Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога»
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» icon

Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога»



НазваниеВыступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога»
Дата конвертации16.01.2013
Размер57.64 Kb.
ТипДокументы

Выступление на педагогическом совете

«Коммуникативная культура педагога»


Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Что же такое коммуникативная культура педагога? Обратимся к определениям.

Культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности (характера, навыков, умений и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана с творчеством человека, повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью.

Коммуникация - это:

1. Процесс  передачи информации.

2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью  которoго является взаимопонимание

Соответственно, коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса.

Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.


В основе формирования коммуникативной культуры педагога лежат:

1. Коммуникативные качества и свойства личности педагога;

2. Коммуникативные умения и способности педагога.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

  • характеристики речи:

    • четкая дикция,

    • выразительность;

  • личностные особенности:

    • общительность,

    • открытость,

    • умение слушать и чувствовать людей.

Общительность составляет основу коммуникативной культуры педагога.
Общительность – это устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя такие составляющие, как: -коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

  • невыразительная речь;

  • дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

  • необщительность;

  • замкнутость;

  • погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

    К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • наблюдательность и переключаемость внимания;

  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

  • экспрессивных умений и способностей:

    • выразительность речи,

    • выразительность жестов,

    • выразительность мимики,

    • выразительность внешнего облика;

  • перцептивных умений и способностей:

    • умение понять состояние ученика,

    • умение установить с учеником контакт,

    • умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.

В межличностном взаимодействии педагога и учащихся выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.  Общетелесное самораспоряжение:

  • манера перемещаться по классу;

  • излюбленные позы;

  • избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: те жесты и движения, которые проявляются у нас наиболее часто, менее всего нам известны. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения в первую очередь бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
     Мимическая выразительность. Имеет высокий информационно-выразительный уровень и степень воздействия. Ведь мимика теснейшим образом смыкается с речью, хотя может быть использована учителем и в "чистом виде" без словесного сопровождения.
     Интонация. По степени воздействия превосходит другие поведенческие показатели. Одно и то же обращение педагога, сказанное с разной интонацией, может восприниматься школьниками по-разному. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15–20 интонационными оттенками.
     Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпоритмической характеристикой.
     Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками, к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться и иногда даже к психическим травмам.

Если рассматривать коммуникативную культуру в рамках компетентностного подхода, то необходимо сформулировать понятие коммуникативной компетентности.

^ Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Речевая компетентность – это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для решения профессиональных задач.

В таком случае речевая компетентность педагога будет проявляться в том, что педагог в ходе профессиональной деятельности умело управляет коммуникативной ситуацией в плане ее позитивного развития. А это, в свою очередь, предполагает обеспечение эмоционального комфорта для всех участников коммуникации и – главное! – достижение целей образования

 




Похожие:

Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconТема: формирование способности организации действий у воспитанников в изобразительной деятельности
Выступление на педагогическом совете педагога по изобразительной деятельности Кустовой Л. А
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconПедагогический совет «Здоровье педагога – одно из условий успешного обучения» Выступление на педагогическом совете организатора увр е. Ю. Краевой
Всемирная Организация Здравоохранения (воз) дает следующее определение понятия «здоровье»: “Здоровье это состояние полного физического,...
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconВыступление на педагогическом совете по теме
«Активные формы работы с семьей по развитию изобразительной деятельности дошкольников»
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconМоу «сош №13 с уиоп», 2011 Возможности учительских сайтов
Выступление на педагогическом совете «Информатизация образовательного пространства»
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconВыступление на педагогическом совете по теме
Формирование мотивации к учению – как фактор повышения успеваемости учащихся на уроках иностранного языка. (Старшее звено)
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconОбобщение опыта учителя английского языка Земан М. В. выступление на педагогическом совете
Тема: «Моделирование речевых ситуаций как средство формирования социокультурной компетенции учащихся»
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» icon«Работа педагога-психолога по профилактике и решению проблемы школьной неуспешности»
Что такое школьная неуспешность, ее причины. Выступление Калита И. И., педагога-психолога, методиста гоу сош №791
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconПоложение о Попечительском Совете школы
Попечительский Совет является совещательным органом при Педагогическом Совете школы
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» icon«Рефлексивная диагностика»
Выступление педагога-психолога Александровой Н. Г. «Модель работы с педагогическим коллективом Павловской гимназии»
Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» iconГ. С. Фетисова Положение о Совете Учреждения Рассмотрено на педагогическом совете Протокол
Совет Учреждения образовательного учреждения (далее Совет) является коллегиальным органом самоуправления образовательным учреждением,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов