«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» icon

«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»



Название«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Дата конвертации20.09.2012
Размер90.96 Kb.
ТипДокументы


«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»


Докукина О.С., педагог-психолог ДОУ № 793


Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Многие известные и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с воспитателем – прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Воспитатель для ребенка – это вторая мама. Эта встреча может помочь ребенку обрести собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать воспитателю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни, стать хорошим учеником в школе. Но произойдет это только в том случае, если воспитатель увидит в каждом ребенке уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их проблемам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними. Для того, чтобы таких встреч было как можно больше, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми и утвердить новый опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода.

Чтобы осуществлять такой подход, воспитателю необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса.

К педагогу дошкольного учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Воспитатель детского сада должен применять самые разнообразные знания из различных областей науки. Например, ему не обойтись без знания возрастной психологии. Ведь многие поступки детей обусловлены именно возрастными изменениями их психики. Педагог должен уметь определять индивидуальные способности малышей, развивать их и обращать внимание родителей на успехи или проблемы их детей. А тут уже требуется знание психологии взрослого человека, ведь родители тоже все разные.


Далеко не всегда воспитатели и педагоги дошкольного образовательного учреждения обладают необходимыми психологическими знаниями и навыками. Не всегда стиль их общения и поведения с ребенком создает психологически безопасную развивающую и воспитывающую среду.
Грубость, психологическая неграмотность, авторитаризм в отношениях с детьми могут нанести непоправимый ущерб психике ребенка, породить у него невротические реакции, страхи и другие негативные последствия.

Поэтому психолого-педагогическое просвещение воспитателей ДОУ может служить не только средством повышения их профессионального мастерства, но эффективным элементом здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

С этой целью педагогом-психологом ДОУ была разработана программа лекционных и практических занятий с воспитателями и специалистами детского сада.

Эта программа призвана дать минимум знаний по педагогической психологии, который помог бы педагогам практически решать задачи личностно-ориентированного воспитания и обучения.

   Данная программа включает проведение 16 занятий. В месяц проводится два занятия (например, второй и четвертый вторник месяца), во время дневного сна детей. Продолжительность одного занятия приблизительно 1 час.

Настоящая программа направлена на решение ряда важных задач:

  • повышение квалификации воспитателей;

  • совершенствование профессионального мастерства воспитателей;

  • развитие творческой инициативы педагогов;

  • развитие эмоциональной произвольности;

  • совершенствование коммуникативных навыков;

  • развитие навыков саморегуляции педагога;

  • снятие психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения (педагога с педагогом, педагога с ребенком, педагога с родителями);

В соответствии с поставленными задачами выстраивается содержание занятия, подбирается интересная, разнообразная форма их проведения.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей в себя умение ориентироваться в закономерностях развития ребенка, в развития личностных новообразований детей, их обучения и воспитания в условиях в ДОУ, данная программа предусматривает использование следующие методы и приемы:

  • лекции;

  • семинары-практикумы;

  • коммуникативные тренинги;

  • упражнения;

  • беседы, дискуссии;

  • тесты, опросники, диагностики эмоционального состояния;

  • методические рекомендации.

В программе используются разработки, отраженные в отечественной литературе (М. Кипнис, И. Вачков, А. Барташев, И. Алексеева), а также авторские находки.

В педагогической деятельности очень часто возникают смысловые барьеры, что объясняется разницей в возрасте и жизненном опыте партнеров, а также расхождениями их интересов и привязанностей, ошибками в выборе воспитательных воздействий.

В данной программе представлена методика для определения межличностной совместимости и сработанности воспитателей.

В программу включен метод экспресс-диагностики педагога, разработанный Р.В. Овчаровой для определения стиля педагогического общения. Лекция по данной теме состоит из двух блоков: первый - стили воспитания детей родителями, второй – воспитателями. Освещена тема сензитивных периодов в развитии детей. Приведен цикл лекций «Психическое развитие детей дошкольного возраста» (от 2 до 7 лет). Отдельно дана тема «Кризис 3-х лет». Так же в программе освещены интересные темы «Гендерного воспитания в детском саду» и «Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка-дошкольника».

В процессе занятий педагогом-психологом даются рекомендации воспитателям:

- по планированию и проведению занятий при подготовке детей к школе;

- как предупредить трудности школьной дезадаптации у леворуких детей;

- рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.

Лекторий психологических знаний сочетается с проведением тренингов, игр и упражнений с целью:

  • развития коммуникативных навыков;

  • создания в группе (коллективе) атмосферы эмоциональной свободы, дружелюбия, доверия друг к другу;

  • помощи воспитателя - участникам занятий, в самопознание и познании друг друга;

  • интеграции группы за счет осознания коллективной ответственности и включенности их в совместную командную деятельность;

  • развития умений пользоваться языком жестов, мимики эффективной коммуникации.


Список использованной литературы:


  1. Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. - С-Пб.: «Питер», 2007.

  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1968г.

  3. Вачков И.В. Метафорический тренинг. - М.: «Ось-89», 2006г.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: «Педагогика», 1991г.

  5. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г

  6. Кипнис М. Апельсиновый тренинг. - М.: «Ось-89», 2008г.

  7. Кипнис М. Трениг коммуникаций - М.: «Ось-89», 2007г.

  8. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. – «Вопросы психологии» журнал, 1996, №6.

  9. Нагао Т., Сайто И. Кокология. Психологические игры. – Киев, Москва, С.-Петербург: «София», 2003г.

  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе - М.: ТЦ «Сфера», 1996г.

  11. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.


Приложение


Программа лекционных и практических занятий для педагогов ДОУ № 793


занятие

Цикл лекций для воспитателей

Практические занятия с воспитателями

(диагностика, тренинги, упражнения, рекомендации психолога)

1

Лекция

«Стили воспитания детей» (начало)

Тренинг «Игра-знакомство»







2

Лекция

«Стили воспитания детей» (конец)




Опросник для воспитателей «Стиль педагогического общения».

Упражнение: коллективный рисунок «Наш детский сад».

3

Лекция «Готовимся к школе»

Тренинг коммуникации «В три касания»




Рекомендации воспитателям по проведению занятий


4

Лекция

«Что такое сензитивные периоды в развитии ребенка?»







Упражнение «Задай вопрос коллеге» (начало)

5

Цикл лекций «Психическое развитие детей дошкольного возраста»

Лекция №1

«Психическое развитие детей

2-3 лет»







Упражнение «Задай вопрос коллеге» (конец)

6

Лекция № 2 «Кризис 3 лет»







Упражнение «Самореклама» Рекомендации, психолога, которые воспитатель может дать родителям.

7

^ Лекция № 3 (1)

«Психическое развитие детей

3-4 лет»





Тестирование (начало)

«Методика определения уровней сработанности и совместимости»




8

^ Лекция № 3 (2) «Психическое развитие детей

4-5 лет».




Тестирование (конец).

«Методика определения уровней сработанности и совместимости»


Упражнение «Пойми меня».

9

^ Лекция № 3 (3) «Психическое развитие детей

5-6 лет»







Играем в детские игры (знакомство воспитателей с новыми играми для детей):

а) «4 стихии»;

б) «Варим суп»

10

^ Лекция № 3 (4) «Психическое развитие детей

6-7 лет»

Тренинг «Мой портрет в лучах солнца».







11

Лекция № 4 «Развитие профессионализма воспитателей»




Тест «Конфликтная личность»




12

Лекция № 5 «Анализ и предупреждение трудностей школьной дезадаптации у леворуких детей».

Гимнастика для левой руки при подготовке к письму.








13

Лекция № 6 «Гендерное воспитание в детском саду»







Упражнение «Крокодил»

14

Лекция № 7

«Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада» (в копилку воспитателя рисуночный тест)




Рисуночный тест воспитателям «Я в своей группе» (сначала воспитатели рисуют, а после, на лекции идет разбор данного теста)





15

Лекция № 8 «Психологические преимущества детского сада»


Материал

для воспитателей для выступления на родительском

собрании.




Психологическая игра

«Вы всего лишь человек» (кокология)

16

Лекция № 9

«Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка-дошкольника»







Упражнение

«Под небом голубым» (кокология)




Похожие:

«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» icon1. Реализация комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста
В 2010\2011 учебном году педколлектив гоу завершил работу по целевой программе «Столичное образование – 5», решая следующие поставленные...
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconРекомендации по работе с компьютером, мультимедийной установкой и просмотру телепередач детьми дошкольного возраста
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения от 14. 03. 2000г....
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconЛогосказки, как эффективный метод
Логопедия – важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные...
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconДоклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми»
Гоу «Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, с отклонениями...
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconПлан работы гмо для воспитателей младших групп Тема: «Конструирование детей младшего дошкольного возраста»
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» icon«Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей младшего школьного возраста»

«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconДекоративно-прикладного искусств
Для этого и создают­ся в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности и т п. Все шире используется такая форма, как...
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Фитбол необходимый предмет на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
Фитбол необходимый предмет на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconПознавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни
Образовательные задачи: закрепить и расширить знания детей о функциях и работе носа
«Психологическое просвещение воспитателей как эффективный элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» iconГородское методическое объединение для инструкторов по физической культуре по теме : «Фитбол гимнастика для детей дошкольного возраста»
Многие воспринимают осень как время увядания, но только не педагоги. Для нас это начало активной деятельности и в работе с детьми,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов