Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками icon

Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками



НазваниеСистема совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками
Дата конвертации20.09.2012
Размер56.48 Kb.
ТипДокументы

Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

с младшими школьниками

Пименова М.В., педагог-психолог СОШ № 1267, Нагапетян Р.С., учитель-логопед СОШ № 1267


Психолого-логопедическая служба работает в школе № 1267 с 2003 года. Как и во многих школах, психолог занимается изучением и развитием познавательной и эмоционально-личностной сферы, а логопед развитием устной и письменной речи учащихся.

С 2006 года логопед и психолог стали разрабатывать систему совместного сопровождения младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Основной целью данной деятельности является оказание комплексной психолого-логопедической помощи учащимся в профилактике и преодолении педагогических трудностей по русскому языку.

1)Определенную часть работы логопед и психолог проводят независимо друг от друга: диагностика, коррекционно-развивающие занятия и консультации родителей.

2)Совместно же проводится анализ психолого-логопедических нарушений, планирование дальнейшей работы по сопровождению учащихся и анализ результативности проделанной работы.

Система совместной работы состоит из 4 этапов, каждый из которых имеет свою цель и формы работы.

1 этап начинается с диагностики. Цель этого этапа является выявление детей с нарушениями в развитии речи и ВПФ. Основная форма работы – это групповое и индивидуальное обследование учащихся, которое проводится отдельно каждым специалистом.

Педагог-психолог и учитель – логопед обследует:

1. Особенности внимания и объема слухоречевой и зрительной памяти;

2. Изучение сформированности зрительного восприятия и пространственных представлений;

3. Выявление особенностей развития мыслительной деятельности;

4. Изучение уровня развития речевого анализа и осмысленности чтения

2 этап заключается в проведении мини-консилиума, на котором анализируются психологические и логопедические нарушения у детей с целью выявления причин педагогических трудностей.

На 3 этапе принимается решение о путях сопровождения учащихся «группы риска». На данном этапе планируется тематика совместных просветительских бесед для родителей и педагогов, а также направления коррекционно-развивающей работы с учащимися.

На последнем 4 этапе работы проводится анализ результативности совместной деятельности, с целью изучения динамики развития учащихся.

Основной формой работы является исследование письменных работ учащихся.





^ Система совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда

СОШ № 1267с младшими школьниками


Вся работа состоит в основном из 4 этапов, каждый из которых имеет свою цель и формы работы.




Этапы работы

Цель работы

Направления и формы работы

1

Диагностика.

Выявление детей с нарушениями в развитии речи и ВПФ.

Групповая и индивидуальная диагностика учащихся педагогом-психологом и учителем-логопедом.

2

Мини-консилиум специалистов.

Выявление причин трудностей в обучении учащихся.

Совместный анализ диагностических данных педагогом-психологом и учителем-логопедом.

3

Решение мини-консилиума.

Разработка пути сопровождения каждого учащегося.

Просвещение и консультирование педагогов и родителей о причинах возможных трудностей учения учащихся

Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися у педагога-психолога и учителя-логопеда по преодолению трудностей в учении.

4

Анализ результативности совместной деятельности.

Изучение динамики коррекционно-развивающих занятий.

Исследование письменных работ учащихся.


^ I этап – Диагностическое обследование учащихся.


Обследование проводится каждым специалистом отдельно. Психолог изучает уровень сформированности ВПФ, а логопед изучает уровень речевого развития учащихся.





^ II этап - анализ логопедических и психологических нарушений учащихся с целью предупреждения и коррекции педагогических трудностей


Схема анализа логопедических и психологических нарушений


Педагогические трудности учащихся по русскому языку

Логопедические нарушения

Психологические

нарушения

Пропуск и замена букв близких по акустическим и артикуляционным признакам

(артикуляционно-акустическая дисграфия)

Колова (корова), лубит (любит), туща (туча)



- несформированность фонематического восприятия,

- нарушение звукопроизношения

- неустойчивость внимания;

Замена букв сходных по начертанию

(оптическая дисграфия)


П-н, п-и, с-о, и-ш, л-м


- нарушения зрительного анализа и синтеза

- несформированность пространственного восприятия и представлений;

нарушение зрительно-моторной координации - снижение объем зрительной памяти




Нарушение границ предложений (аграмматическая дисграфия)

Наступила осень птицы улетели на юг


- нарушение синтаксического оформления речи

  • трудности переключения внимания

  • - несформированность речевого анализа

Неправильное согласование слов в предложении

(аграмматическая дисграфия)

Захлестнула-нахлестнула,

Около него - около ним


- нарушение грамматического строя речи (морфологической и синтаксической обобщенности)

  • несформированность речевого анализа

  • трудности установления причинно-следственных связей



^ Используемая литература для анализа педагогических трудностей при изучении русского языка


Психологическая литература

- Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психологические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников»


^ Логопедическая литература

- Волкова Л.С. «Логопедия»

- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников»


^ III этап – планирование пути сопровождения учащихся с целью предупреждения и коррекции педагогических трудностей



  • Разработка тематических выступлений для родителей и педагогов с целью просвещения о причинах педагогических трудностей учащихся




  • Консультирование педагогов и родителей с выработкой практических рекомендаций по преодолению педагогических трудностей у детей




  • Планирование основных направлений коррекционно-развивающей работы с учащимися.



^ IV этап – анализ результативности совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда





Перспективы развития взаимодействия психолога и логопеда ГОУ


  • Разработка комплексной психолого-логопедической диагностической методики

  • Разработка комплексной коррекционно-развивающей программы для работы с младшими школьниками по профилактике и преодолению педагогических трудностей по русскому языку.






Похожие:

Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками icon«Использование икт в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда по профилактике школьной неуспешности младших школьников»
...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconПрограмма воспитательной работы с младшими школьниками «Будь человеком»
Брошюра содержит программу воспитательной работы с младшими школьниками. Брошюра может быть использована учителями начальных классов...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconВыступление на рмо педагогов-психологов «Использование икт и ресурсов Интернет в работе педагога-психолога» Мастер класс «Использование икт в работе педагога-психолога»
При этом использование икт органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconПлан работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год
...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconПетрушиной Натальи Владиславовны, педагога-психолога, кандидата педагогических наук «Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога и развитию его навыков саморегуляции»
Использование элементов музыкальной терапии как метод коррекции эмоционального выгорания педагога
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками icon«Преемственность в работе педагога-психолога доу и педагога-психолога сош в сохранении психологического здоровья детей через использование фототерапии»
Презентация: «Совместная работа педагога-психолога мдоу д/с №41 «Кораблик» Степановой Л. А. и педагога-психолога сош №16 Милюковой...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconПлан работы на февраль 2011 года
Участие в областном конкурсе материалов, предназначенных для занятий с младшими школьниками по пропаганде безопасного поведения детей...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками icon«Работа педагога-психолога по профилактике и решению проблемы школьной неуспешности»
Что такое школьная неуспешность, ее причины. Выступление Калита И. И., педагога-психолога, методиста гоу сош №791
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconКлассный час по теме: «В гостях у ребят Мойдодыра» 60 Пояснительная записка
Брошюра содержит программу воспитательной работы с младшими школьниками, реализуемую совместно с родителями. Брошюра может быть использована...
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками iconПравительство москвы
Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения являются основой для контроля и оценки деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы