И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок icon

И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок



НазваниеИ. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок
И.М. учителя музыки и МХК МОУ «Гимназия г.Раменское».<><><><><>
Дата конвертации19.01.2013
Размер105.12 Kb.
ТипУрок

Из опыта работы Лель И.М. учителя музыки и МХК МОУ «Гимназия г.Раменское».


«От смысла к звуку».

Технологии развивающего обучения на уроках музыки.

Прежде чем начинать музыкально-педагогическую деятельность в школе каждый учитель должен чётко для себя осознавать цель этой деятельности. Если это цель предполагает как результат какое-либо место в конкурсе, смотре, то таких коллег я попрошу отложить эту статью и заниматься своими делами. Жалко только ученика, который превращается в средство для достижения цели учителя. Процесс превращается в «натаскивание» знаний, а каждому педагогу понятно, что подобная метода не развивает душу ученика, а всего лишь нагружает его «рюкзак» знаний, и ребёнок может легко забыть о его содержании, ведь это не было пропущено через душу.

Если же учитель сознательно ставит совершенно другую цель, более высокую – осуществлять развитие учащихся в процессе музыкально-творческой деятельности, тогда я спокойна за этих детей ведь их педагогу не безразлична душа ученика. Вместе с учителем ученик становится соучастником развивающего музыкально-творческого процесса, который приводит к его качественно новым изменениям (не мог – теперь могу, получил возможность научиться и научился).

Попытка объединить эти две позиции учителя музыки обречены на неуспех, так как невозможно объединить несовместимое: слишком кардинальная разница в целях.

Несмотря на богатый опыт реализации технологии развивающего обучения в школьной практике, эта технология для предмета «Музыка» остаётся мало знакомой. К сожалению многие учителя не испытывают потребности в освоении этой методики. Они благополучно трудятся в рамках традиционных педагогических технологий, считая их самыми эффективными. Вероятно, это можно объяснить тем, что не любой педагог способен самостоятельно трудиться над самосовершенствованием, погружаясь в глубины теории, осмысливая её, экспериментируя. Не каждому хочется перестраивать свою педагогическую деятельность. Как уютно жить при старых наработках, зачем искать новое, создавая себе проблему? Плох тот учитель, который не пытается развиваться, расширять свои рамки познаний. Чему он может научить современного ученика?

Некоторые коллеги, считают урок музыки развлекательным уроком (возможно поэтому, в плане утверждённом Министерством числится всего 1 ч. в неделю музыки), а уж то, что на таких уроках можно и следует применять технологии развивающего обучения для них совершенно несовместимое занятие, нонсенс. Дескать: «Мы на уроках музыки пели песни, а вы там что-то выдумываете, изобретаете?». Сама эта позиция уже отдаёт душком болотной тины.


Конечно, в наш век информационных технологий – век стремительного роста количества и качества информации, в том числе и музыкальной, учащиеся имеют прекрасную возможность получать информацию через Интернет, через огромное количество разнообразных программ, и ни для кого не секрет, что учитель перестал быть единственным носителем информации. Ведь сегодня уже недостаточно просто знать, т.е. обладать информацией о музыке. Мир музыки устроен так, что войти в него ребёнок может лишь при поддержке учителя, который является связующим звеном в этом процессе познания. Современный учитель – это координатор и организатор деятельности школьников на уроке. Ещё Д.Б. Кабалевский при создании своей Концепции музыкального воспитания считал одним из важных показателей сформированности музыкальной культуры - способность ученика размышлять о музыке. Причём это не плутание в «дебрях» содержания и формы.

Регулярно стремлюсь узнать что-то новое в методике преподавания и попробовать её в деле, и с удовольствием посещаю курсы повышения квалификации в МОУ ПАПО г.Москвы. За 25 лет работы в школе этот заветный Ватутинский переулок уже стал вторым домом (школа, конечно первая, не в обиду коллегам). Там то, впервые и познакомилась с методикой А.Пиличаускаса, в которой автор демонстрирует методологические основы развивающего музыкального обучения, показав как необычно нужно организовать размышления детей о музыке, не на уровне пользователя и потребителя, а на философском уровне «от сущности к явлению, от содержания к форме». Или как сформулировал В.Медушевский «от смысла к звуку», от образа к технике. Не скрою, что не каждый урок провожу по его методу, выборочно и как мне кажется удачно (на заре своей деятельности меня смущали такие симфонические произведения как увертюра-фантазия «Ромео и Джульета» Чайковского, «Эгмонт» Бетховена, Вальс Ростовой и др. Никак не могла найти того, одного правильного решения, как подать материал, но узнав о методе Пиличаускаса, мои сомнения рассеялись).

Алгоритм содержательного анализа музыкальных произведений прост:


Атмосфера 1.Собираем атмосферу породившую произведение (эпоха, события, люди)


Конфликт 2.Определяем конфликт, противопоставление, контраст, противоречия

(следствие)

Причина 3.Проблема, причина конфликта, возможные аврианты решения




Версия автора 4.Слушаем музыкальное произведение, соотносим

авторский вариант развития с вариантами учащихся

Рефлексия 5.Сравнение


Практический пример:

Отрывок из урока в VII классе

Музыкальный материал:

Исполняю песню «Чёрное-белое» песня из к/ф «Большая перемена» (можно дать её в видеозаписи отрывком) Муз. Колмановского Э. Сл. Танича М.

Кто ошибется? Кто угадает?
Разное счастье нам выпадает,
Часто простое кажется вздорным,
Черное - белым, белое - черным.
Мы выбираем, нас выбиpают -
Как это часто не совпадает...
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью...
Я привыкаю, я тебе рада.
Ты не узнаешь, да и не надо.
Ты не узнаешь и не поможешь,
Что не сложилось - вместе не сложишь.
Счастье такая трудная штука -
То дальнозорко, то близоруко...
Часто простое кажется вздорным,
Черное - белым, белое - черным.

^ У: Какая жизненная песня. В чём её философия?

Д: Жизнь сложная штука, человек постоянно находится перед выбором.

У: Мне вспомнилось замечательное стихотворение Юрия Левитанского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

У: Воистину утверждают, что человек кузнец своего счастья. Кто что примеряет по своему

плечу, но как узнать, правильный ли ты выбрал путь?, принял решение, «Часто простое

кажется вздорным, чёрное белым, белое- чёрным». А кто несёт ответственность за такой

выбор? Кого потом винить в случае неудачи? Кто ответит за последствия?

Д. Философия проста - всё в своей жизни мы выбираем сами, и нести ответственность тоже нам.

У: наша жизнь состоит из чёрных и белых полос «Счастье такая трудная штука, то дальнозорко,

то близоруко…» Такая череда – и есть наша жизнь? Зачем тогда суетиться, рваться,

превозмогать себя, проще плыть по течению?

Д: это позиция лентяев, «под лежачий камень…» как говорится в пословице. Нужно стойко

противостоять трудностям и испытаниям судьбы.

У: Как Бетховен? (наигрываю тему судьбы). Чёрное –белое, белое – чёрное - что это в

житейском понимании?

Д: Противоречие

У: А что такое противоречие?

Д: противопоставления одно другому, разность, контраст. Например: добро и зло; радость и печаль,

любовь и ненависть, мечта и реальность. Когда в одном месте в одно и то же время встречаются

разные, часто просто противоположные мнения, интересы, чувства, события и даже явления

природы.

У: Так может это просто закон жизни, раз он встречается повсеместно? Может его просто принять

как аксиому ? Да, противоречие - это сложная ситуация, которая накатывает как ураган внезапно

и резко, а иногда складывая в череду ряд событий превращается в Пизанскую башню, грозящую

рухнуть в любой момент. Может ли человек прожить жизнь и избежав противоречий? В музыке

мы такие примеры в встречали?

Д: В опере С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» состояние Алексея: мечта о небе и

реальность «лётчик без ног, это птица без крыльев, жить и клевать ещё может, но летать никогда,

и это нельзя исправить, это до самой смерти..»;

В 5 симфонии Бетховена: судьба и рок

В арии Кутузова «Уж ли близится скорбный тяжкий час, войско русское должно от священных

стен без боёв отойти?» Отчизна и её порабощение

Карлик Черномор – важность, напыщенность, безграничная колдовская сила и немощь,

горбунство, карлость

В жизни противоречия между «хочу и надо», «надо и могу» , «День и ночь», «Жизнь и смерть»

^ У: Скажите как воплощает противоречивое

состояние человека композитор?

Д: Средствами музыкальной выразительности: Разными интонациями, разной динамикой, темпом,

тембром, в движении мелодии, фактуре, гармонии, инструментами, манерой исполнения.

^ У: Сейчас прозвучит ещё одна жизненная повесть, давайте попытаемся услышать этот рассказ.

Звучит Вальс Наташи Ростовой

У: Кто перед нами? Это мужской или женский образ? Почему? атмосфера

Д: Нежность, женственность, волнение, танцевальность, изящество, хрупкость.

^ У: Раз танцевальность, то какой танец прослушивается полька, краковяк, полонез?

Д: Нет, это не групповой а уединённый танец - Вальс

У: А что такое вальс, как он танцуется? Что в его основе? Раз, два, три, Раз, два, три, Раз, два, три

Д: Круг, бесконечное повторение одного и того же движения.

^ У: А зачем композитор использовал танец 19 века?

Д: Чтоб приблизить нас к атмосфере событий

У: А что можете сказать о внутреннем состоянии героини?

Д: Она в смятении.

У: В чём проявляется это смятение, как вы его определили?

Д: Скачкообразный рисунок мелодии, отрывистый, в разных регистрах, как биение сердца в момент

волнения

У: Куда устремлена первая фраза?

Д: Сразу скачок, как будто задаётся череда вопросов, тайная мечта, нежное чувство, неведомое

ожидание чуда, и в то же время опаска, боязнь, робость, страх перед неизвестностью

^ У: с чем можно сравнить вторую интонацию?

Д: это радость, переполняющая сердце, счастье, веселье, вихрь захвативший в своё вращение

У: По своему эмоциональному содержанию эти две интонации схожи или различны?

Д: Различны, но не конфликтны.

У: Как бы вы охарактеризовали это душевное состояние?

^ Д: Героиня в ожидании чуда, в предвкушении чего-то очень грандиозного, незабываемого.

У: может быть, это несоответствие между мечтой и реальностью, чувством и разумом? О чём робко

мечтает, и что так беспокоит героиню?

^ Д: Музыка полна счастья. Может Это любовь!

У: А что бы вы сказали о нашей героине? Ведь в нашей истории не всё так просто. Я предлагаю вам

смоделировать возможные варианты развития события (делю на группы – девушка в средневе-

ковье, в 19 веке, в 22 веке, в наши дни, в сказке), смоделируйте драматургическую завязку.

Д: предлагают свои ответы – размышления, сравниваем их ответы с музыкой. Конфликт (5 минут)

У: Давайте все-таки узнаем, что хотел рассказать нам композитор, отметём все ваши версии, и

смоделируем конкретную ситуацию, атмосферу, ведь композитор нам подсказывает музыкой,

(средствами музыкальной выразительности) не упустите ни единого нюанса, это всё улики,

которые помогут нам воссоздать первопричину Слушаем

У: Что услышали? (записываем на доске и сразу даём характеристику, записываем в столбик, под

каждым средством характеристику)

Д: ^ Вальс – 19 век, круг, неразрывность действий, круговорот жизни; состоит из разных частей

череда событий; переменный лад мажор, минор – события приобретают разный уровень развития

от неизвестности к радости, от радости к несчастью, и т.д.

У: Так что мы услышали?

Даю подсказку: Это произведение великого «солнечного» композитора.

Эту музыку написал к роману русского драматурга Л. Н.Тостого, мы уже

встречались с этим произведением, главный герой исполнял арию со словами:

«Величавая, в солнечных лучах матерь русских городов, ты раскинулась перед нами

Москва…».

Д: С.Прокофьев «Война и мир»

У: Верно

Вам домашнее задание:

  1. Найти созвучный образ нашему вальсу.

  2. Найти в тексте у великого писателя характеристики образа и убедить нас в своей гипотезе.

  3. Обратить внимание на время создания оперы. Мы на уроке пропустили этот пункт не случайно, его не хватает в нашем звене, поэтому не можем разобраться, необходимо апеллировать фактами атмосфера

  4. Что композитор спрятал в музыке, завуалировал для нас, потомков? Провести расследование, докопаться до сути и принести к следующему уроку свою версию расследования с фактами Версия автора

На следующем уроке у нас будет полное «Судебное разбирательство» подробный разбор образа

Рефлексия.

А закончим наш урок философской песней из к/ф «Большая перемена» на Муз. Колмановского Э. Сл. Танича М. работа над песней

Итак, что же такое развивающее обучение?

В образовательном процессе выделяют такие понятия как «Учебная работа», «Деятельность», «Творчество».

^ Учебная работа – это работа, основанная на руководящей роли учителя, это усвоение

учеником знаний, приобретение умений посредством механического

повторения (спойте, повторите);

Деятельность – это уже работа с закреплением накопленного навыка, с участием

детских чувств, эмоций и мышления (рефлексия);

Творчество – это фантазия, воображение, интуиция, проживание самого процесса

выведения знаний как мы сегодня называем социализация.

Безусловно, для урока музыки предпочтение будет конечно в «Деятельности и творчестве», ведь деятельность учащихся на уроке музыки, прежде всего, будет художественной по содержанию но учебной по форме, ведь для детей не так важно знать из чего теоретически состоит музыка, гораздо важнее прожить мгновения в музыкальном произведении, пропустить через своё сердце, душу.

Некоторые педагоги перед слушанием музыки сообщают сведения о композиторе, об образе, этим самым навязывая ребятам своё восприятие музыки, ограничивая их фантазию, творчество, тем самым убивая любую интригу, драматургию урока.

На уроках с применением технологии развивающем обучении, несомненно, сведения о композиторе не помешают, но главное всё же не это. Учителю необходимо создать условия для развития, т.е. просто организовать творческий процесс, не навязывая ребятам ни названия, ни своего видения музыкального образа, драматургически выстроить урок.

- В чём философия этой песни?

- Как бы ты назвал эту музыку?

- что поведал композитор, о чём рассказала нам его музыка?

В развивающем обучении нет никаких эталонов, догм. Нет обязательных этапов, последовательности работы, зато всегда есть творческий процесс, самостоятельные суждения, есть свобода в выборе средств, мыслей, образов, суждений. И как приятно в конце урока наблюдать за тем чувством удовлетворения, которое испытывают дети «самостоятельно» (так они считают) добравшихся до истины – вот она кульминация, кода – торжество детских глаз, познавших новые истины самостоятельно. Учителю, как дирижёру вверяется всего лишь волшебная палочка, с помощью которой заиграет оркестр, а сколько вложено труда – знает только дирижёр, и я уверенна, что на такие уроки дети будут бежать за свободой мысли, ведь каждое суждение – это суждение личности, отсюда и успешность. Ведь музыкальное воспитание в общеобразовательной школе не должно сводиться к пению гамм и чистого музицирования, за этим дети идут в музыкальные школы, а врачевать душу ребёнка мы можем только успешностью, и не важно, что интонация хромает, но если ученик поёт проникновенно (а такие дети очень хотят петь) и на лице вся интонация песни, то это то, ради чего и задумано музыкальное воспитание – значит, душа поёт, а она не может фальшивить.




Похожие:

И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconУрок музыки с применением Технологии проблемного обучения
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское»
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconИ. М. учителя музыки му «Гимназия г. Раменское» 2 полугодие «Взаимосвязь музыки и живописи» тема урок
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать значение музыки в синтезе искусств
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconИкт на уроке музыки
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconРазвитие музыкально-эстетической культуры у школьников
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconТехнология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления»
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconВыполнила уч музыки моу «Гимназия г. Раменское» Лель Ирина Мечиславовна
Презентация” переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации это удобный и эффектный способ представления...
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconУ г. Моу «Гимназия г. Раменское» Всего обучалось: 86 ученика Закон

И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconВыступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе»
Работая учителем музыки не один год, приходилось думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. В настоящее время...
И. М. учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское». «От смысла к звуку». Технологии развивающего обучения на урок iconУчителя изо, черчения, технологии, обж, музыки

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов