Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели icon

Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели



НазваниеУрок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели
Дата конвертации30.09.2012
Размер66.84 Kb.
ТипУрок

Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история».

Искусство Древнего Мира. (Учитель – Маркушева С.П.)


Тема: « Канон в скульптуре Древнего Египта»


Цели:


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с художественно – историческими памятниками скульптуры Древнего Египта.

  2. Формировать умения анализа художественного произведения.

  3. Выявить типичные черты и условности скульптурных изображений, получившие начало канону в Древнеегипетской скульптуре..

  4. Развивать познавательный интерес в области истории, культуры и искусства.

  5. Развивать навыки и культуру монологической и диалогической речи.

  6. Развивать общеучебные навыки: самоорганизацию, дисциплину, умение вести конспект и др.

  7. Воспитывать эстетический вкус на примерах и образцах мирового искусства.


^ Структура урока.

Организационный момент – 3 мин.

Основная часть – 40 мин

Подведение итогов, домашнее задание – 2 мин.


Ход урока:


На прошлом уроке мы познакомились с монументальным искусством Древних египтян по созданию архитектурных комплексов погребального и загробного культа, включающих Пирамиды , гробницы и ритуальные храмы. Вы помните, что такого рода грандиозные постройки, которые до сих пор все человечество относит к чудесам света, были созданы трудом тысяч рабов на основе веры Древних Египтян и заупокойного культа Фараона, как воплощения самого бога на земле. В переводе с греческого языка название этой древней страны означает тайна, загадка.

Впервые описание этой экзотической страны для европейцев появилось у древнегреческого историка и философа Геродота, после его удивительного путешествия в 500 году нашей эры. Позже загадки Древнего Египта пытались раскрывать и изучать ученые – археологи многих стран, начиная с 19 века. Благодаря из находкам, которые распространились по самым знаменитым музеям всего мира, мы можем познакомиться с художественно – историческими памятниками Древнего Египта, представить жизненный уклад общества , верования и занятия людей. Сегодня мы поговорим о скульптурных памятниках Древнего Египта. И как первооткрыватели попробуем восстановить события и образы, запечатленные в камне.

( Мы сейчас будем рассматривать и анализировать слайды и одновременно вести конспект, поэтому, я оставлю освещение в конце класса. На доске у меня висит подсказка – план, по которому мы будем стараться организовать свой ответ при разборе скульптурного изображения).


1. Перед нами древнейшая и самая монументальная скульптура на свете БОЛЬШОЙ СФИНКС близ города Гиза.
Эта скульптура высеченная прямо из природной скалы, находится вблизи поминальных сооружений фараона Хафра, поэтому ученые предполагают, что это каменное изваяние изображает фараона Хафра в виде символической фигуры льва с головой фараона, как олицетворение силы и власти фараона над людьми и всей природой. Имя сфинкса ХОРЕМХЕТ – в переводе означает «Хор на небосклоне». Хором египтяне называли обожествленного фараона. Лицо скульптуры не уцелело полностью, но по сохранившимся фрагментам мы можем рассмотреть символический головной убор фараона, в виде платка - намеса, перетянутого обручем на лбу, который украшает изображение кобры – символа власти и мудрости. Взгляд фигуры отрешенно устремлен в вечность, да и сама фигура сфинкса символизирует вечность..Длина скульптуры почти 60 м, высота – 20, ширина лица – 4 м. Между передних лап сфинкса в 16 в до н. э. был построен храм, который не сохранился до наших дней.

. 2. Это изображение выполненное на каменной плите интересной формы, по силуэту напоминающем вазу называется «Палетка Нармера» одно из древнейших памятников искусства.

Давайте рассмотрим это изображение :

  • Как называется выпуклое изображение на поверхности камня или доски? ( рельеф)

  • Опишите, что и кого вы видите на рельефе в центральной части палетки?

Это сцена буквальной победы Царя Южного Египта – Нармера, над царем северного Египта. Фигура победителя изображена в полный рост, с отведенной в сторону для размаха рукой, в которой зажат жезл, для решающего удара. На голове Нармера корона удлиненной формы - - символ царской власти на Юге. Враг Нармера изображен коленопреклоненным, руки безвольно опущены вниз, а на голове вместо короны – кулак победителя.

  • Попробуйте рассказать, что происходит между главными персонажами, обоснуйте ответ.

Здесь изображена не сцена из реальной битвы, а именно символическое изображение победы, ведь врукопашную сражались не сами цари а их армии.

  • Как вы думаете, почему рядом с фигурами фараонов изображены справа птица, восседающая на непонятной площадке с головой мужчины ?

Силуэт сокола означает невидимое присутствие и покровительство бога Гора, который передает Нармеру власть в виде папируса над 6 тысячами поверженных врагов.

  • А что за маленькая фигурка находится слева от фараонов?

Справа изображен слуга – сандалиеносец. Он слуга и малозначим, поэтому изображен в меньшем масштабе чем фигуры царей.

  • Обратите внимание на фигуры, изображенные внизу под чертой, кто эти люди, как вы думаете?

Судя по размерам изображенных фигур, это воины противника, которые в панике бегут с поля битвы.

  • Теперь попробует установить что символизируют изображения Рогатых коров, расположенные наверху?

Египетская богиня Хатор – богиня земли и плодородия, покровительствует Нармеру, она изображалась в виде женщины с головой коровы.

  • Сделайте вывод о том месте, где бы могла оказаться эта палетка в Древнем Египте и для чего она была создана?


Это произведение создано, чтобы прославить победу Царя Нармера не только как крупного военачальника, но как создателя единого государства Египет, поэтому как памятник истории фараона он мог бы находиться в его усыпальнице или как документальный отчет фараона перед Богом – покровителем в его храме.


Рассмотрим теперь обратную сторону этой скульптурной плиты. Здесь тоже изображен рельеф.


В самом верхнем ряду – опять изображение богини Хатор, дальше полоса с рельефом изображающим торжественное шествие победителя Нармера со своей свитой.Опять Фигура фараона изображена самой крупной, но уже в другой короне – Символом власти Северного Египта.

Слева от процессии мы видим странное изображение, те же люди двигаются как бы вверж, развернувшись под прямым углом к горизонтали. Это фигуры казненных врагов с отрубленными головами. Таким сложным ракурсом художник дает понять, что враги переходят в царство мертвых.

В средней части палетки мы видим изображение двух фантастических животных, напоминающих гепардов. Их вытянутые и переплетенные шеи символизируют объединение Нижнего и верхнего Египта.

В самой нижней части Царь Нармер изображен в виде символического быка, разбивающего рогами стену – символ границ и топчущего копытами своего врага.


При рассмотрении этого рельефа мы заметили некоторые особенности изображения, которые сложились в строгую систему правил, обязательных для выполнения – канон.


^ Записываем в тетради : Канон – строгая система правил в искусстве, обязательная для выполнения, как образец или идеал.

  • Древнеегипетский канон в скульптурном изображении прослеживается:

  • В соблюдении традиций на основе религиозных представлений ( присутствие символических изображений божеств.)

  • Разномасштабность при изображении социального статуса людей.

  • Определенный ракурс на рельефе в изображении фигур фараонов, жрецов, вельмож ( голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, бедра в профиль, ноги боком , «Шагающие»

  • Традиционные одежды и атрибуты власти для фараонов и жрецов, орудия труда для подчиненных и рабов.


Давайте теперь рассмотрим другой слайд. Здесь вы видите двойное скульптурное изображение

Это Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет из древней гробницы в городе Медум, рядом с погребальным комплексом отца – фараона Снофру.


  • В какой позе изображены персонажи.?

  • Обратите внимание на форму и оформление тронов?

  • Подробно опишите положение рук и ног, головы ?

  • Обратите внимания на цвет кожи, детали одежды и украшения?

  • Как вы думаете персонажи изображены с точной передачей портретного сходства или нет?

  • Какие особенности в изображении мимики лица вы заметили?



Вот мы опять увидели, что наряду с точной передачей портретного сходства присутствуют черты канонического изображения. Открываем тетрадь и продолжаем записи :

Для круглой скульптуры погребального культа характерно:


  • Статичная ( неподвижная , скованная, сидячая поза, с тесно прижатыми к телу руками или положенными на колени, сомкнутыми коленями.

  • Передача портретного сходства, но взгляд величаво- спокойный, устремленный вдаль.

  • Одежда строго определенного типа ( набедренная повязка – для мужчин, облегающее прямое платье для женщин) белого цвета.

  • Применение красок, для придания цвета мужского тела – красная охра, женского тела – светлая охра, волосы – черные, глаза и губы инкрустировались полудрагоценными камнями



Еще раз напомню о том, что такие условности канонизированного изображения диктовались религиозными верованиями древних египтян. В их представлении у человека имеется несколько сущностей, физическое тело – Мер, эфирный двойник человека с его жизненной силой – Ка и высший дух человека – Ба. Когда человек умирает, он утрачивает жизненную силу – Ка, а его дух в виде птицы улетает к богам. Чтобы в загробном мире сущности человека Ка и Ба воссоединились с телом, и человек воскрес, продолжая свою жизнь после смерти , необходимо сохранить тело, поэтому его мумифицировали. Но тем не менее облик умершего в процессе лежания в качестве мумии изменялся, чтобы его сущности Ка и Ба , вернувшись после перехода узнали и вселились в именно то самое тело, для этого и делались точные портретные копии человека, повторявшиеся несколько раз в погребальной скульптуре у надгробия или в виде росписей и рельефов самого саркофага. Отсюда происходят истоки реалистического скульптурного портрета.


На следующем уроке мы познакомимся с другими памятниками архитектуры, скульптуры и декоративно – прикладного искусства Древнего Египта. С собой иметь тетрадь и вспомнить классификацию и образное изображение Египетских божеств.




Похожие:

Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconРелигия Древнего Египта. Цели урок
Оборудование урока: карты «Древний Египет», «Передняя Азия в древности». Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconУрок музейной педагогики в 3-в классе по теме «В мастерской художника живописца. Краски». проводит учитель изо, черчения и музейной педагогики Маркушева С. П
Цели: Развитие познавательного интереса, визуального мышления, эстетического вкуса, воспитание зрительской культуры, ценностных ориентаций...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconУрок истории в 5 классе Тема: Искусство Древнего Египта (Египетские пирамиды)
Образовательные задачи: выделять особенности достижений древних египтян на примере древнеегипетских пирамид, осознавать их значимость...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconУрок по истории древнего мира. Тема: древний восток -египет, двуречье, китай, индия
Цели: образовательная – обобщить и повторить с учащимися знания по истории государств Древнего Востока; закрепить понятия, навыки,...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconУрок особенности художественной культуры древнего египта тема урока (слайд 1)
Платон, высоко ценивший египетское искусство, ставил его в пример своим сооте­чественникам. Интерес к Египту не ослабевает и в XX...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconКнига для чтения по истории древнего мира/ под ред. А. И. Немировского. М., 1998
«История Древнего мира» разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconГосударственность Древнего Египта. Право Древнего Египта. Возникновение государства в Индии. Империя Маурьев. Социальная структура индийского общества. Источники права Древней Индии закон
Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса
Программа составлена на основе буп 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004г и авторской программы...
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconМетодическое пособие по истории Древнего мира А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Ход
Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот
Урок музейной педагогики в 6 классе по разделу программы «Искусство и история». Искусство Древнего Мира. (Учитель Маркушева С. П.) Тема: «Канон в скульптуре Древнего Египта» Цели iconВыберите правильный ответ Искусство Древнего Египта
Возведение пирамид длилось десятилетия. Камень для них вырубался в каменоломнях,за несколько км от Долины мертвых
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов