Гоу сош №262 г. Санкт- петербург icon

Гоу сош №262 г. Санкт- петербург



НазваниеГоу сош №262 г. Санкт- петербург
Дата конвертации30.09.2012
Размер114.35 Kb.
ТипУрок


ГОУ СОШ №262
г. Санкт- Петербург


МО учителей русского языка и литературы


урок литературы в 6 классе

УМК М.Г.Беловой, М.Б. Багге

УРОК № 38




МОДУЛЬ

Проза 18-19 века. Роман как эпический жанр.

А.С.Пушкин «Дубровский».


Занятие № 7


Любовь в романе А.С.Пушкина «Дубровский».


Тип урока: обобщающий урок c применением информационно- коммуникативных технологий.


У


рок разработан, проведен 25.12.2008 г., презентован на педсовете

в феврале 2009 г. учителем Петрищевой О.В.


^

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ


  1. Способствовать нравственному развитию учащихся через размышления о любви на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский» и личного, в том числе читательского, опыта.

  2. Воспитывать уважение к таким ценностям, как семья, любовь, честь, нравственный долг.


ЗАДАЧИ

  1. Развивать умение аналитического чтения текста, логического мышления, диалогической речи.

  2. Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (УУД) при целенаправленной организации групповой работы учащихся.

  3. Развивать образное мышление учащихся с помощью работы с иллюстрациями. Совершенствовать предметные навыки по считыванию различной информации через ее вербализацию.

  4. Способствовать освоению учащимися правил написания синквейна, приобретению опыта написания синквейна как одному из способов обобщения знаний.
^

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Литература:


  1. Багге М.Б. и др. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы в ГОУ, находящихся в ведении Комитета по образованию. – СПб.: СПб АППО, 2009.

  2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

  5. Ларошфуко Ф. Суждения и афоризмы. – М., 1990.

  6. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб, 1996.


  7. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

  9. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

  10. Пушкинская энциклопедия.

  11. Русская литература 5,6,7,8,9 кл.: Рабочая тетрадь: В 2 ч. / Авт.-сост. М.Г. Белова, М.Б. Багге и др. – М.: Дрофа 2009-10.

  12. Русская литература. 5,6,7,8,9 кл.: Учеб.пособие: В 2 ч. Авт—сост. М.Г. Белова, М.Б. Багге и др. – М.: Дрофа, 2009-10.

  13. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985



^

Наглядные пособия:


  1. Слайды.

  2. Иллюстрации Д.А.Шмаринова.

  3. Картина В.В.Пукирева «Неравный брак ».

  4. Портреты Маши Троекуровой – рисунки учащихся.
^

Технические средства обучения:


1. Цифровой проектор.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

1.Вводная часть (введение)

- 5 мин.

2.Основная часть (учебные вопросы ):

-35 мин.

2.1. Стадия вызова.

- 5 мин.

2.2. Проверка домашнего задания. Работа со словарем эпитетов.

- 5 мин.

2.3.Аналитическое чтение текста, беседа.

- 25 мин.

3.Заключительная часть: итоги урока, создание синквейна.

- 5 мин.



Подготовительная работа:

1. По желанию нарисовать портрет Маши Троекуровой;

2. Пользуясь предложенными «словариками» эпитетов, дать характеристику героям – Маше, Дубровскому, Верейскому (по вариантам).

3. Индивидуальное домашнее задание - характеристика второстепенного персонажа -

Верейского.


^ Этапы урока.


1. Вводная часть.

Слово учителя.

Сегодня мы говорим о любви. О любви героев в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Эпиграфом к нашему уроку служит высказывание французского писателя 17 века Франсуа де Ларошфуко:

^ Счастье любви заключается в том, чтобы любить…

(Надо к этому вернуться в конце урока)

А что такое любовь? (Ответы учащихся).

Попробуйте дать собственное определение и, если хотите, прочитайте его.

Сопоставьте свое толкование со статьей «Толкового словаря русского языка» под редакцией С.И.Ожегова.

Один ученик зачитывает определение по словарю:

Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.


^ 2. Основная часть.


2.1.Стадия вызова. Формулирование проблемы исследовательского чтения.

- Вы помните, что «Дубровский» - незаконченное произведение. Почему же так получилось?

Скажите, удовлетворил ли вас финал романа «Дубровский»?

Ответы учащихся.

Групповая работа. Дети делятся на … групп. Или рассадка уже проведена по группам.

- Попробуйте устно дописать или переделать концовку романа. Обсудите свой вариант в группе.

Через несколько минут представители групп рассказывают, что получилось.

- В конце урока мы вернемся к этому обсуждению и выясним, закономерна ли пушкинская концовка.


Проблемный вопрос:

- Почему же автор именно так распорядился судьбой своей любимой героини?


^ 2.2. Реализация домашнего задания.

- Вы получили дифференцированное по вариантам домашнее задание: с помощью «словарика эпитетов» дать характеристику героям (1 – Маше Троекуровой, 2 – Дубровскому,

3 – князю Верейскому). Нужно характеризовать не только внешность, но и характер героев.


Ученики зачитывают эпитеты. Оформляется таблица:


^ Маша Троекурова

Владимир Дубровский

Князь Верейский

задумчивая

милая

чистая

преданная

неопытная

юная

благородный

безрассудный

самоотверженный

честный

несчастный

молодой

холодный

вежливый

жестокий

равнодушный

пресыщенный

старый

- Как эпитеты характеризуют каждого из персонажей?

- Подумайте, какова роль эпитетов в палитре языковых средств у Пушкина?


^ 2.3. Продолжим разговор о «линии» Маши в романе.

Аналитическое чтение текста, беседа.

- Давайте подробнее поговорим об отношениях Марии Кириловны и Владимира.

^ Материал рабочей тетради, стр. 174 – внизу: «В эпоху, нами описываемую, ей (Маше) было семнадцать лет, и красота её была в полном цвете».

- Почему автор так мало говорит о внешности героини? Какова особенность пушкинских портретных описаний? Почему такими разными получились ваши иллюстрации?

- Вы нарисовали целую галерею портретов Маши.

Учащиеся - «художники» комментируют свои рисунки:

  1. – Я представляю Марию Кириловну брюнеткой, утонченной, романтичной, интеллигентной.

  2. – Думаю, очень важно то, что Маша – христианка, поэтому я нарисовала крестик на её груди.

  3. – А мне Мария видится современной девушкой, похожей на нас.

  4. - Маша Троекурова – «русская душою», как и другая любимая героиня А.С.Пушкина – Татьяна Ларина.

  5. Вижу Марию шатенкой, скромной, тихой и покорной. - Почему автор так мало говорит о внешности героини? Какова особенность пушкинских портретных описаний?

- ^ Почему такими разными получились ваши иллюстрации?

(Пушкин дает читателю возможность самому представить себе девушку).

Поговорим о машином воспитании. Продолжаем работу в тетради.

- Что же оказало влияние на формирование характера Маши? (Ответы). Запишем выводы в тетрадь.

- Как отнеслась Маша к учителю, появившемуся в их доме? Почему?

(В доме Троекурова учитель считался чем-то вроде слуги).

- Когда ее отношение изменилось?

После того, как Дефорж вышел победителем из схватки с медведем. - Стр. 205 учебника: «Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».

« Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольною досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза.»)


- Как восприняла Мария приглашение на свидание? Какие роли она «примеряет» на себя и почему собирается вести себя так? (^ Это результат воспитания и чтения романов).

- О чем говорит художественная деталь: «Она поминутно поглядывала на часы»?


Аналитическое чтение эпизода «Первое свидание» по ролям. Вопросы:

- Почему Дефорж говорит так печально?

- Как ведет себя Маша вначале? (^ Отвечает заготовленными фразами). Такого ли признания она ждет?

(Нет. И Маша поражена, к ней вернулись естественные чувства, она плачет и молчит, Мария Кирилловна понимает, что разница между ней и возлюбленным еще больше, чем она предполагала.)

Работа с иллюстрацией:

- Насколько удалось художнику Д.Шмаринову передать атмосферу этого свидания? (Удалось.)

- Итак, несмотря на взаимное чувство, герои должны расстаться. Неслучайно посреди любовного признания раздается свист.

- Какие качества характера Владимира мы можем отметить?

(^ Способность любить и прощать, благородство, самоотверженность).


-И вот в отношения Маши и Дубровского вмешивается третий – князь Верейский. Давайте зачитаем цитаты и дадим характеристику этому герою (отрывки на стр. 226 учебника).

«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье..Привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он…непрестанно скучал.…Старый волокита был поражён её (машиной) красотой».

^ Работа со слайдом «Характеристика литературного персонажа».

Дополнительные вопросы.

- Как чувствует себя Маша, общаясь с Верейским?

Марья Кирилловна слушала его с удовольствием…не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду»).

- Почему «Мария Кирилловна веселилась, как дитя» в гостях у Верейского?

(Она чувствовала, что этот человек равен ей по положению, знает много интересного, ей нравились его обходительность, веселый образ жизни, развлечения).


- Но эмоции Маши меняются, когда князь ее сватает:

«Она…дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным, брак пугал ее как плаха, как могила…»

«Нет, нет,- повторяла она в отчаянии,- лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». – Стр. 230.

- Почему Мария Кирилловна ставит брак с Дубровским как возможность спасения в один ряд со смертью и уходом в монастырь?

( ^ Она чувствует, что не будет счастлива, выйдя за гонимого всеми преступника; что его поймают или убьют, и они все равно не будут вместе).

- Итак, Маша чувствует, что у них с Дубровским нет будущего. А ощущает ли то же самое Владимир? Докажите, вспомнив эпизод второго свидания героев.

(Да, он тоже понимает, что не сможет дать любимой того положения, к которому она привыкла; что их любви мешают обстоятельства. Именно поэтому он советует Маше просить об отмене свадьбы, зная, что ни к чему хорошему это не приведет).


- Почему «Маша день ото дня отлагала решительное» объяснение с отцом?

(^ Приучена слушаться отца; боялась, сомневалась, нужно ли это).

Работа с иллюстрацией:

-Насколько удалось художнику передать драматизм объяснения Маши с отцом?


- Почему спаситель – Дубровский опоздал?

- А может быть, это сама судьба развела героев?


Итак, венчание. Вот Маша в «холодной, пустой» церкви.

Чтение эпизода венчания по ролям.

- О чем вы догадались?

  • Венчание – это христианское таинство бракосочетания, связывающее супругов на всю жизнь.

  • «Священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова».

  • «Она… все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована…»

Теперь Мария Кириловна – княгиня Верейская. Она никогда не предаст мужа, хотя и будет страдать.

На Руси традиционно прославлялись святые благоверные княгини – жены, хранившие чистоту брака. Например, святая Юлиания Вяземская пошла на смерть, чтобы не изменить мужу.

^ Работа со слайдом.

Перед вами картина художника В.В.Пукирева. Рассмотрите картину.

- Что вы чувствуете, глядя на это полотно?

- Картина называется «Неравный брак». В чем проявляется это неравенство?

- А каково отношение к свадьбе у новобрачных?

- Чем близко это произведение к ситуации романа?


Вот и старый князь Верейский «о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием».


Перейдем к финалу романа.

-Почему Маша отказывается от спасения и просит Дубровского освободить князя? (^ Считает, что жизнь ее навеки связана с мужем таинством венчания).

- Могла ли Мария Кириловна поступить по-другому? (Нет, она воспитана в уважении к традициям религии, она знает, что такое честь, долг).

- Итак, Маша действительно любит Владимира: «Я ждала вас до последней минуты…» Но не может совершить предательство, бросить мужа. И Дубровский понял это и не стал мстить Верейскому.

.


3.Заключительная часть: итоги урока.


Вот мы и вернулись к началу урока, когда вы пытались «подправить» финал романа.

- Почему у А.С.Пушкина не получилось закончить роман по законам романтизма?

Давайте сделаем вывод: какой финал реалистичный, правдивый, жизненный – ваш или пушкинский?

- Как вы думаете, забудут ли княгиня и Владимир друг друга? Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- С какими чувствами они будут вспоминать эту любовь всю оставшуюся жизнь? (Будут счастливы, что она была в их жизни).


^ Создание синквейна (обобщение, рефлексия).

Пример синквейна на эту тему:


Любовь

Прекрасная, удивительная

Огорчает, радует, вдохновляет.

Она не всегда бывает счастливой.

Подарок судьбы.


^ Другой вариант обобщения:

Послушайте цитату из речи Ф.М.Достоевского на открытии памятника Пушкину:

«Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она "другому отдана и будет век ему верна". Кому же, чему же верна? …Но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?

Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?»

Эти слова относятся к другой любимой героине А.С.Пушкина – Татьяне Лариной, персонажу романа «Евгений Онегин», который вам предстоит изучить в 9 классе. Но с подобными женскими характерами - чистыми, умеющими по-настоящему любить, верными – мы встретимся и ранее.


Данный урок станет основой для продолжения изучения темы любви в русской литературе XIX века в следующих классах. Например, в 8 классе есть урок «Русская любовная лирика XIX века». В восьмом же классе у нас будет возможность рассуждать о любви Петра Гринева и Маши Мироновой в «Капитанской дочке» Пушкина, героев повести И.С.Тургенева «Ася» и других произведениях. Ибо все написанное – о любви!


05.12.2008 г. Учитель Петрищева О.В.







Похожие:

Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconГоу сош №262 г. Санкт- петербург
«Социологический и культурологический аспекты в анализе литературного произведения»- элективный курс
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconГоу сош №262 г. Санкт- петербург
Способствовать нравственному развитию учащихся через размышления о любви (на примере стихотворений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского,...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconПринято утверждаю педагогическим советом школы №262 Директор гоу сош №262 Протокол № Иваненковой Л. Р. От 20 г. 20 г. Положение о фестивале уроков
Принято утверждаю
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconПринято утверждаю педагогическим советом школы №262 Директор гоу сош №262 Протокол № Иваненкова Л. Р. От 20 г. 20 г. Положение о методическом объединении учителей-предметников
Предметное методическое объединение – это методическое объединение педагогов, которые преподают один предмет или несколько предметов,...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconХимия и здоровье человека. Основная цель урока
Доценко Надежда Евгеньевна, учитель химии гоу «Школа здоровья и индивидуального развития»; Герасимова Лариса Сергеевна, учитель биологии...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconА. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом» (анализ стихотворения)
Автор работы: Зверева Т. Г., учитель русского языка и литературы гоу гимназия №148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург,2011
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconВ государственную Жилищную Инспекцию Санкт-Петербурга 190068, Санкт-Петербург, наб канала Грибоедова, д. 88-90. от Управляющего тсж «Горная 25, 27»
Ответственность за названные действия предусмотрена ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 31. 05. 2010 n 273-70 "Об административных...
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург icon«Личность – Группа – Организация: пространство взаимодействия»
Подготовка в области психологического консультирования, ведения групп, организационной психологии. Диплом Института Тренинга (г....
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconВосточное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр образования №1637
Гоу сош №1188 свао гоу сош №1311 юзао, гоу прогимназия №1717 Зеленограда, гоу сош №634 вао
Гоу сош №262 г. Санкт- петербург iconАрбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский проспект д. 50-52 Истец: тсж «Горная – 25, 27»
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов