомил парижскую публику с своим именем и своими произведениями, написанны­ми в России и для России».

До сих пор, спус­тя более 200 лет после рождения Михаила Ивановича Глинки, мы не перестаем восхищаться под­вигом композитора, совершен­ным им во славу русского искус­ства.

(Звучит «Патриоти­ческой песни» М. И. Глинки.)




Похожие:

«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconРусская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века
Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа:...
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconОбряд «Веселая ярмарка» Все участники одеты в русские народные костюмы. Звучит русская народная песня «Камаринская»
Звучит русская народная песня «Камаринская». Выбегают два скомороха. Кувыр-каются, музыка стихает
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconУчебного курса «Музыка» для 6 класса основного общего образования
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconТест по истории Древней Руси 1 вариант 10 класс Путь «из варяг в греки»
«Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» — этими словами начиналась (лось)
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconОткуда же люди брали фамилии?
Есть фамилии, оканчивающиеся на «- ский»; они часто указывают, откуда, из каких мест пошел род этих людей
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» icon1-й чтец: ( Стихотворение В. Брюсова «Библия» ). 2-й ведущий
Библии. Вся мировая культура, музыка, живопись, литература – пронизана образами и идеями Книги Книг. Для поэтов, композиторов, художников...
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconУрок композиция «Фронтовые письма» Ламзина О. Н., учитель русского языка и литературы моу «Большеплотавская сош №22» 2010г
Музыкальное оформление – фонограмма песен: “Письмо отца” (музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева и Д. Усманова), “Жди меня” (музыка...
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 7 классе Пояснительная записка
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 6 классе Пояснительная записка
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
«Ты откуда, русская зародилась музыка?» iconТема: Программно-изобразительная музыка
Музыкально-театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов