Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» icon

Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления»



НазваниеТехнология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления»
Дата конвертации24.04.2013
Размер82.45 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки МОУ «Гимназия г.Раменское»



Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки.

Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься самобучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность конструктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В рамках последних инновационных изменений, школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для внутреннего, духовно-нравственного развития ученика. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также "мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.   В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Однако на уроках музыки нередко  приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и  с нежеланием учиться вообще.
  Поскольку это не профильный предмет, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие  недопонимания заданий, неумения ориентироваться в обили информации, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию. В качестве целей при изучении музыки, выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом сформируется у учащихся комплекс медиаобразовательных умений которыми ученик будет апеллировать в не только в школьном образовательном процессе, а в дальнейшем сможет применить в жизни. Ожидаемые результаты применения технологии развития критического мышления на уроке музыки. Ученик научится:

  • выделять причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • систематизировать информацию по заданным признакам;

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;

  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

  • избегать категоричности в утверждениях;

  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

  • отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями

  • длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

  • отделять главное от второстепенного и уметь акцентироваться на первом.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
1. Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

2. Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

3. Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Задачи:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки и МХК.

«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, в теме «Искусство открывает мир» в начале урока был составлен кластер «Искусство». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
- лимит времени на первом этапе – 5-7 минут;
- при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
- оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Народная песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарь», «Песня – свободный полет», «Песня – друг человека», «Песня – товарищ», «Песня – душа народа».
В 5 классе на обобщающем уроке я предложила детям назвать тему, которая объединяла все уроки четверти. Неожиданно для меня в ходе дискуссии дети очень точно сформулировали тему уроков: «Взаимосвязь музыки с различными видами искусства».
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» (Что? Где? Когда?)
Кто? Что? Когда? Для чего? Может? Будет? Было ли? Согласны ли вы? Верно? «Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему? Почему вы думаете? Почему вы считаете? В чем разница? Предложите, что будет, если? Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными?
Что еще можно использовать вместо данного объекта?
«Ключевые термины»
Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
«Синквейн»
Происходит от французского «cing» - пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы). Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, а так же синквейны могут быть очень полезны в качестве: способа оценки понятийного багажа учащихся;
1) инструмента для синтезирования сложной информации, средства развития творческой выразительности
Применение разнообразных методов на уроке музыки даёт возможность сделать эти уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Литература:

  1. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.

  2. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф.Паламарчук. –М.: Просвещение, 1987.

  3. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.

  4. Генике, Е.А. Развитие критического мышления / Е.А.Генике, Е.А.Трифонова, Том 1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общей ред. Л.Н.Семиной. –М.: Бонфи, 2002.

  5. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. –СПб: Альянс-Дельта, 2003.

  6. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». -2001. -№4.

  7. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., 1998.

  8. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. –СПб: Питер, 2000 –(серия «Мастера психологии»).






Похожие:

Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconПримеры методических приемов технологии развития критического мышления
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т. Г. От самопознания к...
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconСовременные педагогические технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Очевидно также, что способность мыслить критически должна формироваться в соответствующей учебной среде, поэтому нас заинтересовало...
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconОтчет по эксперименту Тема: «Технология критического мышления как фактор повышения качества образования по русскому языку и литературе»
Тема: «Технология критического мышления как фактор повышения качества образования по русскому языку и литературе»
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconИспользование на уроках приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Оборудование: модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconМинистерство образования республики башкортостан гоу спо «туймазинский педагогический колледж» «Как правильно организовывать дебаты» (методическое пособие)
Задачи движения развитие коммуникативных навыков участников, формирование критического мышления и культуры парламентаризма
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconСкоро в школу: игры на развитие мышления
Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconПрограмма для повышения гражданской ответственности в школе 16 Глава рекомендации для преподавателей по провидению дебатовна уроках 18
Программа "Дебаты" это технология проведения игр, формирующих навыки критического мышления, умения отстаивать свою позицию, действовать...
Технология «Развитие критического мышления» на уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» iconДеловая игра «Ассоциация»
Цели: развитие умений разбираться в людях, выражать свое мнение в правильной фор­ме. Развитие ассоциативного мышления, тренировка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов