Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки icon

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки



НазваниеЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Дата конвертации24.04.2013
Размер248.87 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки и МХК МОУ «Гимназия г.Раменское»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

«Здоровье – это не только отсутствие

болезней и физических дефектов, но и

состояние полного физического, духовного

и социального благополучия»

из Устава Всемирной организации здравоохранения

В наш современный век на-на технологий, всё более отчётливо осознаётся профессионально-значимая проблема сохранения здоровья населения, а стало быть на нас, работниках института образования лежит главная ответственность за новое поколение будущих граждан России.

Уже сегодня, понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания. В него всё чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями его жизни в школе.

Понятное дело, что вылечить ребёнка мы не в силах, да и это не в нашей компетенции, но в нашей власти создание условий для того, чтобы букет приобретённых ребёнком болезней с детства не расцветал. А особенно я отношу эту ответственность к работе учителя музыки, ведь мы являемся врачевателями детских душ, а отсюда вывод, если будет комфортно душе, то болезни не будут прогрессировать. Мы должны научить ребят бережно относиться к своему здоровью, прививая на каждом уроке по крупицам этот навык.

На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком.

Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если в школе не используются в полном объёме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

^ Я считаю, что особенно актуально применение этой технологии на уроке музыки. Подтверждением этому служат труды российских учёных. Так С. Шабулин в своей книге «Врачебная сила музыки» рассказывает о методах лечения музыкотерапией.

Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы А.Н.Стрельниковой, в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.

Г.В. Стюхина предлагает метод «погружения» музыку для изучения своего эмоционального состояния.

Г. А.
Шичко разработала комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.

Изучив вышеперечисленные методики, проанализировав результаты здоровьконтролирующих мониторинговых исследований учащихся Гимназии, составила систему упражнений, применяемых на уроках музыки, способствующих укреплению здоровья детей.

Ожидаемый результат.

1. Создание комфортного, благоприятного микроклимата на уроке.

2. Снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности.

3. Снижение утомляемости детей к концу урока (учебного дня).

4. Улучшение психо-эмоционального состояния детей посредством урока музыки.

5. Повышение умственной и физической работоспособности детей.

6. Создание успешности каждого ученика.

7. Формирование толерантности, терпимости.

8. Как любое совместное дело – формирование сплочённости классного коллектива.

9. Привлечение родительской и городской общественности для проведения внеклассных мероприятий (внеурочная деятельность).


Цель: формирование у учащихся потребности сохранения и совершенствования собственного

здоровья посредством системного применение здоровьсберегающих технологий на уроках

музыки. Формирование навыка здорового образа жизни.


Для достижения этой цели следовательно, вытекает ряд задач. Необходимо:

1. Создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении и укреплении

собственного здоровья.

2. Научить детей управлять своим эмоциональным состоянием посредством музыки.

3. Способствовать воспитанию нравственно, физически, эмоционально здоровой, личности.


Обстановка для уроков музыки – вот основной путь к достижению цели. Необходимо создать следующие условия, для того, чтобы драматургия урока строилась педагогически правильно и в то же время полезно для здоровья:

а). Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено, по возможности постоянно открыты окна для продувки. Сменная обувь –обязательный аспект учебного процесса. Регулярная влажная уборка в кабинете. Обилие зелёных растений для формирования кислорода.

б). Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей. Во время пения ребёнок глубоко дышит, так пусть же он полной грудью вдыхает чистый, незапылённый воздух, тогда он в это время действительно будет развивать лёгкие, а не отравлять их плохим воздухом, т.е. в помещении не должно быть пыли.

в) Кабинет музыки, должна быть помещена так, чтобы соседний шум не проникал в неё, чтобы музыку слушать и петь ребята могли в полной тишине, для отдыха нервной системы.

г)Необходимо, чтобы все дети находились в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, постановкой рта, правильностью позы во время пения, во время восприятия музыки, не мешая друг другу.

д) Процесс пения осуществлять только стояли.

е) Отдельный кабинет музыки для проведения уроков музыки, это создаёт интерес и настроение для занятий.

Не маловажным аспектом является психологический климат на уроке музыки. Взаимоотношения между учителем и учениками положительные (построены на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях). Положительные взаимоотношения между учениками. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Развитие слуха и памяти. Память укрепляется тогда, когда человек сосредоточивает своё внимание на том предмете, который изучает. Таким образом, сами по себе интересные занятия музыкой уже являются упражнениями для укрепления памяти:

Начинать слушание музыки не и крупной формы, а частично, постепенно прививая слуховую культуру, наращивая ей длительность постепенно. Часто использовать на уроках момент игры «Угадай мелодию», «Пойми меня» с характеристикой творчества композитора и произведения, чтобы учащиеся класса угадали задуманное произведение. «Допой музыкальную фразу» - учитель прерывает произведение а любом месте, а дети допевают мелодию, угадывая её название и автора. Такие упражнения варьируются как угодно, и чем разнообразнее и живее они проводятся, тем быстрее приводят к намеченной цели.

Для развития внутреннего слуха и памяти, и ритма, применяются следующие упражнения:

1. Весь класс исполняет песню, но по внезапно сигналу учителя (это дирижёрский взмах, кивок, если учитель сам аккомпанирует и т.д.) смолкают, все, заканчивает произведение либо один ученик, либо ряд, либо парта (по желанию учителя), и снова, по сигналу учителя, весь класс продолжает исполнять песню вместе петь вслух дальше. Очень полюбилась ребятам песня Ю.Чичкова «Песенка про жирафа», где ребята вторят эхом слова запева и припева, кивком учитель показывает какой ряд исполняет, или все вместе. Так же песня «Нити-параллели», где я указываю на парту или ученика, который мне вторит.. В 5 классах с удовольствием имитируем игру инструментов, показывая как играть на том или ином инструменте и т.д. Всегда на УРА проходят такие вокальные игры-минутки

Музыкальный ритм. Ритм является одним из важных элементов музыкальных произведений, поэтому укрепление чувства ритма является одной из серьёзных задач музыкального воспитания.

Наблюдения показывают, что чувство ритма в большей части является врождённым, так, например, грудной ребёнок под музыку отбивает такт руками и ногами.

Ритмическую линию мелодии отхлопываю, а ребята угадывают из какой песни или мелодии, и так же загадывают сами для всего класса.

С удовольствием использую при знакомстве с Колокольными звонами в 5 классе. Так каждый ряд получает своё задание по принципу колокольного звука:

^ 1 ряд – БЛАГОВЕС ,прохлопывает ладошками ритм под текст «По чём треска?»,в медленном ритме, при этом слова проговаривают про себя

2 ряд – ПЕРЕЗВОН, прохлопывает ладошками ритм под текст «Два пятнадцать с половиной»,

в ритме перезвона, при этом слова проговаривают про себя.

3 ряд – ТРЕЗВОН, прохлопывает ладошками ритм под текст «Врёшь, врёшь, полторы»,

в ритме трезвона, при этом слова проговаривают про себя.

Постепенно ввожу каждый «колокол», добившись нужного эффекта, переходим на угольники, при этом дети сами изъявляют желание позвонить в колокол. А итогом такой деятельности обычно бывает экскурсионная поездка в монастырь, где ребятам предоставляется возможность самостоятельно позвонить в колокола, эффект потрясающий, нужно видеть детские глаза, у которых получается самим стать звонарём. А заканчивается такая экскурсия слушанием колокольного звона монастырского звонаря. И как приятно в последствии услышать от родителей своих учеников, что: «Вы открыли для моего ребёнка двери в новый мир музыки, и она об этом говорит так восторженно и с упоением, что я с прискорбием сожалею, что наши уроки музыки ограничивались только лишь записью текста, нот и пением одной песни полчетверти». К сожалению такой факт имеет место быть. Далеко не буду ходить, так же проходили уроки музыки и в моей школе, где я училась. Помню, я пообещала себе исправить это недоразумение и делать всё возможное, чтобы дети могли радоваться музыке не только в музыкальной школе.

Результат такой удачной работы – это аккомпанемент совместно с учителем песен. Я исполняю на фортепиано, дети на угольниках, «Колокола » Крылатова, «Белая дорожка», да и пожалуй, весь песенный репертуар.

Физкультминутки. Обязательным моментом урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, т.к. она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять напряжение.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Обычно такие минутки проводят дети самостоятельно (они уже привыкли к этому, это систематическая деятельность). Проводит физкультминутку очередная парта (очерёдность проговариваем заранее, в классе есть староста класса, который и отвечает за прохождение данного действия. Единственное требование, которое мы оговорили с ребятами после первой физкультминутки проведённой мной, «самоособенно», не повторяя движения других ребят придумать своё. Это элемент творчества. Всегда такие минутки проходят с огромным успехом и дети примечают новые движения и замечают повторы, и что самое ценное, оценку за проведённую физкультминутку определяют они сами, мне остаётся её только лишь суммировать, при выставлении оценки за урок).

Танцевальные минутки. Поскольку работаю в среднем звене, то танцевальные минутки провожу не только на уроке, но и на перемене в рекреации кабинета музыки. В 5-9 классах ребята выбирают «дежурного» в порядке очереди , который заранее дома подбирает музыку и придумывает несложные движения, которые остальные ребята повторяют сразу без подготовки во время урока. Дежурный класс по школе отвечает за порядок, а право проведения школьной танцевальной минутки получает победитель в классе (его тоже определяют сами дети), вывод – танцует вся школа, и учителя с нами вместе. Весело, задорно, живо, радостно, дружно.

Минутки релаксации. Такие минуты очень полюбились ребятам, т.к. мы не просто слушаем музыку, а просматриваем ролики сделанные ребятами или мной на музыку великих классиков с использованием фото ряда или репродукций художников, скульптуры, архитектуры. Условие: Ролик не должен занимать более 3 минут времени, используются полотна одного художника, что даёт возможность не только насладиться музыкой, но и порелаксировать с использованием зрительного ряда. Обычно этого момента дети ждут с нетерпением, ведь никто ещё не видел работы. По окончании четверти подводятся итоги-голосования, чья работа достойна для показа в рекреации школы во время большой переменки. Результаты ошеломляющие. Мы таким образом расширяем рамки урока музыки до урока искусства, постепенно, в игре дети познают шедевры отечественного и зарубежного искусства. Некоторые преподаватели жалуются на то, что не знают чем занять детей на уроке, я же сожалею о том, что урок всего 40 минут, так много хотят показать сами ребята, что звонок застаёт всех врасплох. Наши уроки проходят на одном дыхании. Это здорово. Выбор музыкального произведения я не ограничиваю, даю возможность ребятам самостоятельно поэкспериментировать, (только лишь, если ребёнок сам обращается за помощью, я ненавязчиво предлагаю мелодию и зрительный ряд, : «как мне кажется, такой вот музыкальный момент…, но если ты предложишь своё, я буду очень рада, т.к. уважаю ребят, самостоятельно мыслящих». Нужно ли говорить, что приготовят ребята к уроку? Я думаю вы догадались, конечно своё решение. Иногда бывают очень удачные эксперименты, иногда не очень, но с такими ребятами хочется работать, мы вместе находим причину неуспеха ролики и находим решение этой проблемы).

А Д/З для всех кто просмотрел ролик – творческая работа (рисунок, эссе, стихотворение), «ИМПРЕССИО» - мои впечатления.

Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание песни. Разбиваются на группы, ходят «стенка на стенку» или двигаются змейкой, проходят «через ворота», или, взявшись за руки, идут по кругу.

Разнообразные движения и хороводные линии «Капустонька» , наборный хоровод

«Как вставала я ранёшенько»

^ Инсценированные песни.

Позволяют детям творить самим. Всегда можно подобрать песни, в которых чувствуется возможность игры, движения.

 

Литература:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .


В качестве примера использования здоровьесберегающих технологий на уроке музыки, разработка внеурочного мероприятия «Широкая масленица», праздник, который уже стал традиционным в нашей Гимназии.

^ Наша Масленица

Двор школы красочно украшен Расставлены столы с угощеньями от каждого класса. За столиками по 2 дежурных (Родитель и ученик) Перед началом праздника звучит весёлая музыка. Праздник начинают глашатаи

^ 1 Гл: Эй народ честной, шире рот открой!

2 Гл: Слушайте объявление, для глухих без повторения

1 Гл Все, кто любит блины в сметане, чай горячий в большом стакане

2 Гл: Все, кто любит пироги, печенье, отзовитесь,

1 Гл В круг большой вокруг нас становитесь

^ 1 Гл: Здравствуй, Весна - голубушка, Весна - красна, Весна - весняночка,

2 Гл: Весна - матушка. Весна родимая!

1 Гл: Март идет по земле, Март - капельник, Март - протальник,

^ 2 Гл: Март - свистун, Март - березол.

1 Гл: И хотя ветер еще холодный и мороз зол по утрам,

2 Гл: Березол - свистун зазывает Весну.

1 Гл: Весна - красна, долгожданная, где ж ты долго бродишь?

^ 2 Гл Когда Масленицу нам пришлешь?

I Гл.: А мы Масленицу дожидаем, красавицу Весну увидаем

II Гл.: Наша масленица дорогая она гостьюшка годовая!

I Гл.: Она пешею то не ходит, всё на троечке разъезжает

^ II Гл.: У ней кони то, вороные, у неё слуги то, молодые

I Гл.: Живёт Масленица семь деньков, оставайся Маслена семь годков.

II Гл.: Чтобы слуги твои молодые нам подарки везли дорогие:

I Гл.: Масленица, мы тобою хвалимся, с горы катаемся, блинами объедаемся.

^ II Гл.: И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!


На сцену врываются четыре скомороха с веселой плясовой


I Гл: Эй, честной народ! А вы кто ж будите, откуда путь держите?

И с чем на наш праздник пожаловали?

1 Ск : Сейчас все увидите! Сейчас все поймете!

Как стручки гороха вьются червяками на крючке,

Мы - четыре скомороха, как горошинки в стручке!

^ 2 Ск: Скоморох, скоморох, выйди с дудкой за порог

И народу от души спой частушку и спляши!

поют

3 Ск: Каждый дудочник, волынщик, каждый дудочник и шут,

И потешных дел зачинщик, и веселый баламут!

^ 4 Ск: Если вдруг кому-то плохо и тепла недостает,

Позовите скомороха, он вам спляшет и споет!

поют

II Гл: Ай, да скоморохи! Ай, да молодцы! Во время к нам пожаловали!

I Гл: По-над речкою повисло зацепило два крыльца. И совсем не коромысло!

ВСЕ: Просто Масленица!!!

1 Ск : Масленица - кривошейка, встречаем тебя хорошенько

С блинцами, с каравайцами, с пряничками, да бубликами.

^ 2 Ск: Душа ль ты моя, Масленица, Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь!

3 Ск: Приезжай к нам в гости на широк двор,

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем натешиться!

^ 4 Ск: Уж ты ль, моя Масленица Красная, русая коса!

1 Ск : Приезжай к нам на школьный двор душой потешиться,

Умом повеселиться, речью насладиться!

2 Ск: Выходи, люд, на великий чуд, встречай Масленицу, ее к нам ведут!


Верба рясна-распрекрасна, едет Масленица красна

На кониках вороных , а , на саночках расписных
Звучит веселая музыка, подъезжают ряженые с Масленицей - чучелом. Текст под музыку


^ 1 Ск: Масленица, Масленица, Блинами попеканщица! Пришла раненько!

2 Ск: Встретим мы тебя хорошенько, Сыром, маслом и блином, И румяным пирогом!

3 Ск: Милости просим, будьте как дома, Вся территория вам знакома!

4 Ск: Матушку-зиму отпраздновать нужно, И проводить, как положено дружно!

^ 1 Ск: Сударыня наша, Масленица, Протянись до велика дня! От Велика дня до Петрова дня,

Не жалей, сударыня, на блины огня!

2 Ск: Ой, Масленица-белошейка, тебя встретим хорошенько! Сыром, маслом и сальцом,

и печеным яйцом!

^ 3 Ск: И водою из ключа, половинкой калача,

4 Ск: Праздник Масленичных забав, всяких игр да игрищ народных,

1 Ск: Эта речь моя - не напрасленица, будет зиму провожать Масленица!

1Гл. Люди, велено до вас Донести сейчас “Указ”.

А подписан он самой Нашей матушкой-Зимой!

. Каждый год сего числа, Как гласит Указник,

Людям сей славной гимназии Дивного города Раменского

Выходить на праздник! Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!


Скоморохи кричат “Ура”!


Весь школьный участок разделён на секторы. Классам вручаются путевые листки Каждый класс уходит по назначенному маршруту По окончании игр снова все на школьном крыльце


^ 1 Ск: Нам везде надо успеть, И сплясать и песню спеть!

Съесть корзинку пирогов, Да с три короба блинов!

2 Ск: Мы избу беленую чисто подметем, Ой, тоску зеленую мы не пустим в дом!

3 Ск: Холод, да метелицу прочь прогоним мы, Эй, встречай с весельецем...

Все: Проводы Зимы!!!

1 Ск: Очень долго мы играли, а теперь пора дружок съесть румяный пирожок.

2Ском: Облака кругом густые, Дали дальние ясны,

Масленица здесь, в России, Приглашаем на блины!


Все: Ах, тин-тинка, Подай блинка,

Оладышка-прибавышка, что пекла нам бабушка,

Тетушка, не скупися, блинчиком поделися!

^ 1 Ск : Ну, что за блины и сочны, и молочны, и крупчатые, и рассыпчатые,

2Ском С дымом, паром, головным угаром кипят и преют, скоро поспеют.

Мы давно блинков не ели мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Как на масленой неделе в дымоход блины летели

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

В квашне новой растворила, два часа блины морила

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Напекла она поесть сотен пять, а может шесть

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

На поднос она кладет, и сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

^

Ведунья: Вот блины блиночки, кушайте милые дочки и вы, милые сыночки


Ай да блины, три дня, как испечены и на сей час кипят.

Вкусные блиночки, кушайте сыночки и мои милые дочки


Разносят блины гостям. Звучит музыка


Финал

1 Ск: Широкая Масленица, Блинами богатая. Пошто села в сани, Не гуляешь с нами?

2 Ск: Масленка, Масленка, Гостья нагостилась, С зимушкой простилась.

С крыши капели, Грачи прилетели. Воробьи чирикают, Они весну кликают.

^ 1 Ском: О красе-Весне вещала, Угощала, обещала, обманула, провела, До поста нас

довела!

2 Ском Да, да! Нынче праздничная дата, Зажигай костер, ребята, Будем Зиму жечь!


Зажигается чучело Зимы, фейерверки, катание на санях. Звучит музыка


1 Ском: Долго Масленка гуляла, Песни разные играла, Пожалела нам блина

Гори, сатана! Гори, гори ясно, чтобы не погасло

^ 2 Ском : Прошла Масленица, Кончилось гуляньице, Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Все: Прощай, зима холодная. Приходи, лето красное! Прощай, зима

холодная,

Приходи, лето красное! Прощай, зима холодная, Приходи, лето красное!

Ведущая: Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и

весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских

традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь,

по русскому обычаю — чай!


Приложение

Встреча – Скоморохи, глашатаи по сценарию


^ 1 сектор: «Царь горы» (Стадион) - Ксенофонтова


2 сектор: Снежные фигуры – название и защитить номером худ.

самодеят. (Палисадник) – 10 б Тарасова М.А. Дубровин О.А.и Зимин Е.В.,

3 сектор – Эстафеты – (Стадион) Степанов А.А., Безбух В.В.


^ 4 сектор: Ярмарка поделок, сотворить руками Масленицу

Конкурс на лучшую Масленицу 10 а и Иголкина


5 сектор: Игры «Бояре»; «Горелки», «Курилка», «Покойник» «А мы просо сеяли,

сеяли»; «Ручеёк», 7 классы ( Королёва Е.А., Макарова Л.Ю.)


6 сектор: Игры «Шире круг»,

«Платочек», «Третий лишний»,

8 классы (Назарова Т.А. Дьяконоава Л.Н),

7 сектор: Масленица хулиганка Костёр – Дубровин О.А. и юноши 10 в класс

Шуева З.А.


^ Игра «Курилка»

Игра начинается с того, что все участники встают в круг. Все участники должны выкрикивать текст курилки Ведущая зажигает свечу и по часовой стрелке передают друг-другу свечку. В чьих руках погаснет свеча, тот выходит в круг, выбирает себе пару, хлопают три раза в ладоши партнёра.(в народе целовались) Игра продолжается заново, свеча начинает круговорот от выбранного партнёра.

«Курилка, курилка, ножки долгоньки живот короток, не помри же ты курилка,

не заставь меня плясать, не заставь меня плясать, всю беседу целовать»


^ Игра «Горелки»

Игроки выстраиваются в рядок по двое, как на ручеёк. На словах «Шу, полетели» игроки бегут по обеим сторонам колонны к воде, и стараются выхватить платочек, который1 вода держит над головой на вытянутой руке

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло. глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят шу, полетели».


^ Игра «Покойник»

Определяется площадка для игры. Игроки не должны выбегать за пределы уговоренного пространства Выбирается один игрок «покойник», вокруг него замыкается круг. По часовой стрелке ведут хоровод при этом кричат все игроки:

-В среду, во вторник, умер покойник, пришли хоронить он … шевелит (называются

любые части тела, при этом покойник шевелит названной частью тела:

рукою, ногою, ушами, носом, волосами, языком и т. д.)

- В среду, во вторник, умер покойник, пришли хоронить, как за нами он бежит (кого

поймает покойник, тот занимает его место и игра начинается заново)

Игра «Ручеёк»

Идёт матушка Весна, отворяй, ко ворота..

Первый Март пришёл, всех ребят провёл,

А за ним Апрель, отворяй пошире дверь,

А за ними Май, сколько хошь, столь гуляй

Игра «Бояре»

1. Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли;

2. Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли;

1. Бояре, нам невеста нужна;

2. Бояре, а какая вам мила;

1. Бояре, а нам … мила;

2. Бояре, она дурочка у нас

1. Бояре, а мы плёточкой её;

2. Бояре, она плёточки боится;

1. Бояре, мы ей пряничка дадим;

2. Бояре, у ней зубки болят

1. Бояре, а мы к доктору сведём;

2. Бояре она доктора боится;

1. Бояре не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда;

2. Бояре отворяйте ворота, едет, едет к вам невеста навсегда

Игра «А мы просо сеяли, сеяли»

1. А мы просо сеяли, сеяли.(Ровной линией движутся к ребятам).

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.(Пятясь, возвращаются па исходное место).

2. А мы просо вытопчем, вытопчем.(Теперь дети движутся к взрослым).

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.(Пятясь, возвращаются на исходное место)

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать?

2. А мы коней выпустим, выпустим,

1. А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем

2. А мы коней выкупим, выкупим!

1. А чем же вам выкупить, выкупить?

2.Мы дадим вам сто рублей, сто рублей!

1.Нам не надо сто рублей, сто рублей!

2. Мы дадим вам тысячу, тысячу!

1. Нам не надо тысячи, тысячи.

2.А чего вам надобно, надобно?

1.А нам надо девицу, девицу!

2.У девицы имя есть, имя есть.

1.Ее имя (совещаются)… Ирочка. Сейчас мы всех Ирочек заберем!

Все девочки Иры разбегаются и стараются разбить сцепленные руки взрослых. Если девочки пробьют "стенку", то уведут в свою команду любого взрослого. Если нет, то сами остаются. Игру продолжит та команда, в которую участников прибавится больше.

— В нашем полку прибыло, прибыло!

— В нашем полку убыло, убыло!

— В нашем полку скачется, скачется!

— В нашем полку плачется, плачется!


^ Зимние Эстафеты

(я предлагаю вам собственные разработки, но Вы можете применять свои игры, надеюсь у Вас их много в копилке, народные гуляния – самое излюбленное действо нашего народа, как говорил Царь Берендей из сказки А.Островского «Снегурочка»: «Народ великодушный во всем велик, — мешать с бездельем дело не станет он; трудиться, так трудиться, Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду».


^ 1 сектор. От каждого класса выбирается команда количеством 20 человек, делится

поровну с правой и левой стороны стадиона. Конкурсы начинаются по свистку.

^ 1. «Весёлый бег» - два участника левой стороны команды связываются одной верёвкой по

одной ноге (стреноживают), участники добираются до противоположной стороны стадиона,

развязываются и передают верёвку игрокам команды из правой стороны, следующая

двойка из правой стороны возвращается на противоположную сторону стадиона. и так до

последней пары. Таким образов игроки левой стороны окажутся на правой стороне и наоборот.

^ 2. «Полёт валькирий» - на метлу садится по 2 игрока левой стороны добегают до

противоположной стороны, передавая метёлку следующей паре из команды правой стороны,

следующая двойка из правой стороны возвращается на противоположную сторону

стадиона и так до последней пары. Таким образов игроки левой стороны окажутся на

правой стороне и наоборот.

3. «Снеговик» - один игрок становится у отметки. По сигналу – игрок с левой стороны бежит

к снеговику и завязывает ему шарф, возвращаясь к команде правой стороны, передаёт эстафету

игроку этой стороны, - второй бежит и развязывает шарф возвращаясь к команде левой

стороны вместе с шарфом, передаёт эстафету следующему игроку, игра продолжается

сначала, до последнего игрока. Последний – возвращается обратно со «снеговиком». Таким

образом, левая сторона завязывает шарф, а правая – развязывает. При этом игроки левой

стороны окажутся на правой стороне и наоборот.

4. «Трясина» - игрок с левой стороны команды добраться до противоположной стороны

использовав 3 кирпичика и передаёт эстафету, игрок с правой стороны передвигается на левую

сторону стороне и так до последнего игрока. При этом игроки левой стороны окажутся на

правой стороне и наоборот.

^ 5. «Бег сороконожек» - команда с левой стороны и команда с правой стороны берётся за руки

следующим образом: одна рука вытянута вперёд для сцепления с игроком команды, а вторая

рука подаётся следующему игроку меду колен, таким образом образуется цепочка игроков,

с левой и с правой стороны. «Сороконожкам» необходимо добраться до противоположной

стороны.

6. «Паровоз» - пара с левой стоны бежит до правой стороны, возвращаются, прихватив с

собой два вагона, у противоположной стороны снова прицепляют два вагона и снова

возвращаются за вагонами с противоположной стороны. Таким образом: к составу по 2 вагоны

прицепляются поочерёдно с левой и с правой стороны и так до конца состава. Побеждает та

команда, которая добирается до противоположной стороны всей командой в количестве 20

человек первой.


^ 2 сектор. От каждого класса выбирается команда количеством 20 человек. Конкурсы

начинаются по свистку.

1. «Каюр» - один игрок садится на ледянку, второй игрок в упряжке везёт его до отметки,

обратно возвращаются поменявшись местами. На стартовой черте эстафету передают

следующей паре.

2. «Тачка» - четверо игроков перетаскивают пятого распластанного игрока ухватив его за руки

и ноги до черты и обратно. На стартовой черте передают эстафету следующей пятёрке

. ^ 3. «Тараканьи бега» - 2 игрока, стоя спинами один к одному сцепляются за локти друг с

другом до отметки, оббежав её возвращаются обратно передавая эстафету следующим игрокам

и так до последней пары.

4. «Кочки» - первый игрок выпрыгивает вперёд и присаживается на корточки. второй

игрок перепрыгивает ч-з первого и приземляется на корточки, третий и последующие игроки

начинают перепрыгивать только тогда, когда предыдущий игрок перепрыгнет через все кочки

и приземлится на корточки перепрыгивает ч-з первого и второго и т.д.. друг за другом обойдя

отметку и возвратившись на стартовую линию. При этом побеждает та команда, которая

раньше окажется за стартовой чертой

5. «Ходули» - привязать ноги к лыжным палкам добраться до отметки и так же вернуться и

передать эстафету другому

6. «Кот в мешке» - забраться в мешок и допрыгать до отметки и обратно, и передать эстафету

другому


^ 3 сектор. От каждого класса выбирается команда количеством 20 человек.


1.«Ну, ко, перепрыгни» - 2 игрока крутят канат, а 10 человек из команды стараются перепрыгнуть

через канат все вместе. Побеждает та команда, которая «напрыгает» большее количество раз.

^ 2. «Бои без правил» - на скамейку забираются по одному участнику из команды в руках у них

мешки со стружкой. Ударяя мешком друг – друга стараются сбить с равновесия и скинуть

соперника со скамейки.

3. «Снежный тир » - 2 игрока держат щит на расстоянии от команды. Каждый игрок должен

снежком попасть в щиток. Побеждает та команда, которая больше набьёт балов.

4. «Петухи» - В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую

сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть

противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга

плечами).

^ 5. Перетягивание каната Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным .Подготовка –

как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.


Спортивные эстафеты

От каждого класса выбирается команда по 12 человек

1. «Остяцкие гонки» - на одной лыже, отталкиваться палками до отметки и обратно

так же.

2. «Весёлый бег» - обоих участникам связывают одной верёвкой (стреноживают) ,

на ногах лыжи. Отталкиваясь палками участники добираются до отметки и

обратно так же.

3. «Бег сороконожек» - вся команда берётся за руки следующим образом: одна рука

вытянута вперёд для сцепления с игроком команды, а вторая рука подаётся

следующему игроку меду колен, таким образом образуется цепочка игроков,

необходимо таким образом сороконожке добраться до отметки и обратно.

4. «Гонки на собачьих упряжках» - один игрок садится на санки, а другой,

упёршись ему в спину толкает его вместе с санями до отметки, обратно меняются

местами.

5. «Гонки» - игрок становится одним коленом на санки, другой ногой

отталкивается от земли – так до отметки и обратно

6. «Извозчик» - один садится на санки, другой везёт его до отметки,- обратно

меняются местами. На стартовой черте эстафету передают следующей паре.

7. «Снеговик» - один игрок становится у отметки. По сигналу – первый игрок бежит

к снеговику и завязывает ему шарф, возвращается к команде, передаёт эстафету

следующему игроку, - второй бежит и развязывает шарф возвращаясь обратно

вместе с шарфом, передаёт его 3 игроку, вся игра продолжается сначала, до

последнего игрока. Последний – возвращается обратно со «снеговиком».

8. «Паровоз» - первая пара бежит до отметки, возвращаются, захватывают ещё один

вагон и так до последнего вагона, чья команда доберётся первой.

Царь горы

На стадионе заранее нагребаются снежные кучи ( 2 )

Жребием команды определяют свою и гору. В игре может участвовать до 20 человек в каждой команде (на усмотрение учителя)

Для этого команда делится на 2 части – нападающие и защита. Защита располагается так, чтобы не пропустить ни одного противника на свою гору, стоят спиной к горе по кругу, но не имеют права самим заходить в священный круг – игрок сгорает (выбывает из игры) Любого нарушившего зону защитник имеет право осалить со словами «замёрзни» и противник замирает на месте, становится недвижимым. Спасти его может только игрок из своей команды, он должен схватить его за руку со словами «живи». Они обязаны вернуться на свою территорию и лишь потом продолжить игру в команде. Если противник прорвался сквозь кольцо защиты на гору соперника его уже не имеют права салить, он взбирается на вершину горы и кричит: «Царь горы» Выигрывает команда, которая первой заберётся на гору противника.

Либо: 1 класс назначается охраной горы, а остальные классы пытаются захватить гору.

( Тогда для игры нужна всего одна гора)




Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconТема: Здоровьесберегающие технологии в условиях школы №15 г. Салават рб здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы
Здоровье главный результат воспитания, развития интеллекта и воспитания учащегося
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconВыступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе»
Работая учителем музыки не один год, приходилось думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. В настоящее время...
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconЗдоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности. Благодаря исследованиям, изучавшим...
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках сольного пения. Методический доклад. Автор: преподаватель сольного пения Рождествина Л. А
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,...
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconУтверждаю Директор школы Н. Н. Прокопьева Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеклассной работе (программа)
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком...
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconДоклад «Использование икт технологий как условие формирования ключевых компетенций на уроках музыки»
Работая учителем музыки в системе образования уже не один год, я всегда была уверена, что уроки музыки – это в большой степени уроки...
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconМетодические рекомендации (по материалам книги Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»)
Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки iconАнализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. Методические рекомендации
Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов