Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса icon

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса



НазваниеМетодические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса
Дата конвертации16.01.2013
Размер65.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МАОУ ДОД «Центр детского творчества

Орехово-Зуевского муниципального района»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

педагогам дополнительного образования

по организации и проведению мастер-класса


Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяже­нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, про­ектирование, использование последовательности ряда изве­стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме­роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус­ловия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
 


Обобщая представленные выше определения, выделим важнейшие особенности мастер-класса:

  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

  • создание условий для включения всех в активную деятельность;

  • постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как педагога-Мастера, так и участников мастер-класса;

  • формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

  • представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

  • процесс познания гораздо важнее, чем само познание;

  • форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для педагога-мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

Порядок проведения мастер-класса:

    1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.

      1. Обоснование основных идей эффективной педагогической технологии.

      2. Описание достижений в опыте работы педагога-мастера, источников, откуда педагог черпал свои разработки.

      3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.

      4. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии.

    2. Представление занятия.

      1. Рассказ педагога о проекте открытого занятия.

      2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.

      3. Краткая характеристика обученности, обучаемости воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития воспитанников.

      4. Доказательство результативности деятельности воспитанников, положительной динамики в состоянии соматического или психического здоровья, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

      5. Вопросы педагогу по изложенному проекту.

    3. Открытое занятие или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с воспитанниками.

    4. Рефлексия.

      1. Анализ занятия, сделанный педагогом-мастером.

      2. Анализ занятия, сделанный соавтором мастер-класса или руководителем.

      3. Вопросы слушателей к педагогу по проведенному занятию.

      4. Общая дискуссия.

      5. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Позиция педагога-мастера.

  • Позиция мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

  • Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, незаметное руководство деятельностью.

  • Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в по­иске знаний и способов деятельности.

  • Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

  • Во взаимоотношениях с коллегами мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:

речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

—чувство времени.

Критерии определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса.

  • Презентативность. Выраженность педагогической (инновационной) идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в методике и практике образования.

  • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей).

  • Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность к методическому обобщению опыта.

  • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

  • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

  • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

  • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и удивления, рефлексии (самоанализа и самокоррекции).

  • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

  • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.



Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта педагогов дополнительного образования ЦДТ.


При подготовке методических рекомендаций использовалась литература:

  1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Под ред. А.Г. Обоскалова.- Челябинск, 2007.

  2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. //Методист. – 2005г. №2.




Похожие:

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации изготовление театральной
...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации педагогам дополнительного образования по написанию раздела
Источник: З. А. Каргина «Практическое пособие для педагога дополнительного образования»
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по проведению мастер-класса
В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению,...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся (Приложение 1)
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей направляет Методические...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (в ред письма Росземкадастра от 18. 04. 2003) Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи требования и методические
Методические рекомендации предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по организации и проведению мастер-класса iconДокументи
1. /Рекомендации педагогам/Анализ орг позн деят уч-ся.doc
2. /Рекомендации...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов