Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon

Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан»



НазваниеТрудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
Дата конвертации07.09.2012
Размер106.73 Kb.
ТипДокументы

Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности)


Материал подготовила: педагог-психолог ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Милославская Н.С.


Слайд 1

Прежде всего, следует помнить, что возможность реализации и полноценного раскрытия таланта ребенка зависит не только от способностей, но и от мотивации. Иными словами, важно не только «могу», но и «хочу». Отсутствие желания трудиться и развиваться даже при наличии очень высоких способностей может приводить к постепенному угасанию таланта.

Увы, одаренность - это нелегкое испытание как для самого ребенка, так и для его родителей. Какие же трудности испытывают одаренные дети?


Слайд 2

  1. Прежде всего, это отсутствие средств, программ и специалистов.

  • Несовпадение условий среды, в которой воспитывается/учится ребенок и его потенциальных возможностей приводит к постепенному угасанию способностей ребенка.

Зачастую одаренные дети, учащиеся в обычных школах среди «обычных» детей не имеют возможности выразить свои способности в полной мере, и им становится просто скучно заниматься. Иногда они даже полностью теряют интерес к области, к которой одарены. Более того, оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей, у них может появиться неприязнь к школе. Поэтому программа обучения должна соответствовать индивидуальным интересам и потребностям ребенка, его психологическим особенностям, обеспечивать благоприятные условия для его развития.

  • Непонимание учителей, отсутствие у них подготовки для работы с одаренными детьми.

Так, у шахматного вундеркинда Гаты Камского осталась плохая память об отношении к нему школьных учителей: в 9-летнем возрасте он уже побеждал гроссмейстеров, а учителя, как он сказал в одном интервью, "любили указать этому знаменитому мальчику на его место. Им нравилось унижать меня".


Слайд 3

  1. Центральной проблемой, которую необходимо учитывать при воспитании одаренного ребенка является так называемая асинхрония или десинхрония развития (фр. Ж.Терасье)

Распространенное мнение о том, что одаренные дети должны всегда и во всем опережать своих сверстников не всегда подтверждается. Одаренные дети также могут иметь свои слабые стороны, которые являются обратной стороной их достоинств.

Суть проблемы заключается в том, что очень важные сферы личности ребенка, такие, как сфера эмоций и чувств, сфера общения (особенно со сверстниками) и многие другие, просто не поспевают в своем развитии за талантом ребенка. При опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им. Так, юный одаренный математик в своей области по развитию может равняться среднестатистическому студенту математического факультета или даже превосходить его, но в области эмоционального развития оставаться на уровне трехлетнего малыша – проявляя совсем детский эгоизм, не умея построить отношения с одноклассниками, а в подростковом возрасте не проявляя ни малейшего интереса к противоположному полу.

Таким образом, проблема одаренных детей не в том, что они талантливы, а в том, что они не являются столь же развитыми эмоционально, как интеллектуально, терпеливыми, уверенными в себе и так далее. Более того, случается так, что эти негативные сопровождающие одаренности проявляются раньше, чем сам талант.

Данила Пигилов. В 5 лет ему уже давали читать древнегреческую философию, труды Гегеля. Родители Данилы (мама была специалистом по одаренности детей) делали все, чтобы максимально использовать природные способности мальчика. В 12 лет закончил школу с золотой медалью, в 13 поступил в МГУ на факультет журналистики. Первую сессию в университете Данила сдал на "отлично". Потом стал постепенно "съезжать": нагрузка оказалась для него слишком велика. А преподаватели уже привыкли к маленькому студенту и стали относиться к нему как ко всем. Когда ему не ставили желаемую оценку, он устраивал сцену.


Слайд 4

  1. Следующая проблема — это социальная изоляция, трудности контактов со сверстниками.

  • Вундеркинды очень часто оказываются в положении отверженных: старшие, с которыми они равны по интеллекту, редко принимают их в свою компанию, ровесникам они могут показаться странными и непонятными, а игры ровесников их, в свою очередь, не интересуют. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.


Слайд 5

Для одаренных детей характерно задумываться над философскими проблемами, такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  • Непохожесть одаренного ребенка на других детей может сказываться на отношении к нему как к «чересчур умному», «чудику».

  • Ребенок может начать скрывать свои способности, быть «как все», что не способствует его развитию. Либо ребенок впадает в другую крайность.


Слайд 6

  • Субъективно ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Такие дети становятся болезненно самолюбивы, "стремился показать, что умнее всех". Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

По словам сокурсников и преподавателей, общаться с Данилой Пигиловым было очень трудно: он был болезненно самолюбив, "стремился показать, что умнее всех", вообще "все время был на каком-то надрыве". Сокурсники подшучивали над ним.

  • В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это также вызывает трения в отношениях с другими детьми.


Слайд 7

  1. У одаренных детей есть и другие слабые стороны:

  • У одаренных детей часто отмечают неорганизованность, неспособность к выполнению заданий, ограниченных во времени (тесты, контрльные, экзамены) при энергичности, активности, способности к длительной деятельности. Поэтому одаренность и успешность в учебе далеко не всегда совпадают.

  • Еще одной проблемой является дислексия (слабое развитие речи): нередко ребенку сложно сформулировать свои интересные и творческие идеи, он «теряет» нужные слова, его речь кажется сумбурной и непродуманной.

  • Отмечается также слабость механической кратковременной памяти (трудности повторения только что сказанного) при блестящей долговременной памяти. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны с тем, что детям требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом.

  • Одаренные дети часто не могут заучить легкий, но неинтересный для них материал. Различного рода корректурные пробы, задания на запоминание бессмысленных слогов и повторение узоров — та рутинная деятельность, которая представляется многим одаренным детям не имеющей смысла и поэтому выполняется с трудом.

  • Одаренные дети не склонны к конформизму, они часто отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Наблюдения показывают, что у одаренных детей часто встречаются проблемы в поведениии, связанные с отказом от общепринятых правил, что приводит к конфликтам с одноклассниками, учителями и родителями. Нарушения в поведении также могут появляться потому, что учебный план не соответствует способностям таких детей.


Слайд 8.

  1. Чрезмерная "забота" родителей о том, чтобы талант ребенка не пропал, усугубляет ситуацию.

Вундеркиндов часто лишают детства. Психолог Натан Лейтес говорит: "Родители берут на себя грех. Детство имеет самостоятельную ценность. Надо, чтобы ребенок пережил детство со всеми его радостями, развлечениями, отдыхом и проч. Надо относиться к вундеркиндам все-таки как к детям. Вторая половина слова тоже очень важна: хотя это и "чудо", но все-таки "ребенок", со своими детскими возможностями, и детскими ограничениями. Тем более печальна судьба человека, которому в детстве внушают, какой он необыкновенный, и соответственно воспитывают, а потом он вдруг обнаруживает, что его возможности не столь велики."

Помимо этого, родители могут лишить одаренных детей и полноценной взрослой жизни. Человек может вырасти односторонне развитым, со сложным характером, и даже психопатическими чертами. Следовательно, проблемы с общением, личной жизнью и т.д. ему почти обеспечены.

Гата, чемпион США 1991 г. (отец и сын эмигрировали в 1989 г., когда Гате было 15), не делает практически ни шагу без ведома отца. Папа Рустам сам готовит ему еду из тщательно отобранных продуктов, составляет его расписание, будит его по утрам. Интервью с шахматистом выглядит так: Гата переводит отцу все вопросы с английского на русский язык, отец говорит Гате ответ. Гата переводит его журналисту. Порсле чемпионата США один голландский журнал спросил у Гаты, все ли свое время он тратит на шахматы. "У нас не бывает дня, который бы мы потратили, ничего не делая, - ответил гроссмейстер, проконсультировавшись с отцом. - Он пообещал мне, что, если я стану чемпионом мира, у меня будут дни отдыха".


Слайд 9.

Часто родители, стараясь обеспечить ребенку адекватную для его интеллектуального уровня среду, прибегают к «перепрыгиванию» через класс. Здесь есть свои плюсы и минусы:

+ (плюсы)

- (минусы)

  • возможность развития на нужном ребенку интеллектуальном уровне

  • возможность самореализации

  • развитие мотивации учения

  • раскрытие новых возможностей

  • условия для личностного роста

  • вера в себя

  • снижение вероятности ассоциального поведения

  • несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию

  • непринятие пед. составом, недоверие к успехам ребенка

  • сложности установления эмоционального контакта со сверстниками и одноклассниками

  • бытовые проблемы (устройство на работу в 14 лет,..)





Слайд 10.

Как должно строится психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка? Прежде всего, хотелось бы отметить, что такое сопровождение должно быть комплексным, и включать работу не только педагога-психолога, но и:

  1. родителей

  2. учителя-логопеда (учитывая дислексию и другие сложности такого ребенка)

  3. учителей, в первую очередь классного руководителя (желательно, чтобы учитель имел спецуиальную подготовку для работы с такими детьми; в рамках американской программы «Astor» разработаны качетва, необходимые учителю для работы с одаренными детьми).

  4. социального педагога

  5. ПДО (работа, направленная на максимальную реализцию способностей ребенка в той или иной области)


Слайд 11.

Направления работы с одаренными детьми:

  • Организация олимпиад, соревнований, конкурсов, на которых одаренные дети могут проявить свои способности. Если пеадгоги не имеют возможности организовать такие мероприятия самостоятельно (это требует больших усилий), они должны способствовать тому, чтобы одаренный ребенок мог принять участие в меропритиях, которые организуют другие учреждения;

  • Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов;

  • Обучение творческим методам работы. Как было отмечено выше, при стандартном подходе к одаренному ребенку, он может терять интерес к учебе;

  • Развитие абстрактного мышления;

  • Вовлечение детей в деятельность по интересам;

  • Развитие умений самостоятельно работать. Это очень важное качетво для любого ребенка, но для одаренных детей оно приобретает особое значение. Если ребенок умеет работать самостоятельно, он уже не монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это в том числе снижает трения в его отношениях с другими детьми; Также ребенок может продолжить самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

  • Очень важным (особенно для педагога-психолога) является обучение таких детей; пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей

  • Конечно же, в работе с такими детьми дожны использоваться междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения.


Слайд 12.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на направлениях работы педагога-психолога с одаренными детьми

  1. Психологическая диагностика.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

На втором этапе проводится индивидуальная оценка возможностей ребенка, и его особенностей. Для диагностики можно использовать следующие методики:

Тесты интеллекта

Шкала интеллекта Стенфорд-Бине;

Тест Р.Кеттела;

Прогрессивные матрицы Дж.Равена;

Тест Д.Векслера;

Тест Р.Амтхауэра и др.

Тесты способностей

Тесты креативности Э.Л.Торренса;

Креативные тесты Е.Туник;

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.Аверина, Е.И.Щебланова;

«Шкала детских способностей» Маккарти и др.

  1. Консультирование родителей, учителей, учащихся по проблемам. Как Вы уже знаете, у одаренных детей довольно много различных проблем. Многие из них требуют участия психолога.

  2. Психологическое просвещение учащихся, родителей, учителей.

Психолог может рассказать родителям и учителям об особенностях развития ребенка, возможных рисках, и помочь сохранить зыбкий баланс между способностью ребенка адаптироваться к не очень близкому ему обществу, и возможностью сохранить уникальность и неповторимость.

  1. Развивающая групповая и индивидуальная работа с детьми. Важно научить ребенка понимать и принимать себя и свои способности, а также налаживать контакты с окружающими. Об этом Вам также подробнее расскажет следующий выступающий.


Слайд 12.

Мне хотелось бы остановиться на работе с родителями. Что мы можем посоветовать родителю одаренного ребенка, пришедшему к нам на консультацию?

Есть несколько универсальных советов:


  1. Не стоит ограничивать круг общения и занятий талантливого ребенка домом , ограждать его от «неразумной массы» остальных его сверстников, и давать общаться лишь с такими же одаренными, как он. Беда в том, что особенности развития ребенка мешают ему научиться чувствовать других детей, быть по отношению к ним открытым и терпеливым. Задача родителей помочь ему справиться с этим, в первую очередь – своим же примером. Ребенку важно понять, что ребята в его группе/классе все по-своему хороши, у каждого есть свои достоинства (как и у него самого). Но ни в коем случае нельзя сравнивать их.




  1. Еще один очень важный момент – не стоит фиксировать свое внимание только на развитии способностей ребенка! Одаренный ребенок уже имеет биологическую склонность отставанию в развитии отдельных сфер личности, особенно если не уделять этому должного внимания.




  1. Что касается выбора школы, то здесь вам предстоит еще один непростой выбор. Если есть возможность, лучше отдать ребенка в школу, где есть возможности для максимальной реализации его способностей, такие как:

  • малая наполняемость классов, при которой учитель имеет возможность уделить каждому ребенку больше внимания

  • возможность индивидуального подхода к ребенку

  • возможность получать знания в том объеме, в каком испытывает потребность ребенок (или возможность делать это факультативно) Возможный выход - система вариативного образования.

  • «перепрыгивание» через класс

  • желательно присутствие в школе подготовленных к работе с одаренными детьми психологов

Хорошо, если таким педагогом будете Вы. С одаренными детьми очень приятно работать, они часто бывают благодарны людям, которые поддерживали их и помогали им. Успехов Вам!



Похожие:

Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconАнализ работы группы супервизии Руководитель группы Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан» в 2010-2011 год
Руководитель группы – Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан»
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconПсихотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
При своей работе с семьями я, как семейный психолог, использую специальные методические приемы, которые называются техниками семейной...
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconПрограмма мастер-класса педагогов-психологов Милославской Н. С., Потапенко И. Г. по теме
Что такое супервизия? Цели работы группы. Выступление Милославской Н. С., педагога-психолога, руководителя психолого-педагогического...
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon«Комплексное сопровождение развития детей раннего возраста» Дата проведения: 7 декабря 2011года в 10 часов Место проведения: гоу цдиК «Теплый Стан»
«Программа комплексных развивающих занятий с детьми раннего возраста. Из опыта работы с детьми раннего возраста»
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon«Социальное развитие ребёнка в доу» Дата проведения: 4 апреля 2012 года в 10 часов Место проведения: гоу цдиК «Теплый Стан»
Новые задачи социального развития дошкольников с позиции будущего мирового развития, государства, семьи
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconПлан работы гоу гимназии №1532 опорной школы по профориентации образовательных учреждений района Теплый Стан юзао г. Москвы 2012-2013 учебный год
Планирование форм взаимодействия в работе по профориентации школьников с образовательными учреждениями района Теплый Стан (октябрь...
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconГруппа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан»
Супервизия как обучение имеет целью совершенствование профессиональной деятельности психолога, развитие знаний, навыков и умений,...
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon«Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-х классов в рамках внедрения фгос ноо»
Вступительное слово Камионской Т. Б., районного методиста-психолога гбоу цдиК «Теплый Стан»
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconДепартамент образования города Москвы Юго-Западное окружное управление образования гбоу цдиК «Теплый Стан» гбоу детский сад общеразвивающего вида №1050 Семинар
«Из опыта работы по развитию познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Трудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconТема: Развитие социальных и личностных компетенций детей дошкольного возраста
Педагог-психолог доу №16 Лауренчикене Л. Н., педагог-психолог доу №47 Сауцкая В. Ю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы