Гоу сош №262 г. Санкт- петербург icon

Гоу сош №262 г. Санкт- петербург



НазваниеГоу сош №262 г. Санкт- петербург
Дата конвертации30.09.2012
Размер203.13 Kb.
ТипУрок



ГОУ СОШ №262
г. Санкт- Петербург

2009 г.


МО учителей русского языка и литературы


Тип урока: урок c применением

Технологии развития критического мышления.


Повседневная жизнь

столичных дворян 19 века.


Учитель Петрищева О.В.


«Социологический и культурологический аспекты в анализе литературного произведения»- элективный курс.

Открытый урок проведен в 10 классе в декабре 2009 г.

Повседневная жизнь столичных дворян 19 века.

Технология развития критического мышления.

Цель:

создать условия для развития мыслительных и креативных умений учащихся в процессе изучения условий жизни жителей Петербурга 19 века, подготовить учащихся к анализу литературных произведений.

Задачи:

1. Способствовать формированию познавательного интереса к истории своего города.

2. Способствовать появлению чувства сопричастности петербуржцам 19 века, пониманию необходимости бережного отношения к прошлому Санкт-Петербурга, отраженному в истории и литературе России.

  1. Развивать умение самостоятельной работы с текстом, картами, логического мышления, групповой работы, монологической речи.



Этапы

Учитель

Учащиеся

1. вызов

1. Вводное слово.

Слушают







учителя.





2. Привлекает внимание к теме урока.


Читают




«Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы блистали,мой читатель


эпиграф,







написанный







на доске.




Быть, родились вы или блистали, мой читатель». (А.С.Пушкин)







3. Активизирует имеющиеся у учащихся представления о жизни земляков представления о







столичных жителях 19 века.







Какие сходные черты имела жизнь столичных дворян?

Размышляют




4. Оформляет кластер на доске на основании ответов учеников
















Образ жизни Воспитание и образование







Столичные дворяне
















Районы проживания Поведение

























В каких произведениях классической литературы отразилась жизнь столичного дворянства первой половины 19 века?

Отвечают на




столичного дворянства первой половины 19 века?

вопросы

2. осмысление

1. Предлагает уточнить, расширить свои знания на основе

Работают с




исследовательской работы с дополнительными источниками

текстовыми




информации.

2. организует работу группагруппах

источниками информации,







анализируют







текст,







преобразуют







его в







презентацию

3. рефлексия

1. Оформляет кластер работами учащихся.

Презентуют




2. Подытоживает работу учащихся

работу группы.



































































Завершает урок, предлагая ответить на вопрос: что дал мне урок?

Письменно







дает оценку







уроку: а







напоследок я







скажу...

Домашнее

Проанализировать эпизоды из художественных произведений: «Невский проспект».




задание.

проспект» Н.В.Гоголя, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (по вариантам).






^ Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как жили столичные дворяне в 19 веке. Обратите внимание на эпиграф к уроку (он записан на доске):

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.


Из какого произведения взят этот отрывок? («Евгений Онегин» А.С.Пушкина).

Какой город был столицей России в 19 веке? (Петербург). Что вы знаете о жизни своих знатных земляков в первой половине 19 века?

Какие общие черты имела жизнь столичных дворян? ( На основе ответов учащихся оформляется кластер на доске).


^ Образ жизни Воспитание, образование и поведение


Столичные дворяне


Внешний вид Районы проживания


Предлагаю вам уточнить и расширить свои знания, исследуя дополнительные источники информации,

работая с текстами и картой. Давайте разделимся на 4 группы.


^ Повседневная жизнь петербуржцев

1. Как жили дворяне (ОБРАЗ ЖИЗНИ)?

Выделите отличительные особенности жизни аристократов.

Аристократы жили в собственных особняках. Особняк был скромнее дворца по размерам, по занимаемой территории. Зачастую при особняке были конюшни, каретники, мастерские, амбары и ледники, которые заменяли холодильники. Из имений, которыми владели хозяева особняков, в Петербург привозили сено и овес для лошадей, дрова, продукты.

^ Внешний облик особняков придавал столице «строгий, стройный вид». Внутреннее убранство особняков, интерьеры отличались «изящной роскошью». Вестибюль, парадная лестница, анфилада комнат, танцевальный зал... Таким традиционным была внутренняя планировка особняка,

Дворяне, аристократы большое значение придавали образованию. Поэтому, как правило, в особняках были библиотека, детская, комната для домашнего обучения детей, иногда помещения для хранения коллекций - произведений живописи, скульптуры, книг... Богатейшая коллекция античных произведений искусства хранилась в особняке графини Лаваль. Позже одна из ее дочерей продала коллекцию Эрмитажу.

Дворянин обязан был служить государю и Отечеству. Прослужив несколько лет, он имел право выйти в отставку. Те, кто не хотел служить, «испрашивали у государя отпуск для поправки здоровья за границей». Военная служба имела преимущества перед штатской (как тогда говорили, статской).

Владельцы особняков вели светский образ жизни. Они обязаны были совершать прогулки по Английской набережной, по бульварам у Адмиралтейства или на Невском проспекте. Хорошим тоном считалось посещение премьер в театре, художественных выставок. Обязанностью аристократов было устраивать салоны, балы. В особняках устраивались званые обеды. Ушли в прошлое, ценившиеся в ХVIII в, искусственные цветы и дичь с перьями, бесконечные украшения и нарочито дорогие блюда, французская кухня. Кухня стала многонациональной: английский ростбиф, итальянские макароны, русская уха и пельмени, натуральное мясо, рыба с приправой из овощей. Некоторые вельможи изобретали собственные блюда. Граф Гурьев, министр финансов при Александре 1, придумал гурьевскую кашу: манную кашу на сливочных пенках, с грецкими орехами, черносливом, персиками, ананасами... Граф Строганов изобрел блюдо «беф-строганов», которое и сейчас пользуется популярностью,

В домашней обстановке дворяне вели себя по-разному. Среди них можно было встретить верных супругов и заботливых родителей. Например, такой была семья Олениных. Некоторые аристократы не отличались вниманием и заботой к близким людям. Зачастую брак заключался не между любящими людьми, а между представителями знатных родов.

Пример.

Семья Соколовых принадлежала к старинному дворянскому роду. Но они не были придворными. Не имели собственного дома в столице. Были ограничены в средствах. Глава семьи зарабатывал на жизнь своим трудом, служил в Министерстве. Благодаря знатности своего рода занимал достаточно высокий пост.

Поскольку требовалось «соответствовать» петербургскому обществу, то снимали многокомнатную квартиру, нанимали лошадей и карету, держали многочисленную прислугу. Большие деньги тратили на наряды и драгоценности.

Квартира была обставлена по последней моде.

Обедали в столовой. Стол красиво сервировали, а еда была простой: мясо, рыба, пироги, овощи..,

Дети воспитывались строго. Гувернеры обучали их этикету высшего света. Сыновья и дочери называли родителей на «вы». Утром подходили «к ручке маменьки или папеньки» (целовали руку). Родители, конечно, любили своих детей. Стремились дать им хорошее образование, чтобы те могли сделать карьеру. Вечерами устраивали домашние концерты или домашнее чтение вслух.


^ 2. Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?

Столичные дворяне почти столетие пользовались всеми привилегиями в обществе, обладали достаточными средствами для безбедного существования, получали лучшее по тем временам образование. Все это не могло не повлиять на их поведение, представления о ценностях... У определенной части образованных дворян сформировался определенный стиль поведения дворян.

Столичные дворяне, воспитанные в Просвещения, имели превосходное по тем временам образование: интересовались литературой, много читали, сами сочиняли стихи, рисовали, играли на музыкальных инструментах, умели петь, разбирались в театральном искусстве.

Обладали красивой, грамотной речью. Они четко проговаривали каждую букву. Французские, немецкие, английские слова, фразы прочно вошли в обиход.

Умели вести себя сдержанно, вежливо, с чувством собственного достоинства. ^ Дурным тоном считался крик, неумение выслушать собеседника, выражать свое пренебрежительное отношение к нему.

Высоко ценили свою честь/ «Честь имею», «честное слово» были не пустыми словами. Честное слово дворянина не подвергалось сомнению, а кто нарушал его, того презирали и не принимали в обществе. За оскорбление чести семьи, рода сражались на дуэлях.

В мужчинах ценили мужественность и ум, а в женщинах - женственность, обаяние. Мужественность понималась как надежность, верность долгу и стране, храбрость, сдержанность, милосердие и благородство. Мужчина - защитник женщины. К женщинам формировалось особое отношение - бережное и уважительное. Их воспевали в стихах, им посвящали романсы. При появлении женщин в обществе мужчинам полагалось вставать. Считалось неприличным мужчине сидеть при появлении или при разговоре с женщиной света. Даму всегда пропускали вперед, им подавали руку. Помогая спуститься со ступенек или сесть в карету.

Новое Время, эпоха Просвещения породили интерес, внимание к Человеку, к Миру, к Обществу. Наступает время благотворительности. Благо творит императрица Мария Федоровна - строит приюты, богадельни, больницу, названную ее именем... Великие князья и аристократы следуют ее примеру, устраивают благотворительные балы средства от которых идет на помощь бедным, артистам, художникам...

Не стоит идеализировать дворян! Но именно лучшие черты их поведения брались другими петербуржцами за образец. У некоторых жителей столицы недворянского происхождения начала формироваться определенная манера поведения: сдержанная, вежливая, с достоинством... благородная, как говорили тогда.

Однако у некоторых горожан подражание поведению дворян (дворянскому этикету) принимало смешные, а порой и уродливые формы. Чинопочитание, угодничество вместо вежливости и любезности... Надменность, высокомерие, чванство вместо сдержанности и чувства собственного достоинства... Зачастую у петербуржцев появлялось презрительное, пренебрежительное отношение к людям, стоявшим на более низкой ступени общества. Так, некоторые аристократы относились к своим управляющим, а те, в свою очередь, к слугам; купцы - к приказчикам, а те - к мальчикам, взятым на обучение. В речь некоторых петербуржцев вошли искаженные иностранные слова, которые произносились зачастую без понимания их смысла.

Но что было главным: большинство петербуржцев презрительно, осуждающе относилось к грубому неприличному слову, громкому разговору, скандалу, пьянству.


^ 3. Особенности внешности аристократов.

Наряды аристократов отличались вкусом, элегантностью. У дворян красивыми считались небольшая тоненькая фигура, бледность, прямая осанка, изящные руки, легкая походка. Женская мода быстро менялась: от «античных» платьев к пышным юбкам, пышным рукам. Верхней одеждой были пелерины - ротонды, теплые короткие шубки, мантильи на подкладке. Долгое время сохранялась мода на локоны. На лбу носили золотые цепочки (или обруч, узкую ленту) с драгоценным камнем в оправе, В начале Х1Х в. модными были тюрбаны с перьями, бархатные большие береты, наколки из кружева и лент, кружевные шарфы и косынки. На балах, по-прежнему, пользовались веерами. И обязательным элементом наряда были женские и мужские перчатки. Наряд мужчин составляли длинные панталоны, жилеты, пышные галстуки, фраки, цилиндры, трость и лорнет. Одно время господствовала английская мода: «Как денди лондонский одет...».

Обладали изящными манерами, прекрасной осанкой, легкой походкой... модной одеждой, ухоженными волосами и ногтями.

Слова одного из петербуржцев: «В Петербурге одеваются хорошо. Здесь не должно забывать пословицы: по платью встречают, а по уму провожают. Одежда требует больших издержек. Модная швея берет от 60 до 100 рублей за фасон одного платья» ( для сравнения:килограмм мяса в то время стоил 3 копейки).


^ 4. Какие районы столичного города являлись аристократическими? Кто проживал в остальных районах?

Сегодня по берегам Невы, Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки изредка встречаются бывшие дворянские особняки. Они напоминают о том, что в первой половине Х1Х в. Первая, Вторая Адмиралтейские и Литейная части города были аристократическими районами. По словам современников, в них все «изящно, привлекательно своею стройностию и гармониею», все говорит «о мире и спокойствии, о прихотливом вкусе вельмож».

В наши дни на библиотечных полках стоит книга современника Николая 1 Н. Пушкарева. Она называется «Николаевский Петербург». ^ Прочитайте фрагменты из этой книги. Найдите на карте города указанные Пушкаревым части города.

Васильевская часть. Первые линии Васильевского острова отличаются правильностью и широтою, здания красивы и отделены

друг от друга на значительное расстояние, удобны для помещения; сады обширны и разведены с хорошим вкусом, почему в

летнее время жители острова могут пользоваться приятным воздухом, не перебираясь на дачи. Негоцианты (купцы),

значительные ремесленники, приезжающие из губерний купцы, художники и ученые избирают Васильевский остров местом

своего жительства.

^ Третья Адмиралтейская часть. ... Жители ее принадлежат к среднему и низшему классу общества, мещанам и крестьянам, производящим розничную торговлю. Внутренние помещения в домах, особенно дворы, малоудобны, тесны и даже отвратительны для глаз своею нечистотою.

^ Четвертая Адмиралтейская. Люди небогатые, обыкновенно чиновники, которые не имеют средств..., кроме жалованья,

ремесленники, не достигнувшие до известности, и временно прибывающие сюда из губерний дворяне...здесь менее шума и

развлечений, нежели в первых Адмиралтейских и Литейной частях и дешевле квартиры...

Московская часть. Измайловский и Семеновский полки передали наименования свои целым кварталам этой части, которые

представляют будто отдельный мир гражданских чиновников, отставных военных, искателей мест, ходатаев по делам и

мелочных спекулянтов. Квартиры здесь дешевле и просторнее, хозяйки менее бранчливы и добрее, чем в центре города

оттого-то бессемейные люди преимущественно стараются приискать себе в полках помещение на хлебах.

^ Рождественская часть. Нарвская часть. О них можно сказать: «Улицы худо вымощены, строения скудны и некраси-

вы, немногие из лучших фамилий живут здесь в своих домах, а обыкновенно низшее сословие народа, крестьяне, занимающиеся извозничеством, и подобные им чернорабочие составляют большую часть ее обитателей.

Петербургская часть. Выборгская часть. Охтинская часть. Три части представляются еще и ныне предместиями столицы; пустынные зимою, они оживляются лишь летом, когда жители из центра города переезжают на дачи. В образе жизни, даже в нравах, привычках … жители сохраняют провинциальную незатейливость,.. Охта вся населена крестьянами, домашний быт которых не имеет, однако, сходства с обыкновенным крестьянским. Столярное мастерство и продажа молока, доставляя охтинским поселянам довольно хорошие выгоды, сближает их с столицею; ежедневно на каждом перекрестке вы непременно встретите охтенку в опрятной одежде с жестяным кувшином молока или поселянина, несущего с Охты на Апраксин двор хотя не очень прочную, зато дешевую и красиво отделанную им мебель.


^ Итоги урока.


Прочитайте описание столичной жизни, написанное более 150 пет назад. Ваше мнение: есть ли сходство с современной
жизнью?


«Петербургский житель никогда не ложится спать раньше двух часов ночи, а иногда и совсем не ложится; но это не мешает ему в девять часов утра сидеть уже за делом или быть в департаменте. После обеда он непременно в театре, на вечере...Он успевает везде и, как работает, так и наслаждается торопливо, часто поглядывая на часы, как будто боясь, что у него не хватит времени...

Широкие улицы Петербурга почти всегда оживлены народом, который куда-то спешит, куда-то торопится. На них до двенадцати часов довольно людно, и до утра попадаются то там, то сям запоздалые. Кондитерские полны народом; немцы, французы и другие иностранцы, туземные и заезжие, пьют, едят и читают газеты; ...некоторые пристально читают толстые журналы... это охотники до литературы...»

По мнению одного из современников: «Петербуржец, если он человек солидный, скуп на слова, если они не ведут к
положительной цели... Лицо петербуржца всегда озабочено и пасмурно; петербуржец всегда вежлив, часто даже любезен, но
как-то холодно и осторожно...

... он сейчас заметит, если ваши сапоги не хорошо вычищены или у ваших панталон оборвалась штрипка, а у жилета висит готовая оборваться пуговка, заметит - и улыбнется лукаво... В этой улыбке.., состоит вся его ирония...» В. Г. Белинский.


Ваше мнение, какие особенности петербургского стиля поведения отмечает автор?


^ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, ПОДУМАЙТЕ, ОБЪЯСНИТЕ, ОЦЕНИТЕ


  1. Предположите, существовала ли в первой половине Х1Х в. в Петербурге современная проблема дорогого и дешевого жилья.

2. Утверждается, что в п.п. Х1Х в. состав петербургского населения сохранял традиционные (возникшие ранее) черты.
Согласны вы или нет с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

3. На ваш взгляд, справедливо или нет мнение: «Петербуржцы п.п.Х1Х в, отличались от нас, жителей ХХ1 в., всем: составом,
управлением, благоустройством жизни, бытом, стилем поведения, одеждой, и ничего из прошлой жизни горожан не дошло до
нашего времени.» Обоснуйте свою точку зрения.




Похожие:

Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconГоу сош №262 г. Санкт- петербург
Тип урока: обобщающий урок c применением информационно- коммуникативных технологий
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconГоу сош №262 г. Санкт- петербург
Способствовать нравственному развитию учащихся через размышления о любви (на примере стихотворений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского,...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconПринято утверждаю педагогическим советом школы №262 Директор гоу сош №262 Протокол № Иваненковой Л. Р. От 20 г. 20 г. Положение о фестивале уроков
Принято утверждаю
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconПринято утверждаю педагогическим советом школы №262 Директор гоу сош №262 Протокол № Иваненкова Л. Р. От 20 г. 20 г. Положение о методическом объединении учителей-предметников
Предметное методическое объединение – это методическое объединение педагогов, которые преподают один предмет или несколько предметов,...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconХимия и здоровье человека. Основная цель урока
Доценко Надежда Евгеньевна, учитель химии гоу «Школа здоровья и индивидуального развития»; Герасимова Лариса Сергеевна, учитель биологии...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconА. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом» (анализ стихотворения)
Автор работы: Зверева Т. Г., учитель русского языка и литературы гоу гимназия №148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург,2011
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconВ государственную Жилищную Инспекцию Санкт-Петербурга 190068, Санкт-Петербург, наб канала Грибоедова, д. 88-90. от Управляющего тсж «Горная 25, 27»
Ответственность за названные действия предусмотрена ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 31. 05. 2010 n 273-70 "Об административных...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург icon«Личность – Группа – Организация: пространство взаимодействия»
Подготовка в области психологического консультирования, ведения групп, организационной психологии. Диплом Института Тренинга (г....
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconВосточное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №1637
Гоу сош №1188 свао гоу сош №1311 юзао, гоу прогимназия №1717 Зеленограда, гоу сош №634 вао
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconАрбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский проспект д. 50-52 Истец: тсж «Горная – 25, 27»
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов