Методика «Педагогические ситуации» icon

Методика «Педагогические ситуации»



НазваниеМетодика «Педагогические ситуации»
Дата конвертации18.09.2012
Размер133.81 Kb.
ТипДокументы

Методика «Педагогические ситуации»


Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций.

Познакомившись с содержанием каждой из них, не обходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, глядя вам прямо в глаза, заявил:

«Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как вы отреагируете на это?

Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. « Вот тебе и на!».

2 «А что тебе смешно?».

  1. «Ну, и ради бога!».

  2. «Ты что, дурачок?».

  3. «Люблю веселых людей».

  4. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».



Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

  1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя».

  4. «Тебе просто не хочется учиться».

  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

  6. «Давай поговорим об этом подробнее. Что наводит тебя на подобную мысль?».

  7. ________________________________________________________________________



Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь — заставим!».

  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?».

  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?».

  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?».

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав ».

7.


Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе? »

Что должен на это ему ответить учитель?

1.«Если честно сказать — сомневаюсь».

2.«О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3.«У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4.«Почему ты сомневаешься в себе?».

5. «Давай поговорим и выясним, что тебе мешает учиться на отлично».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».

Как нужно ответить ему?

  1. «Попробуй только!».

  2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

  3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

  4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

  5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?».

  6. «А что ты собираешься делать дальше?».

  7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

  8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9._______________________________________


Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

  2. «Да, я плохо себя чувствую».

  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

  4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям» .

  6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!».

  7. _______________________________________

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».

Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Перестань говорить глупости!».

  2. «Ничего себе, додумался!».

  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?».

  4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?».

  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?».

  6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?».

7.


Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».

Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

  2. «С твоими-то способностями? Сомневаюсь!».

  1. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?».

  2. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

  3. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком».

Что должен ответить ему на это учитель?

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь ».

  2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

  4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

  1. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

  2. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

7.

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!».

  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности? ».

  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

  4. «Я хотел(а) бы знать, почему?».

  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?».

  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?».

7.____________________________________________________

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».

Как должен ответить учитель на такую просьбу?

  1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?».

  2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!».




  1. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

  2. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?».

  3. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?».

  4. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?».

7.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше? ».

Что должен на это ответить учитель?

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

  3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

  4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

  5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

  6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось ».

7._________________________________________


Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя?

  1. «Это — плохо».

  2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

  3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

  4. «Почему?».

  5. «А что ты сам любишь и готов защищать?».

  6. «На вкус и цвет товарищей нет».

  7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?».

8.__________________________________________

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».

Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?».

  2. «Никуда не денешься, все равно придется».

  3. «Это глупо с твоей стороны».

  4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

  5. «Почему?».

6. «Я думаю, что ты не прав».
7. _________________________________________________

Информация для обработки полученных данных

Каждый ответ — выбор того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в таблице внизу. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В таблице приведены баллы, которыми оцениваются варианты ответов на разные педагогические ситуации.



Порядковый номер

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

педагогической ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

-




2

2

2

3

3

5

5




-

3

2

3

4

4

5

5

-

-

4

2

3

3

4

5

5

-




5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

-

-

7

2

2

3

4

5

5

-

-

8

2

2

4

5

4

3

-

-

9

2

4

3

4

5

4

-

-

10

2

3

4

4

5

5

-

-

11

2

2

3

4

5

5

-

-

12

2

3

4

5

4

5

-

-

13

3

2

4

4

5

4

5

-

14

2

2

3

4

4

5

-

-


Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

Наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.




Похожие:

Методика «Педагогические ситуации» iconОпорный центр информатизации образования при моу сош №2 р п. Колышлей. Во исполнение региональной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области»
«Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития»); в октябре 2010 года курсы повышения квалификации «Новые...
Методика «Педагогические ситуации» iconПлан работы Совета профилактики на 2012 2013 учебный год
Цель работы: оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные,...
Методика «Педагогические ситуации» iconПедагогические советы в учреждениях дополнительного образования детей. Само слово «педсовет»
В такой ситуации, разумеется, очень сложно понять друг друга, положительно реагировать на выступление коллеги и весьма трудно выработать...
Методика «Педагогические ситуации» iconДокументи
1. /педагогические чтения 2012/А.Е.УЛЬЯНОВА. ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.docx
Методика «Педагогические ситуации» iconГ. Серпухова «Взаимодействие музыкального руководителя доу с родителями в контексте фгт»
Доу необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих развитие личности...
Методика «Педагогические ситуации» iconПедагогические советы на 2012-2013 учебный год
Педагогические советы по организации системы работы Центра, по вопросам текущей деятельности
Методика «Педагогические ситуации» iconПрограмма «Педагогические кадры мбоу мо плавский район Прогимназия «Берёзка»
I. Общая характеристика и основные проблемы кадровой ситуации в системе образования мбоу мо плавский район Прогимназия «Берёзка»
Методика «Педагогические ситуации» iconМетодика исследования мотивации учения у первоклассников
...
Методика «Педагогические ситуации» iconМ., 1981 г. Предмет методики развития речи детей Сущность методики и ее методологическая основа
Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика...
Методика «Педагогические ситуации» iconДоклад «педагогические технологии в образовательном процессе»
«педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов